ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7708
Скачиваний: 20
41
Обычаи вышли из недр доправового общества, формировались помимо
воли законодателя посредством постоянного и длительного повторения опреде-
ленных норм поведения. Творцом обычая по сути является народ.
В республиканский период законы и обычаи имели одинаковую юриди-
ческую силу, в императорский период правовое значение обычаев значительно
снизилось. Видный древнеримский юрист Павел называл обычай лишь «истол-
кователем закона». Существование обычая подлежало доказыванию в суде сто-
роной, которая на него ссылалась.
Подлинный и полный текст Законов XII таблиц неизвестен, в традиции
римского права существует несколько более или менее убедительных попыток
их реконструкции и систематизации на основании цитат из других римских
юридических источников классической эпохи.
Jus civile. Римское общегражданское право
Законы XII таблиц положили основание развитию того, что стало обоб-
щенно называться римским общегражданским правом и складывалось из двух
основных форм – понтификального истолкования и последующего законода-
тельства – jus civile.
С изданием Законов XII таблиц значимость прежде всесильной понтифи-
кальной юстиции снизилась. В 304 г. до н. э. Гнеем Флавием был опубликован
календарь судебных дней и форм судебных исков. После этого жреческая ари-
стократия сохранила только полномочия толкования писаного права, в рамках
норм законов и только в целях наилучшего следования им в судебных делах. Из
этой функции понтификов, основанной уже не на религиозном авторитете, а на
традиционном лучшем знании права, стала формироваться консультационная
юриспруденция и собственно литература права, служащая дополнением и ком-
ментарием к нормативному уровню права.
Законодательство не осталось только в рамках изданных XII таблиц. Об-
новление и развитие принципов, которые почитались как бы священными и не
подлежащими ни видоизменению, ни тем более отмене, стало осуществляться
новыми законодательными актами. Со временем сложились два подвида рим-
ских законов: lex в собственном смысле как постановление народного собра-
ния, то есть всего римского народа, имеющее высшую юридическую силу, и
plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части римской общины. В 258 г.
до н. э., после принятия закона Гортензия плебейские постановления стали
иметь силу не меньше законов.
42
Законом считалось постановление, принятое при соблюдении соответ-
ствующей процедуры и соответствующего содержания. Закон для придания ему
должной значимости мог исходить только от законно избранного магистрата и
только в пределах его компетенции. Римские законы и получали, как правило,
наименование по его инициатору: закон Корнелия, закон Аквилия и т. д. Ино-
гда наименование было двойным по двум именам, например, консулов: закон
Валерия – Горация и т. п. Закон должен был содержать обязательные элементы:
1) введение (praescriptio), или указатель обстоятельств издания;
2) rogatio, или текст, который мог подразделяться на главы;
3) sanctio, где постановлялись последствия нарушения закона и ответ-
ственность нарушителей. Для его принятия закон должен был быть
доведен до сведения граждан – выставлен магистратом заблаговре-
менно на специальном месте форума. Приниматься закон мог только
целиком, либо так же целиком отвергаться, частичные изменения в
законе, не внесенные самим магистратом, римская практика не допус-
кала.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Виды римских законов:
• lex – постановление народного собрания, имеющее выс-
шую юридическую силу;
• plebiscitum – указ и распоряжение плебейской части рим-
ской общины, которые стали иметь силу закона по закону
Гортензия 258 г. до н. э.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В более позднее время, когда реальная деятельность народных собраний
стала невозможной из-за роста количества римских граждан, верховную санк-
цию на закон давал Сенат. Специальные определения Сената, равнозначные за-
кону, назывались senatusconsultum; однако реально сфера сенатусконсульта все
же несколько отличалась от полного закона – lex. Сенатусконсульты в основ-
ном касались деятельности магистратов и применимости их полномочий к раз-
ным территориям и типам правоприменения. Постепенно они были вытеснены
постановлениями императора – конституциями.
Основная масса римских законов известна только по названиям и по об-
щему содержанию в передаче другими юридическими источниками; полных
текстов сохранилось достаточно немного.
43
Эдикты магистратов и преторское право
В традициях римского государственного политического строя не суще-
ствовало чисто административных функций должностных лиц государства;
большинство из них имели и судебные, и собственно правительственные пол-
номочия. Из этого права магистратов сформировалась вариация римского
гражданского права, основанная на этом своеобразном источнике нормообразо-
вания, – магистратское право, или jus honorarium.
Полномочия по изданию правоформирующих эдиктов имели только не-
которые из римских должностных лиц – магистратов. Полномочия вытекали из
jurisdictio – права лично отправлять правосудие в определенной сфере, и из
imperium – собственно специального уполномочия высшего магистрата, соглас-
но которому ему предоставлялась власть как судебная, так и административно-
принудительная в целях общего блага, в том числе и «поддерживать, дополнять
и улучшать jus civile». Только jurisdictio в чистом виде обладали так называе-
мые курульные эдилы, в обязанность которых входило поддержание обще-
ственного порядка; вторым видом полномочий, помимо консулов, обладали
начальники провинций (правители) и преторы. Важнейшими видами маги-
стратских указов (edictum, от dico – говорю) стали: эдикты эдилов, провинци-
альные эдикты, преторские эдикты. Первоначально распоряжения магистратов
давались устно, откуда происходило и название edicta, затем они выставлялись
на форуме написанными на досках.
Эдикты эдилов касались преимущественно вопросов правового регулиро-
вания торговли, прав и обязанностей участников гражданских сделок, исковых
требований, вытекавших из рыночного оборота. Провинциальные эдикты за-
ключали в себе, как правило, предписания троякого рода: утверждение местных
узаконений и правовых обычаев, нововведения собственно начальников про-
винций – главным образом в административной и финансовой сфере, заимство-
вания из преторских эдиктов, пригодные для того или другого города или про-
винции по усмотрению начальника.
Важнейшими для формирования jus honorarium стали преторские эдикты.
Право издания указов претором появляется одновременно с учреждением в
366 г. до н. э. самой преторской магистратуры. Поскольку в обязанности и пол-
номочия городского претора входила «охрана мира и порядка» в городе, а тем
самым и общий контроль за правоприменением, постольку в его функции во-
шли не только собственно личное отправление правосудия, но и дача рекомен-
дательных указаний назначаемым судьям по вопросам применения права. При
44
назначении на должность претор издавал указ, в котором декларировал те пра-
воположения и принципы, которых будет держаться в течение года (срок пре-
торских полномочий). Различались: новые и перенесенные эдикты: в первых
указывались новшества правоприменения и юридической практики, провоз-
глашаемые претором в осуществление принципов законов; во вторых претор
только заявлял, что будет держаться воззрений и практики своего предше-
ственника. В другом отношении эдикты подразделялись на постоянные, где
указывались правоположения, обязательные для юридической практики на про-
тяжении всего срока полномочий, и непредвиденные, касавшиеся казусных об-
стоятельств либо правоприменения в отношении отдельных личностей. Зако-
ном Корнелия (67 г. до н. э.) преторам было строго предписано держаться
деклараций постоянного эдикта. Основную роль преторский эдикт играл в
гражданском процессуальном праве.
Постоянный эдикт (edictum perpetuum) приобрел особое значение в исто-
рии магистратского права. Вследствие особой роли претора в судебном процес-
се, особенно по частноправовым делам, его содержание постепенно включило
рекомендации по очень многим вопросам не только процессуального, но и соб-
ственно материального права. Их объем со временем превысил правоположе-
ния отправных законов, обновление становилось практически невозможным.
В 131 г. н. э. римский правовед Сальвий Юлиан по поручению императора Ад-
риана кодифицировал все постановления предыдущих преторских эдиктов.
Этот акт был утвержден Сенатом и санкционирован императором. Кодифици-
рованный «непременный эдикт» обобщил постановления:
1) по подготовке процесса, подаче исков, вызову ответчика;
2) своду указаний по определению существа спора;
3) исполнению судебного решения;
4) особым формам преторской охраны.
Содержание «непременного эдикта» показывает в том числе, что вопросы
уголовного права не входили в компетенцию претора и что особенности jus
honorarium в наибольшей мере проявлялись в сфере частного права.
Сенатусконсульты (акты Сената)
В начале принципата постановления Сената превратились в законода-
тельные акты. В I–III вв. н. э. сенатусконсульты являлись основной формой за-
конодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, что Сенат только по-
лагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). В сенатусконсультах
45
нередко давались лишь общие фундаментальные положения, а затем предо-
ставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществле-
ния, так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными за-
конами. Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом
обиходе, по имени или прозванию тех лиц, кто их предложил. Сенат не имел
законодательной инициативы. Его постановления чаще всего являлись лишь
оформлением предложений императора, которые тот в силу своей власти мог
вносить в Сенат письменно или устно, так называемая oratio principis in senatu
habita – речь императора, произнесенная в сенате.
Научные труды и деятельность юристов
На начальном этапе своего развития юриспруденция носила религиозную
форму (юристы были жрецами – понтификами). В течение долгого времени на
само судебное заседание адвокаты и иные представители сторон не допуска-
лись, то есть стороны должны были представлять свои позиции самостоятель-
но. По архаической традиции юристы формально не нанимались за деньги (это
считалось аморально), их гонорары считались подарками.
С общим расширением юридической практики и переходом дела право-
вых консультаций от жрецов к светским знатокам права примерно в III в. до
н. э. началось формирование юридической науки как самостоятельного источ-
ника права. В этом значении незаконодательной юриспруденции также состоит
одна из важнейших особенностей всей римской правовой культуры.
Римская цивилизация в целом была правовой и в высокой степени тяготе-
ла к судебным тяжбам как форме общественной жизни. Занятия юриспруден-
цией были в традиции римского общества одним из почетнейших и благород-
ных видов деятельности. Настолько, что Цицерону в его время приходилось не
раз обосновывать, что военные или политические заслуги занимают в кругу
общественных ценностей никак не меньшее место.
Юристы-знатоки выполняли консультационные функции в судах, высту-
пали помощниками сторон в процессе, занимались правовыми исследованиями
для целей правоприменения и правового образования. Юридическое познание
рассматривалось как нечто священное (от традиции понтификов), поэтому их
труд был в правовом отношении бесплатным; однако помимо популярности и
общественного уважения они имели нравственное право претендовать на
honorarium за их услуги, и считалось недостойным оставлять такие юридиче-
ские услуги без вознаграждения.