ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7747
Скачиваний: 20
31
кими юристами. Она состоит из общего и специального разделов. В общей ча-
сти помещают правила, применимые во всех специальных разделах: кто такие
субъекты данного права, что составляет его объект, понятия правоспособности,
дееспособности и т. п. В специальный раздел (часть) включаются вещное, обя-
зательственное, наследственное право и т. п. Институтами пандектной системы
являются: общие положения, вещное право, обязательственное право, семейное
право, наследственное право. Преимущество пандектной системы состоит в
нормативной экономии, то есть избежание избыточных повторов элементов
общих правил поведения в каждом специальном разделе.
В настоящее время термин «частное право» сохранился в некоторых гос-
ударствах, например во Франции и Германии, где существует разделение на
гражданское и торговое право. В России он существует лишь в теории юрис-
пруденции, система законодательства на его основе не организована.
Таким образом, римскому праву в современном понимании этого слова
соответствовала совокупность трех правовых систем античного Рима – цивиль-
ного права, права народов и преторского права. А в качестве единого термина
для этой совокупности наиболее подходящим является частное право (jus
privatum).
В Древнем Риме была разработана институционная система. В этой си-
стеме изложения частноправовых норм общая часть отсутствует вообще. «Лю-
бые правила, которыми мы пользуемся, – писал юрист Гай, – относятся либо к
лицам, либо к вещам, либо к искам»
1
. Соответственно и нормы частного права
при такой классификации располагались по этим разделам: лица, вещи, иски.
Правда, термин «иски» (actio) в современном смысле отличается от понимания
этого термина во времена Гая и вместо него используют термин «способы при-
обретения имущества».
Итак, институционная система, то есть деление права по институтам,
складывается из трех разделов: лица, вещи (имущество) и способы приобрете-
ния имущества.
Принимая во внимание, что во времена Древнего Рима существовала
именно институционная система, в некоторых учебных пособиях именно она
положена в основу изучения римского права. Другие учебники излагают систе-
му курса двумя частями – общей и особенной. В общей части анализируются
роль римского права в становлении правовых систем современности, причины
1
Прудников М. Н. Римское право : учебник. – М. : Юрайт, 2011. – С. 16.
32
рецепции римского права; характеризуются источники римского права; рас-
сматриваются особенности правового положения различных категорий населе-
ния в Древнем Риме, порядок судопроизводства, виды исков, правовое регули-
рование семьи, брака, отцовской власти и т. п. В настоящем пособии
использован в основном институционный подход, с дополнениями по структу-
ре – общая/особенная части. В общей части представлены институты, применя-
емые ко всем видам отношений, предусмотренных римским правом. В специ-
альной части рассматриваются основные институты римского частного права –
вещное, обязательственное, наследственное право. Римское право нельзя пред-
ставлять себе как окостеневшее, раз и навсегда сформировавшееся право. Цен-
ность его именно в том, что оно представляло собой динамичный, живой, раз-
вивающийся организм.
2.3 Характерные черты римского права
На всем протяжении истории общества не встречается другой системы
частного права, достигшей такой детализации и столь высокого уровня юриди-
ческой формы и юридической техники, как римское частное право. Следует в
особенности отметить два правовых института, которые обладали подробной
регламентацией, имевшей особое значение для хозяйственного оборота Рима,
для закрепления и усиления эксплуатации рабов и малоимущих свободных,
производившейся верхушкой рабовладельческого общества:
во-первых, институт неприкосновенности индивидуальной частной соб-
ственности, выросший из необходимости установить в возможно широком объ-
еме права гражданина на землю, рабовладельца – на рабов, обеспечить надле-
жащую эксплуатацию скота, земли, инструментов и людей, предоставить
торговцам возможность наиболее эффективно извлекать прибыль;
во-вторых, институт договора. Торговый оборот, достигший своего
наивысшего развития в Риме в первые века нашей эры, и вообще ведение круп-
ного хозяйства (латифундий) вызвали необходимость подробной разработки
разнообразных типов договорных отношений и детальнейшей формулировки
прав и обязанностей контрагентов на основе твердости договора и сурового от-
ношения к должнику, не выполняющему обязательств.
Римское частное право является предельным выражением индивидуализ-
ма и наибольшей свободы правового самоопределения имущих слоев свободно-
го населения. К началу нашей эры уже давно исчезли пережитки первобытно-
общинного строя, проявления семейной общности имущества, промискуитет.
33
В центре частного права стоит единоличный субъект собственности, самостоя-
тельно выступающий в обороте и единолично несущий ответственность за свои
действия. Индивидуализм в римском частном праве – это индивидуализм домо-
хозяина, главы семьи, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегося
на рынке с другими такими же хозяевами как главными субъектами права.
Последовательное проведение этих начал, имеющих главенствующее
значение для господствующего класса общества, основанного на эксплуатации,
сочеталось в Риме с находящейся на весьма высоком уровне формой выраже-
ния юридических норм.
Точность формулировок, ясность построения и аргументации, глубокая
жизненность, конкретность и практичность права и вместе с тем полное соот-
ветствие всех юридических выводов интересам аристократического и имущего
классов – все это является отличительными признаками частного римского
права. Недаром многие римские юридические выражения и формулы остались
в веках. Нашли они отражение и в современном российском гражданском пра-
ве, иных отраслях права.
Римское частное право с точки зрения способа фиксирования и выраже-
ния юридических норм в корне отличается от современных систем частного
(гражданского) права большинства государств. В этих государствах (кроме
англо-американских стран) частноправовые нормы получают главным образом
форму статута (писаного централизованного закона) и записываются в кодексах
или в отдельных законах, то есть представляют собой систему абстрактных,
расположенных в строгом порядке подчиненных и соподчиненных общих по-
ложений. Наоборот, источники римского частного права представляют собой
главным образом совокупность решений конкретных казусов, и в этом большое
внешнее сходство римского частного права с англо-американским «общим пра-
вом» (common law). Если римский юрист и высказывает общее положение, то
он делает это на основе рассмотрения конкретного случая. Конечно, римские
юристы оставили нам и сборники общих правил (всякого рода институции,
правила, дигесты), но эти сборники являются лишь дальнейшей обработкой и
обобщением выводов конкретных судебных дел.
Римское частное право развивалось на почве осуществления судебной
защиты права. Претор и иные магистраты определяли в порядке осуществления
своей высшей административной власти, какие притязания получают защиту со
стороны государства, в каких случаях дается иск, не справляясь с тем, имеется
ли норма закона или обычая, обосновывающая данное притязание. Actionem
34
dabo («я дам иск») – вот основной метод формулировки претором частноправо-
вых норм. Но преторский эдикт дает лишь краткие и общие указания; эти ука-
зания требуют конкретной разработки – при каких именно условиях дается иск
и какие случаи под данный иск не подходят, какие обстоятельства обессилива-
ют предъявленный иск, что именно можно требовать и чего требовать нельзя и
т. п. И вместе с тем нужна была постоянная разработка вопроса о том, какие от-
дельные правила эдикта прежнего претора уже устарели или являются нецеле-
сообразными и какие новые правила нужно внести в эдикт, издаваемый вновь
избранным претором. Для анализа этих вопросов требовалась огромная работа,
и эта работа была выполнена римскими юристами, которые на протяжении сто-
летий являлись и советниками претора, и руководителями сторон в процессе.
Римского юриста интересовало данное конкретное дело, но на основании ана-
лиза множества конкретных дел выявлялись принципы права:
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Non ex regula jus sumatur sed ex jure quod est regula fiat – Не на
основании (общего) правила должно устанавливаться конкретное
правомочие, но на основании конкретных правомочий создается
(общее) правило (Павел)
1
.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Если и в современном государстве правомочие лица, выводимое из общей
нормы, непосредственно связано (по общему правилу) с возможностью судеб-
ной защиты этого правомочия, то в Риме эта связь представляется особо резко
выраженной и идущей, если можно так выразиться, в обратном порядке: не от
правомочия к иску, а от иска к правомочию. Если позиция современного права
может быть выражена формулой «я имею иск, так как имею право», то для Ри-
ма (в особенности в области прав на вещи и обязательств) характерна иная
формула: «я имею право, так как мне предоставлен иск». И римское частное
право по своей сути может быть представлено как система исков.
Римские юристы являлись необходимыми помощниками претора. Они
обеспечивали безупречность формулировки решения, разрабатывали его со-
держание, продумывали по существу. По сути, юрист становился автором су-
дебного решения. Отсюда – их авторитет, оставляющий далеко за собой авто-
ритет частных юристов в других странах.
1
Римское частное право : учебник / кол. авт.; под ред. И. Б. Новицкого, И. С. Перетерского. –
М. : Кнорус, 2013. – С. 28.
35
Два основных – и противоположных – принципа пронизывают процесс
разработки римского права претором и юристами: консерватизм и прогрессив-
ность.
Консерватизм. Претор и юристы относились с подчеркнутым уважением
к постановлениям закона, правилам эдикта, мнениям старых авторитетных
юристов. Римский юрист любит показать, что его вывод, даже по второстепен-
ному вопросу, соответствует взглядам его предшественников. Это уважение к
старому праву, отражение консервативного римского национального духа, яв-
ляется неслучайным: оно имеет целью подчеркнуть незыблемость права, неиз-
менность существующего социального строя, преемственность поколений
сквозь столетия, недопустимость каких-либо вредных для общества новшеств.
Римский юрист нередко предпочитал прибегнуть к натяжкам при толковании
сложившейся нормы, лишь бы не отбрасывать прежнего, не обеспечивать ди-
намизма права.
Прогрессивность. Однако если развивающиеся производственные отно-
шения не вмещались, ни при каком толковании, в прежние нормы, если совре-
менные интересы господствующего класса не защищались древними правила-
ми, если обнаруживался пробел в праве, то юрист не боялся сформулировать
новое начало. Важно, что на отмену старого закона или обычая римские маги-
страты и юристы не были управомочены. Римский юрист предпринимал обход-
ное движение. Так, наряду с цивильной собственностью была создана так назы-
ваемая бонитарная, или преторская, собственность (не носившая названия
собственности, но дававшая управомоченному лицу все права собственника),
наряду с цивильным наследственным правом была создана преторская система
наследования (опять-таки даже не носившая названия наследования) и т. п.
Этот труд последовательных осторожных пристроек к старому зданию
приводил к тому, что римское право непрерывно развивалось. Оно освобожда-
лось от всего устаревшего, не выдержавшего проверки жизненной практикой и
ни на минуту не окостеневало, но в каждый данный момент соответствовало
потребностям современной жизни.
Труд римских юристов – это многовековой и лишь в незначительной сте-
пени дошедший до нас; труд, приведший в первые века нашей эры к детальной
разработке всех юридических вопросов, связанных с относительно сложной хо-
зяйственной жизнью того времени. Римские юристы придали римскому част-
ному праву тот вид, который обеспечил римскому праву его место в истории.
Недаром еще в древности говорили, что юристы «создали» римское право.