ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 7706
Скачиваний: 20
36
И когда, начиная с конца III в., ослабла, а затем исчезла прежняя творче-
ская работа юристов-практиков и преобладающее значение получила законода-
тельная деятельность императоров, римское частное право уже начало стагни-
ровать. Эти факты отражали закат политического могущества римской державы
и деградацию хозяйственной жизни.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по главе 2
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Назовите основные периоды истории развития римского права.
2. Каковы особенности права Рима царского периода?
3. Как связано развитие римского государства и римского права?
4. Что означает пандектная система расположения норм права?
5. Какая система права возникла раньше – цивильное право или претор-
ское право?
6. Что такое jus gentium?
37
3 Источники римского права
Среди источников римского права можно выделить прежде всего законы,
обычаи, взгляды юристов, судебную практику, кодификации императоров.
Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что тре-
бования права определяются, во-первых, собственными для данного народа
установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых – со-
гласованностью с естественным разумом, единым для всех народов, или правом
общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником поли-
тических и семейных установлений, то второй служит основой для организации
коммерции, оборота и т. д.
Право может состоять из писаного права и из неписаного; к последнему
относится обычай. Естественное право считается неизменным, ибо оно уста-
новлено Божественным провидением. В отличие от него право гражданское,
или установленное народом, может изменяться. Это писаное и изменяемое пра-
во и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутрен-
нее подразделение, принятое в римской юриспруденции, отражало уже разли-
чия по форме образования этих норм: законы и постановления римского
народа, определения Сената, указы должностных лиц, постановления государя,
ответы или консультации правоведов.
Обычное право
Обычай – наиболее древний источник римского права. Обычное право
представляет объективно исходный исторический источник любого правового
регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе. Для обычного
права нехарактерна выраженность его требований в скрупулезно точных поста-
новлениях. Поэтому нормы, вытекающие из обычного права, – особые по со-
держанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания
границ или типа дозволенного правового поведения. Закономерно вставал во-
прос о критериях допустимости и применимости такой регуляции при помощи
обычного права, и римская юридическая традиция выработала определенные
указания по этому поводу.
Обычаи (mores) могли играть двоякую роль: во-первых, они заменяют
указания других, более определенных источников права, прежде всего законов;
во-вторых, обычаи свидетельствуют о способе применения законов и других
38
источников права в юридической практике – и это второе значение обычаев не
исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию
права.
Важную особенность римского правового обычая, особенно в классиче-
ском праве, составила неразрывность обычая с общественной моралью. Пред-
писания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними
нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающе-
гося на авторитет жреческого толкования.
Законы
Главным источником писаного права римская правовая культура считала
законы – leges.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Законы представляют собой акты (обычно писаные, хотя
народное собрание утверждало и устные законы), изданные вер-
ховной законодательной властью. Во время монархии законы изда-
вали цари, при республике – народное собрание (комиции издавали
lex) и определенные магистраты (например, преторские эдикты),
во время принципата – Сенат и принцепс, при доминате – импера-
тор (конституции, эдикты, мандаты, декреты, рескрипты).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Среди законов Рима отдельно выделяются кодексы, которые появились в
постклассический период развития римского права (при императорах Феодосии
и Юстиниане).
Действовали следующие принципы соотношения законов (в принципе
применяются и сейчас):
1. Более поздний закон по данному вопросу автоматически отменяет бо-
лее ранний.
2. Специальный закон автоматически отменяет общий. Предусматрива-
лось применение закона по аналогии. Древнейшим законодательством
были Законы XII таблиц.
Для принятия нового закона требовалось прохождение двух стадий. Пер-
вая стадия: законодательная инициатива и создание законопроекта – rogatio
legis; это могли сделать не все граждане Рима и даже не все должностные лица,
а только магистрат с империем (cum imperio; к таковым относились консулы,
преторы и диктаторы) либо народные трибуны; инициатор разрабатывал пись-
39
менный проект, который у римлян назывался «испрошением закона» – rogatio
legis, поскольку он не давался народу, а испрашивался у народа; текст законо-
проекта выставлялся на форуме для всеобщего ознакомления (promulgatio, про-
мульгация – дословно «обнародование»); инициатор законопредложения дол-
жен был его промульгировать не позднее чем за три недели до народного
собрания, на котором предполагалось принять эту рогацию; выставленный на
форуме текст был окончательным и никаким изменениям более не подлежал.
Вторая стадия: голосование народа по куриям, центуриям либо трибам –
(suffragium) рядовые члены народного собрания не могли принимать участие в
обсуждении законопроекта; каждый голосующий должен был выразить свое
решение предельно четко: либо в форме uti rogas – «как ты испрашиваешь,
[пусть так и будет]», либо antiquo legem – «стою на старом законе»; другими
словами, рогация, предложенная магистратом, либо принималась, либо отвер-
галась, но не изменялась на комициях.
Законы XII таблиц (Leges duodecem Tabutarum)
Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от име-
ни римского народа первыми царями – Нумой Помпилием, Сервием Туллием
и др. Однако самым принципиальным моментом в становлении римского зако-
нодательства стало издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц – свода,
по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков призна-
ваемого за «источник всего публичного и частного права».
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Законы XII таблиц (V в. до н. э.) – казуистичная запись
древнеримских обычаев, основной источник цивильного (квиритско-
го) права, по сути – первый памятник писаного римского права. За-
коны XII таблиц распространялись на римских граждан.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Следует отметить, что до нас текст Законов XII таблиц дошел только в
цитатах или пересказе позднейших авторов (например, Тита Ливия), то есть
текст данного правового памятника восстановлен историко-правовой наукой.
Отсутствие подробного писаного права приводило к тому, что источни-
ком хранения и толкования права были жрецы – понтифики, должности кото-
рых занимались традиционно патрицианством. В 462 г. до н. э. плебейский три-
бун Терентилий Арса в целях защиты социальных интересов неприви-
легированной части римской общины внес предложение о назначении комис-
40
сии для опубликования законов. После нескольких лет проволочек и, по-
видимому, саботажа жреческой верхушки было решено прибегнуть в деле за-
конодательства к чрезвычайным мерам: прекращалась деятельность всех долж-
ностных лиц и органов власти, были избраны десять специально уполномочен-
ных лиц (децемвиров) для обнародования законов.
В 451–450 гг. до н. э. были опубликованы первые десять таблиц – записей
права и юридических обычаев. После нового возмущения, вызванного обвине-
ниями децемвиров в утайке ряда правоположений, в 450–449 гг. были опубли-
кованы еще две таблицы законов, главным образом касавшихся разграничения
прав граждан внутри римской общины. Законы были выставлены для обсужде-
ния народом, утверждены народным собранием и приняты в качестве главней-
шего свода права. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках,
выставленных для всеобщего обозрения на форуме – центре политической
жизни республиканского Рима. Знание этих законов было обязательным, а сле-
довательно, с момента их принятия стало необходимым светское правовое вос-
питание римских граждан. Принятие Законов XII таблиц означало ослабление
былых позиций понтификов (клерикальных древнеримских юристов предыду-
щего периода), которые долгое время сохраняли за собой право хранить и тол-
ковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и
злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XII таблиц предусматривалось
использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже
было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.
По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолида-
цию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право
южноиталийских полисов – колоний. Но были включены и отдельные новые
положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов
была отходом от древнего принципа талиона – «око за око»).
Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития
римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких
повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе пе-
чать религиозных ритуалов.
Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные
потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков
пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Ти-
та Ливия, как «источник всего публичного и частного права».