Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 7706

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

И когда, начиная с конца III в., ослабла, а затем исчезла прежняя творче-

ская работа юристов-практиков и преобладающее значение получила законода-
тельная деятельность императоров, римское частное право уже начало стагни-
ровать. Эти факты отражали закат политического могущества римской державы 
и деградацию хозяйственной жизни. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по главе 2 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Назовите основные периоды истории развития римского права.  
2.  Каковы особенности права Рима царского периода? 
3.  Как связано развитие римского государства и римского права? 
4.  Что означает пандектная система расположения норм права? 
5.  Какая система права возникла раньше – цивильное право или претор-

ское право? 

6.  Что такое jus gentium? 


background image

37 

3 Источники римского права 

Среди источников римского права можно выделить прежде всего законы, 

обычаи, взгляды юристов, судебную практику, кодификации императоров. 

Общая концепция римской правовой культуры предусматривала, что тре-

бования  права  определяются,  во-первых,  собственными  для  данного  народа 
установлениями, или правом гражданским в широком смысле, во-вторых – со-
гласованностью с естественным разумом, единым для всех народов, или правом 
общенародным (jus gentium). Если первое считается главным источником поли-
тических и семейных установлений, то второй служит основой для организации 
коммерции, оборота и т. д. 

Право может состоять из писаного права и из неписаного; к последнему 

относится  обычай.  Естественное  право  считается  неизменным,  ибо  оно  уста-
новлено  Божественным  провидением.  В отличие  от  него  право  гражданское, 
или установленное народом, может изменяться. Это писаное и изменяемое пра-
во и может считаться источником норм права в собственном смысле. Внутрен-
нее подразделение, принятое  в  римской  юриспруденции, отражало  уже  разли-
чия  по  форме  образования  этих  норм:  законы  и  постановления  римского 
народа, определения Сената, указы должностных лиц, постановления государя, 
ответы или консультации правоведов. 

Обычное право 

Обычай  –  наиболее  древний  источник  римского  права.  Обычное  право 

представляет  объективно  исходный  исторический  источник  любого  правового 
регламентирования в самостоятельно развивающемся обществе. Для обычного 
права нехарактерна выраженность его требований в скрупулезно точных поста-
новлениях.  Поэтому  нормы,  вытекающие  из  обычного  права,  –  особые  по  со-
держанию и по характеру; главным образом это принципиальные предписания 
границ  или  типа  дозволенного  правового  поведения.  Закономерно  вставал  во-
прос о критериях допустимости и применимости такой регуляции при помощи 
обычного  права,  и  римская  юридическая  традиция  выработала  определенные 
указания по этому поводу. 

Обычаи  (mores)  могли  играть  двоякую  роль:  во-первых,  они  заменяют 

указания других, более определенных источников права, прежде всего законов; 
во-вторых,  обычаи  свидетельствуют  о  способе  применения  законов  и  других 


background image

38 

источников права в юридической практике – и это второе значение обычаев не 
исчезает даже при полном переходе к чисто государственному нормированию 
права. 

Важную  особенность  римского  правового  обычая,  особенно  в  классиче-

ском праве,  составила  неразрывность  обычая  с  общественной  моралью.  Пред-
писания обычая – это «молчаливое согласие народа, подтвержденное древними 
нравами». В силу этого обычай носил черты религиозного правила, опирающе-
гося на авторитет жреческого толкования. 

Законы 

Главным источником писаного права римская правовая культура считала 

законы – leges.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Законы  представляют  собой  акты  (обычно  писаные,  хотя 

народное  собрание  утверждало  и  устные  законы),  изданные  вер-
ховной законодательной властью. Во время монархии законы изда-
вали  цари,  при  республике  –  народное  собрание  (комиции  издавали 
lex)  и  определенные  магистраты  (например,  преторские  эдикты), 
во время принципата – Сенат и принцепс, при доминате – импера-
тор (конституции, эдикты, мандаты, декреты, рескрипты). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Среди законов Рима отдельно выделяются кодексы, которые появились в 

постклассический период развития римского права (при императорах Феодосии 
и Юстиниане). 

Действовали  следующие  принципы  соотношения  законов  (в  принципе 

применяются и сейчас): 

1.  Более поздний закон по данному вопросу автоматически отменяет бо-

лее ранний. 

2.  Специальный  закон  автоматически  отменяет  общий.  Предусматрива-

лось применение закона по аналогии. Древнейшим законодательством 
были Законы XII таблиц. 

Для принятия нового закона требовалось прохождение двух стадий. Пер-

вая  стадия:  законодательная  инициатива  и  создание  законопроекта  –  rogatio 
legis; это могли сделать не все граждане Рима и даже не все должностные лица, 
а  только  магистрат  с  империем  (cum  imperio;  к  таковым  относились  консулы, 
преторы и диктаторы) либо народные трибуны; инициатор разрабатывал пись-


background image

39 

менный проект, который у римлян назывался «испрошением закона» – rogatio 
legis, поскольку он не давался народу, а испрашивался у народа; текст законо-
проекта выставлялся на форуме для всеобщего ознакомления (promulgatio, про-
мульгация  –  дословно  «обнародование»);  инициатор  законопредложения  дол-
жен  был  его  промульгировать  не  позднее  чем  за  три  недели  до  народного 
собрания,  на  котором  предполагалось  принять  эту  рогацию;  выставленный  на 
форуме текст был окончательным и никаким изменениям более не подлежал. 

Вторая стадия: голосование народа по куриям, центуриям либо трибам – 

(suffragium) рядовые члены народного собрания не могли принимать участие в 
обсуждении  законопроекта;  каждый  голосующий  должен  был  выразить  свое 
решение  предельно  четко:  либо  в  форме  uti  rogas  –  «как  ты  испрашиваешь, 
[пусть  так  и  будет]»,  либо  antiquo  legem  –  «стою  на  старом  законе»;  другими 
словами,  рогация,  предложенная  магистратом,  либо  принималась,  либо  отвер-
галась, но не изменялась на комициях. 

Законы XII таблиц (Leges duodecem Tabutarum) 

Сохранились полулегендарные сведения о законах, издававшихся от име-

ни  римского  народа  первыми  царями  –  Нумой Помпилием,  Сервием Туллием 
и др. Однако самым принципиальным моментом в становлении римского зако-
нодательства стало издание в середине V в. до н. э. Законов XII таблиц – свода, 
по словам римского историка Тита Ливия, даже спустя несколько веков призна-
ваемого за «источник всего публичного и частного права». 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Законы  XII  таблиц  (V в.  до  н. э.)  –  казуистичная  запись 

древнеримских обычаев, основной источник цивильного (квиритско-
го) права, по сути – первый памятник писаного римского права. За-
коны XII таблиц распространялись на римских граждан. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Следует  отметить,  что  до  нас  текст  Законов  XII таблиц  дошел  только  в 

цитатах  или  пересказе  позднейших  авторов  (например,  Тита Ливия),  то  есть 
текст данного правового памятника восстановлен историко-правовой наукой. 

Отсутствие  подробного  писаного  права  приводило  к  тому,  что  источни-

ком хранения и толкования права были жрецы – понтифики, должности кото-
рых занимались традиционно патрицианством. В 462 г. до н. э. плебейский три-
бун  Терентилий Арса  в  целях  защиты  социальных  интересов  неприви-
легированной  части  римской  общины  внес  предложение  о  назначении  комис-


background image

40 

сии  для  опубликования  законов.  После  нескольких  лет  проволочек  и,  по-
видимому,  саботажа  жреческой  верхушки  было  решено  прибегнуть  в  деле  за-
конодательства к чрезвычайным мерам: прекращалась деятельность всех долж-
ностных лиц и органов власти, были избраны десять специально уполномочен-
ных лиц (децемвиров) для обнародования законов.  

В 451–450 гг. до н. э. были опубликованы первые десять таблиц – записей 

права и юридических обычаев. После нового возмущения, вызванного обвине-
ниями децемвиров в утайке ряда правоположений, в 450–449 гг. были опубли-
кованы еще две таблицы законов, главным образом касавшихся разграничения 
прав граждан внутри римской общины. Законы были выставлены для обсужде-
ния народом, утверждены народным собранием и приняты в качестве главней-
шего  свода  права.  Законы  XII  таблиц  были  выполнены  на  12 медных  досках, 
выставленных  для  всеобщего  обозрения  на  форуме  –  центре  политической 
жизни республиканского Рима. Знание этих законов было обязательным, а сле-
довательно, с момента их принятия стало необходимым светское правовое вос-
питание  римских  граждан.  Принятие  Законов  XII таблиц  означало  ослабление 
былых  позиций  понтификов  (клерикальных  древнеримских  юристов  предыду-
щего периода), которые долгое время сохраняли за собой право хранить и тол-
ковать  неписаные  обычаи  и  законы,  вырабатывать  формы  судебных  исков  и 
злоупотребляли  этим  правом.  Хотя  в  Законах  XII таблиц  предусматривалось 
использование  клятв  и  совершение  других  ритуальных  действий,  право  уже 
было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. 

По  своей  сути  Законы  XII таблиц  представляли  обработку  и  консолида-

цию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право 
южноиталийских  полисов  –  колоний.  Но  были  включены  и  отдельные  новые 
положения, отступавшие от норм обычного права (например, система штрафов 
была отходом от древнего принципа талиона – «око за око»). 

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития 

римского  общества  и  правовой  техники.  Они  были  изложены  в  виде  кратких 
повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе пе-
чать религиозных ритуалов. 

Несмотря  на  свои  недостатки,  они  достаточно  точно  отразили  коренные 

потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков 
пользовались  в  Риме  огромным  авторитетом,  рассматривались,  по  словам  Ти-
та Ливия, как «источник всего публичного и частного права».