ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6584
Скачиваний: 9
11
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Третью группу страховых отношений образуют организационные
страховые отношения.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Принимая во внимание важную социальную роль страхования, государство не
может оставить эту сферу без специального правового регулирования. Так, напри-
мер, в советский период развития России страхование являлось государственной
монополией. При рыночном типе экономики государство осуществляет регулиро-
вание страховой деятельности, не монополизируя данную область.
Для того чтобы обеспечить соблюдение правовых норм, посвященных страхо-
ванию, государство осуществляет надзор за законностью в сфере страхования, для
чего создаются специальные государственные органы. Более того, на эти органы
могут быть возложены не только надзорные функции, имеющие целью обеспе-
чение исполнения законодательства, но и функции контроля над деятельностью
субъектов страхового дела с точки зрения ее хозяйственной целесообразности. Все
это обосновывается необходимостью защиты интересов страхователей.
Закон об организации страхового дела в ст. 3 определяет цели и задачи орга-
низации страхового дела. В соответствии с законом целью организации страхового
дела является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юри-
дических лиц Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муни-
ципальных образований при наступлении страховых случаев.
Для достижения указанных целей, законодателем ставятся конкретные задачи.
Задачами организации страхового дела являются:
• проведение единой государственной политики в сфере страхования;
• установление принципов страхования и формирование механизмов стра-
хования, обеспечивающих экономическую безопасность граждан и хозяй-
ствующих субъектов на территории Российской Федерации.
В результате реализации поставленных целей и задач между государством,
которое представляет соответствующий орган, с одной стороны, и участниками
страхового дела (в первую очередь страховщиками и страхователями) — с другой,
возникают отношения, которые в литературе именуются отношениями по органи-
зации страхового дела или организационными страховыми отношениями.
Следует сказать несколько слов об организационных правоотношениях в це-
лом. Так, в теории гражданского права на протяжении долгого времени велась
дискуссия о необходимости включения в предмет гражданского права организа-
ционных отношений. Противники выделения в предмете гражданского права ор-
ганизационных отношений одним из главных аргументов использовали тот факт,
что законодатель в ГК РФ напрямую не упоминает такой категории правоотноше-
ний. Однако справедливо будет отметить, что ГК РФ регулирует организационные
отношения. Например, организационные отношения, возникающие по поводу со-
здания и функционирования различных организаций (юридических лиц), их реор-
ганизации и ликвидации (ст. ст. 51, 52, 57–64 ГК РФ). К организационным следу-
ет также причислить отношения, возникающие в связи с банкротством должника,
в том числе разнообразные препятствующие банкротству антикризисные меропри-
12
Глава 1. Место страхового права в системе отраслей права
ятия и конкурсное производство как последствие признания должника банкротом
(ст. 65 ГК РФ). Организационными по сути следует признать отношения по реги-
страции некоторых сделок (например, купли-продажи жилья) и прав на некоторые
объекты (недвижимость, ценные бумаги, некоторые результаты интеллектуальной
собственности и др.). Реализация организационных отношений в некоторых регла-
ментированных ГК РФ случаях приводит к установлению хозяйственных связей.
В частности, при заключении предварительного договора к жизни вызывается ор-
ганизационное правоотношение (ст. 429 ГК РФ).
Следует четко уяснить, в чем заключаются отличия организационных отноше-
ний от имущественных. Организационные отношения не имеют имущественной
природы и не связаны с действием закона стоимости, т. е. лишены стоимостного
характера. Кроме того, отсутствие связи между организационными отношениями
и имущественной сферой позволяет отличить эти отношения от личных неимуще-
ственных отношений, связанных с имущественными.
Возвращаясь к характеристике организационных страховых отношений, следу-
ет сказать, что данный тип отношений не опосредует движения денежных средств
в виде страховых премий и страховых выплат, а имеет иное назначение.
Так, при помощи этих отношений решаются следующие задачи:
а) устанавливая определенные требования к таким субъектам страховой дея-
тельности, как страховые организации, страховые агенты и страховые бро-
керы, государство оказывает влияние на формирование страховой инфра-
структуры в стране;
б) государство определяет параметры ведения страховой деятельности участ-
никами материальных страховых отношений;
в) государством устанавливается система мер, призванных обеспечить испол-
нение страховщиками своих обязательств, что имеет целью защиту инте-
ресов страхователей;
г) осуществляется государственный надзор за деятельностью субъектов стра-
хового дела в целях соблюдения ими страхового законодательства, преду-
преждения и пресечения нарушений этого законодательства;
д) государством формируется система органов, призванных осуществлять
контроль и надзор за соблюдением страхового законодательства, опреде-
ляется их компетенция и взаимодействие с субъектами, осуществляющими
страховую деятельность;
е) государство организует проведение обязательного государственного стра-
хования в стране.
Выделение конкретных признаков организационных страховых отношений
(как разновидности общественных отношений) позволит более точно уяснить суть
данных отношений и отграничить их от иных смежных отношений. Такими при-
знаками организационных страховых отношений являются:
1) Эти отношения возникают в процессе организующей деятельности госу-
дарства в лице его уполномоченных органов в области страхования.
2) Обязательным субъектом организационного страхового отношения высту-
пает государство в целом либо уполномоченный государственный орган.
13
3) Целью этих отношений выступает обеспечение функционирования той моде-
ли страхового дела, которая признана государством в качестве оптимальной.
4) Содержанием этих отношений выступает реализация функций соответству-
ющих государственных органов по управлению либо регулированию стра-
хования в стране, включая отправление государственного контроля и над-
зора за соблюдением субъектами и участниками материальных страховых
отношений и другими субъектами страховой деятельности (в первую оче-
редь страховыми брокерами и страховыми актуариями) предписаний госу-
дарства и его органов в области страхования.
5) Объектом организационных страховых отношений выступает надлежащее
исполнение субъектами страхового дела предписаний, содержащихся в нор-
мах страхового законодательства, а также иных своих обязанностей перед
государством.
6) Организационные страховые отношения всегда существуют в правовой
форме, т. е. в форме правоотношения. Вне правовой формы данные отно-
шения в отличие от материальных страховых отношений существовать не
могут.
7) Не являясь экономическими, т. е. базисными, отношениями, организацион-
ные страховые отношения относятся к числу надстроечных общественных
отношений
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Выводы
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Подводя итог, можно отметить, что страховое право регулирует три группы
общественных отношений:
А) отношения, возникающие в процессе проведения собственно страхования,
т. е. при осуществлении страховой защиты страховщиком страхователя (за-
страхованного лица, выгодоприобретателя). Эти общественные отношения
выступают в качестве материальных страховых отношений;
Б) отношения, призванные содействовать осуществлению страхования, что
включает в себя отношения с участием таких субъектов страхового де-
ла, как страховые агенты, страховые брокеры и страховые актуарии. Это
вспомогательные страховые отношения;
В) отношения, возникающие в процессе организации государством страхово-
го дела в стране, по его регулированию и осуществлению надзора (контро-
ля) за исполнением предписаний государства в области страхования. Эти
отношения выступают в качестве организационных страховых отношений.
Перечисленные группы отношений являются различными по своей отрасле-
вой принадлежности, т. е. выступают предметом различных отраслей права. Так,
например, материальные страховые отношения, опосредующие собственно стра-
хование, выступают предметом гражданского права.
1
Худяков А. И. Теория страхования. М.: Статут, 2010 // СПС «КонсультантПлюс».
14
Глава 1. Место страхового права в системе отраслей права
Таким образом, страховое право — нормативный массив (совокупность функ-
ционально взаимодействующих правовых норм), состоящий из норм различных от-
раслей права, регулирующих общественные отношения по организации страхово-
го дела в стране, а также отношения, возникающие в связи с осуществлением
страхования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Контрольные вопросы по главе 1
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
1) Какие точки зрения высказаны в литературе относительно места страхо-
вого права в системе отраслей права? В чем суть данных теоретических
позиций?
2) Какие группы общественных отношений регулируются страховым правом?
3) Какие отношения, регулируемые страховым правом, принято именовать
материальными страховыми отношениями?
4) Какие отношения в гражданском праве принято именовать организацион-
ными? В чем отличие данных отношений от имущественных?
5) Какие признаки отличают организационные страховые отношения? Рас-
кройте содержание данных признаков.
Глава 2
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВАНИЯ
В литературе не сформировалось единого мнения относительного того, в какой
период появилась такая категория общественных отношений, как отношения по
страхованию.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Высказанные по данному вопросу точки зрения можно условно
разделить на две основные группы:
1) По мнению одних авторов, отношения, ставшие прообра-
зом страховых, имеют свою давнюю историю.
2) По мнению других ученых, институт страхования возник
намного позже и получил свое развитие в Средние века,
при зарождении морского страхования.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Освещая данные позиции более подробно, следует привести в подтвержде-
ние первой точки зрения исследования В. И. Серебровского. В своей работе «Из-
бранные труды по наследственному и страховому праву», он обосновывает, что
идея страхования уходит далеко вглубь веков. По мнению автора, первые зачат-
ки страхования встречались в нормативных актах еще более 2000 лет до нашей
эры, в законах вавилонского царя Хамураби. Данные акты устанавливали нечто
вроде взаимного страхования караванов вавилонских путешественников от вреда,
причиняемого им нападениями разбойников.
Автор также отмечает, что в Египте и Древнем Риме существовали объедине-
ния религиозного характера, которые действовали на началах взаимного страхова-
ния. Данные объединения оказывали помощь родственникам своих умерших чле-
нов. Участники таких объединений уплачивали взносы, в случае смерти участника
объединения его родственники получали определенную сумму на погребение.