Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10174

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

46 

 

 

ществляется,  за  исключением  контроля  за  средствами  от  предприни-
мательской деятельности) (ст. 377 ТК РФ). 

Согласно  ТК  РФ,  представлять  интересы  работников  правомочны  не 

только профсоюзы, но и иные представители. К таким представителям можно, 
в частности, отнести органы общественной самодеятельности. 

Органом общественной самодеятельности является не имеющее членства 

общественное объединение, целью которого является совместное решение раз-
личных  социальных  проблем,  возникающих  у  граждан  по  месту  жительства, 
работы  или  учебы,  направленное  на  удовлетворение  потребностей  неограни-
ченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реа-
лизацией программ органа общественной самодеятельности по месту его созда-
ния (ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»). 

Помимо этого в соответствии со ст. 31 ТК РФ представители работников 

могут  быть  избраны  непосредственно  на  общем  собрании  (конференции)  ра-
ботников работодателя или группы работодателей.  

4.2.3 Представители работодателей  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Объединение работодателей ‒ форма некоммерческой орга-

низации,  основанная  на  членстве  работодателей  (юридических 

и (или) физических лиц) (ст. 1 ФЗ от 27 ноября 2002 г. «Об объеди-

нениях работодателей»).  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Объединения работодателей могут создаваться по тем же принципам, что 

и  объединения  профсоюзов.  Объединение  работодателей  создается  на  основа-
нии решения его учредителей. Учредителями объединения работодателей могут 
быть не менее двух работодателей или двух объединений работодателей. Объ-
единения  работодателей  имеют  равные  с  профессиональными  союзами  и  их 
объединениями,  органами  государственной  власти  права  на  паритетное  пред-
ставительство  в  органах  управления  государственных  внебюджетных  фондов 
в соответствии с законодательством Российской Федерации. 

Объединение  работодателей  имеет  следующие  общие  права  и  обязанно-

сти: 

•  формировать согласованную позицию членов объединения работодате-

лей по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и свя-
занных с ними экономических отношений и отстаивать ее во взаимоот-


background image

47 

 

 

ношениях  с  профессиональными  союзами  и  их  объединениями,  орга-
нами государственной власти, органами местного самоуправления; 

•  отстаивать законные интересы и защищать права своих членов во вза-

имоотношениях  с  профессиональными  союзами  и  их  объединениями, 
органами государственной власти, органами местного самоуправления; 

•  выступать  с  инициативой  проведения  коллективных  переговоров 

по подготовке, заключению и изменению соглашений; 

•  наделять своих представителей полномочиями на ведение коллектив-

ных  переговоров  по  подготовке,  заключению  и  изменению  соглаше-
ний,  участвовать  в  формировании  и  деятельности  соответствующих 
комиссий по регулированию социально-трудовых отношений, прими-
рительных  комиссиях,  трудовом  арбитраже  по  рассмотрению  и  раз-
решению коллективных трудовых споров; 

•  вносить  в  установленном  порядке  предложения  о  принятии  законов 

и иных  нормативных  правовых  актов,  регулирующих  социально-
трудовые  отношения  и  связанные  с  ними  экономические  отношения 
и затрагивающих права и законные интересы работодателей, участво-
вать в их разработке; 

•  получать от профессиональных союзов и их объединений, органов ис-

полнительной власти, органов местного самоуправления имеющуюся 
у  них  информацию  по  социально-трудовым  вопросам,  необходимую 
для ведения коллективных переговоров; 

•  вести  в  порядке,  установленном  федеральными  законами,  коллектив-

ные переговоры, заключать соглашения с профессиональными союза-
ми и их объединениями; 

•  выполнять  заключенные  соглашения  в  части,  касающейся  обязанно-

стей объединения работодателей, и осуществлять контроль за выпол-
нением заключенных соглашений; 

•  содействовать выполнению членами объединения работодателей обя-

зательств, предусмотренных соглашениями, а также коллективных до-
говоров, заключенных работодателями. 

4.2.4 Органы социального партнерства 

Органами (но не сторонами и участниками) социального партнерства яв-

ляются  комиссии  по  регулированию  социально-трудовых  отношений.  Указан-
ные комиссии создаются для ведения коллективных переговоров и подготовки 


background image

48 

 

 

проектов коллективных договоров, соглашений, для их заключения и контроля 
их  выполнения  на  различных  уровнях.  Трехсторонние  комиссии  создаются 
на паритетной основе по решению сторон и из их представителей, наделенных 
соответствующими  полномочиями.  На  федеральном  уровне  образуется  посто-
янно  действующая  трехсторонняя  комиссия,  работающая  на  основании  ФЗ 
от 1 мая 1999 г. «О Российской трехсторонней комиссии по регулированию со-
циально-трудовых  отношений».  Это  постоянный  орган  системы  социального 
партнерства,  образованный  тремя  социальными  партнерами  федерального 
уровня. Задачи комиссии – выработка общих принципов согласованного прове-
дения  социально-экономической  политики,  развитие  системы  социального 
партнерства, ведение коллективных переговоров, подготовка и заключение ге-
нерального соглашения.  

Отраслевые трехсторонние комиссии могут образовываться как на феде-

ральном, так и на региональном уровне. 

На уровне организации комиссия образовывается для ведения коллектив-

ных  переговоров,  подготовки  проекта  коллективного  договора  и  его  заключе-
ния (ст. 35 ТК РФ).  

4.3 Органы по разрешению трудовых споров

 

Субъектами  трудового  права  являются  и  органы,  уполномоченные  рас-

сматривать  трудовые  споры,  статус  которых  определятся  нормами  ТК  РФ. 
Прежде всего речь идет о комиссии по трудовым спорам (КТС). КТС образует-
ся у работодателя по инициативе работников или (и) работодателя из равного 
числа представителей. Представители в КТС от работников избираются общим 
собранием  работников  или  делегируются  профсоюзным  органом  с  последую-
щим утверждением на общем собрании. Представители работодателя назнача-
ются  в  КТС  руководителем  организации.  КТС  из  своего  состава  избирают 
председателя  и  секретаря.  В  ТК  РФ  в  настоящее  время  нет  указаний  относи-
тельно того, каким должно быть минимальное число работников для организа-
ции  КТС.  КТС  организации  имеет  свою  печать,  организационно-техническое 
обеспечение ее деятельности осуществляет работодатель. 

В  системе  разрешения  коллективных  трудовых  споров  действуют  также 

такие  органы,  как  примирительная  комиссия  (ст.  402  ТК  РФ),  посредник 
(ст. 403 ТК РФ), трудовой арбитраж (ст. 404 ТК РФ). 

 


background image

49 

 

 

4.4 Государственные органы как субъекты трудового права  

К числу  субъектов трудового  права относятся  также некоторые  государ-

ственные  органы.  Прежде  всего  речь  идет  о  Федеральной  инспекции  труда 
(ст. 354 ТК РФ) и органах по урегулированию коллективных трудовых споров 
(ст. 407 ТК РФ). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Федеральная  инспекция  труда  –  единая  централизованная 

система, осуществляющая надзор и контроль за соблюдением тру-

дового законодательства и правил охраны труда работодателями, 

а  также  нормативных  актов  о  занятости,  банкротстве  и  прива-

тизации  градообразующих  предприятий,  коллективных  договоров 

и соглашений.  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Органы  Федеральной  инспекции  труда  анализируют  причины  трудовых 

нарушений и охраны труда, готовят предложения по совершенствованию актов 
о труде, участвуют в разработке государственных стандартов по безопасности 
труда, осуществляют другие функции. 

Федеральную  инспекцию  труда  возглавляет  Главный  государственный 

инспектор  труда,  назначаемый  на  должность  и  освобождаемый  от  нее  Прави-
тельством РФ. Он назначает и освобождает от должности руководителей орга-
нов  инспекции  в  субъектах  РФ.  Федеральная  инспекция  труда  осуществляет 
свою  деятельность  во  взаимодействии  с  другими  федеральными  органами  ис-
полнительной  власти,  прокуратурой,  органами  надзора  и  контроля,  органами 
исполнительной власти субъектов РФ, муниципальными органами, профсоюза-
ми,  объединениями  работодателей,  обеспечивает  координацию  деятельности 
данных органов по вопросам соблюдения законодательства о труде.  

Полномочия  органов  Федеральной  инспекции  труда,  а  также  основные 

права, обязанности и ответственность государственных инспекторов труда пе-
речислены в ст. 354‒365 ТК РФ.  

Государственными органами по урегулированию коллективных трудовых 

споров являются федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий 
функции по оказанию государственных услуг в сфере урегулирования коллек-
тивных трудовых споров, и органы исполнительной власти субъектов Россий-
ской Федерации, участвующие в урегулировании коллективных трудовых спо-
ров. Государственные органы по урегулированию коллективных трудовых спо-


background image

50 

 

 

ров при организации работы по урегулированию коллективных трудовых спо-
ров взаимодействуют с представителями работников и работодателей. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Работники государственных органов по урегулированию кол-

лективных трудовых споров имеют право в порядке, установленном 
федеральными  законами  и  иными  нормативными  правовыми  акта-
ми  Российской  Федерации,  беспрепятственно  при  предъявлении 
удостоверения  установленного  образца  посещать  любых  работода-
телей  (организации  независимо  от  их  организационно-правовых 
форм  и  форм  собственности,  а  также  работодателей  –  физических 
лиц) в целях урегулирования коллективных трудовых споров, выяв-
ления и устранения причин, порождающих эти споры. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 4 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Определите понятия «работник» и «работодатель». 
2.  Что такое трудоспособность работника? 
3.  В чем отличие правового положения иностранцев от правового поло-

жения граждан РФ в сфере регулирования трудовых отношений?  

4.  Какие виды работодателей закреплены в трудовом законодательстве? 

Чем они отличаются по правовому положению? 

5.  Что  такое  профессиональный  союз  и  представительный  орган  работ-

ников? Как соотносятся эти понятия? 

6.  Каковы основные права и функции профессиональных союзов? 
7.  Должен ли профессиональный союз иметь статус юридического лица?