Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10018

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

41 

 

 

 4 Субъекты трудового права 

4.1 Работник и работодатель  

как основные субъекты трудового права 

Весь комплекс трудовых и непосредственно связанных с ними отношений 

представляет собой предмет трудового права, задачами которого, как было ука-
зано  ранее,  является  регулирование  указанных  общественных  связей  и  в 
первую очередь субъектов соответствующих отношений. 

Субъекты в трудовом праве подразделяются в зависимости от сущности 

общественных отношений на основных субъектов, т. е. работника и работодате-
ля (субъектов трудовых отношений), и вспомогательных субъектов (субъектов 
отношений, непосредственно связанных с трудовыми).  

Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотноше-

ния  является  наличие  у  основных  субъектов  трудовой  правосубъектности. 
У работника данная категория представляет единство трех правовых качеств:  

•  правоспособности,  

•  дееспособности, 

•  трудоспособности.  
Правоспособность  гражданина  в  трудовом  праве  возникает  с  момента 

рождения и в основном раскрывается в ст. 21 ТК РФ. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Работник  –  это  всегда  физическое  лицо  (гражданин  РФ, 

иностранный  гражданин,  лицо без гражданства), обладающее  ин-

дивидуальным  неотделимым  от  него  качеством  источника  труда 

(рабочей  силой),  которое  самостоятельно  от  своего  имени  заклю-

чает трудовой договор. Существуют, однако, и исключения, когда 

от его имени трудовой договор заключают законные представите-

ли либо требуется их письменное согласие (ч. 2 ст. 63 ТК РФ).  
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Дееспособность  гражданина  (в  том  числе  и  иностранца)  возникает,  как 

правило, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исклю-
чением некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст или со-
ответствие по здоровью и (или) деловым качествам (трудоспособность). В ис-


background image

42 

 

 

ключительных случаях (ст. 63 ТК РФ) трудовая дееспособность работника воз-
никает в возрасте до достижения 16 лет. 

Трудоправовой  статус  работников  –  иностранных  граждан  в  значитель-

ной  степени  ограничен,  что  объясняется  преимуществом  граждан  России 
на трудоустройство  на  территории  собственной  страны.  Однако  в  отдельных 
случаях  иностранные  граждане  могут  осуществлять  трудовую  деятельность 
на территории  России  в  соответствии  с  требованиями  Федерального  закона 
«О правовом  положении  иностранных  граждан  в  Российской  Федерации» 
(ст. 13–13.3). В частности, данный Закон устанавливает принцип квотирования 
приглашений на въезд в Россию и квоты разрешений на работу в России, опре-
деляет порядок въезда и выезда иностранцев для осуществления трудовой дея-
тельности, срок действия разрешения на работу, различает категории иностран-
цев, на которых не распространяются общие правила Закона, а также закрепля-
ет условия привлечения к работе высококвалифицированных иностранных спе-
циалистов, устанавливает иные особенности их трудоправового статуса на тер-
ритории России. 

Работодатель может быть представлен либо физическим лицом, тогда оно 

самостоятельно выражает свою волю, либо юридическим лицом, волю которого 
выражают его органы – единоличный или коллегиальный исполнительный ор-
ган (руководитель, дирекция, правление и т. п.), а также руководитель филиала, 
представительства (в отдельных случаях данную функцию выполняет совет ди-
ректоров  (наблюдательный  совет)  юридического  лица).  При  этом  в  отличие 
от гражданского права в трудовом праве при заключении трудовых договоров 
не имеет значения общей или специальной правоспособностью обладает нани-
матель – юридическое лицо.  

У  работодателя  по  общему  правилу  трудовая  правосубъектность  возни-

кает с момента его регистрации в качестве юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя (адвоката, нотариуса, частного детектива, охранника 
и т. п.).  

Помимо юридических условий к работодателю предъявляется еще и ряд 

фактических требований: 

1)  имущественные  –  наличие  денежных  средств  (фонда  оплаты  труда) 

и расчетного счета в банке для выплаты вознаграждения работникам; 

2)  экономические  –  обладание  средствами  производства  и  орудиями 

труда,  которые  передаются  работникам  для  выполнения  ими  их  тру-
довых обязанностей; 


background image

43 

 

 

3)  организационные – обеспечение управления трудом и производством 

путем формирования организационной структуры, реализующей зада-
чи работодателя. 

В отношении  работодателя  –  физического  лица,  не  имеющего  статуса 

индивидуального  предпринимателя,  –  установлена  специальная  правоспособ-
ность: такой наниматель имеет право быть стороной и заключать трудовой до-
говор только в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего 
хозяйства (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).  

Правоспособность  работодателя  в  целом  представлена  в  ст.  22  ТК  РФ 

и включает: 

•  организационно-управленческие (дисциплинарные) права по управле-

нию  применительно  к  производственному  коллективу,  в  том  числе 
право привлекать работника к ответственности; 

•  имущественные  права,  включая  право  предъявлять  требования  к  ра-

ботнику о бережном отношении к имуществу работодателя; 

•  нормотворческие права в области локального нормативного регулиро-

вания. 

Права  работодателя  с  учетом  юридических  условий  их  реализации  под-

разделяются на правомочия: 

•  реализуемые самостоятельно; 

•  реализуемые с согласия иного субъекта (профсоюза); 

•  реализуемые  с  учетом  мнения  (мотивированного  мнения)  другого 

субъекта; 

•  о  реализации  которых  работодатель  обязан  сообщить  определенным 

органам и лицам. 

4.2 Иные субъекты трудового права. 

Субъекты социального партнерства 

4.2.1 Стороны социального партнерства 

Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели 

в лице их представителей.  

В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются 

государственные (муниципальные) органы, кроме случаев, когда указанный ор-


background image

44 

 

 

ган сам является работодателем, т. е. выступает как сторона социального парт-
нерства.  

4.2.2 Представители работников 

Профсоюз  определяется  в  ст.  2  ФЗ  от  12  января  1996 г.  «О  профессио-

нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности» как добровольное обще-
ственное  объединение  граждан,  связанных  общими  производственными,  про-
фессиональными  интересами  по  роду  их  деятельности,  создаваемое  в  целях 
представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Обяза-
тельным  признаком  профсоюза  является  также  организационное  единство 
и членство участников. 

Каждый  гражданин,  достигший  возраста  14 лет  и  осуществляющий  тру-

довую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору созда-
вать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься проф-
союзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется сво-
бодно, без предварительного разрешения. 

Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной 

власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (со-
юзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений, 
им  не  подотчетны  и  не  подконтрольны.  Запрещается  вмешательство  органов 
государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных 
лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение 
прав  профсоюзов  или  воспрепятствовать  законному  осуществлению  их  устав-
ной деятельности. 

Правоспособность  профсоюза,  объединения  (ассоциации)  профсоюзов, 

первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает 
с  момента  их  государственной  регистрации.  Профсоюзы,  их  объединения  (ас-
социации),  первичные  профсоюзные  организации  вправе  не  регистрироваться. 
В этом случае они не приобретают прав юридического лица. 

Профсоюзы,  их  объединения  (ассоциации)  имеют  право  сотрудничать 

с профсоюзами  других  государств,  вступать  в  международные  профсоюзные 
и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения. 

Профсоюзы могут создаваться: 
1)  по территориальному принципу;  
2)  по отраслевому (профессиональному) принципу;  
3)  по смешанному принципу. 


background image

45 

 

 

Основные права профсоюзов установлены ТК РФ и ст. 11‒23 ФЗ. Все их в 

познавательных целях целесообразно изучать через призму классификаций. 

Так, по юридической силе права профсоюзов выделяют: 

•  согласительные  права  (с  наибольшей  юридической  силой),  при  кото-

рых решение не имеет юридической силы без согласия профсоюза; 

•  учет мотивированного мнения профсоюза, когда работодатель обязан 

запросить мнение (провести процедуру), но не обязан учитывать мне-
ние профсоюза; 

•  совещательно-консультативные  права  (работодатель  не  обязан  запра-

шивать мнение и не должен его учитывать). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основным и одним из важнейших средств воздействия на ра-

ботодателя и защиты трудовых прав работников в настоящее время 
является  учет  мнения  профсоюзного  органа.  По  ТК  РФ  он  может 
быть двух видов: 

1)  учет  мнения  профсоюза  при  принятии  локальных  норма-

тивных актов; 

2)  учет мнения профсоюза при расторжении трудового дого-

вора. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

По содержанию права профсоюзов подразделяются: 

•  на представительные;  

•  правозащитные  и  контрольные  (право  требования  об  устранении  вы-

явленных  нарушений  трудового  законодательства;  работодатели  обя-
заны в недельный срок с момента получения требования об устране-
нии  выявленных  нарушений  сообщить  профсоюзу  о  результатах  его 
рассмотрения и принятых мерах); 

•  информационные  (бесплатное  и  беспрепятственное  получение  от  ра-

ботодателей и органов государственной власти информации по соци-
ально-трудовым  вопросам;  пользование  государственными  средства-
ми массовой информации, учреждение собственных СМИ); 

•  имущественные  (профсоюзы  владеют,  пользуются  и  распоряжаются 

принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе 
денежными  средствами,  владеют  и  пользуются  переданным  в  их  хо-
зяйственное  ведение  иным  имуществом;  финансовый  контроль 
за средствами  профсоюзов  органами  исполнительной  власти  не  осу-