ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10171
Скачиваний: 10
41
4 Субъекты трудового права
4.1 Работник и работодатель
как основные субъекты трудового права
Весь комплекс трудовых и непосредственно связанных с ними отношений
представляет собой предмет трудового права, задачами которого, как было ука-
зано ранее, является регулирование указанных общественных связей и в
первую очередь субъектов соответствующих отношений.
Субъекты в трудовом праве подразделяются в зависимости от сущности
общественных отношений на основных субъектов, т. е. работника и работодате-
ля (субъектов трудовых отношений), и вспомогательных субъектов (субъектов
отношений, непосредственно связанных с трудовыми).
Обязательной предпосылкой для возникновения трудового правоотноше-
ния является наличие у основных субъектов трудовой правосубъектности.
У работника данная категория представляет единство трех правовых качеств:
• правоспособности,
• дееспособности,
• трудоспособности.
Правоспособность гражданина в трудовом праве возникает с момента
рождения и в основном раскрывается в ст. 21 ТК РФ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Работник – это всегда физическое лицо (гражданин РФ,
иностранный гражданин, лицо без гражданства), обладающее ин-
дивидуальным неотделимым от него качеством источника труда
(рабочей силой), которое самостоятельно от своего имени заклю-
чает трудовой договор. Существуют, однако, и исключения, когда
от его имени трудовой договор заключают законные представите-
ли либо требуется их письменное согласие (ч. 2 ст. 63 ТК РФ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Дееспособность гражданина (в том числе и иностранца) возникает, как
правило, с 16-летнего возраста, когда возможен прием его на работу, за исклю-
чением некоторых работ, для которых требуется повышенный возраст или со-
ответствие по здоровью и (или) деловым качествам (трудоспособность). В ис-
42
ключительных случаях (ст. 63 ТК РФ) трудовая дееспособность работника воз-
никает в возрасте до достижения 16 лет.
Трудоправовой статус работников – иностранных граждан в значитель-
ной степени ограничен, что объясняется преимуществом граждан России
на трудоустройство на территории собственной страны. Однако в отдельных
случаях иностранные граждане могут осуществлять трудовую деятельность
на территории России в соответствии с требованиями Федерального закона
«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»
(ст. 13–13.3). В частности, данный Закон устанавливает принцип квотирования
приглашений на въезд в Россию и квоты разрешений на работу в России, опре-
деляет порядок въезда и выезда иностранцев для осуществления трудовой дея-
тельности, срок действия разрешения на работу, различает категории иностран-
цев, на которых не распространяются общие правила Закона, а также закрепля-
ет условия привлечения к работе высококвалифицированных иностранных спе-
циалистов, устанавливает иные особенности их трудоправового статуса на тер-
ритории России.
Работодатель может быть представлен либо физическим лицом, тогда оно
самостоятельно выражает свою волю, либо юридическим лицом, волю которого
выражают его органы – единоличный или коллегиальный исполнительный ор-
ган (руководитель, дирекция, правление и т. п.), а также руководитель филиала,
представительства (в отдельных случаях данную функцию выполняет совет ди-
ректоров (наблюдательный совет) юридического лица). При этом в отличие
от гражданского права в трудовом праве при заключении трудовых договоров
не имеет значения общей или специальной правоспособностью обладает нани-
матель – юридическое лицо.
У работодателя по общему правилу трудовая правосубъектность возни-
кает с момента его регистрации в качестве юридического лица или индивиду-
ального предпринимателя (адвоката, нотариуса, частного детектива, охранника
и т. п.).
Помимо юридических условий к работодателю предъявляется еще и ряд
фактических требований:
1) имущественные – наличие денежных средств (фонда оплаты труда)
и расчетного счета в банке для выплаты вознаграждения работникам;
2) экономические – обладание средствами производства и орудиями
труда, которые передаются работникам для выполнения ими их тру-
довых обязанностей;
43
3) организационные – обеспечение управления трудом и производством
путем формирования организационной структуры, реализующей зада-
чи работодателя.
В отношении работодателя – физического лица, не имеющего статуса
индивидуального предпринимателя, – установлена специальная правоспособ-
ность: такой наниматель имеет право быть стороной и заключать трудовой до-
говор только в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего
хозяйства (ч. 5 ст. 20 ТК РФ).
Правоспособность работодателя в целом представлена в ст. 22 ТК РФ
и включает:
• организационно-управленческие (дисциплинарные) права по управле-
нию применительно к производственному коллективу, в том числе
право привлекать работника к ответственности;
• имущественные права, включая право предъявлять требования к ра-
ботнику о бережном отношении к имуществу работодателя;
• нормотворческие права в области локального нормативного регулиро-
вания.
Права работодателя с учетом юридических условий их реализации под-
разделяются на правомочия:
• реализуемые самостоятельно;
• реализуемые с согласия иного субъекта (профсоюза);
• реализуемые с учетом мнения (мотивированного мнения) другого
субъекта;
• о реализации которых работодатель обязан сообщить определенным
органам и лицам.
4.2 Иные субъекты трудового права.
Субъекты социального партнерства
4.2.1 Стороны социального партнерства
Сторонами социального партнерства являются работники и работодатели
в лице их представителей.
В отличие от сторон социального партнерства его участниками являются
государственные (муниципальные) органы, кроме случаев, когда указанный ор-
44
ган сам является работодателем, т. е. выступает как сторона социального парт-
нерства.
4.2.2 Представители работников
Профсоюз определяется в ст. 2 ФЗ от 12 января 1996 г. «О профессио-
нальных союзах, их правах и гарантиях деятельности» как добровольное обще-
ственное объединение граждан, связанных общими производственными, про-
фессиональными интересами по роду их деятельности, создаваемое в целях
представительства и защиты их социально-трудовых прав и интересов. Обяза-
тельным признаком профсоюза является также организационное единство
и членство участников.
Каждый гражданин, достигший возраста 14 лет и осуществляющий тру-
довую (профессиональную) деятельность, имеет право по своему выбору созда-
вать профсоюзы для защиты своих интересов, вступать в них, заниматься проф-
союзной деятельностью и выходить из профсоюзов. Это право реализуется сво-
бодно, без предварительного разрешения.
Профсоюзы независимы в своей деятельности от органов исполнительной
власти, органов местного самоуправления, работодателей, их объединений (со-
юзов, ассоциаций), политических партий и других общественных объединений,
им не подотчетны и не подконтрольны. Запрещается вмешательство органов
государственной власти, органов местного самоуправления и их должностных
лиц в деятельность профсоюзов, которое может повлечь за собой ограничение
прав профсоюзов или воспрепятствовать законному осуществлению их устав-
ной деятельности.
Правоспособность профсоюза, объединения (ассоциации) профсоюзов,
первичной профсоюзной организации в качестве юридического лица возникает
с момента их государственной регистрации. Профсоюзы, их объединения (ас-
социации), первичные профсоюзные организации вправе не регистрироваться.
В этом случае они не приобретают прав юридического лица.
Профсоюзы, их объединения (ассоциации) имеют право сотрудничать
с профсоюзами других государств, вступать в международные профсоюзные
и другие объединения и организации, заключать с ними договоры, соглашения.
Профсоюзы могут создаваться:
1) по территориальному принципу;
2) по отраслевому (профессиональному) принципу;
3) по смешанному принципу.
45
Основные права профсоюзов установлены ТК РФ и ст. 11‒23 ФЗ. Все их в
познавательных целях целесообразно изучать через призму классификаций.
Так, по юридической силе права профсоюзов выделяют:
• согласительные права (с наибольшей юридической силой), при кото-
рых решение не имеет юридической силы без согласия профсоюза;
• учет мотивированного мнения профсоюза, когда работодатель обязан
запросить мнение (провести процедуру), но не обязан учитывать мне-
ние профсоюза;
• совещательно-консультативные права (работодатель не обязан запра-
шивать мнение и не должен его учитывать).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основным и одним из важнейших средств воздействия на ра-
ботодателя и защиты трудовых прав работников в настоящее время
является учет мнения профсоюзного органа. По ТК РФ он может
быть двух видов:
1) учет мнения профсоюза при принятии локальных норма-
тивных актов;
2) учет мнения профсоюза при расторжении трудового дого-
вора.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
По содержанию права профсоюзов подразделяются:
• на представительные;
• правозащитные и контрольные (право требования об устранении вы-
явленных нарушений трудового законодательства; работодатели обя-
заны в недельный срок с момента получения требования об устране-
нии выявленных нарушений сообщить профсоюзу о результатах его
рассмотрения и принятых мерах);
• информационные (бесплатное и беспрепятственное получение от ра-
ботодателей и органов государственной власти информации по соци-
ально-трудовым вопросам; пользование государственными средства-
ми массовой информации, учреждение собственных СМИ);
• имущественные (профсоюзы владеют, пользуются и распоряжаются
принадлежащим им на праве собственности имуществом, в том числе
денежными средствами, владеют и пользуются переданным в их хо-
зяйственное ведение иным имуществом; финансовый контроль
за средствами профсоюзов органами исполнительной власти не осу-