Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10177

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

51 

 

 

5 Социальное партнерство в сфере труда 

5.1 Понятие, принципы, система  

и формы социального партнерства 

Определение социального партнерства, данное в ст. 23 ТК РФ, свидетель-

ствует, что оно является в трудовом праве России не только системой отноше-
ний, которые попадают в орбиту трудового права, но также принципом и мето-
дом  правового  регулирования  этих  отношений,  служащими  урегулированию 
при помощи государства противоречий интересов работников и работодателей.  

Конвенция  МОТ  №  98  (1949 г.)  предусматривает  право  на  организацию 

и ведение коллективных переговоров по регулированию условий труда, заклю-
чение  коллективных  договоров  и  соглашений.  Впервые  они  были  оговорены 
в Указе Президента РФ от 15 ноября 1991 г. «О социальном партнерстве и раз-
решении  трудовых  споров»,  а  механизмы  социального  партнерства  впервые 
урегулировал  Закон  РФ  от  11  марта 1992 г.  «О  коллективных договорах и  со-
глашениях».  

Основными  принципами  социального  партнерства,  закрепленными 

в ст. 24 ТК, являются: 

•  соблюдение  норм  законодательства:  все  стороны  и  их  представители 

должны соблюдать не только Кодекс, законы, но и другие нормы тру-
дового законодательства; 

•  полномочия  представителей  сторон:  требуется  документальное  пись-

менное подтверждение, что данное лицо является представителем та-
кой-то стороны с такими-то полномочиями; 

•  равноправие сторон как в инициативе переговоров, их ведении и под-

писании  коллективных  договоров  и  соглашений,  так  и  в  контроле  за 
их выполнением; 

•  уважение и учет интересов сторон; 

•  заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях; 

•  свобода  выбора  и  обсуждения  вопросов,  составляющих  содержание 

коллективных  договоров  и  соглашений:  содержание  коллективных 
договоров и соглашений определяют сами стороны свободно без вся-
кого  внешнего  давления  на  них;  запрещается  всякое  вмешательство, 
ограничивающее права сторон, особенно работников (ст. 5); 


background image

52 

 

 

•  добровольность  принятия  обязательств:  каждая  сторона  принимает 

на себя  обязательства  по  коллективному  договору  или  социально-
партнерскому  соглашению  путем  консенсуса,  уступая  друг  другу, 
но добровольно, т. е. одна сторона может и не принять на себя обяза-
тельство,  какое  хочет  иметь  другая  сторона  в  договоре,  соглашении 
(данный  принцип  связан  с  предыдущим,  поскольку  без  свободы  не 
может быть и добровольности сторон); 

•  реальность  принимаемых  сторонами  на  себя  обязательств:  сторона 

должна брать  на  себя  по договору,  соглашению  такое  обязательство, 
которое она реально способна исполнить, и не принимать декларации 
в виде обязательств (данный принцип тесно связан с предыдущим); 

•  систематичность  контроля  за  выполнением  коллективных  договоров, 

соглашений; 

•  обязательность  выполнения  коллективных  договоров,  соглашений 

и ответственность за их невыполнение. 

Целью социального партнерства, как правило, является установление при 

согласовании  интересов  сторон  такого правового режима  социально-трудовых 
отношений, чтобы он обеспечивал повышение гарантий, предусмотренных тру-
довым законодательством. 

Система социального партнерства включает пять уровней (ст. 26 ТК): 
1)  федеральный  уровень,  устанавливающий  основы  регулирования  от-

ношений в сфере труда в Российской Федерации; 

2)  региональный  уровень,  устанавливающий  такие  основы  регули-

рования в субъекте Федерации; 

3)  отраслевой  уровень,  устанавливающий  такие  основы  регулирования 

в отрасли (отраслях); 

4)  территориальный уровень, устанавливающий такие основы в муници-

пальном образовании; 

5)  уровень организации, устанавливающий конкретные взаимные обяза-

тельства в сфере труда между работниками и работодателями, напри-
мер коллективным договором. 

Формами  социального  партнерства  являются  коллективные  переговоры, 

консультации  при  принятии  локальных  актов  работодателем  или  некоторых 
правоприменительных решений (ст. 82, 371‒375 ТК РФ), участие работников в 
управлении производством (ст. 53 ТК РФ) и участие сторон в разрешении тру-
довых споров (гл. 60 и 61 ТК РФ).  


background image

53 

 

 

5.2 Коллективные переговоры 

Коллективные  переговоры  в  настоящее  время  отражают  социальное 

партнерство  в  сфере  труда  работников  и  работодателей  и  являются  ведущей 
формой социального партнерства. 

Коллективные переговоры между работниками и работодателями появи-

лись  во  второй  половине  XIX  в.  в  промышленно  развитых  странах  для  разре-
шения конфликтов. Международная организация труда предусмотрела их про-
ведение в Конвенции МОТ № 98 (1948 г.) «Право на организацию и на ведение 
коллективных  переговоров»,  а  в  1981 г.  МОТ  приняла  Конвенцию  №  154 
«О содействии коллективным переговорам». 

Хотя  в  России  коллективные  переговоры  в  сфере  труда  фактически  ве-

лись все годы советского периода при выработке и заключении коллективных 
договоров, в законодательстве их впервые урегулировал Закон РФ от 11 марта 
1992 г. «О коллективных договорах и соглашениях», который определил в гл. II 
начало,  сроки,  порядок  ведения  коллективных  переговоров,  отразив  все  поло-
жения указанных конвенций МОТ. 

Переговоры  начинаются  с  письменного  уведомления  одной  из  сторон, 

другая должна, получив его, начать переговоры в 7-дневный срок. Право на ве-
дение коллективных переговоров от имени работников и работодателей предо-
ставлено их представителям. Если инициатором переговоров является профсо-
юз,  то  работодатели,  их  объединения  (союзы,  ассоциации),  органы  исполни-
тельной  власти  и  местного  самоуправления  обязаны  вести  переговоры.  Отказ 
работодателя,  администрации  организации  приступить  к  переговорам  или 
уклонение от переговоров служит основанием для начала процедуры разреше-
ния коллективного трудового спора, так как такой отказ означает начало этого 
спора.  

Интересы  работников  при  ведении  коллективных  переговоров,  заключе-

нии  коллективных  договоров,  соглашений,  контроле  за  их  выполнением,  при 
реализации  права  на  участие  в  управлении  организацией  и  при  рассмотрении 
трудовых споров представляют первичная профсоюзная организация, ее орган 
(профком)  (об  этом  далее)  или  иные  представители,  избираемые  работниками 
(ст. 29 ТК). 

При отсутствии в организации первичной профсоюзной организации или 

если  таковая  объединяет  менее  половины работников,  на общем  собрании  ра-
ботники могут поручить представлять их интересы этому профкому либо ино-


background image

54 

 

 

му  представительному  органу.  Наличие  иного  представителя  не  является  пре-
пятствием для осуществления профкомом его полномочий. 

Запрещено  вести  переговоры  и  заключать  соглашения  и  коллективные 

договоры от имени работников лицам, представляющим работодателя. 

Представителями  работодателей  при  проведении  коллективных  перего-

воров, заключении или изменении коллективного договора являются руководи-
тель организации или уполномоченные им лица. При заключении или измене-
нии социально-партнерских соглашений на разных их уровнях, разрешении при 
этом  возникших  коллективных  трудовых  споров,  деятельности  соответствую-
щей  трехсторонней  комиссии  интересы  работодателей  представляет  соответ-
ствующее объединение работодателей (ст. 33 ТК). 

Ведение  переговоров  и  подготовка  договоров,  соглашений  проводится 

партнерами на равноправной основе. Для этого их решением определяется ко-
миссия, ее состав (на паритетных началах), сроки.  

Если в ходе переговоров не достигнуто соглашение по всем или по части 

вопросов,  составляется  протокол  разногласий,  который  передается  соответ-
ствующей примирительной комиссии по разрешению коллективного трудового 
спора,  образуемой  сторонами.  Подписание  протокола  разногласий  является 
началом  коллективного  трудового  спора.  Разногласия  разрешаются  в  соответ-
ствии с  порядком  разрешения  коллективных  трудовых споров,  установленном 
гл. 61 ТК РФ. 

Для  лиц,  участвующих  в  коллективных  переговорах,  установлены  опре-

деленные гарантии и обязанности (ст. 39 ТК РФ): 

•  участники переговоров и приглашенные специалисты освобождаются 

от основной работы с сохранением среднего заработка на срок подго-
товки  и  заключения  коллективного  договора  или  соглашения,  но  не 
более трех месяцев; 

•  представители  работников  в  период  ведения  коллективных  перегово-

ров не могут быть подвергнуты дисциплинарному взысканию, переве-
дены на другую работу, уволены по инициативе работодателя (за ис-
ключением совершения виновного проступка, за которое установлено 
увольнение с работы) без предварительного согласия органа, уполно-
мочившего их на представительство;  

•  участники  переговоров  не  должны  разглашать  охраняемую  законом 

тайну, ставшую им известной при переговорах. 


background image

55 

 

 

5.3 Правовые акты социального партнерства 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правовые акты социального партнерства – это акты, при-

нимаемые  сторонами  и  участниками  социального  партнерства, 

регулирующие  социально-трудовые  отношения  и  экономические 

отношения в организации, на определенной территории, в отрасли 

(профессии). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Правовыми актами социального партнерства являются коллективные до-

говоры и социально-партнерские соглашения.  

Правовые  акты  социального  партнерства  –  это  двусторонний  или  трех-

сторонний  документ,  который  заключается  в порядке  коллективных  перегово-
ров представителями работников и работодателя (работодателей). В последние 
годы все более возрастает роль коллективного договора как локального специ-
фического  источника  трудового  права,  учитывающего  конкретную  специфику 
данного работодателя. 

Значение  коллективного  договора  состоит  в  том,  что  этот  правовой  акт 

регулирует условия труда и быта работников при активном участии самих ра-
ботников. Одновременно он является наиболее практически значимой формой 
социального  партнерства,  а  также  средством  укрепления  дисциплины  труда 
(работники  берут  обязательства  и  в  этой  области)  и  направлен  на  совершен-
ствование производства, улучшение качества выпускаемой продукции, органи-
зации труда, повышение его производительности.  

Содержанием  правовых  актов  социального  партнерства  являются  усло-

вия, определяющие права и обязанности сторон и ответственность за их нару-
шение. Все условия имеют 2 аспекта: 1) юридический, 2) фактический. Факти-
ческий аспект содержания представлен в ст. 41 и 46 ТК РФ в виде положений, 
которые могут включаться в текст правового акта, не противоречат действую-
щему законодательству и не ухудшают положение работников. 

С юридической точки зрения все условия могут быть разделены на четы-

ре вида: 

1)  нормативные, закрепляющие нормы трудового права, в том числе ло-

кальные  (дополнительные  отпуска,  выходные  дни,  различные  допла-
ты,  виды,  системы  оплаты  труда,  размеры  тарифных  ставок,  произ-
водственные  надбавки  к  пенсиям,  дополнительные  права  профкома