ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10221
Скачиваний: 10
36
чается в юридическом закреплении (ст. 5) его верховенства по от-
ношению к иным федеральным законам, содержащим нормы тру-
дового права. Трудовой кодекс РФ занимает, таким образом, поло-
жение «первого среди равных» (primus inter pares), являясь высшим
нормативным правовым актом трудового законодательства, базо-
вым законом, своего рода «конституцией трудовых отношений».
ТК РФ играет системообразующую роль, выполняет функцию ко-
ординации действующих нормативных правовых актов в сфере
труда.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
3.4 Международно-правовое регулирование отношений
в сфере труда
При рассмотрении данного вопроса следует уделить внимание соотноше-
нию внутреннего законодательства о труде и международных договоров Рос-
сийской Федерации в этой области, основываясь на положениях ст. 15 Консти-
туции РФ и Федерального закона от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О междуна-
родных договорах Российской Федерации».
Нужно иметь в виду, что во всех случаях, когда идет речь о конвенциях
Международной организации труда (МОТ) или иных международных догово-
рах, юридическое значение для Российской Федерации имеют лишь те из них,
которые были ратифицированы в порядке, установленном законодательством.
Следовательно, для России юридически обязательными являются лишь те кон-
венции и иные международные акты, которые были ратифицированы в разные
годы СССР, а затем Российской Федерацией. Важнейшую роль в обеспечении
социально-трудовых прав граждан РФ, иностранных граждан и лиц без граж-
данства играют ратифицированные Россией конвенции МОТ, число которых
невелико (около 70) в сравнении с объемом международных актов, принятых
под эгидой МОТ. Значение конвенций МОТ заключается в обеспечении дей-
ствия общепризнанных стандартов в области социально-трудовых отношений
на территории стран-участниц посредством реализации механизма их приори-
тета над внутренним законодательством, как правило, закрепленного в консти-
туциях государств. Помимо конвенций МОТ издает также связанные с ними
рекомендации, которые, однако, не являются юридически обязательными для
страны-участницы. При изучении данного вопроса следует ознакомиться с со-
держанием ратифицированных Россией конвенций и рекомендаций МОТ и
37
проанализировать нормы действующего законодательства о труде на предмет
их соответствия требованиям международных актов.
3.5 Локальные нормативные правовые акты
При анализе данного вопроса необходимо уяснить специфику и логику
локального нормотворчества как способа повышения эффективности правового
регулирования, более точного отражения специфики труда, отдыха, расстанов-
ки кадров у конкретного работодателя. Локальные нормативные правовые акты
как результат локального нормотворчества представляют собой первичный
элемент системы трудового законодательства и имеют ограниченную сферу
действия – конкретного работодателя (ст. 8 ТК РФ).
Говоря о видах локальных нормативных актов, следует уделить внимание
их разделению по характеру и целевому назначению на акты организационного
(правила внутреннего трудового распорядка, положения об охране труда,
о премировании и т. п.) и технологического (маршрутные карты, технологиче-
ские инструкции и т. п.) характера. В отличие от локальных нормативных актов
индивидуальные акты не содержат норм трудового права, а являются право-
применительными актами (однократного действия), с которыми связывается
либо движение товарно-материальных ценностей в процессе производственной
деятельности организации, либо определенные последствия для индивидуаль-
ного трудового правоотношения (приказ о переводе на другую работу, приказ
об увольнении и т. п.).
Следует обратить внимание и на порядок принятия локальных норматив-
ных актов. В настоящее время есть основания выделить 4 варианта принятия:
1. Локальный нормативный акт по общему правилу принимается рабо-
тодателем самостоятельно.
2. Локальный нормативный акт в случае создания у работодателя проф-
союзного органа (представительного органа работников) принимается
с учетом мнения данного органа. Суть данного порядка отражена
в ст. 372 ТК РФ и предполагает именно соблюдение процедуры учета
мнения, что в дальнейшем обеспечивает законность локального нор-
мативного акта.
3. Локальный нормативный акт в случае создания у работодателя проф-
союзного органа (представительного органа работников) может при-
ниматься по согласованию с этим органом, если данная процедура
предусмотрена коллективным договором или соглашением. К данно-
38
му порядку по аналогии может применяться ст. 372 ТК РФ в части ре-
гулирования процедуры согласования. Однако последствия невыпол-
нения данной процедуры со стороны работодателя иные: локальный
нормативный акт не имеет юридической силы без согласования с ор-
ганом.
4. Локальный нормативный акт может также являться приложением
к коллективному договору, представляя при этом, в сущности, усло-
вия коллективного договора.
3.6 Принципы действия законов и иных актов,
содержащих нормы трудового права
Вопрос о принципах действия законодательства о труде в пространстве
для России как федеративного государства имеет существенное значение. Тер-
риториальный принцип действия нормативного правового акта означает рас-
пространение его юридической силы в пределах территориальных границ дея-
тельности соответствующего нормотворческого органа. Следовательно, суще-
ствует четыре уровня действия нормативных правовых актов в пространстве:
1) федеральный;
2) субъекта РФ;
3) муниципального образования;
4) организации.
Необходимо проанализировать каждый из указанных уровней. Примени-
тельно к вопросу о действии нормативных правовых актов в пространстве име-
ет значение проблема разграничения предметов совместного ведения Россий-
ской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ) по вопросам ре-
гулирования социально-трудовых отношений и компетенции нормотворческих
органов РФ и субъектов РФ. При подготовке к данному вопросу студентам
необходимо уделить внимание содержанию ст. 6 ТК РФ.
При изучении вопроса о действии законодательства о труде по кругу лиц
необходимо иметь в виду, что ТК РФ, законы и иные нормативные правовые
акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работни-
ков, заключивших трудовой договор с работодателем, а также на всех работо-
дателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности,
с особенностями и исключениями, предусмотренными ч. 4–6 ст. 11 ТК РФ.
Особенности правового положения в сфере труда отдельных категорий работ-
ников (руководителей организаций, лиц, работающих по совместительству,
39
женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служа-
щих и других), помимо соответствующих положений ТК РФ (разд. XII), также
могут устанавливаться федеральными законами и иными нормативными право-
выми актами. Это, в частности, дает основание говорить о существовании об-
щего и специального трудового законодательства. В данном разграничении
имеется не только теоретическое, но и важное практическое значение, позво-
ляющее установить пределы действия общего и специального законодатель-
ства: согласно конструкции, известной еще римскому праву, при возникнове-
нии коллизии между общим и специальным законом приоритет имеет специ-
альный закон, поскольку нормотворец сознательно вводит законные изъятия
из общего правила.
Говоря о принципах действия законодательства о труде во времени, сле-
дует уделить внимание содержанию ст. 12, 423 и 424 ТК РФ. По общему прави-
лу законы и иные нормативные правовые акты действуют лишь на будущее
время, то есть распространяют свое действия на отношения, возникшие после
введения их в действие. Однако в процессе смены нормативного регулирования
в ряде случаев возможны так называемые эффекты «ретроактивности»
и «ультраактивности» правовых норм. Первый означает допущение распро-
странения действия вновь принятых норм на общественные отношения, воз-
никшие и существовавшие до вступления в силу новых норм, то есть то, что
в теории права принято называть «обратной силой закона». В действующем за-
конодательстве применяется в качестве общего косвенный способ придания
обратной силы закону. Он предусмотрен ст. 12 и 424 ТК РФ, регулирующими
связь между фактом или правоотношением, возникшими до введения в дей-
ствие нормативного акта, и вытекающими из него правами и обязанностями.
В сущности при этом более обоснованным нужно было бы считать принцип
применения акта, действовавшего на соответствующий момент времени (lex
tempi actus), но в силу указанных положений ТК РФ в отношении прав и обя-
занностей будут применяться правила нового нормативного акта.
Второй эффект («ультраактивность») характеризует продление действия
(«переживание») норм отмененного акта на отношения, возникшие до его от-
мены. Оба эффекта связаны с особенностями перехода от старых отношений к
новым, при этом последний («ультраактивность») ведет к цели наиболее про-
должительным путем, постепенным и безболезненным, первый («ретроактив-
ность») – путь наиболее быстрый, радикальный.
40
Кроме этого, стоит уделить внимание проблеме механизма введения
в действие вновь принятого закона или нормативного правового акта и анализу
взаимосвязанных вопросов о месте данного акта в системе действующего тру-
дового законодательства, о процедуре отмены или изменения прежних актов
в связи с принятием нового, о соотношении нового акта с более ранними в слу-
чае их одновременного применения. Следует иметь в виду, что практикой вы-
работано два способа замены нормативных актов: прямой (когда правотворче-
ский орган в самом акте путем прямого указания отменяет действие прежнего)
и фактический (когда старый акт прямо не отменен, но прекращает свое дей-
ствие ввиду принятия более позднего или когда отпали условия его действия).
Второй вариант (фактический) вступления актов в силу имеет в настоящее вре-
мя широкое распространение, хотя это явление ненормальное, свидетельству-
ющее о недостаточной культуре правотворчества, которое запутывает исполни-
телей, порождает на практике споры и недоразумения. Рассматривая проблему
действия трудового законодательства во времени, следует обращать внимание на
определение актуальности не утративших силу актов СССР и РСФСР, но подле-
жащих применению на территории Российской Федерации в силу ст. 423 ТК РФ.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 3
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что такое источник права?
2. По каким критериям классифицируются источники трудового права?
3. В чем отличие кодексов от обычных законов?
4. Какие виды актов принимаются в результате деятельности Междуна-
родной организации труда?
5. Какую роль играют акты судебных органов в регулировании трудовых
отношений?
6. Что такое локальные нормативные акты?
7. По каким основаниям классифицируются локальные нормативные акты?