Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10221

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

36 

 

 

чается  в  юридическом  закреплении  (ст.  5)  его  верховенства  по  от-
ношению  к  иным  федеральным  законам,  содержащим  нормы  тру-
дового права. Трудовой кодекс РФ занимает, таким образом, поло-
жение «первого среди равных» (primus inter pares), являясь высшим 
нормативным  правовым  актом  трудового  законодательства,  базо-
вым  законом,  своего  рода  «конституцией  трудовых  отношений». 
ТК РФ  играет  системообразующую  роль,  выполняет  функцию  ко-
ординации  действующих  нормативных  правовых  актов  в  сфере 
труда. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

3.4 Международно-правовое регулирование отношений  

в сфере труда 

При рассмотрении данного вопроса следует уделить внимание соотноше-

нию  внутреннего  законодательства  о  труде  и  международных  договоров  Рос-
сийской Федерации в этой области, основываясь на положениях ст. 15 Консти-
туции  РФ  и  Федерального  закона  от  15  июля  1995 г.  №  101-ФЗ  «О  междуна-
родных договорах Российской Федерации».  

 Нужно иметь в виду, что во всех случаях, когда идет речь о конвенциях 

Международной  организации  труда  (МОТ)  или  иных  международных  догово-
рах, юридическое значение для Российской Федерации имеют лишь те из них, 
которые  были  ратифицированы  в  порядке,  установленном  законодательством. 
Следовательно, для России юридически обязательными являются лишь те кон-
венции и иные международные акты, которые были ратифицированы в разные 
годы СССР, а затем Российской Федерацией. Важнейшую роль в обеспечении 
социально-трудовых  прав  граждан  РФ,  иностранных  граждан  и  лиц  без  граж-
данства  играют  ратифицированные  Россией  конвенции  МОТ,  число  которых 
невелико  (около  70)  в  сравнении  с  объемом  международных  актов,  принятых 
под  эгидой  МОТ.  Значение  конвенций  МОТ  заключается  в  обеспечении  дей-
ствия  общепризнанных  стандартов  в  области  социально-трудовых  отношений 
на  территории стран-участниц  посредством  реализации  механизма их  приори-
тета над внутренним законодательством, как правило, закрепленного в консти-
туциях  государств.  Помимо  конвенций  МОТ  издает  также  связанные  с  ними 
рекомендации,  которые,  однако,  не  являются  юридически  обязательными  для 
страны-участницы. При изучении данного вопроса следует ознакомиться с со-
держанием  ратифицированных  Россией  конвенций  и  рекомендаций  МОТ  и 


background image

37 

 

 

проанализировать  нормы  действующего  законодательства  о  труде  на  предмет 
их соответствия требованиям международных актов.  

3.5 Локальные нормативные правовые акты  

При  анализе  данного  вопроса  необходимо  уяснить  специфику  и  логику 

локального нормотворчества как способа повышения эффективности правового 
регулирования, более точного отражения специфики труда, отдыха, расстанов-
ки кадров у конкретного работодателя. Локальные нормативные правовые акты 
как  результат  локального  нормотворчества  представляют  собой  первичный 
элемент  системы  трудового  законодательства  и  имеют  ограниченную  сферу 
действия – конкретного работодателя (ст. 8 ТК РФ).  

Говоря о видах локальных нормативных актов, следует уделить внимание 

их разделению по характеру и целевому назначению на акты организационного 
(правила  внутреннего  трудового  распорядка,  положения  об  охране  труда, 
о премировании и т. п.) и технологического (маршрутные карты, технологиче-
ские инструкции и т. п.) характера. В отличие от локальных нормативных актов 
индивидуальные  акты  не  содержат  норм  трудового  права,  а  являются  право-
применительными  актами  (однократного  действия),  с  которыми  связывается 
либо движение товарно-материальных ценностей в процессе производственной 
деятельности  организации,  либо  определенные  последствия  для  индивидуаль-
ного трудового правоотношения (приказ о переводе на другую работу, приказ 
об увольнении и т. п.).  

Следует обратить внимание и на порядок принятия локальных норматив-

ных актов. В настоящее время есть основания выделить 4 варианта принятия: 

1.  Локальный  нормативный  акт  по  общему  правилу  принимается  рабо-

тодателем самостоятельно. 

2.  Локальный нормативный акт в случае создания у работодателя проф-

союзного органа (представительного органа работников) принимается 
с  учетом  мнения  данного  органа.  Суть  данного  порядка  отражена 
в ст. 372 ТК РФ и предполагает именно соблюдение процедуры учета 
мнения,  что  в  дальнейшем  обеспечивает  законность  локального  нор-
мативного акта. 

3.  Локальный нормативный акт в случае создания у работодателя проф-

союзного  органа  (представительного  органа  работников)  может  при-
ниматься  по  согласованию  с  этим  органом,  если  данная  процедура 
предусмотрена  коллективным  договором  или  соглашением.  К  данно-


background image

38 

 

 

му порядку по аналогии может применяться ст. 372 ТК РФ в части ре-
гулирования  процедуры  согласования.  Однако  последствия  невыпол-
нения  данной  процедуры  со  стороны  работодателя  иные:  локальный 
нормативный акт не имеет юридической силы без согласования с ор-
ганом. 

4.  Локальный  нормативный  акт  может  также  являться  приложением 

к коллективному  договору,  представляя  при  этом,  в  сущности,  усло-
вия коллективного договора.  

3.6 Принципы действия законов и иных актов,  

содержащих нормы трудового права 

Вопрос  о  принципах  действия  законодательства  о  труде  в  пространстве 

для России как федеративного государства имеет существенное значение. Тер-
риториальный  принцип  действия  нормативного  правового  акта  означает  рас-
пространение его юридической силы в пределах территориальных границ дея-
тельности  соответствующего  нормотворческого  органа.  Следовательно,  суще-
ствует четыре уровня действия нормативных правовых актов в пространстве:  

1)  федеральный;  
2)  субъекта РФ;  
3)  муниципального образования;  
4)  организации.  
Необходимо проанализировать каждый из указанных уровней. Примени-

тельно к вопросу о действии нормативных правовых актов в пространстве име-
ет  значение  проблема  разграничения  предметов  совместного  ведения  Россий-
ской Федерации и ее субъектов (п. «к» ст. 72 Конституции РФ) по вопросам ре-
гулирования социально-трудовых отношений и компетенции нормотворческих 
органов  РФ  и  субъектов  РФ.  При  подготовке  к  данному  вопросу  студентам 
необходимо уделить внимание содержанию ст. 6 ТК РФ.  

При изучении вопроса о действии законодательства о труде по кругу лиц 

необходимо  иметь  в  виду,  что  ТК  РФ,  законы  и  иные  нормативные  правовые 
акты, содержащие нормы трудового права, распространяются на всех работни-
ков, заключивших трудовой договор с работодателем, а также на всех работо-
дателей, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, 
с  особенностями  и  исключениями,  предусмотренными  ч.  4–6  ст.  11  ТК  РФ. 
Особенности правового положения в сфере труда отдельных категорий работ-
ников  (руководителей  организаций,  лиц,  работающих  по  совместительству, 


background image

39 

 

 

женщин, лиц с семейными обязанностями, молодежи, государственных служа-
щих и других), помимо соответствующих положений ТК РФ (разд. XII), также 
могут устанавливаться федеральными законами и иными нормативными право-
выми актами. Это, в частности, дает основание говорить о существовании об-
щего  и  специального  трудового  законодательства.  В данном  разграничении 
имеется  не  только  теоретическое,  но  и  важное  практическое  значение,  позво-
ляющее  установить  пределы  действия  общего  и  специального  законодатель-
ства:  согласно  конструкции,  известной  еще  римскому  праву,  при  возникнове-
нии  коллизии  между  общим  и  специальным  законом  приоритет  имеет  специ-
альный  закон,  поскольку  нормотворец  сознательно  вводит  законные  изъятия 
из общего правила.  

Говоря о принципах действия законодательства о труде во времени, сле-

дует уделить внимание содержанию ст. 12, 423 и 424 ТК РФ. По общему прави-
лу  законы  и  иные  нормативные  правовые  акты  действуют  лишь  на  будущее 
время,  то  есть распространяют  свое действия на отношения,  возникшие после 
введения их в действие. Однако в процессе смены нормативного регулирования 
в  ряде  случаев  возможны  так  называемые  эффекты  «ретроактивности» 
и «ультраактивности»  правовых  норм.  Первый  означает  допущение  распро-
странения  действия  вновь  принятых  норм  на  общественные  отношения,  воз-
никшие  и  существовавшие  до  вступления  в  силу  новых  норм,  то  есть  то,  что 
в теории права принято называть «обратной силой закона». В действующем за-
конодательстве  применяется  в  качестве  общего  косвенный  способ  придания 
обратной силы закону. Он предусмотрен ст. 12 и 424 ТК РФ, регулирующими 
связь  между  фактом  или  правоотношением,  возникшими  до  введения  в  дей-
ствие  нормативного  акта,  и  вытекающими  из  него  правами  и  обязанностями. 
В сущности  при  этом  более  обоснованным  нужно  было  бы  считать  принцип 
применения  акта,  действовавшего  на  соответствующий  момент  времени  (lex 
tempi  actus
),  но  в  силу  указанных  положений  ТК  РФ  в  отношении  прав  и  обя-
занностей будут применяться правила нового нормативного акта. 

Второй  эффект  («ультраактивность»)  характеризует  продление  действия 

(«переживание»)  норм  отмененного  акта  на  отношения,  возникшие  до  его  от-
мены. Оба эффекта связаны с особенностями перехода от старых отношений к 
новым,  при  этом  последний  («ультраактивность»)  ведет  к  цели  наиболее  про-
должительным  путем,  постепенным  и  безболезненным,  первый  («ретроактив-
ность») – путь наиболее быстрый, радикальный.  


background image

40 

 

 

Кроме  этого,  стоит  уделить  внимание  проблеме  механизма  введения 

в действие вновь принятого закона или нормативного правового акта и анализу 
взаимосвязанных вопросов о месте данного акта в системе действующего тру-
дового  законодательства,  о  процедуре  отмены  или  изменения  прежних  актов 
в связи с принятием нового, о соотношении нового акта с более ранними в слу-
чае их одновременного применения. Следует иметь в виду, что практикой вы-
работано два способа замены нормативных актов: прямой (когда правотворче-
ский орган в самом акте путем прямого указания отменяет действие прежнего) 
и фактический (когда старый акт прямо не отменен, но прекращает свое дей-
ствие ввиду принятия более позднего или когда отпали условия его действия). 
Второй вариант (фактический) вступления актов в силу имеет в настоящее вре-
мя  широкое  распространение,  хотя  это  явление  ненормальное,  свидетельству-
ющее о недостаточной культуре правотворчества, которое запутывает исполни-
телей, порождает на практике споры и недоразумения. Рассматривая проблему 
действия трудового законодательства во времени, следует обращать внимание на 
определение актуальности не утративших силу актов СССР и РСФСР, но подле-
жащих применению на территории Российской Федерации в силу ст. 423 ТК РФ.  

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 3 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что такое источник права? 
2.  По каким критериям классифицируются источники трудового права? 
3.  В чем отличие кодексов от обычных законов? 
4.  Какие виды актов принимаются в результате деятельности Междуна-

родной организации труда? 

5.  Какую роль играют акты судебных органов в регулировании трудовых 

отношений? 

6.  Что такое локальные нормативные акты? 
7.  По каким основаниям классифицируются локальные нормативные акты?