ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10186
Скачиваний: 10
131
заработной платы. Указанная гарантия предусмотрена ст. 10 Конвенции МОТ
№ 95 «О защите заработной платы» 1949 г., которая была ратифицирована
СССР и обязательна для России. В соответствии со ст. 10 Конвенции № 95 за-
работная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пре-
делах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответ-
ствующие законодательные положения отсутствуют, надо полагать, что
в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) за-
работной платы невозможна.
4. Повышение уровня реального содержания заработной платы и ее ин-
дексация в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация
заработной платы производится на каждом уровне правового регулирования
независимо. На федеральном уровне индексация осуществляется в соответ-
ствии с индексом инфляции в объеме, определяемом на эти цели законом о фе-
деральном бюджете на соответствующий финансовый год. Аналогичный меха-
низм закреплен на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Вместе
с тем какой-либо четкой периодичности индексации или соотношения с показа-
телями инфляции законодательством не устанавливается.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Определения понятия «индексация» в законодательстве сей-
час нет. Но можно использовать определение, содержавшееся в За-
коне РФ от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных
доходов и сбережений граждан в РСФСР». Индексация (ст. 1) –
установленный государством механизм увеличения денежных до-
ходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен.
Цель индексации – поддержание покупательной способности де-
нежных доходов и сбережений граждан. Индексация может соче-
таться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами госу-
дарственного регулирования доходов населения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
К частным принципам института заработной платы можно отнести прин-
цип гарантированности оплаты при отступлении от обычных условий, принцип
повышенной результативности результатов труда в субинституте премирования
и другие.
Таким образом, правовое регулирование заработной платы – это деятель-
ность государственных органов, профсоюзов, организаций по установлению
и применению норм права с целью достижения наибольшего соответствия раз-
132
меров заработной платы количеству и качеству затраченного труда, а также
формированию материальной заинтересованности работника и улучшению ре-
зультатов труда.
8.3 Методы правового регулирования заработной платы
Методы находятся в зависимости от уровня и субъекта правотворчества
и управления хозяйством. Различные авторы по-разному формулируют методы
регулирования, но сходятся в том, что речь идет о сочетании методов государ-
ственного нормирования заработной платы (централизованный) и метода ло-
кального нормирования (децентрализованный).
С начала 1920-х гг. государство стало вмешиваться в регулирование зара-
ботной платы, однако до начала 1930-х гг. преобладал договорный метод. Впо-
следствии была осуществлена полная централизация вопросов установления и
расчета заработной платы. Этот период продолжался до начала 1990-х гг., когда
возникла необходимость в реформировании института заработной платы и пе-
рехода на новые механизмы правового регулирования.
В настоящее время государство постепенно отходит от детальной регла-
ментации оплаты труда, ограничивая свое влияние следующими моментами
(ст. 130 ТК РФ):
1. Установление федеральным законом МРОТ и обеспечение индекса-
ции заработной платы.
2. Установление базовых окладов для учреждений, финансируемых
из федерального, регионального и местного бюджетов.
3. Установление и разработка типовых норм труда для однородных ра-
бот.
4. Определение порядка тарификации работ и должностей.
5. Установление оплаты труда при отклонении от условий, определяе-
мых тарифами.
6. Ограничение выплаты заработной платы в натуральной форме
и удержаний из заработной платы.
7. Закрепление ответственности работодателя за нарушение требований
трудового законодательства по оплате труда и др.
На уровень работодателя соответственно передано решение таких вопро-
сов, как:
• установление систем заработной платы;
• определение размеров тарифных ставок и разрядов (кроме бюджетных
организаций);
133
• введение доплат и надбавок к тарифным ставкам;
• разработка и введение положений о премировании;
• определение повышенных (по сравнению с минимальными стандар-
тами) размеров заработной платы при выполнении работ в условиях,
отклоняющихся от нормальных;
• индексация заработной платы и другие.
8.4 Нормирование оплаты труда.
Тарифная система и ее элементы
В большинстве случаев в структуре заработной платы заключены две ча-
сти: основная (базовая или тариф) – гарантированный размер оплаты труда –
и переменная (дополнительная).
Такое деление предполагает необходимость существования нормирова-
ния оплаты труда как системы отношений по установлению и выплате заработ-
ной платы. При этом правовое регулирование оплаты труда и нормирование
осуществляется при помощи:
1) тарифных нормативных актов (тарифно-квалификационных справоч-
ников);
2) тарифных ставок (окладов, базовых окладов);
3) установленных требований по профессиональной подготовке и уров-
ню квалификации, которые необходимы для осуществления соответ-
ствующей профессиональной деятельности (профессиональных ква-
лификационных групп);
4) нормирования труда (норм выработки, норм времени и норм обслу-
живания);
5) системы доплат и надбавок. Это элементы тарифной системы, при-
званные обеспечить дополнительную дифференциацию оплаты труда.
Доплаты играют роль компенсатора работы в особых условиях труда
(вредных, тяжелых, в ночное время и т. п.). Надбавки всегда рассмат-
ривались как стимулирующие выплаты, отражающие более высокие
способности работника сверх установленных квалификационных тре-
бований (за классность, за непрерывный трудовой стаж, за выслугу
лет, за интенсивность и т. п.). В некоторых случаях в нормативных
правовых актах надбавки именуются «повышающими коэффициента-
ми к заработной плате». Доплаты и надбавки могут устанавливаться
134
либо в процентном отношении к ставке (окладу), либо в твердых де-
нежных суммах;
6) установления мер дополнительного вознаграждения по результатам
работы (премирование).
Существуют две сферы, где осуществляется подобное регулирование:
бюджетная и внебюджетная. В обеих сферах система нормирования (тарифная
система, система должностных (базовых) окладов) имеет свое применение, од-
нако некоторые моменты различаются. Кроме того, во внебюджетной сфере
может применяться бестарифная (нетарифная) система оплаты труда.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Тарифная система оплаты труда – совокупность нормати-
вов, с помощью которых осуществляется дифференциация оплаты
труда работников различных категорий (ст. 143 ТК РФ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Существуют два типа тарифной системы:
1) тарифная система, основанная на тарифной сетке;
2) тарифная система, основанная на схемах должностных окладов.
1. Тарифная система, основанная на тарифной сетке, включает в себя не-
сколько элементов:
• тарифно-квалификационные справочники;
• тарифные сетки (кроме бюджетных учреждений с 1 декабря 2008 г.);
• тарифные ставки (оклады);
• доплаты и надбавки.
Тарифно-квалификационные справочники содержат перечни профессий,
специальностей или видов работ и их квалификационные характеристики в от-
дельных отраслях хозяйства. Эти справочники необходимы:
1) для осуществления тарификации работ, т. е. отнесения видов труда
к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимо-
сти от сложности труда;
2) для отнесения работ или должностей к какому-либо разряду. Тариф-
ный разряд – величина, отражающая сложность труда и квалифика-
цию работника. Квалификационный разряд – величина, отражающая
уровень профессиональной подготовки работника.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Существует Единый тарифно-квалификационный справочник
(ЕТКС) работ и профессий рабочих, содержащий характеристики
135
общеотраслевых профессий, работ и должностей, а также отрасле-
вых профессий, работ и должностей. Последний разделен на выпус-
ки (около 70) по отраслям экономики. Кроме этого, действует Ква-
лификационный справочник должностей руководителей, специали-
стов и других служащих.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Тарифная сетка – совокупность тарифных разрядов работ (профессий,
должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификаци-
онных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Коэф-
фициент устанавливает отношение ставки данного разряда к ставке первого
разряда. При этом соотношение тарифных ставок крайних разрядов называют
диапазоном тарифной сетки.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Тарифная ставка – фиксированный размер заработной пла-
ты работника за выполнение норм труда (трудовых обязанностей)
определенной сложности (квалификации) за единицу времени без
учета компенсационных, стимулирующих и социальных выплат
(ст. 129).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Единицами времени могут быть час, день, месяц. Фиксированный размер
выплаты за месяц именуется окладом. Тарифные ставки (оклады) дифференци-
руются: а) в зависимости от системы заработной платы (при повременной си-
стеме устанавливаются часовые или месячные ставки; при сдельной системе –
часовые или дневные ставки); б) в зависимости от условий труда (нормальные,
тяжелые, вредные, особо вредные).
Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам произ-
водятся, в том числе, и с учетом профессиональных стандартов.
2. Тарифная система, основанная на схемах должностных окладов, вклю-
чает в себя следующие элементы:
• перечни профессиональных квалификационных групп;
• типовые положения об оплате труда;
• принципы исчисления базовых (минимальных) окладов:
o
минимальный и максимальный размеры (вилка) должностных
окладов;
o
ступени окладов (например, 2 200, 2 300, 2 400 рублей и т. д.);
o
в виде процентов от окладов других работников;
o
размеры окладов в зависимости от объема выполняемых работ;