Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9999

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

131 

 

 

заработной  платы.  Указанная  гарантия  предусмотрена  ст.  10  Конвенции  МОТ 
№  95  «О  защите  заработной  платы»  1949  г.,  которая  была  ратифицирована 
СССР и обязательна для России. В соответствии со ст. 10 Конвенции № 95 за-
работная плата может явиться объектом ареста или цессии лишь в форме и пре-
делах, предписываемых национальным законодательством. Поскольку соответ-
ствующие  законодательные  положения  отсутствуют,  надо  полагать,  что 
в настоящее время уступка права требования невыплаченной (задержанной) за-
работной платы невозможна. 

4.  Повышение  уровня  реального  содержания  заработной  платы  и  ее  ин-

дексация в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Индексация 
заработной  платы  производится  на  каждом  уровне  правового  регулирования 
независимо.  На  федеральном  уровне  индексация  осуществляется  в  соответ-
ствии с индексом инфляции в объеме, определяемом на эти цели законом о фе-
деральном бюджете на соответствующий финансовый год. Аналогичный меха-
низм закреплен на региональном, муниципальном и локальном уровнях. Вместе 
с тем какой-либо четкой периодичности индексации или соотношения с показа-
телями инфляции законодательством не устанавливается. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Определения  понятия  «индексация»  в  законодательстве  сей-

час нет. Но можно использовать определение, содержавшееся в За-
коне РФ от 24 октября 1991 г. № 1799-1 «Об индексации денежных 
доходов  и  сбережений  граждан  в  РСФСР».  Индексация  (ст.  1)  – 
установленный  государством  механизм  увеличения  денежных  до-
ходов и сбережений граждан в связи с ростом потребительских цен. 
Цель  индексации  –  поддержание  покупательной  способности  де-
нежных  доходов  и  сбережений  граждан.  Индексация  может  соче-
таться, а в некоторых случаях и заменяться иными методами госу-
дарственного регулирования доходов населения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

К частным принципам института заработной платы можно отнести прин-

цип гарантированности оплаты при отступлении от обычных условий, принцип 
повышенной результативности результатов труда в субинституте премирования 
и другие. 

Таким образом, правовое регулирование заработной платы – это деятель-

ность  государственных  органов,  профсоюзов,  организаций  по  установлению 
и применению норм права с целью достижения наибольшего соответствия раз-


background image

132 

 

 

меров  заработной  платы  количеству  и  качеству  затраченного  труда,  а  также 
формированию материальной заинтересованности работника и улучшению ре-
зультатов труда.  

8.3 Методы правового регулирования заработной платы 

Методы  находятся  в  зависимости  от  уровня  и  субъекта  правотворчества 

и управления хозяйством. Различные авторы по-разному формулируют методы 
регулирования, но сходятся в том, что речь идет о сочетании методов государ-
ственного  нормирования  заработной  платы  (централизованный)  и  метода  ло-
кального нормирования (децентрализованный).  

С начала 1920-х гг. государство стало вмешиваться в регулирование зара-

ботной платы, однако до начала 1930-х гг. преобладал договорный метод. Впо-
следствии была осуществлена полная централизация вопросов установления и 
расчета заработной платы. Этот период продолжался до начала 1990-х гг., когда 
возникла необходимость в реформировании института заработной платы и пе-
рехода на новые механизмы правового регулирования.  

В настоящее время государство постепенно отходит от детальной регла-

ментации  оплаты  труда,  ограничивая  свое  влияние  следующими  моментами 
(ст. 130 ТК РФ): 

1.  Установление  федеральным  законом  МРОТ  и  обеспечение  индекса-

ции заработной платы. 

2.  Установление  базовых  окладов  для  учреждений,  финансируемых 

из федерального, регионального и местного бюджетов. 

3.  Установление и  разработка  типовых норм  труда  для  однородных  ра-

бот. 

4.  Определение порядка тарификации работ и должностей. 
5.  Установление  оплаты  труда  при  отклонении  от  условий,  определяе-

мых тарифами. 

6.  Ограничение  выплаты  заработной  платы  в  натуральной  форме 

и удержаний из заработной платы. 

7.  Закрепление ответственности работодателя за нарушение требований 

трудового законодательства по оплате труда и др. 

На уровень работодателя соответственно передано решение таких вопро-

сов, как: 

•  установление систем заработной платы; 

•  определение размеров тарифных ставок и разрядов (кроме бюджетных 

организаций); 


background image

133 

 

 

•  введение доплат и надбавок к тарифным ставкам; 

•  разработка и введение положений о премировании; 

•  определение  повышенных  (по  сравнению  с  минимальными  стандар-

тами) размеров заработной платы при выполнении работ в условиях, 
отклоняющихся от нормальных; 

•  индексация заработной платы и другие. 

8.4 Нормирование оплаты труда.  

Тарифная система и ее элементы  

В большинстве случаев в структуре заработной платы заключены две ча-

сти:  основная  (базовая  или  тариф)  –  гарантированный  размер  оплаты  труда  – 
и переменная (дополнительная).  

Такое  деление  предполагает  необходимость  существования  нормирова-

ния оплаты труда как системы отношений по установлению и выплате заработ-
ной  платы.  При  этом  правовое  регулирование  оплаты  труда  и  нормирование 
осуществляется при помощи: 

1)  тарифных  нормативных  актов  (тарифно-квалификационных  справоч-

ников); 

2)  тарифных ставок (окладов, базовых окладов); 
3)  установленных  требований  по  профессиональной  подготовке  и  уров-

ню  квалификации,  которые  необходимы  для  осуществления  соответ-
ствующей  профессиональной  деятельности  (профессиональных  ква-
лификационных групп); 

4)  нормирования  труда  (норм  выработки,  норм  времени  и  норм  обслу-

живания); 

5)  системы  доплат  и  надбавок.  Это  элементы  тарифной  системы,  при-

званные обеспечить дополнительную дифференциацию оплаты труда. 
Доплаты играют роль компенсатора работы в особых условиях труда 
(вредных, тяжелых, в ночное время и т. п.). Надбавки всегда рассмат-
ривались  как  стимулирующие  выплаты,  отражающие  более  высокие 
способности работника сверх установленных квалификационных тре-
бований  (за  классность,  за  непрерывный  трудовой  стаж,  за  выслугу 
лет,  за  интенсивность  и  т. п.).  В некоторых  случаях  в  нормативных 
правовых актах надбавки именуются «повышающими коэффициента-
ми  к  заработной  плате».  Доплаты  и  надбавки  могут  устанавливаться 


background image

134 

 

 

либо в процентном отношении к ставке (окладу), либо в твердых де-
нежных суммах;  

6)  установления  мер  дополнительного  вознаграждения  по  результатам 

работы (премирование). 

Существуют  две  сферы,  где  осуществляется  подобное  регулирование: 

бюджетная и внебюджетная. В обеих сферах система нормирования (тарифная 
система, система должностных (базовых) окладов) имеет свое применение, од-
нако  некоторые  моменты  различаются.  Кроме  того,  во  внебюджетной  сфере 
может применяться бестарифная (нетарифная) система оплаты труда. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Тарифная система оплаты труда – совокупность нормати-

вов, с помощью которых осуществляется дифференциация оплаты 

труда работников различных категорий (ст. 143 ТК РФ). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Существуют два типа тарифной системы: 
1)  тарифная система, основанная на тарифной сетке; 
2)  тарифная система, основанная на схемах должностных окладов. 
1. Тарифная система, основанная на тарифной сетке, включает в себя не-

сколько элементов: 

•  тарифно-квалификационные справочники; 

•  тарифные сетки (кроме бюджетных учреждений с 1 декабря 2008 г.); 

•  тарифные ставки (оклады); 

•  доплаты и надбавки. 
Тарифно-квалификационные  справочники  содержат  перечни  профессий, 

специальностей или видов работ и их квалификационные характеристики в от-
дельных отраслях хозяйства. Эти справочники необходимы: 

1)  для  осуществления  тарификации  работ,  т. е.  отнесения  видов  труда 

к тарифным разрядам или квалификационным категориям в зависимо-
сти от сложности труда; 

2)  для  отнесения  работ  или  должностей  к  какому-либо  разряду.  Тариф-

ный  разряд  –  величина,  отражающая  сложность  труда  и  квалифика-
цию  работника.  Квалификационный  разряд  –  величина,  отражающая 
уровень профессиональной подготовки работника.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Существует Единый тарифно-квалификационный справочник 

(ЕТКС)  работ  и  профессий  рабочих,  содержащий  характеристики 


background image

135 

 

 

общеотраслевых  профессий,  работ  и должностей,  а  также  отрасле-
вых профессий, работ и должностей. Последний разделен на выпус-
ки (около 70) по отраслям экономики. Кроме этого, действует Ква-
лификационный справочник должностей руководителей, специали-
стов и других служащих. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Тарифная  сетка  –  совокупность  тарифных  разрядов  работ  (профессий, 

должностей), определенных в зависимости от сложности работ и квалификаци-
онных характеристик работников с помощью тарифных коэффициентов. Коэф-
фициент  устанавливает  отношение  ставки  данного  разряда  к  ставке  первого 
разряда.  При  этом  соотношение  тарифных  ставок  крайних  разрядов  называют 
диапазоном тарифной сетки.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Тарифная  ставка  –  фиксированный  размер  заработной  пла-

ты работника за выполнение норм труда (трудовых обязанностей) 

определенной  сложности  (квалификации)  за  единицу  времени  без 

учета  компенсационных,  стимулирующих  и  социальных  выплат 

(ст. 129). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Единицами времени могут быть час, день, месяц. Фиксированный размер 

выплаты за месяц именуется окладом. Тарифные ставки (оклады) дифференци-
руются:  а)  в  зависимости от  системы  заработной  платы  (при  повременной  си-
стеме устанавливаются часовые или месячные ставки; при сдельной системе – 
часовые или дневные ставки); б) в зависимости от условий труда (нормальные, 
тяжелые, вредные, особо вредные). 

Тарификация работ и присвоение тарифных разрядов работникам произ-

водятся, в том числе, и с учетом профессиональных стандартов. 

2. Тарифная система, основанная на схемах должностных окладов, вклю-

чает в себя следующие элементы: 

•  перечни профессиональных квалификационных групп; 

•  типовые положения об оплате труда;  

•  принципы исчисления базовых (минимальных) окладов: 

o

 

минимальный  и  максимальный  размеры  (вилка)  должностных 
окладов; 

o

 

ступени окладов (например, 2 200, 2 300, 2 400 рублей и т. д.); 

o

 

в виде процентов от окладов других работников; 

o

 

размеры окладов в зависимости от объема выполняемых работ;