ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10182
Скачиваний: 10
141
• дает возможность рабочему увеличивать заработную плату за счет по-
вышения производительности труда путем увеличения валового коли-
чества продукции или выполняемых трудовых операций.
Недостатки сдельной системы:
• может привести к ухудшению качества продукции, нарушению рабо-
ты оборудования;
• работодателю сложно учесть факторы, не зависящие от работника,
но влияющие на выработку (болезнь, поломка оборудования, перебои
со снабжением, погодные условия и т. п.);
• эффективна только там, где есть технологически обоснованное нор-
мирование (нормы времени, выработки, обслуживания) и его нередко
сложно установить;
• может применяться только там, где применяются количественные по-
казатели труда;
• увязывает заработок работника с его индивидуальными результатами,
оставляя без внимания работу отдела, подразделения или организации
в целом;
• при одной и той же годовой сумме заработка работникам предпочти-
тельнее повременная оплата. Большинство из них, испытывая есте-
ственную неприязнь к риску и имея финансовые обязательства, свя-
занные с регулярными затратами (плата за квартиру, покупка продук-
тов питания и т. п.), предпочтут большую определенность заработка.
Размер заработной платы при этой системе не устанавливается, а исчис-
ляется на основании двух показателей:
а) норм выработки (времени);
б) сдельных расценок.
Поскольку сдельная система более адаптивна по сравнению с повремен-
ной, существует ряд модификаций сдельной системы. Далее попарно представ-
лены соответственно классический вариант и его модификация:
1) прямая сдельная система – это такая система, при которой заработная
плата работника зависит от его собственной выработки (классический
вариант);
2) косвенная сдельная система – применяется для обслуживающих ра-
ботников. При данной системе заработная плата работника зависит
от выработки основного работника, которого он обслуживает;
3) сдельная с неизменными расценками (классическая сдельная);
142
4) сдельно-прогрессивная – такая система, при которой продукция, изго-
товленная сверх норм, оплачивается по повышенным расценкам. Эта
система является мощным средством повышения производительности
труда. Однако это очень дорогое средство, так как одновременно по-
вышает себестоимость выпускаемой продукции, особенно там, где за-
работная плата в себестоимости составляет большую долю;
5) сдельная поэлементная система (классическая, когда сдельные рас-
ценки рассчитываются на каждую отдельную операцию);
6) сдельная аккордная система – размер вознаграждения устанавливается
заранее за выполнение комплекса работ. При исчислении этого возна-
граждения принимаются нормы и расценки, предусмотренные для от-
дельных операций, однако расчет производится после приемки всего
объема работ. Аккордная оплата устанавливается, как правило, для
бригады (группы) работников;
7) индивидуальная сдельная – заработная плата зависит от объема инди-
видуальной выработки;
8) коллективная сдельная – система, при которой заработная плата зави-
сит от выработки коллектива в целом. Применяется там, где нельзя
установить индивидуальные нормы. При такой системе важно пра-
вильно распределить общий заработок. Наибольшее распространение
имеет способ, именуемый коэффициентом трудового участия (КТУ).
Размер КТУ определяется в зависимости от квалификации, количества
отработанного времени и трудовой дисциплины;
9) неограниченная сдельная – оплачивается вся продукция и выполнен-
ная работа;
10) ограниченная сдельная – при этой системе оплачивается продукция
только в пределах установленных норм. Используется на производ-
ствах, где значение имеет только качество продукции (работ).
8.8 Премиальная система
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Под премированием понимается выплата работникам де-
нежных сумм сверх их основного заработка в целях поощрения до-
стигнутых результатов работы, стимулирования дальнейшего их
возрастания, а также как средств выражения признания заслуг
премируемого работника.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
143
Общее понятие премирования принято подразделять на два более узких
понятия:
• систематическое – премирование как премиальная система заработной
платы;
• единовременное – премирование как материальное поощрение
(награждение) отличившихся работников.
Когда речь идет о премиальной системе заработной платы, то это только
систематическое премирование, где основной задачей является компенсация
недостатков основных систем.
Сущность премиальной системы заключается в том, что помимо оплаты
по основным системам работник получает дополнительную оплату при усло-
вии, что затраченный им труд выражается в повышенных результатах работы,
т. е. это результативная система заработной платы.
С юридической точки зрения эта система имеет ряд особенностей, отли-
чающих ее от основных систем заработной платы:
а) это дополнительная система, может применяться только в сочетании
с основными и должна быть соотносима с ними;
б) при сдельной системе применение премиальной системы не обяза-
тельно, поскольку у сдельной системы имеются свои механизмы сти-
мулирования работника;
в) основную часть заработка составляют суммы, выплачиваемые по ос-
новным системам. Размер премии практически должен ставиться в за-
висимость от основного заработка.
У премиальной системы есть собственный способ установления соотно-
шений между трудом и размером вознаграждения: при основных системах
оплачивается каждая единица времени или продукции, а при премиальной
оплачиваются общие результаты в целом – при достижении каких-либо показа-
телей за относительно длительный период (месяц или квартал), в том числе
те результаты, которые уже оплачены по основным системам.
Структура премиальной системы:
1) показатель премирования;
2) контрольные условия премирования;
3) размер премии;
4) основания и порядок депремирования (полное или частичное лишение
премии).
144
1. Показатель премирования – это центральный элемент структуры, так
как он отражает цель премиального вознаграждения – содержание и уровень
результатов труда, достижение которых дает право на премию и размер пре-
мии. Существуют 3 группы показателей:
• количественные (премия за увеличение количества результатов труда);
• качественные (улучшение качества);
• экономические (снижение себестоимости продукции).
По уровню достигнутых результатов количественные показатели могут
быть следующими:
• премирование за выполнение установленных норм;
• за перевыполнение обычных норм;
• за выполнение и перевыполнение норм.
Показатели должны отвечать определенным требованиям:
1) показатель должен быть объективным, т. е. выполнение или перевы-
полнение норм может быть определено даже не специалистом в дан-
ной сфере;
2) показатель должен иметь такие свойства, чтобы он мог быть измерен
и выражен количественно;
3) показатель должен быть четко и ясно сформулирован;
4) работник должен иметь возможность контролировать показатель;
5) работник должен быть информирован в отношении существующих
в организации показателей.
2. Для получения премии необходимо выполнить контрольные условия,
которые устанавливаются для того, чтобы работники не ухудшали и не занижа-
ли установленные показатели результатов труда. Показатели премирования
всегда направлены на улучшение результатов труда, а условия – на выполнение
нормативных требований к производству продукции.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Пример
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Например, премии за экономное расходование сырья и материалов вы-
плачиваются при условии обеспечения выпуска продукции надлежащего каче-
ства. Контрольные условия – это уровень и содержание результатов труда, вы-
полнение которых необходимо для получения права на премию. Условия всегда
биполярны – выполнил/не выполнил.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
145
Содержание условий, как правило, противоположно содержанию показа-
теля. Для получения премии необходимо выполнить и показатель, и условия.
Невыполнение условий исключает назначение премии.
3. Размеры премии, как правило, устанавливаются в процентах к основ-
ной заработной плате либо к тарифной ставке. Существуют 3 способа установ-
ления:
1) фиксированный (в абсолютных или относительных цифрах);
2) дифференцированный (в абсолютных или относительных цифрах);
3) комбинированный (1 и 2).
4. Лишить премии можно только того работника, который имеет право на
премию. Работник может быть лишен премии по основаниям, предусмотрен-
ным в премиальном положении:
• за нарушение производственной и технологической дисциплины;
• за производственные упущения, непосредственно связанные с рабо-
той, и др.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Если в положении не указано какое-либо основание лишения
премии, то работник не может быть ее лишен. Лишение премии
оформляется приказом, в котором указываются основания лишения
премии и ее размер.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
8.9 Нормирование труда
Нормы труда – нормы выработки, времени, обслуживания, которые уста-
навливаются в соответствии с достигнутым уровнем техники, технологии, ор-
ганизации производства и труда (ст. 160 ТК РФ).
Норма выработки – количество натуральных или условных единиц про-
дукции (в тоннах, метрах, штуках и т. д.), которое должно быть выполнено
за единицу рабочего времени (рабочую смену, месяц) одним или группой рабо-
чих соответствующей квалификации.
Норма времени – количество рабочего времени, необходимого для вы-
полнения единицы определенной работы (операции) одним рабочим или груп-
пой рабочих соответствующей численности и квалификации.
Норма обслуживания – установленное количество единиц оборудования
(число рабочих мест, квадратных метров площади и т. п.), которое должно об-