Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10181

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

136 

 

 

•  локальные  положения  об  оплате  труда  организаций,  определяющие 

конкретные размеры окладов руководителя, его заместителей, главно-
го бухгалтера и других работников; 

•  дополнительные  выплаты  (повышения  базовых  окладов,  доплаты, 

надбавки, премии, районные коэффициенты). 

8.5 Особенности оплаты труда руководителя  

(заместителя, главного бухгалтера) в бюджетной сфере 

В  настоящее  время  следует  различать  две  категории  руководителей 

в бюджетной сфере: 

1)  руководители бюджетных учреждений; 
2)  руководители бюджетных предприятий.  
Для первой категории руководителей в рамках реформы оплаты труда ра-

ботников бюджетной сферы предусмотрены специальные правила при установ-
лении размера заработной платы. В соответствии с Постановлением Правитель-
ства РФ от 5 августа 2008 г. № 583 размер должностного оклада руководителя 
федерального учреждения определяется трудовым договором в зависимости от 
сложности  труда,  в  том  числе  с  учетом  масштаба  управления  и  особенностей 
деятельности  и  значимости  федерального  учреждения.  Выплаты  компенсаци-
онного  характера  устанавливаются  для  руководителей  федеральных  учрежде-
ний, их заместителей и главных бухгалтеров в процентах к должностным окла-
дам или  в  абсолютных  размерах,  если  иное не  установлено федеральными  за-
конами или указами Президента РФ. 

Размер должностных окладов заместителей руководителя и главного бух-

галтера устанавливается на 10‒30% ниже оклада руководителя.  

Предельный уровень соотношения средней заработной платы руководите-

лей  и  средней  заработной  платы  работников  федеральных  бюджетных  и  казен-
ных учреждений (установлен расчетный период в 1 календарный год) устанавли-
вается  федеральным  государственным  органом,  осуществляющим  функции  и 
полномочия учредителя соответствующих учреждений, в кратности от 1 до 8. 

Предельный  уровень  соотношения  средней  заработной  платы  руководи-

теля  и  средней  заработной  платы  работников  федерального  бюджетного  и  ка-
зенного  учреждения  в  кратности  от  1  до  8  может  быть  увеличен  по  решению 
федерального государственного органа – главного распорядителя средств феде-
рального бюджета, в ведении которого находится вышеуказанное учреждение, 
в отношении руководителя учреждения, которое включено в соответствующий 


background image

137 

 

 

перечень,  утверждаемый  Правительством  РФ,  за  исключением  федеральных 
учреждений, функции и полномочия учредителя которых осуществляет Прави-
тельство РФ. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Для  второй  категории  руководителей  действуют  правила, 

установленные  Постановлением  Правительства  РФ  от  2  января 
2015 г.  №  2  «Об  условиях  оплаты  труда  руководителей  федераль-
ных государственный унитарных предприятий». 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Согласно  им  оплата  труда  руководителей  предприятий  включает  долж-

ностной оклад, выплаты компенсационного и стимулирующего характера. 

Размер  должностного  оклада  руководителя  предприятия  определяется 

федеральным  органом  исполнительной  власти  либо  организацией,  осуществ-
ляющей  функции  и  полномочия  учредителя  по  заключению  и  расторжению 
трудового договора с руководителем предприятия (далее – учредитель), в зави-
симости от сложности труда, масштаба управления и особенностей деятельно-
сти и значимости предприятия. 

Предельный  уровень  соотношения  средней  заработной  платы  руководи-

телей, их заместителей и главных бухгалтеров предприятий и средней заработ-
ной платы работников списочного состава (без учета руководителя, заместите-
лей руководителя и главного бухгалтера) предприятий устанавливается учреди-
телем в кратности от 1 до 8. 

Соотношение средней заработной платы руководителей, их заместителей 

и  главных  бухгалтеров  предприятий  и  средней  заработной  платы  работников 
списочного состава предприятий рассчитывается за календарный год. Средняя 
заработная плата на предприятии рассчитывается путем деления фонда начис-
ленной заработной платы работников списочного состава (без учета руководи-
теля,  заместителей  руководителя  и  главного  бухгалтера)  на  среднюю  числен-
ность указанных работников за календарный год. 

В  отношении  предприятий,  включенных  в  перечень  предприятий,  осу-

ществляющие производство продукции (работ, услуг), имеющей особые значи-
мость,  масштабность,  уникальность,  а  также  стратегическое  значение,  утвер-
ждаемый  Правительством  Российской  Федерации,  предельный  уровень  соот-
ношения, устанавливаемый в соответствии с настоящим пунктом, может быть 
увеличен по решению учредителя. 


background image

138 

 

 

Выплаты компенсационного характера устанавливаются для руководите-

лей предприятий в порядке и размерах, предусмотренных ТК РФ и иными нор-
мативными  правовыми  актами  Российской  Федерации,  содержащими  нормы 
трудового права. 

Для  поощрения  руководителей  предприятий  устанавливаются  выплаты 

стимулирующего характера, которые осуществляются по результатам достиже-
ния  предприятием  показателей  экономической  эффективности  его  деятельно-
сти, утвержденных учредителем, за соответствующий период с учетом личного 
вклада руководителя предприятия в осуществление основных задач и функций, 
определенных уставом предприятия. 

Кроме  того,  ст.  349.3  ТК  РФ  установлен  лимит  в  размере  трехкратного 

среднего  месячного  заработка  при  выплате  компенсаций,  предусмотренных 
ст. 181 или 279 ТК РФ, руководителям, их заместителям, главным бухгалтерам 
государственных корпораций, государственных компаний, а также хозяйствен-
ных обществ, более  пятидесяти процентов  акций (долей)  в  уставном  капитале 
которых  находится  в  государственной  или  муниципальной  собственности,  а 
также государственных или муниципальных учреждений, государственных или 
муниципальных унитарных предприятий. 

8.6 Бестарифная система нормирования оплаты труда 

Во внебюджетной сфере (за рубежом и в России) также применяется не-

тарифная  система  нормирования  оплаты  труда,  когда  вознаграждение  может 
исчисляться исходя из процента от выручки, в долях от прибыли, путем приоб-
ретения доли или права требования по отношению к уставному капиталу орга-
низации. 

Бестарифная  (нетарифная)  система  ‒  система,  в  рамках  которой  размер 

заработной платы каждого работника определяется в зависимости от конечного 
результата  работы  всего  коллектива  работников.  Бестарифная  система  оплаты 
труда является распределительным вариантом оплаты труда и представляет со-
бой  долю  работника  в  заработанном  всем  коллективом  фонде  оплаты  труда. 
Как правило, эта доля устанавливается на основе присвоенного работнику по-
стоянного коэффициента, который определяет уровень его трудового участия. 

Такая система характеризуется следующими признаками: 

•  тесной  зависимостью  уровня  оплаты  труда  работника  от  результата 

труда первичного коллектива или предприятия в целом; 

•  присвоением  каждому  работнику  относительно  постоянных  коэффи-

циентов,  комплексно  характеризующих  его  квалификационный  уро-


background image

139 

 

 

вень  и  определяющих  его  трудовой  вклад  в  общие  результаты  труда 
коллектива; 

•  установлением  каждому  работнику  коэффициента  трудового  участия 

в текущих результатах работы, дополняющего оценку его квалифика-
ционного уровня. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Поскольку бестарифные системы оплаты труда ставят зарабо-

ток работников в полную зависимость от конечных результатов де-
ятельности  трудового  коллектива,  их  применение  целесообразно 
прежде всего там, где трудовой коллектив несет солидарную ответ-
ственность за результаты работы. Анализ практики применения та-
ких систем оплаты труда свидетельствует, что они наиболее эффек-
тивны в относительно небольших коллективах с устойчивым соста-
вом работников. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

8.7 Основные системы заработной платы  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Система заработной платы – это способ установления со-

отношений между затраченным работником трудом, измеряемым 

согласно определенным показателям, и размерами начисляемой ему 

заработной платы. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Существуют  две  основные  системы  заработной  платы:  а)  повременная, 

б) сдельная – и одна дополнительная – премиальная. 

Повременная  система  –  система  заработной  платы,  при  которой  размер 

заработной платы зависит от количества отработанного времени. При этом ис-
пользуются следующие единицы времени: а) час, б) день, в) месяц. 

Чаще всего данная система применяется в следующих случаях: 
1)  где  нецелесообразно  вводить  сдельную  систему  заработной  платы, 

т. к. это может привести к ухудшению качества работы (продукции); 

2)  где  работник  не  может  повлиять  на  количество  производимой  про-

дукции (на работах с заданным режимом работ – оператор технологи-
ческого процесса); 

3)  где невозможно установить нормы выработки. 


background image

140 

 

 

Данная система имеет широкое распространение, но не лишена недостат-

ков: 

•  нет  прямой  зависимости  между  результатом  труда  и  размером  зара-

ботной  платы,  нет  возможности  увеличивать  заработок  путем  улуч-
шения результатов труда; 

•  необходима табельная система учета фактически отработанного рабо-

чего времени; 

•  должностной оклад не в состоянии учесть различия в объёмах работ, 

выполненных работниками одной профессии и квалификации; 

•  повременная  система  затратна  для  работодателя,  т. к.  он  обязан  си-

стематически выполнять обязанности в отношении фонда оплаты тру-
да, но при этом не гарантирует себе возмещение издержек за счет ре-
зультатов труда работников; 

•  данная  система  в  целом  слабо  стимулирует  повышение  качества 

и улучшение результатов труда. 

Недостатки  повременной  системы  компенсируются  следующими  спосо-

бами: 

1)  применением дополнительной премиальной системы оплаты труда; 
2)  применением норм обслуживания или нормированием заданий; 
3)  введением  систем  «плавающих  окладов»,  где  к  тарифному  окладу 

устанавливается  коэффициент,  определяемый  в  зависимости  от  ре-
зультатов  их  работы,  прибыли,  полученной  организацией,  и  суммы 
денежных  средств, которая  может  быть  направлена на  выплату  зара-
ботной платы.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Сдельная  система  заработной  платы  –  это  система,  при 

которой  оплата  труда  производится  в  зависимости  от  качества 

и количества  произведенной  продукции  или  выполненной  трудовой 

операции. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Преимущества сдельной системы: 

•  точнее  отражает  зависимость  размера  заработной  платы  от  результа-

тов труда; 

•  способствует стимулированию рабочих к повышению производитель-

ности труда;