Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9411

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

161 

 

 

10 Охрана труда  

10.1 Понятие охраны труда  

Термин «охрана труда» используется в нескольких аспектах: 
1)  в  широком  смысле  под  охраной  труда  понимается  защита  трудовых 

прав, т. е. одна из функций трудового права; 

2)  это один из принципов трудового права; 
3)  ТК  РФ  определяет охрану  труда  как  систему  общественных отноше-

ний (ст. 209 ТК РФ): охрана труда – система сохранения жизни и здо-
ровья  работников  в  процессе  трудовой  деятельности,  включающая 
в себя  правовые,  социально-экономические,  организационно-техни-
ческие,  санитарно-гигиенические,  лечебно-профилактические,  реаби-
литационные и иные мероприятия; 

4)  охрана  труда  также  элемент  трудового  правоотношения,  характери-

зующий взаимные права и обязанности сторон по обеспечению сохра-
нения жизни и здоровья работника в процессе производственной дея-
тельности; 

5)  понятие «охрана труда» применяется также для обозначения той части 

норм  трудового  права,  которая  непосредственно  предназначена  слу-
жить  целям  охраны  здоровья  и  жизни  работников  от  опасностей 
и вредностей,  которые  могут  иметь  место  в  процессе  производствен-
ной деятельности. Существуют  следующие  группы  норм,  составляю-
щие данный институт: 

•  нормы,  регулирующие  планирование,  организацию  и  финансиро-

вание охраны труда; 

•  правила по технике безопасности и производственной санитарии; 

•  специальные правила об охране труда женщин и подростков, лиц, 

занятых в особых условиях; 

•  нормы, определяющие организацию и порядок надзора и контроля 

за охраной труда; 

•  нормы  смежных  отраслей  права:  уголовная  ответственность 

за нарушение правил охраны труда, возмещение вреда, причинен-
ного жизни и здоровью, применение мер административной ответ-
ственности за нарушение правил охраны труда. 


background image

162 

 

 

10.2 Организация охраны труда  

Государственное  управление  охраной  труда  осуществляется  Правитель-

ством РФ непосредственно или по его поручению уполномоченным министер-
ством в сфере труда и другими органами. В соответствии со ст. 216 ТК отрасле-
вые министерства, принимая нормативные правовые акты, обязаны согласовы-
вать их с уполномоченным министерством в области охраны труда, а также ко-
ординировать свою деятельность с уполномоченным органом.  

Одним из направлений государственной политики в области охраны тру-

да  является  государственная  экспертиза  условий  труда,  обязанность  по  осу-
ществлению  которой  возлагается  на  Федеральную  службу  по  труду  и  занято-
сти. Целями государственной экспертизы являются: 

•  оценка качества проведения специальной оценки условий труда; 

•  оценка правильности предоставления работникам гарантий и компен-

саций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда; 

•  оценка фактических условий труда.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Специальная  оценка  условий  труда  –  это  единый  комплекс 

последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации 

вредных и (или) опасных факторов производственной среды и тру-

дового  процесса  и  оценке  уровня  их  воздействия  на  работника, 

с учетом  отклонения  их  фактических  значений  от  установленных 

уполномоченным  федеральным  органом  исполнительной  власти 

нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и примене-

ния средств индивидуальной и коллективной защиты работников. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Специальная оценка условий труда проводится в целях: 

•  выявления  вредных  и  (или)  опасных  производственных  факторов 

условий труда на рабочем месте;  

•  осуществления мероприятий по улучшению условий труда в соответ-

ствии с государственными нормативными требованиями охраны труда; 

•  обеспечения прав работников на надлежащие условия труда и инфор-

мирование о полагающихся им за работу по вредным и (или) опасным 
условиям труда соответствующих гарантиях и компенсациях.  

По  результатам  проведения  специальной  оценки  условий  труда  устанав-

ливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах. 


background image

163 

 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Специальная  оценка  условий  труда  на  рабочем  месте  прово-

дится не реже чем один раз в пять лет. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Внеплановая  специальная  оценка  условий  труда  должна  проводиться 

в случаях: 

•  ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест; 

•  получения  работодателем  предписания  государственного  инспектора 

труда  о  проведении  внеплановой  специальной  оценки  условий  труда 
в связи с выявленными нарушениями требований охраны труда; 

•  изменения  технологического  процесса,  замены  производственного 

оборудования,  изменения  состава  применяемых  материалов  и  (или) 
сырья,  изменения  применяемых  средств  индивидуальной  и  коллек-
тивной  защиты,  которые  способны  оказать  влияние  на  уровень  воз-
действия вредных и (или) опасных производственных факторов на ра-
ботников; 

•  произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве 

или  выявленного  профессионального  заболевания,  причинами  кото-
рых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных про-
изводственных факторов; 

•  наличия мотивированных предложений выборных органов первичных 

профсоюзных  организаций  или  иного  представительного  органа  ра-
ботников  о  проведении  внеплановой  специальной  оценки  условий 
труда. 

Специальная  оценка  условий  труда  включает  исследование  физических, 

химических  и  биологических  вредных  и  (или)  опасных  факторов  производ-
ственной среды, а также вредные и (или) опасные факторы трудового процесса, 
такие как тяжесть трудового процесса и его напряженность.  

Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем 

и  специализированной  организацией,  привлекаемой  работодателем  на  основа-
нии гражданско-правового договора. Для организации и проведения специаль-
ной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению 
специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечет-
ным,  а  также  утверждается  график  проведения  специальной  оценки  условий 
труда. 


background image

164 

 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В  состав  комиссии  включаются  представители  работодателя, 

в том числе специалист по охране труда, представители выборного 
органа первичной профсоюзной организации или иного представи-
тельного  органа  работников,  при  наличии.  Состав  и  порядок  дея-
тельности  комиссии  утверждаются  приказом  или  распоряжением 
работодателя. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет 

отчет  о  ее  проведении,  в  который  включаются  результаты  проведения  специ-
альной оценки условий труда. 

По результатам каждому рабочему месту присваивается один из четырех 

классов:  оптимальное,  допустимое,  вредное  или  опасное  рабочее  место.  Если 
рабочее  место  признается  небезопасным,  работнику  устанавливаются  соответ-
ствующие  гарантии  и  компенсации,  в  том  числе  ежегодный  дополнительный 
оплачиваемый отпуск. 

Отчет  о  проведении  специальной  оценки  условий  труда  подписывается 

всеми  членами  комиссии  и  утверждается  председателем  комиссии.  Работода-
тель  организует  ознакомление  работников  с  результатами  проведения  специ-
альной  оценки  условий  труда  на  их  рабочих  местах  под  роспись  в  течение 
30 календарных дней со дня утверждения отчета. 

Работодатель  организует  размещение  на  своем  официальном  сайте,  при 

его наличии, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных 
данных  о  результатах  проведения  специальной  оценки  условий  труда  в  части 
установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня 
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в течение тридцати кален-
дарных дней со дня утверждения отчета. 

Работодатель,  уклоняющий  от  проведения  специальной  оценки  условий 

труда или нарушающий порядок ее проведения, может быть привлечен к адми-
нистративной ответственности. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В целях обеспечения охраны труда в организациях численно-

стью более 50 человек создается служба по охране труда и вводится 
должность  специалиста  по  охране  труда.  В организациях,  где  чис-
ленность работников менее 50 человек, решение о создании службы 


background image

165 

 

 

по охране труда принимает работодатель с учетом специфики дея-
тельности организации. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Основными задачами службы охраны труда являются: 

•  организация и координация работы по охране труда на предприятии; 

•  контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных пра-

вовых актов по охране труда работниками предприятия; 

•  совершенствование  профилактической  работы  по  предупреждению 

производственного  травматизма,  профессиональных  и  производ-
ственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда; 

•  консультирование  работодателя  и  работников  по  вопросам  охраны 

труда. 

В организациях, где служба по охране труда не создана, в случае необхо-

димости  приглашаются  на  договорной  основе  специалисты  в  области  охраны 
труда (ст. 217 ТК РФ).  

В организациях  по  инициативе  работодателя  или  представительного  ор-

гана работников на паритетных началах может быть создан комитет (комиссия) 
по охране труда. Комитет организует совместные действия работодателя и ра-
ботников по обеспечению требований охраны труда и предупреждению произ-
водственного травматизма (ст. 218 ТК РФ).  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Ответственность  за  состояние  охраны  труда  возлагается 

на первых руководителей организации (цехов, отделов и т. д.). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Частью системы организации охраны труда является обучение по охране 

труда и профессиональная подготовка по охране труда (ст. 225 ТК РФ). Все ра-
ботники организации, в том числе ее руководитель, работодатели – индивиду-
альные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и про-
верку  знаний  требований  охраны  труда  в  порядке,  определенном  Правитель-
ством Российской Федерации.  

Для  всех  поступающих  на  работу  лиц,  а  также  для  лиц,  переводимых 

на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан прово-
дить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным мето-
дам  и  приемам  выполнения  работ  и  оказания  первой  помощи  пострадавшим. 
Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда, 
на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется про-