ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10172
Скачиваний: 10
161
10 Охрана труда
10.1 Понятие охраны труда
Термин «охрана труда» используется в нескольких аспектах:
1) в широком смысле под охраной труда понимается защита трудовых
прав, т. е. одна из функций трудового права;
2) это один из принципов трудового права;
3) ТК РФ определяет охрану труда как систему общественных отноше-
ний (ст. 209 ТК РФ): охрана труда – система сохранения жизни и здо-
ровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая
в себя правовые, социально-экономические, организационно-техни-
ческие, санитарно-гигиенические, лечебно-профилактические, реаби-
литационные и иные мероприятия;
4) охрана труда также элемент трудового правоотношения, характери-
зующий взаимные права и обязанности сторон по обеспечению сохра-
нения жизни и здоровья работника в процессе производственной дея-
тельности;
5) понятие «охрана труда» применяется также для обозначения той части
норм трудового права, которая непосредственно предназначена слу-
жить целям охраны здоровья и жизни работников от опасностей
и вредностей, которые могут иметь место в процессе производствен-
ной деятельности. Существуют следующие группы норм, составляю-
щие данный институт:
• нормы, регулирующие планирование, организацию и финансиро-
вание охраны труда;
• правила по технике безопасности и производственной санитарии;
• специальные правила об охране труда женщин и подростков, лиц,
занятых в особых условиях;
• нормы, определяющие организацию и порядок надзора и контроля
за охраной труда;
• нормы смежных отраслей права: уголовная ответственность
за нарушение правил охраны труда, возмещение вреда, причинен-
ного жизни и здоровью, применение мер административной ответ-
ственности за нарушение правил охраны труда.
162
10.2 Организация охраны труда
Государственное управление охраной труда осуществляется Правитель-
ством РФ непосредственно или по его поручению уполномоченным министер-
ством в сфере труда и другими органами. В соответствии со ст. 216 ТК отрасле-
вые министерства, принимая нормативные правовые акты, обязаны согласовы-
вать их с уполномоченным министерством в области охраны труда, а также ко-
ординировать свою деятельность с уполномоченным органом.
Одним из направлений государственной политики в области охраны тру-
да является государственная экспертиза условий труда, обязанность по осу-
ществлению которой возлагается на Федеральную службу по труду и занято-
сти. Целями государственной экспертизы являются:
• оценка качества проведения специальной оценки условий труда;
• оценка правильности предоставления работникам гарантий и компен-
саций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;
• оценка фактических условий труда.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Специальная оценка условий труда – это единый комплекс
последовательно осуществляемых мероприятий по идентификации
вредных и (или) опасных факторов производственной среды и тру-
дового процесса и оценке уровня их воздействия на работника,
с учетом отклонения их фактических значений от установленных
уполномоченным федеральным органом исполнительной власти
нормативов (гигиенических нормативов) условий труда и примене-
ния средств индивидуальной и коллективной защиты работников.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Специальная оценка условий труда проводится в целях:
• выявления вредных и (или) опасных производственных факторов
условий труда на рабочем месте;
• осуществления мероприятий по улучшению условий труда в соответ-
ствии с государственными нормативными требованиями охраны труда;
• обеспечения прав работников на надлежащие условия труда и инфор-
мирование о полагающихся им за работу по вредным и (или) опасным
условиям труда соответствующих гарантиях и компенсациях.
По результатам проведения специальной оценки условий труда устанав-
ливаются классы (подклассы) условий труда на рабочих местах.
163
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Специальная оценка условий труда на рабочем месте прово-
дится не реже чем один раз в пять лет.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться
в случаях:
• ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
• получения работодателем предписания государственного инспектора
труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда
в связи с выявленными нарушениями требований охраны труда;
• изменения технологического процесса, замены производственного
оборудования, изменения состава применяемых материалов и (или)
сырья, изменения применяемых средств индивидуальной и коллек-
тивной защиты, которые способны оказать влияние на уровень воз-
действия вредных и (или) опасных производственных факторов на ра-
ботников;
• произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве
или выявленного профессионального заболевания, причинами кото-
рых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных про-
изводственных факторов;
• наличия мотивированных предложений выборных органов первичных
профсоюзных организаций или иного представительного органа ра-
ботников о проведении внеплановой специальной оценки условий
труда.
Специальная оценка условий труда включает исследование физических,
химических и биологических вредных и (или) опасных факторов производ-
ственной среды, а также вредные и (или) опасные факторы трудового процесса,
такие как тяжесть трудового процесса и его напряженность.
Специальная оценка условий труда проводится совместно работодателем
и специализированной организацией, привлекаемой работодателем на основа-
нии гражданско-правового договора. Для организации и проведения специаль-
ной оценки условий труда работодателем образуется комиссия по проведению
специальной оценки условий труда, число членов которой должно быть нечет-
ным, а также утверждается график проведения специальной оценки условий
труда.
164
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В состав комиссии включаются представители работодателя,
в том числе специалист по охране труда, представители выборного
органа первичной профсоюзной организации или иного представи-
тельного органа работников, при наличии. Состав и порядок дея-
тельности комиссии утверждаются приказом или распоряжением
работодателя.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Организация, проводящая специальную оценку условий труда, составляет
отчет о ее проведении, в который включаются результаты проведения специ-
альной оценки условий труда.
По результатам каждому рабочему месту присваивается один из четырех
классов: оптимальное, допустимое, вредное или опасное рабочее место. Если
рабочее место признается небезопасным, работнику устанавливаются соответ-
ствующие гарантии и компенсации, в том числе ежегодный дополнительный
оплачиваемый отпуск.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывается
всеми членами комиссии и утверждается председателем комиссии. Работода-
тель организует ознакомление работников с результатами проведения специ-
альной оценки условий труда на их рабочих местах под роспись в течение
30 календарных дней со дня утверждения отчета.
Работодатель организует размещение на своем официальном сайте, при
его наличии, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет сводных
данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части
установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня
мероприятий по улучшению условий и охраны труда в течение тридцати кален-
дарных дней со дня утверждения отчета.
Работодатель, уклоняющий от проведения специальной оценки условий
труда или нарушающий порядок ее проведения, может быть привлечен к адми-
нистративной ответственности.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В целях обеспечения охраны труда в организациях численно-
стью более 50 человек создается служба по охране труда и вводится
должность специалиста по охране труда. В организациях, где чис-
ленность работников менее 50 человек, решение о создании службы
165
по охране труда принимает работодатель с учетом специфики дея-
тельности организации.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Основными задачами службы охраны труда являются:
• организация и координация работы по охране труда на предприятии;
• контроль за соблюдением законодательных и иных нормативных пра-
вовых актов по охране труда работниками предприятия;
• совершенствование профилактической работы по предупреждению
производственного травматизма, профессиональных и производ-
ственно-обусловленных заболеваний и улучшению условий труда;
• консультирование работодателя и работников по вопросам охраны
труда.
В организациях, где служба по охране труда не создана, в случае необхо-
димости приглашаются на договорной основе специалисты в области охраны
труда (ст. 217 ТК РФ).
В организациях по инициативе работодателя или представительного ор-
гана работников на паритетных началах может быть создан комитет (комиссия)
по охране труда. Комитет организует совместные действия работодателя и ра-
ботников по обеспечению требований охраны труда и предупреждению произ-
водственного травматизма (ст. 218 ТК РФ).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Ответственность за состояние охраны труда возлагается
на первых руководителей организации (цехов, отделов и т. д.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Частью системы организации охраны труда является обучение по охране
труда и профессиональная подготовка по охране труда (ст. 225 ТК РФ). Все ра-
ботники организации, в том числе ее руководитель, работодатели – индивиду-
альные предприниматели, обязаны проходить обучение по охране труда и про-
верку знаний требований охраны труда в порядке, определенном Правитель-
ством Российской Федерации.
Для всех поступающих на работу лиц, а также для лиц, переводимых
на другую работу, работодатель (или уполномоченное им лицо) обязан прово-
дить инструктаж по охране труда, организовывать обучение безопасным мето-
дам и приемам выполнения работ и оказания первой помощи пострадавшим.
Для лиц, поступающих на работу с вредными или опасными условиями труда,
на которой в соответствии с законодательством об охране труда требуется про-