ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10170
Скачиваний: 10
166
фессиональный отбор, работодатель обеспечивает обучение безопасным мето-
дам и приемам выполнения работ со стажировкой на рабочем месте и сдачей
экзаменов, а в процессе трудовой деятельности ‒ проведение периодического
обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда.
Для обеспечения охраны труда необходимы денежные средства и матери-
альные ресурсы, в связи с чем создаются специальные фонды оплаты труда
(ФОТ):
1) федеральный;
2) региональный;
3) муниципальный;
4) локальный.
Централизованные фонды формируются за счет:
• целевых ассигнований, устанавливаемых бюджетами;
• части средств локальных фондов;
• сумм штрафов, налагаемых на должностных лиц за нарушение зако-
нодательства об охране труда;
• добровольных отчислений организаций и юридических лиц.
Локальные фонды финансирования мероприятий по улучшению условий
охраны труда формируются за счет ежегодно отчисляемых средств в размерах
и порядке, определяемых коллективным договором, но в организациях (за ис-
ключением федеральных унитарных предприятий и федеральных учреждений)
осуществляется в размере не менее 0,2% суммы затрат на производство про-
дукции (работ, услуг).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Средства ФОТ расходуются исключительно на улучшение
условий труда, оздоровление работников. Организации, использу-
ющие данные средства не по назначению, полностью возмещают
израсходованные средства и, кроме того, могут быть привлечены
к ответственности (штрафы в федеральный фонд оплаты труда).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
10.3 Основные положения охраны труда по технике безопасности
и производственной санитарии
Общие нормы межотраслевого характера издаются в централизованном
порядке на федеральном уровне в соответствии с ТК РФ на основании Поста-
новления Правительства РФ:
167
• уполномоченным министерством;
• Госстандартом (ГОСТ ССБТ ‒ государственные стандарты системы
стандартов безопасности труда);
• Министерством регионального развития (строительные нормы и пра-
вила (СНиП));
• Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей
и благополучия человека ‒ Главным государственным санитарным
врачом (санитарно-эпидемиологические правила и нормы (СанПиН));
• МЧС – нормы пожарной безопасности.
Кроме этого, на основе общих норм принимаются и действуют отрасле-
вые нормы по охране и типовые инструкции по технике безопасности, утвер-
ждаемые федеральными министерствами, правила безопасности (ПБ), правила
устройства и безопасной эксплуатации (ПУБЭ), инструкции по безопасности
(ИБ), а также локальные технологические нормы.
Основные положения включают:
1) нормы проектирования и содержания производственных зданий, со-
оружений, помещений и оборудования (СНиП, СанПиН, правила по-
жарной безопасности и др.), которыми определяются объемы произ-
водственных помещений на одного работника, ширина проходов,
лестничных пролетов, требования к строительным и отделочным ма-
териалам производственных зданий, нормативы размещения объектов
со значительным тепловыделением, уровнем громкости и т. п.;
2) нормы переноски и передвижения тяжестей, которые дифференциро-
ваны в зависимости от пола, возраста и интенсивности труда;
3) нормы о предварительных и периодических медицинских осмотрах,
которые имеют две цели:
• охрана здоровья работников (для вредных и опасных работ, а так-
же работ, связанных с движением транспорта, для несовершенно-
летних, внеочередные медосмотры в соответствии с медицински-
ми рекомендациями);
• охрана жизни и здоровья окружающих (для организаций пищевой
промышленности, общественного питания и торговли, водопро-
водных сооружений, лечебно-профилактических и детских учре-
ждений).
Порядок и условия проведения предварительных и периодических
медосмотров определяются в порядке, определяемом Правительством
168
РФ. Работники, осуществляющие отдельные виды деятельности,
а также связанные с источниками повышенной опасности и работаю-
щие в условиях повышенной опасности, также проходят обязательное
психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в 5 лет;
4) нормы выдачи средств индивидуальной защиты, в том числе спец-
одежды, спецобуви и защитных приспособлений работникам на вред-
ных работах, связанных с особыми температурными условиями, за-
грязнением, сыростью и т. д., нормы обеспеченности средствами ги-
гиены и душевыми на работах, связанных с загрязнением тела;
5) правила выдачи работодателем молока или другого лечебно-
профилактического питания (либо денежной компенсации) по уста-
новленным нормам на работах с вредными условиями труда.
10.4 Специальные правила в области охраны труда лиц
с семейными обязанностями и несовершеннолетних
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Труд женщин требует специальной регламентации в связи
с физиологическими особенностями организма, функцией деторож-
дения, а также выполнением семейной функции.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Все нормы, касающиеся охраны труда женщин, можно поделить на
2 группы:
1) нормы, которые распространяются на всех без исключения работаю-
щих женщин:
• ограничивается применение труда женщин на работах с вредными
(опасными) условиями труда, а также на подземных работах,
за исключением нефизических работ или работ по санитарному
и бытовому обслуживанию (ст. 253 ТК РФ);
• запрещается применение труда женщин на работах, связанных
с подъемом тяжестей, превышающих предельно допустимые для
них нагрузки. Перечни работ и профессий утверждаются Прави-
тельством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комис-
сии по регулированию социально-трудовых отношений;
2) нормы, которые распространяются на женщин в период материнства:
• запрещается направление в служебные командировки, привлече-
ние к сверхурочным работам, работе в ночное время, в выходные
169
и праздничные дни беременных женщин. Женщины, имеющие де-
тей до 3 лет (детей-инвалидов, инвалидов с детства до достижения
возраста 18 лет; осуществляющие уход за больным членом семьи)
допускаются к таким работам только с письменного согласия и при
условии, что им это не запрещено по медицинским показаниям.
При этом женщины должны быть в письменной форме ознакомле-
ны со своим правом отказаться от работы в этих условиях;
• беременным женщинам в соответствии с медицинским заключе-
нием и по их заявлению снижаются нормы труда либо они перево-
дятся на более легкую работу, исключающую воздействие небла-
гоприятных производственных факторов с сохранением средней
заработной платы по прежней работе (ст. 254 ТК РФ).
Существование дополнительных гарантий в области охраны труда в от-
ношении несовершеннолетних объясняется тем, что организм подростков
окончательно не сформирован, а также необходимостью и возможностью сов-
мещения работы с обучением. Трудовое законодательство предусматривает
широкий перечень работ, на которых не допускается применение труда несо-
вершеннолетних:
• запрещается применение труда подростков на работах с вредными
и опасными условиями труда, а также на подземных работах;
• на работах, которые могут причинить вред их здоровью и нравствен-
ному развитию (игорный бизнес, работа в ночных клубах и кабаре,
работа со спиртными напитками, табачными изделиями, наркотиче-
скими и токсическими препаратами) (ст. 253 ТК РФ);
• запрещается применение труда подростков на работах, связанных
с подъемом тяжестей, превышающих предельно допустимые для них
нагрузки. Нормы предельно допустимых нагрузок при подъеме и пе-
ремещении тяжести утверждены уполномоченным министерством
в сфере труда;
• запрещается направление работников до 18 лет в служебные команди-
ровки, привлечение к сверхурочным работам, работе в ночное время,
в выходные и праздничные дни, за исключением творческих работни-
ков СМИ, организаций кинематографии, театральных, концертных ор-
ганизаций, цирков; лиц, участвующих в создании и исполнении про-
изведений; профессиональных спортсменов в соответствии с переч-
нями профессий, утверждаемыми Правительством РФ с учетом мне-
170
ния Российской трехсторонней комиссии по регулированию социаль-
но-трудовых отношений;
• лица до 18 лет принимаются на работу только после предварительного
медицинского осмотра и проходят его ежегодно до достижения 18 лет
(ст. 266 ТК РФ).
10.5 Расследование и учет несчастных случаев на производстве
и профессиональных заболеваний
10.5.1 Понятие и виды несчастных случаев на производстве
Несмотря на постепенный переход современного общества от индустри-
ального типа развития к постиндустриальному (информационному), промыш-
ленное производство продолжает играть весьма существенную роль в общем
объеме валового внутреннего продукта в развивающихся странах и в странах
с переходной экономикой государств, к которым относится Россия. Неизмен-
ным спутником данного типа экономических отношений является производ-
ственный травматизм и профессиональные заболевания как результат взаимо-
действия человека и средств производства (производственной среды), исклю-
чить появление которых полностью не в силах даже наиболее развитые страны
мира, где в течение многих десятилетий делается акцент на применение совре-
менных и совершенных технологических процессов.
Для России данная проблема остается одной из наиболее актуальных,
учитывая существенное отставание нашей страны в сфере внедрения новых
технологий в промышленном, сельскохозяйственном и других видах произ-
водств, а также недостаточную заинтересованность предпринимателей в увели-
чении расходов на обновление средств производства, совершенствование рабо-
чих мест, повышение безопасности труда.
Существенное значение в процессе модернизации и повышения безопас-
ности производства отводится в числе прочих мер совершенствованию тех по-
ложений трудового законодательства, которые направлены на предупреждение
травм и заболеваний на производстве, на детализацию и повышение эффектив-
ности процедуры установления, расследования и учета несчастных случаев
на производстве и профессиональных заболеваний. Ведь во многом с этим свя-
зано объективное установление причин и условий этих негативных явлений,
а значит, обоснованные выводы и правильные последующие действия обязан-
ных лиц в области предупреждения их возникновения.