ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10219
Скачиваний: 10
201
В ст. 371 ТК РФ указано, что работодатель принимает решения с учетом
мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ. Такими слу-
чаями являются, например, введение, замена и пересмотр норм труда (ст. 162
ТК РФ), система оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК РФ), разработка
Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) и др. Во всех случа-
ях предусмотрен следующий порядок учета мнения при принятии локальных
нормативных актов:
1. Работодатель перед принятием решения направляет в выборный
профсоюзный орган:
• проект локального нормативного акта и обоснования по нему
(в профсоюз, представляющий интересы всех или большинства
работников организации);
• проект приказа о расторжении трудового договора по пп. 2, 3 и 5
ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а также копии документов, являющихся основа-
нием для принятия данного решения (если работник является чле-
ном профсоюза).
2. Профсоюзный орган направляет работодателю мотивированное мне-
ние по нему в письменной форме:
• не позднее 5 рабочих дней с момента получения проекта локаль-
ного нормативного акта (мнение, не представленное в 5-дневный
срок или немотивированное, работодателем не учитывается);
• не позднее 7 рабочих дней с момента получения проекта приказа
и копий документов (мнение, не представленное в 7-дневный срок
или немотивированное, работодателем не учитывается).
3. Если мотивированное мнение профсоюза не содержит согласия
с предполагаемым решением (а если это касается принятия норматив-
ного акта, то содержит предложения по его совершенствованию),
то работодатель и профсоюз в течение 3 рабочих дней проводят кон-
сультации, результаты которых оформляются протоколом.
4. При недостижении согласия между сторонами:
• по спорным моментам локального нормативного акта составляется
протокол разногласий, после чего работодатель вправе принять
нормативный акт, а профсоюз вправе обжаловать его в юрисдик-
ционном органе, а также начать процедуру коллективного трудо-
вого спора;
202
• работодатель имеет право принять окончательное решение о рас-
торжении трудового договора по истечении 10 рабочих дней
(но не позднее 1 месяца) со дня направления документов в проф-
союз, а профсоюз вправе обжаловать решение в юрисдикционный
орган.
5. При обращении в Федеральную инспекцию труда:
• по жалобе на принятый локальный акт Инспекция обязана в тече-
ние 1 месяца со дня получения жалобы провести проверку и в слу-
чае выявления нарушения выдать работодателю обязательное
предписание об отмене акта;
• по жалобе на расторжение трудового договора в течение 10 дней
с момента получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении
и в случае признания его незаконным выносит решение о восста-
новлении работника на работе и оплате вынужденного прогула.
Работодатель имеет право обжаловать решение в суд.
12.2 Трудовые споры и порядок их разрешения
12.2.1 Понятие, причины, виды трудовых споров
и принципы их разрешения
В структуре трудового спора следует выделять несколько элементов:
• стороны;
• предмет;
• содержание;
• момент возникновения.
Стороны спора различаются в зависимости от того, какой субъект являет-
ся обладателем субъективных трудовых прав и обязанностей, по отношению
к которым возникли разногласия. Это одновременно критерий классификации
трудовых споров. В зависимости от этого споры делятся на индивидуальные
и коллективные.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Предмет спора – фактический интерес, объект, благо, про-
цесс, в отношении которого стороны имеют разные оценки
(например, перевод, выплата заработной платы в меньшем разме-
ре, материальный ущерб и т. п.).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
203
Содержание спора составляет само разногласие, т. е. различие, поляр-
ность оценок каждой из сторон спора в отношении предмета.
Момент возникновения спора характеризует факт перехода сторон от са-
мостоятельного преодоления разногласий к установленной процедуре их пре-
одоления с участием третьих лиц (органов). Данный момент оформляет разгра-
ничение понимание спора в материальном и процессуальном смысле. Трудовой
спор всегда возникает с момента обращения в органы по рассмотрению трудо-
вых споров (процессуальный аспект).
В целом трудовой спор можно определить как разногласие, возникшее
между сторонами по вопросам применения норм трудового права или установ-
ления (изменения) условий труда, которое не урегулировано сторонами в про-
цессе непосредственных переговоров и по нему не может быть достигнуто
компромиссное решение без помощи третьих лиц.
Причинами трудовых споров могут служить такие обстоятельства, как:
• традиции в общественной психологии;
• трудности экономического характера;
• растущий разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых ра-
ботников;
• сложность, коллизионность действующего трудового законодатель-
ства;
• незнание работником или работодателем своих прав и обязанностей,
слабая подготовка профсоюзных лидеров при решении вопросов, за-
трагивающих интересы всех работников, и др.
Поводами трудовых споров являются:
• сознательное нарушение трудового законодательства со стороны ра-
ботодателя;
• отсутствие точных указаний в законодательстве на то или иное реше-
ние конкретного вопроса;
• различное толкование сторонами норм трудового права;
• оспаривание одной из сторон наличия/отсутствия тех или иных фак-
тических обстоятельств, от которых зависит применение конкретной
нормы.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Трудовые споры в познавательных и прикладных целях нуж-
даются в классификации, целью которой является правильное опре-
204
деление субъектов спора, а также верное применение норм матери-
ального или процессуального права.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. По предмету:
• споры о применении права или изменении индивидуальных усло-
вий труда;
• споры об установлении или изменении коллективных условий
труда.
2. По характеру споров:
• индивидуальные;
• коллективные.
3. В зависимости от порядка рассмотрения:
• споры, рассматриваемые в судебном или досудебном порядке;
• споры, рассматриваемые в административном порядке;
• споры, рассматриваемые в порядке подчиненности;
• споры, рассматриваемые в примирительно-забастовочном порядке.
Структура института индивидуальных трудовых споров (ИТС):
• принципы разрешения ИТС;
• подведомственность и подсудность;
• правосубъектность сторон спора;
• сроки разрешения трудовых споров;
• особенности доказательств и доказывания по трудовым спорам;
• вынесение и исполнение решений по трудовым спорам.
Трудовое законодательство по индивидуальным и коллективным трудо-
вым спорам характеризуется демократическими принципами разбирательства.
Эти принципы порядка рассмотрения трудовых споров по своей природе явля-
ются принципами самостоятельного института трудового права ‒ трудовые
споры.
К данным принципам наряду с указанным участием профсоюза в урегу-
лировании спора и выборностью представителей от работников в комиссии по
трудовым спорам на общем собрании работников относится само ее функцио-
нирование, что обеспечивает доступность и удобство для обращения работни-
ков. К числу общих принципов института трудовых споров относятся:
1) принцип гласности;
2) принцип законности;
205
3) принцип объективности и полноты исследования обстоятельств спора;
4) принцип оперативности (быстроты) рассмотрения спора (обеспечива-
ется строго определенными и краткими сроками, установленными
непосредственно в законе);
5) принцип доступности, бесплатности и удобства рассмотрения споров;
6) принцип обеспечения реального исполнения решений по индивиду-
альным трудовым спорам, который выражается в том, что при неис-
полнении работодателем (руководителем организации) решения оно
подлежит исполнению в принудительном порядке.
12.2.2 Индивидуальные трудовые споры
Органами, уполномоченными рассматривать индивидуальные трудовые
споры, являются:
• комиссия по трудовым спорам в организации (КТС);
• федеральные суды;
• вышестоящий орган;
• федеральная инспекция труда;
• медиатор.
1. К компетенции КТС относятся любые возникающие в организациях
споры, за исключением тех, для которых законодательством предусмотрен су-
дебный порядок их рассмотрения (ст. 391 ТК РФ).
Процедура рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС вклю-
чает несколько этапов:
1) работник обращается в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал
или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок пропу-
щен по уважительной причине, то он может быть восстановлен КТС.
Все заявления работников подлежат обязательной регистрации;
2) спор рассматривается в присутствии работника (или его представите-
ля) и представителя работодателя в течение 10 календарных дней
со дня подачи заявления работником;
3) рассмотрение спора в отсутствие работника допускается в случае его
письменной просьбы об этом. В случае неявки работника (его пред-
ставителя) на заседание КТС рассмотрение спора откладывается.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
В случае повторной неявки работника без уважительных при-
чин КТС вправе вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения.
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·