Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 9322

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

201 

 

 

В ст. 371 ТК РФ указано, что работодатель принимает решения с учетом 

мнения профсоюзного органа в случаях, предусмотренных ТК РФ. Такими слу-
чаями  являются,  например,  введение,  замена  и  пересмотр  норм  труда  (ст.  162 
ТК РФ), система оплаты и стимулирования труда (ст. 135 ТК РФ), разработка 
Правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК РФ) и др. Во всех случа-
ях  предусмотрен  следующий  порядок  учета  мнения  при  принятии  локальных 
нормативных актов: 

1.  Работодатель  перед  принятием  решения  направляет  в  выборный 

профсоюзный орган: 

•  проект  локального  нормативного  акта  и  обоснования  по  нему 

(в профсоюз,  представляющий  интересы  всех  или  большинства 
работников организации); 

•  проект приказа о расторжении трудового договора по пп. 2, 3 и 5 

ч. 1 ст. 81 ТК РФ, а также копии документов, являющихся основа-
нием для принятия данного решения (если работник является чле-
ном профсоюза). 

2.  Профсоюзный  орган  направляет  работодателю  мотивированное  мне-

ние по нему в письменной форме: 

•  не  позднее  5  рабочих  дней  с  момента  получения  проекта  локаль-

ного  нормативного  акта  (мнение,  не  представленное  в  5-дневный 
срок или немотивированное, работодателем не учитывается); 

•  не  позднее  7  рабочих  дней  с  момента  получения  проекта  приказа 

и копий документов (мнение, не представленное в 7-дневный срок 
или немотивированное, работодателем не учитывается).  

3.  Если  мотивированное  мнение  профсоюза  не  содержит  согласия 

с предполагаемым решением (а если это касается принятия норматив-
ного  акта,  то  содержит  предложения  по  его  совершенствованию), 
то работодатель и профсоюз в течение 3 рабочих дней проводят кон-
сультации, результаты которых оформляются протоколом.  

4.  При недостижении согласия между сторонами: 

•  по спорным моментам локального нормативного акта составляется 

протокол  разногласий,  после  чего  работодатель  вправе  принять 
нормативный  акт,  а  профсоюз  вправе  обжаловать  его  в  юрисдик-
ционном  органе,  а  также  начать  процедуру  коллективного  трудо-
вого спора; 


background image

202 

 

 

•  работодатель  имеет  право  принять  окончательное  решение  о  рас-

торжении  трудового  договора  по  истечении  10  рабочих  дней 
(но не позднее 1 месяца) со дня направления документов в проф-
союз, а профсоюз вправе обжаловать решение в юрисдикционный 
орган. 

5.  При обращении в Федеральную инспекцию труда: 

•  по жалобе на принятый локальный акт Инспекция обязана в тече-

ние 1 месяца со дня получения жалобы провести проверку и в слу-
чае  выявления  нарушения  выдать  работодателю  обязательное 
предписание об отмене акта; 

•  по  жалобе  на  расторжение  трудового  договора  в  течение  10  дней 

с момента получения жалобы рассматривает вопрос об увольнении 
и в случае признания его незаконным выносит решение о восста-
новлении  работника  на  работе  и  оплате  вынужденного  прогула. 
Работодатель имеет право обжаловать решение в суд. 

12.2 Трудовые споры и порядок их разрешения

 

12.2.1 Понятие, причины, виды трудовых споров  

и принципы их разрешения

 

В структуре трудового спора следует выделять несколько элементов: 

•  стороны; 

•  предмет; 

•  содержание; 

•  момент возникновения. 
Стороны спора различаются в зависимости от того, какой субъект являет-

ся  обладателем  субъективных  трудовых  прав  и  обязанностей,  по  отношению 
к которым  возникли  разногласия.  Это  одновременно  критерий  классификации 
трудовых  споров.  В зависимости  от  этого  споры  делятся  на  индивидуальные 
и коллективные.  

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Предмет спора – фактический интерес, объект, благо, про-

цесс,  в  отношении  которого  стороны  имеют  разные  оценки 

(например, перевод, выплата заработной платы в меньшем разме-

ре, материальный ущерб и т. п.). 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   


background image

203 

 

 

Содержание  спора  составляет  само  разногласие,  т. е.  различие,  поляр-

ность оценок каждой из сторон спора в отношении предмета. 

Момент возникновения спора характеризует факт перехода сторон от са-

мостоятельного  преодоления  разногласий  к  установленной  процедуре  их  пре-
одоления с участием третьих лиц (органов). Данный момент оформляет разгра-
ничение понимание спора в материальном и процессуальном смысле. Трудовой 
спор всегда возникает с момента обращения в органы по рассмотрению трудо-
вых споров (процессуальный аспект). 

В  целом  трудовой  спор  можно  определить  как  разногласие,  возникшее 

между сторонами по вопросам применения норм трудового права или установ-
ления (изменения) условий труда, которое не урегулировано сторонами в про-
цессе  непосредственных  переговоров  и  по  нему  не  может  быть  достигнуто 
компромиссное решение без помощи третьих лиц. 

Причинами трудовых споров могут служить такие обстоятельства, как:  

•  традиции в общественной психологии; 

•  трудности экономического характера; 

•  растущий разрыв в уровне доходов низко- и высокооплачиваемых ра-

ботников; 

•  сложность,  коллизионность  действующего  трудового  законодатель-

ства; 

•  незнание  работником  или  работодателем  своих  прав  и  обязанностей, 

слабая  подготовка  профсоюзных  лидеров  при  решении  вопросов,  за-
трагивающих интересы всех работников, и др.  

Поводами трудовых споров являются: 

•  сознательное  нарушение  трудового  законодательства  со  стороны  ра-

ботодателя; 

•  отсутствие точных указаний в законодательстве на то или иное реше-

ние конкретного вопроса; 

•  различное толкование сторонами норм трудового права; 

•  оспаривание  одной  из  сторон  наличия/отсутствия  тех  или  иных  фак-

тических  обстоятельств,  от  которых  зависит  применение  конкретной 
нормы. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Трудовые споры в познавательных и прикладных целях нуж-

даются в классификации, целью которой является правильное опре-


background image

204 

 

 

деление субъектов спора, а также верное применение норм матери-
ального или процессуального права. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  По предмету: 

•  споры о применении права или изменении индивидуальных усло-

вий труда; 

•  споры  об  установлении  или  изменении  коллективных  условий 

труда. 

2.  По характеру споров: 

•  индивидуальные; 

•  коллективные. 

3.  В зависимости от порядка рассмотрения: 

•  споры, рассматриваемые в судебном или досудебном порядке; 

•  споры, рассматриваемые в административном порядке; 

•  споры, рассматриваемые в порядке подчиненности; 

•  споры, рассматриваемые в примирительно-забастовочном порядке. 

Структура института индивидуальных трудовых споров (ИТС): 

•  принципы разрешения ИТС;  

•  подведомственность и подсудность; 

•  правосубъектность сторон спора; 

•  сроки разрешения трудовых споров; 

•  особенности доказательств и доказывания по трудовым спорам; 

•  вынесение и исполнение решений по трудовым спорам. 
Трудовое  законодательство  по  индивидуальным  и  коллективным  трудо-

вым  спорам  характеризуется  демократическими  принципами  разбирательства. 
Эти принципы порядка рассмотрения трудовых споров по своей природе явля-
ются  принципами  самостоятельного  института  трудового  права  ‒  трудовые 
споры. 

К данным принципам наряду с  указанным участием профсоюза в урегу-

лировании спора и выборностью представителей от работников в комиссии по 
трудовым спорам на общем собрании работников относится само ее функцио-
нирование, что обеспечивает доступность и удобство для обращения работни-
ков. К числу общих принципов института трудовых споров относятся: 

1)  принцип гласности; 
2)  принцип законности; 


background image

205 

 

 

3)  принцип объективности и полноты исследования обстоятельств спора; 
4)  принцип оперативности (быстроты) рассмотрения спора (обеспечива-

ется  строго  определенными  и  краткими  сроками,  установленными 
непосредственно в законе);  

5)  принцип доступности, бесплатности и удобства рассмотрения споров; 
6)  принцип  обеспечения  реального  исполнения  решений  по  индивиду-

альным  трудовым  спорам,  который  выражается  в  том,  что  при  неис-
полнении  работодателем  (руководителем  организации)  решения  оно 
подлежит исполнению в принудительном порядке. 

12.2.2 Индивидуальные трудовые споры

 

Органами,  уполномоченными  рассматривать  индивидуальные  трудовые 

споры, являются: 

•  комиссия по трудовым спорам в организации (КТС); 

•  федеральные суды; 

•  вышестоящий орган; 

•  федеральная инспекция труда; 

•  медиатор. 
1.  К  компетенции  КТС  относятся  любые  возникающие  в  организациях 

споры, за исключением тех, для которых законодательством предусмотрен су-
дебный порядок их рассмотрения (ст. 391 ТК РФ). 

Процедура рассмотрения индивидуального трудового спора в КТС вклю-

чает несколько этапов: 

1)  работник обращается в КТС в 3-месячный срок со дня, когда он узнал 

или должен был узнать о нарушении своего права. Если срок пропу-
щен по уважительной причине, то он может быть восстановлен КТС. 
Все заявления работников подлежат обязательной регистрации; 

2)  спор рассматривается в присутствии работника (или его представите-

ля)  и  представителя  работодателя  в  течение  10  календарных  дней 
со дня подачи заявления работником;  

3)  рассмотрение спора в отсутствие работника допускается в случае его 

письменной  просьбы  об  этом.  В случае  неявки  работника  (его  пред-
ставителя) на заседание КТС рассмотрение спора откладывается. 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

В случае повторной неявки работника без уважительных при-

чин КТС вправе вынести решение о снятии вопроса с рассмотрения. 
 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·