Файл: Трудовое право - учебное пособие.pdf

Добавлен: 29.10.2018

Просмотров: 10217

Скачиваний: 10

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
background image

31 

 

 

Анализ  современного  законодательства  по  охране  труда  дает  основания 

полагать,  что  правовой  принцип  обеспечения  охраны  труда  и  здоровья  работ-
ников характеризуется следующими основными чертами:  

•  носит  всеобщий  характер,  поскольку  нормы  трудового  права  пре-

дусматривают  проведение  мероприятий  в  области  охраны  труда 
во всех без исключения организациях и по отношению ко всем работ-
никам; 

•  требует,  чтобы  наиболее  высокий  уровень  правового  регулирования 

охраны  труда  был  установлен  на  вредных  производствах,  а  также 
на тяжелых работах; 

•  предполагает  первоочередную  заботу  об  охране  труда  женщин,  под-

ростков и лиц с пониженной трудоспособностью. 

2.3 Функции трудового права 

Термин «функция» происходит от лат. functio – исполнение, выполнение, 

компетенция. В тех случаях, когда рассматриваются функции прав и трудового 
права в частности, этим понятием обычно охватываются особенности влияния 
системы  права  на  регулируемые  общественные  отношения.  Другим  словами, 
функция трудового права – внешнее выражение свойств права в системе трудо-
вых и непосредственно связанных с ними отношений. 

В теории  выделяют  общесоциальные  и  специально  юридические  функ-

ции.  К общесоциальным  функциям  относят  производственную  (экономиче-
скую), социально-политическую, воспитательную, демографическую и другие. 
Юридическими  (специально  юридическими)  функциями  в  науке  трудового 
права считают регулятивную и охранительную.  

Охранительная  функция  трудового  права  направлена  на  установление 

мер правовой защиты, юридической ответственности субъектов трудового пра-
ва с целью предотвращения, пресечения противоправного трудового поведения 
и защиты прав, свобод и интересов субъектов трудового права. 

Регулятивная  функция  выражается  в  закреплении  определенного  алго-

ритма правового поведения субъектов трудового права и государственных (му-
ниципальных) органов в пределах и формах, установленных нормами трудово-
го права. 

 


background image

32 

 

 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Контрольные вопросы по лекции 2 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

1.  Что такое принцип права? 
2.  Как соотносятся принцип и норма права? 
3.  По каким основаниям можно классифицировать принципы правового 

регулирования? 

4.  Что  такое  дискриминация?  Как  соотносятся  понятия  «дискримина-

ция» и «дифференциация» в сфере труда? 

5.  Что следует понимать под понятием «принудительный труд»? 
6.  Какие основные функции трудового права можно выделить? 

 

 


background image

33 

 

 

3 Источники трудового права 

3.1 Понятие источников трудового права 

При изучении вопроса о понятии трудового права помимо сугубо юриди-

ческих  проблем  необходимо  также  уделить  внимание  анализу  общефилософ-
ских категорий формы и содержания, их диалектической взаимосвязи. Исполь-
зуя  философскую  категорию  формы  как  внешнего  проявления,  способа  суще-
ствования вне какого-либо объекта, юридическая теория рассматривает форму 
права  как  научную  абстракцию,  отражающую  способ  внешнего  выражения, 
существования  правовых  норм  (как  содержания  права),  обеспечивающий  воз-
можность  их  восприятия  человеком.  Таким  образом,  форму  права  можно  рас-
сматривать в частном и в общем смысле.  

В частном смысле формой права следует признать нормативный правовой 

акт,  где  правовые  нормы  находят  свое фактическое  выражение.  Нормативный 
правовой  акт  при  этом  также  представляет  собой  научную  абстракцию,  по-
скольку в действительности существует множество его видов и вариаций (зако-
ны (текущие и конституционные), указы, постановления, приказы, инструкции 
и т. п.).  

В общем смысле под формой права следует понимать систему изданных 

и действующих в данном государстве нормативных правовых актов, объединя-
емых в итоге общим понятием – законодательство. Термин «законодательство», 
в свою очередь, рассматривается в узком значении как система законов и в ши-
роком  значении как  система  всех действующих  в  государстве  законов и иных 
нормативных правовых актов. 

В литературе чаще можно встретить давно укоренившийся в теории тер-

мин «источник права». В этом случае следует различать источник права в мате-
риальном и формальном смысле. Если в материальном смысле под источником 
права понимаются политические, экономические и иные предпосылки, связан-
ные  с  объективными  потребностями  общественного  развития,  система  факто-
ров,  предопределяющих  содержание  и  форму  права,  то  в  формальном  смысле 
источник  права  предстает  как  способ  организации  и  выражения  права  вовне, 
о чем было сказано ранее.  

Понимание  механизма  диалектической  связи  категорий  формы  и  содер-

жания также имеет ключевое значение при рассмотрении вопроса о соотноше-
нии трудового права и трудового законодательства, где трудовое право высту-


background image

34 

 

 

пает содержанием права, а трудовое законодательство – формой. В этом случае 
необходимо также уделить внимание соотношению системы и структуры тру-
дового  права  (Общей,  Особенной  и  Специальной  его  частей)  с  системой  и 
структурой Трудового кодекса РФ и иных актов законодательства о труде. 

3.2 Система правовых актов, содержащих нормы трудового права 

Система источников в сфере трудового права включает в себя правовые 

акты общефедерального значения, акты субъектов Федерации, акты локального 
нормотворчества.  Такое  разнообразие  актов  обусловлено  своеобразием  право-
творческих  органов,  спецификой  регулируемых  отношений,  некоторыми  дру-
гими  обстоятельствами,  служащими  основаниями  к  их  классификации. 
В общем плане система источников трудового права представлена в ст. 5 ТК РФ, 
в  основе  которой  лежит  их  дифференциация  по  юридической  форме  выраже-
ния.  Вместе  с  тем  в  указанной  статье  представлены  лишь  общие  сведения 
о системе  источников,  но  не  приводятся  условия,  критерии  и  особенности  их 
функционирования,  соотношения  и  взаимодействия.  В  этой  связи  систему  ис-
точников  трудового  права  целесообразно  выразить  посредством  их  классифи-
кации. Основания для классификации могут быть различными.  

С  точки  зрения  порядка  принятия  все  правовые  акты  в  сфере  трудового 

права могут быть классифицированы: 

•  на принимаемые в законодательном порядке; 

•  принимаемые в административно-распорядительном порядке; 

•  принимаемые в порядке социального партнерства; 

•  принимаемые работодателем самостоятельно.  
В зависимости от принципа действия в пространстве: 

•  на акты территориального действия; 

•  акты экстерриториального действия. 
В зависимости от сферы действия по территории: 

•  на акты федерального действия; 

•  акты межрегионального действия; 

•  акты регионального действия; 

•  акты локального действия. 
В зависимости от характера действия во времени: 

•  на акты постоянного действия; 

•  акты с относительно определенным сроком действия; 


background image

35 

 

 

•  акты, действующие до наступления определенного условия. 
С точки зрения действия по кругу лиц: 

•  на акты общего действия; 

•  акты специального действия. 

3.3 Историческая роль кодифицированных правовых актов 

в регулировании отношений в сфере труда. Особенности актов, 

содержащих нормы трудового права 

Проводя  исторический  анализ  законодательства  о  труде  России,  следует 

отметить,  что  Россия  стала  одним  из  первых  государств  в  мире,  осуществив-
шим кодификацию трудового законодательства в форме единого кодифициро-
ванного акта общего действия – Кодекса законов о труде 1918 г. Некоторые ис-
следователи истории права в качестве примера первого кодифицированного ак-
та  в  сфере  труда  называют  Трудовой  кодекс  Франции  1910 г.  Однако  в  этом 
случае следует сделать несколько уточнений. Во-первых, он (в отличие от КЗоТ 
РСФСР  1918 г.)  длительное  время  распространялся  только  на  промышленных 
рабочих, а не на всех лиц, осуществлявших наемный труд. Во-вторых, данный 
акт формировался путем длительного эволюционного накопления нормативно-
го  материала,  инкорпорирования  многочисленных  законодательных  и  иных 
нормативных правовых актов о труде, но в первоначальном варианте регулиро-
вал только некоторые виды отношений в сфере труда (порядок заключения ин-
дивидуального  договора  найма,  порядок  увольнения,  условия  труда  и  некото-
рые другие). 

 · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·   

Несмотря  на  достаточно  недолгий  период  действия,  КЗоТ 

1918 г. заложил важнейшую для отрасли трудового права традицию 
принятия  кодифицированных  актов  в  области  регулирования  тру-
довых  и  непосредственно  связанных  с  ними  отношений,  которая 
была сохранена и развита в кодексах 1922, 1971 и 2001 гг. Истори-
чески  в  России  кодексы  являются  системообразующим  элементом 
для отрасли трудового права, центральным звеном системы трудо-
вого права и законодательства, формирующим отраслевые принци-
пы и стандарты в правовом регулировании социально-трудовых от-
ношений. Трудовой кодекс РФ 2001 г. не является в этом плане ис-
ключением. Ценность действующего Трудового кодекса РФ заклю-