ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 10169
Скачиваний: 10
31
Анализ современного законодательства по охране труда дает основания
полагать, что правовой принцип обеспечения охраны труда и здоровья работ-
ников характеризуется следующими основными чертами:
• носит всеобщий характер, поскольку нормы трудового права пре-
дусматривают проведение мероприятий в области охраны труда
во всех без исключения организациях и по отношению ко всем работ-
никам;
• требует, чтобы наиболее высокий уровень правового регулирования
охраны труда был установлен на вредных производствах, а также
на тяжелых работах;
• предполагает первоочередную заботу об охране труда женщин, под-
ростков и лиц с пониженной трудоспособностью.
2.3 Функции трудового права
Термин «функция» происходит от лат. functio – исполнение, выполнение,
компетенция. В тех случаях, когда рассматриваются функции прав и трудового
права в частности, этим понятием обычно охватываются особенности влияния
системы права на регулируемые общественные отношения. Другим словами,
функция трудового права – внешнее выражение свойств права в системе трудо-
вых и непосредственно связанных с ними отношений.
В теории выделяют общесоциальные и специально юридические функ-
ции. К общесоциальным функциям относят производственную (экономиче-
скую), социально-политическую, воспитательную, демографическую и другие.
Юридическими (специально юридическими) функциями в науке трудового
права считают регулятивную и охранительную.
Охранительная функция трудового права направлена на установление
мер правовой защиты, юридической ответственности субъектов трудового пра-
ва с целью предотвращения, пресечения противоправного трудового поведения
и защиты прав, свобод и интересов субъектов трудового права.
Регулятивная функция выражается в закреплении определенного алго-
ритма правового поведения субъектов трудового права и государственных (му-
ниципальных) органов в пределах и формах, установленных нормами трудово-
го права.
32
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Контрольные вопросы по лекции 2
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
1. Что такое принцип права?
2. Как соотносятся принцип и норма права?
3. По каким основаниям можно классифицировать принципы правового
регулирования?
4. Что такое дискриминация? Как соотносятся понятия «дискримина-
ция» и «дифференциация» в сфере труда?
5. Что следует понимать под понятием «принудительный труд»?
6. Какие основные функции трудового права можно выделить?
33
3 Источники трудового права
3.1 Понятие источников трудового права
При изучении вопроса о понятии трудового права помимо сугубо юриди-
ческих проблем необходимо также уделить внимание анализу общефилософ-
ских категорий формы и содержания, их диалектической взаимосвязи. Исполь-
зуя философскую категорию формы как внешнего проявления, способа суще-
ствования вне какого-либо объекта, юридическая теория рассматривает форму
права как научную абстракцию, отражающую способ внешнего выражения,
существования правовых норм (как содержания права), обеспечивающий воз-
можность их восприятия человеком. Таким образом, форму права можно рас-
сматривать в частном и в общем смысле.
В частном смысле формой права следует признать нормативный правовой
акт, где правовые нормы находят свое фактическое выражение. Нормативный
правовой акт при этом также представляет собой научную абстракцию, по-
скольку в действительности существует множество его видов и вариаций (зако-
ны (текущие и конституционные), указы, постановления, приказы, инструкции
и т. п.).
В общем смысле под формой права следует понимать систему изданных
и действующих в данном государстве нормативных правовых актов, объединя-
емых в итоге общим понятием – законодательство. Термин «законодательство»,
в свою очередь, рассматривается в узком значении как система законов и в ши-
роком значении как система всех действующих в государстве законов и иных
нормативных правовых актов.
В литературе чаще можно встретить давно укоренившийся в теории тер-
мин «источник права». В этом случае следует различать источник права в мате-
риальном и формальном смысле. Если в материальном смысле под источником
права понимаются политические, экономические и иные предпосылки, связан-
ные с объективными потребностями общественного развития, система факто-
ров, предопределяющих содержание и форму права, то в формальном смысле
источник права предстает как способ организации и выражения права вовне,
о чем было сказано ранее.
Понимание механизма диалектической связи категорий формы и содер-
жания также имеет ключевое значение при рассмотрении вопроса о соотноше-
нии трудового права и трудового законодательства, где трудовое право высту-
34
пает содержанием права, а трудовое законодательство – формой. В этом случае
необходимо также уделить внимание соотношению системы и структуры тру-
дового права (Общей, Особенной и Специальной его частей) с системой и
структурой Трудового кодекса РФ и иных актов законодательства о труде.
3.2 Система правовых актов, содержащих нормы трудового права
Система источников в сфере трудового права включает в себя правовые
акты общефедерального значения, акты субъектов Федерации, акты локального
нормотворчества. Такое разнообразие актов обусловлено своеобразием право-
творческих органов, спецификой регулируемых отношений, некоторыми дру-
гими обстоятельствами, служащими основаниями к их классификации.
В общем плане система источников трудового права представлена в ст. 5 ТК РФ,
в основе которой лежит их дифференциация по юридической форме выраже-
ния. Вместе с тем в указанной статье представлены лишь общие сведения
о системе источников, но не приводятся условия, критерии и особенности их
функционирования, соотношения и взаимодействия. В этой связи систему ис-
точников трудового права целесообразно выразить посредством их классифи-
кации. Основания для классификации могут быть различными.
С точки зрения порядка принятия все правовые акты в сфере трудового
права могут быть классифицированы:
• на принимаемые в законодательном порядке;
• принимаемые в административно-распорядительном порядке;
• принимаемые в порядке социального партнерства;
• принимаемые работодателем самостоятельно.
В зависимости от принципа действия в пространстве:
• на акты территориального действия;
• акты экстерриториального действия.
В зависимости от сферы действия по территории:
• на акты федерального действия;
• акты межрегионального действия;
• акты регионального действия;
• акты локального действия.
В зависимости от характера действия во времени:
• на акты постоянного действия;
• акты с относительно определенным сроком действия;
35
• акты, действующие до наступления определенного условия.
С точки зрения действия по кругу лиц:
• на акты общего действия;
• акты специального действия.
3.3 Историческая роль кодифицированных правовых актов
в регулировании отношений в сфере труда. Особенности актов,
содержащих нормы трудового права
Проводя исторический анализ законодательства о труде России, следует
отметить, что Россия стала одним из первых государств в мире, осуществив-
шим кодификацию трудового законодательства в форме единого кодифициро-
ванного акта общего действия – Кодекса законов о труде 1918 г. Некоторые ис-
следователи истории права в качестве примера первого кодифицированного ак-
та в сфере труда называют Трудовой кодекс Франции 1910 г. Однако в этом
случае следует сделать несколько уточнений. Во-первых, он (в отличие от КЗоТ
РСФСР 1918 г.) длительное время распространялся только на промышленных
рабочих, а не на всех лиц, осуществлявших наемный труд. Во-вторых, данный
акт формировался путем длительного эволюционного накопления нормативно-
го материала, инкорпорирования многочисленных законодательных и иных
нормативных правовых актов о труде, но в первоначальном варианте регулиро-
вал только некоторые виды отношений в сфере труда (порядок заключения ин-
дивидуального договора найма, порядок увольнения, условия труда и некото-
рые другие).
· · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · · ·
Несмотря на достаточно недолгий период действия, КЗоТ
1918 г. заложил важнейшую для отрасли трудового права традицию
принятия кодифицированных актов в области регулирования тру-
довых и непосредственно связанных с ними отношений, которая
была сохранена и развита в кодексах 1922, 1971 и 2001 гг. Истори-
чески в России кодексы являются системообразующим элементом
для отрасли трудового права, центральным звеном системы трудо-
вого права и законодательства, формирующим отраслевые принци-
пы и стандарты в правовом регулировании социально-трудовых от-
ношений. Трудовой кодекс РФ 2001 г. не является в этом плане ис-
ключением. Ценность действующего Трудового кодекса РФ заклю-