ВУЗ: Томский государственный университет систем управления и радиоэлектроники
Категория: Учебное пособие
Дисциплина: Юриспруденция
Добавлен: 29.10.2018
Просмотров: 6199
Скачиваний: 20
26
Глава 2. Финансовое право как отрасль российского права.
Финансово-правовые нормы и правоотношения
г) акты представительных органов местного самоуправления (о местном бюд-
жете; о земельном налоге на территории конкретного муниципального об-
разования и т. д.).
К подзаконным актам относятся:
а) нормативные указы Президента РФ (например, о государственном сбере-
гательном займе Российской Федерации). В настоящее время указы Пре-
зидента РФ служат целью восполнения пробелов в финансовом законода-
тельстве и быстрого реагирования;
б) акты Правительства РФ и органов исполнительной власти всех уровней
(например, постановление Правительства РФ «О порядке осуществления
наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платеж-
ных карт без применения контрольно-кассовой техники»); в) нормативно-
правовые акты Минфина России (например, приказ об утверждении фор-
мата представления бухгалтерской (финансовой) отчетности в электронной
форме);
г) нормативно-правовые акты Центрального Банка РФ. Банк России прини-
мает нормативно-правовые акты в трех формах: указания, положения и ин-
струкции (например, положение об установлении и опубликовании ЦБ РФ
официальных курсов иностранных валют к рублю);
д) нормативно-правовые акты министерств и служб, регулирующие финан-
совые отношения в конкретной отрасли управления (например, приказы
Минэкономразвития России). Необходимо обратить внимание на то, что
финансовые службы, находящиеся в ведении Минфина России, не имеют
права осуществлять нормативно-правового регулирования, следовательно,
акты таких служб не являются источниками финансового права.
В качестве источников финансового права выступают международные догово-
ры, регулирующие финансовые отношения между Российской Федерацией, ино-
странными государствами и международными организациями (например, догово-
ры об устранении двойного налогообложения). В случае противоречия норм меж-
дународных договоров российскому законодательству применяются правила меж-
дународных договоров (ч. 4 ст. 15 КРФ).
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Огромное значение в регулировании финансовой деятельности
имеют акты Конституционного Суда РФ, обладающие признака-
ми индивидуальности, нормативной новизны, общеобязательно-
сти и имеющие такую же сферу действия во времени, простран-
стве и по кругу лиц, как и решения нормотворческого органа. В по-
становлениях Конституционного Суда РФ сформулирована право-
вая позиция относительно конституционности тех или иных поло-
жений финансового права, она не может быть пересмотрена или
преодолена путем повторного принятия другими органами и, без-
условно, воздействует на формирование норм финансового права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2 Система и структура финансового права
27
2.2 Система и структура финансового права
В юридической литературе сложилась общность воззрений относительно со-
держания категории системы права как внутренней структуры права, состоящей из
взаимосвязанных норм, субинститутов, институтов, подотраслей и отраслей права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В современной научной работе высказано аргументированное
суждение о том, что cтруктура финансового права представ-
ляет собой внутреннее строение единой и самостоятельной от-
расли российского права и включает последовательно распо-
ложенные и взаимодействующие основные элементы системы:
финансово-правовые нормы (их элементы); группы норм; субин-
ституты; институты; подотрасли. Названные элементы объ-
единены единым целеполаганием и предметом регулирования
1
.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Система финансового права охватывает не только ее внутрен-
нее строение (структуру), но и вопросы правоприменения, судеб-
ной практики, взаимодействия с финансовой политикой и финан-
совой системой и иные явления, например взаимосвязь с экономи-
ческими факторами и международными структурами.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Большинство ученых выделяют наиболее крупные разделы финансового пра-
ва — Общую и Особенную части
2
.
В Общей части определяются основные положения: сущность и роль финан-
сов; организация, функционирование и управление финансовыми фондами Рос-
сии; понятие, принципы, формы и методы финансовой деятельности; предмет, ме-
тод, источники финансового права; финансово-правовые отношения и финансово-
правовые нормы; финансово-правовые меры принуждения и финансово-правовая
ответственность; финансовый контроль и др.
Особенная часть финансового права в рамках представленного учебного посо-
бия дифференцируется на подотрасли, институты и субинституты:
1) бюджетное право;
2) институт государственных и муниципальных доходов, состоящий из трех
субинститутов:
• неналоговые доходы;
1
Пиликин Г. Г. Становление финансового права как особой формы регулирования обществен-
ных отношений: дис. . . . доктора юрид. наук. М., 2014. С. 47.
2
Химичева Н. И., Покачалова Е. В. Финансовое право: учеб.-метод. комплекс. М.: 2014. НОР-
МА, 2005. С. 129–130. Парыгина В. А., Тедеев А. А. Финансовое право в схемах с комментария-
ми: учеб. пос. М.: Эксмо, 2005. С. 22–25. Финансовое право: учебник / отв. ред. Е. Ю. Грачева,
Г. П. Толстопятенко. 2-е изд., М.: Проспект, 2009. С. 27–28 и др.
28
Глава 2. Финансовое право как отрасль российского права.
Финансово-правовые нормы и правоотношения
• налоговые доходы (налоговое право)
1
;
• государственный кредит и государственное страхование;
3) институт государственных и муниципальных расходов;
4) банковское (публичное) право;
5) институт организации денежного обращения и расчетов;
6) валютное регулирование и валютный контроль;
7) институт организации финансовых ресурсов государственных и муници-
пальных предприятий и иные
2
.
Некоторые исследователи отмечают, что в ходе осуществления и развития фи-
нансовой деятельности возникают отношения (группы отношений), сформирован-
ные посредством упорядоченного воздействия финансово-правовых норм в денеж-
ное право, инвестиционное право
3
, эмиссионное право
4
и др.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Законодательство, как и право, имеет свою систему, под которой
понимается его внутреннее строение. Система права выступает
в качестве содержания, а система законодательства — в качестве
формы. Система права складывается объективно в соответствии
с существующими общественными отношениями. Система зако-
нодательства преимущественно субъективна, ибо зависит от зако-
нодателя
5
. В науке финансового права система финансового зако-
нодательства рассматривается в качестве источника финансового
права.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3 Финансовые правовые нормы: общая
характеристика
Первичными элементами отрасли финансового права выступают финансово-
правовые нормы.
1
Примеч.: налоговое право, а также место налогового права в системе финансового права в дан-
ном учебном пособии рассматриваться не будет. См.: Власов Д. А. Налоговое право Российской Фе-
дерации. Общая часть: учеб. пособие. Томск: Эль Контент, 2013. 170 с.; Безикова Е. В. Налоговое
право Российской Федерации. Особенная часть: учеб. пособие. Томск: Эль Контент, 2013. 122 с.
2
Примеч.: названные и другие «подразделения» финансового права, место каждого из них в си-
стеме финансового права, а также различные подходы к содержанию и сущности этих элементов
будут подробно исследованы в настоящем учебном пособии.
3
Так, Е. М. Ашмарина рассматривает инвестиционное право в качестве подотрасли финансово-
го права. Финансовое право: учебник для академического бакалавриата / под. ред. Е. М. Ашмари-
ной. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юрайт, 2014. С. 55.
4
Например, С. В. Запольский выделяет эмиссионное право в качестве базисного компонента,
занимающего лидирующее положение в системе финансового права; формирующего структуру,
порядок зарождения и осуществления всех имущественных отношений, протекающих в денежной
форме. Запольский С. В. Теория финансового права: научные очерки. М.: РАП, 2010. С. 302.
5
Малько А. В., Нырков В. В., Шундиков К. В. Теория государства и права. Элементарный курс:
учеб. пособие. 4-е изд., М.: КНОРУС, 2011. С. 177, 182–183; Теория государства и права / под ред.
С. С. Алексеева. М.: Юрид. лит., 1985. С. 276, 288 и др.
2.3 Финансовые правовые нормы: общая характеристика
29
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Финансово-правовая норма — это установленное государством
правило поведения, выраженное в определенной форме и обеспе-
ченное мерами государственного принуждения, складывающееся
в отношениях по аккумуляции, распределению и использованию де-
нежных фондов государства и муниципальных образований.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Специфика финансово-правовой нормы обусловлена характерными чертами
предмета и методов финансово-правового регулирования:
1) с точки зрения происхождения финансово-правовых норм их особенность
заключается в том, что они редко возникают как фактические, т. е. в обще-
ственной жизни редко складываются правила поведения, являющиеся про-
тотипом финансово-правовой нормы
1
. Финансовые правоотношения (на-
пример, по уплате налогов или иных платежей, финансированию отдель-
ных отраслей народного хозяйства и др.), детерминированные развитием
социально-экономических отношений, инвестиционной и внешнеэкономи-
ческой деятельности государства и т. д., создаются государством (муници-
пальными образованиями) в юридической форме, которая содержит в себе
нормы финансового права, а потом применяются на территории конкрет-
ного публично-правового образования;
2) регулируют отношения, складывающиеся в процессе планового образо-
вания, распределения и использования органами государственной власти
и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых
им для осуществления своих задач, что выражается в содержании фи-
нансово-правовых норм;
3) носят публично-властный, императивный характер, что отражается на ха-
рактере установленных в них предписаний (то есть они содержат требо-
вания, выраженные в категорической форме и не допускающие их произ-
вольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участ-
ников финансовых отношений, которые не вправе изменить предписания
нормы и условия ее применения);
4) предусматривают специфические меры ответственности за нарушение со-
держащихся в них правил поведения;
5) содержат особый порядок защиты прав и законных интересов участников
финансовых отношений;
6) одним из видов финансово-правовых норм являются нормы-расчеты, ко-
торые представляют собой «показатели, содержащие выраженные в коли-
чественном измерении объемы деятельности и уровни развития»
2
. Нормы-
расчеты фиксируют числовые показатели денежных отношений, например
в законах о бюджетах имеются такие характеристики, как объем доходов,
расходов, дефицита бюджета и др.
1
Финансовое право России : учеб. пособие для бакалавров / отв. ред. М. В. Карасева. 5-е изд.,
перераб. и доп. М.: Юрайт, 2013. С. 51.
2
Тихомиров Ю. Л. Публичное право. М., 1995. С. 52.
30
Глава 2. Финансовое право как отрасль российского права.
Финансово-правовые нормы и правоотношения
Структура финансово-правовых норм состоит из трех основных элементов:
гипотеза, диспозиция и санкция.
Гипотеза определяет условия, обстоятельства, при которых могут возникнуть
финансовые правоотношения, и указывает на круг участников этих правоотноше-
ний. Так, в соответствии со ст. 19 НК РФ налогоплательщиками и плательщиками
сборов признаются организации и физические лица, на которых возложена обязан-
ность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы.
Гипотеза формулируется с использованием слова «если» и гораздо реже — с ис-
пользованием оборота «в случае».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В частности, ст. 46 НК РФ начинается с гипотезы «в случае неуплаты или
неполной уплаты налога в установленный срок обязанность по уплате налога
исполняется в принудительном порядке путем обращения взыскания на денеж-
ные средства на счетах налогоплательщика (налогового агента) — организации или
индивидуального предпринимателя в банках и его электронные денежные средства».
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диспозиция содержит предписание о том, как должны поступать участники фи-
нансовых отношений, т. е. определяет их права и обязанности по формированию,
распределению или использованию государственных и муниципальных финансо-
вых ресурсов.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Пример
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
В ст. ст. 153, 154, 155 БК РФ определены бюджетные полномочия участни-
ков бюджетного процесса: законодательных, исполнительных органов власти, Цен-
трального Банка РФ.
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
Диспозиции финансово-правовых норм чаще всего объективируются через обя-
занности, которые должны исполнять соответствующие субъекты при наличии со-
ответствующих условий, и гораздо реже — через права.
Санкции являются способом защиты правил, установленных финансово-пра-
вовыми нормами, и указывают на меры финансового воздействия за нарушение
предписаний государства в сфере финансов. В большинстве случаев финансово-
правовые санкции имеют денежный характер.