Файл: Понятие и виды вещных прав (Сущность видов вещного права).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 23.05.2023

Просмотров: 79

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Сервитут – это ограниченное право пользования имуществом, находящимся в собственности другого лица.

По прямому указанию закона (п. 1 ст. 336 ГК) [2] объектом залогового права могут быть обязательственные права (например, бездокументарные ценные бумаги), а при отсутствии такого указания на бездокументарные ценные бумаги даже по велению вовлеченные стороны, невозможно установить другое название (например, сервитут). Это пятая особенность прав собственности, традиционно игнорировали в литературе. В то же время, эта характеристика прав собственности наиболее четко отделяет их от прав обязательства.

Суммируя вышесказанное, можно сказать, что реальное право является абсолютным субъективным гражданские права человека, давая ему возможность непосредственно управлять на конкретной вещи и снятия с него всех других лиц, пользующихся защитой специальных требований гражданского права [10, С. 157].

Таким образом, вещные права получают свой, особый правовой режим, отличный от режима их традиционного «антипода» — обязательственных прав. Принято считать, что различие вещных и обязательственных прав имеет исторические корни в сложившемся еще в римском частном праве различии «вещных» и «личных» исков, т.е. обусловлено особенностями защиты этих прав. Однако в нашем праве это различие, к сожалению, существенно нивелировано законом, допускающим предъявление вещно-правового иска субъектами не только вещных, но и ряда обязательственных прав (ст. 305 ГК [2]). Закон – это в узком смысле нормативный правовой акт, который принимается представительным (законодательным) органом государственной власти в особом порядке.

Как правило, объектами вещного права признаются только вещи, и в индивидуальном порядке определены. Объектом обязательственных прав ответственности могут быть вещи, определенные родовыми признаками (обязательство поставлять определенное количество однородных товаров), и даже некоторые вещи (например, при приеме на работу комнату или часть (кровати) в то время страны или сезон отпусков или в случае известных обязательства шекспировского героя «отдать полцарства за коня»). Для получения прав собственности, такая ситуация исключается, так как эти абстрактные объекты не могут быть в чем - то конкретном владение и быть предметом хозяйственного господства [7, С. 36].

Тем не менее, развитие оборота активов привело к тому, что объекты ряда сделок являются в настоящее время не только отдельные вещи, но все имущественные комплексы (например, собственность компании), которая наряду с вещами также являются имущественных прав и даже обязательства (долги) их соответствующих владельцев [13; С.13].


Имущественный комплекс - это совокупность объектов недвижимости и имущества, на которые распространяется имущественное право какого-либо юридического или физического лица. Кроме того, права собственности (например, удостоверенные бездокументарными ценными бумагами) являются объектом таких сделок, которые ранее были сделаны только в отношении вещей (договоров купли-продажи, залога и т.д.). Такая ситуация иногда приводит исследователей к выводу, что признание права собственности (или иное вещное право) на законе обязательств, которые, в свою очередь, вызывает сомнения в сохранении их стоимости этой важной характеристикой вещного прав и, в целом, о необходимости дальнейшего использования этих традиционных категорий гражданского права [11; С.29].

Однако практические попытки пренебречь специфичностью прав собственности неизбежно приведет к негативным последствиям.

Однако практические попытки пренебрежения спецификой вещных прав неизбежно ведут к негативным последствиям. Таким образом, применение вещно-правового способа защиты в виде иска об «истребовании» (возвращении в натуре) бездокументарных акций, находящихся у незаконных владельцев, во многих случаях оказывается безрезультатным. Такие акции, даже рассмотренные в качестве «бестелесных вещей», не будучи индивидуально-определенными объектами, смешиваются на счете приобретателя с другими аналогичными акциями того же эмитента. В силу чего исключается возможность их последующего истребования первоначальным владельцем (собственником), так как новый приобретатель всегда может утверждать, что речь идет о других акциях, вполне законно приобретенных им другого отчуждателя [12; С.213].

Эта ситуация является прямым следствием первой идентификации законодателем (ст. 2 и 18 ФЗ «О рынке ценных бумаг») [5], а затем правовой практике правового режима ценных бумаг в качестве документов (индивидуально-определенных вещей). Входные ценные бумаги, когда на самом деле они являются единственным способом фиксации соответствующих обязательств и (или) корпоративных прав (статья 149 ГК) [2] . Подобным образом, закон не может и не должен защищать запатентованные способы, потому что это закон обязательств (возмещения убытков) или юридическое (действие для распознавания) методы защиты. Не случайно, например, в силу п. 4 ст. 454 ГК [3] к отношению по возмездных отчуждениях (передачи) положений о правах на покупку вещей применяются только «если иное не вытекает из содержания и характера этих прав».


Как отмечалось ранее, с исчезновением документарной формы исчезают и функции, присущие ценным бумагам: они идут в депозитарии, с которым (как с оценкой по этим ценным бумагам) держателей бездокументарных ценных бумаг являются юридически обязательными отношения. Тем не менее, инцидент, замена реальных отношений обязательства, к сожалению, не учитывается ни законов о ценных бумагах, ни принуждения. Обязательство – это необходимость, обусловленная договором, причинением вреда или неосновательным обогащением, одного лица, именуемого должником, совершить в пользу другого лица, именуемого кредитором, определённое действие.

Что касается нахождения прав в составе имущественного комплекса объекта права собственности или иных вещных прав, следует иметь в виду условность такой квалификации. Прежде всего, «имущество», как правило, единый комплекс только для целей торговли, то есть в юридических обязывающих отношений (например, в сделках по продаже или аренде предприятия). В случае универсального правопреемства (по окончании существование одного из субъектов в ситуации реорганизации юридических лиц или наследования после смерти гражданина). Имущество — совокупность вещей, которые находятся в собственности какого-либо физического лица, юридического лица или публично-правового образования (включая деньги и ценные бумаги), а также их имущественных прав на получение вещей или имущественного удовлетворения от других лиц, представляющие для собственника какую-либо полезность. Так, паевые инвестиционные фонды выступают в качестве единых имущественных комплексов только как объект договора доверительного управления, заключаемого их совладельцами с управляющей компанией. Это же относится и к предприятию как имущественному комплексу, выступающему в качестве единой недвижимой вещи (п. 1 ст. 132 ГК [2]) при его продаже и аренде. При непосредственной эксплуатации (использовании) имущества предприятия его собственником (субъектом иного вещного права), т.е. в статике имущественных отношений, сразу же выявляются особенности правового режима отдельных составляющих его объектов [9, С.264].

Более того, даже при передаче таких комплексов (по одной, единой сделке), например при продаже или аренде предприятия, переход прав на каждый из составляющих их объектов все равно осуществляется с соблюдением особенностей их правового режима, т.е. специфики вещных или обязательственных (а также исключительных и корпоративных) прав. Именно поэтому здесь требуется составление специальных актов инвентаризации и передачи имущества (ст. 561, 563, 659, 664 ГК [3]), в которых перечисляются (т.е. индивидуализируются) все объекты, составляющие соответствующий комплекс, включая вещи, права и долги.


Тем самым фактически реализуется давно известный развитым европейским правопорядкам принцип специализации, согласно которому вещное право, в отличие от обязательственного, можно установить только на отдельные определенные вещи, но не на их совокупности. Этот принцип действует для вещных прав и не распространяется на сферу обязательственных отношений (поскольку предметом сделок могут быть и совокупности вещей — «имущественные комплексы»).

Данное положение обычно не учитывается при попытках объявления объектом права собственности конкретного лица «имущества в целом». С вещно-правовых позиций это, строго говоря, невозможно, ибо правовой режим конкретных объектов, составляющих имущество («собственность») лица, в действительности различен [9, С.675].

Следовательно, нахождение в составе имущества определенного лица его прав и обязанностей не отменяет и не изменяет вещно-правовых подходов. Имущественные права в отечественном правопорядке по-прежнему не могут и не должны рассматриваться в качестве самостоятельных объектов вещных прав (исключается ситуация появления «права (собственности) на право»). Право – это один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения [13, С.10].

Таким образом, особенности вещных прав сохраняют как теоретическое, так и практическое значение. Получившие известное распространение в современной литературе утверждения о том, что «большинство гражданских правоотношений являются смешанными вещно-обязательственными» и что «право собственности имеет объектом не только вещи, но и права», не учитывают того обстоятельства, что вещи и их совокупности являются объектами как отношений присвоения (статики имущественных отношений), так и отношений оборота (динамики имущественных отношений), имеющих различный гражданско-правовой режим. В первом случае они становятся объектами вещных прав, а во втором — обязательственных. При этом и только в качестве объектов обязательственных прав могут выступать как вещи (в том числе определенные родовыми, а не индивидуальными признаками), так и права требования или пользования вещами. Появление таких прав в роли объектов других (вещных) прав (конструкция «право на право») здесь исключается: обязательственные права, в отличие от вещных прав, не в состоянии обеспечить управомоченному лицу непосредственное (без действий обязанного лица) господство над вещью.


2. Сущность видов вещного права

2.1 Право собственности – основное вещное право

Чтобы определить право собственности в объективном смысле, необходимо выявить специфические признаки, присущие субъективному праву собственности. Выявление указанных признаков позволит отразить их в определениях права собственности, как в объективном, так и в субъективном смысле (см. Приложение 1).

«В первом приближении собственность можно определить как отношение индивида или коллектива принадлежащие ему вещи, как к своей» [11, С.26].

Следовательно, собственность – это отношение человека к вещи, причем собственность немыслима без того, чтобы другие лица, не являющиеся собственниками данной вещи, относились к ней как к чужой, то есть это отношение между людьми по поводу вещей. Из определения собственности следует, что она обладает материальным наполнением в виде вещи, и также волевым содержанием – так как все не собственники обязаны воздерживаться от каких бы то ни было посягательств на чужое и на волю собственника, которая воплощается в вещи [9, С.264].

Таким образом, собственность – общественное отношение и имущественное отношение, причем в имущественных отношениях она занимает главенствующее место.

Содержание права собственности составляют принадлежащие собственнику правомочия по владению, пользованию и распоряжению вещью. Указанные правомочия, как и субъективное право собственности в целом, представляют собой юридически обеспеченные возможности поведения собственника, они принадлежат ему до тех пор, пока он остается собственником [11, С.26]. В тех случаях, когда собственник не в состоянии эти правомочия реально осуществить (например, при аресте его имущества за долги или когда имуществом незаконно владеет другое лицо), он не лишается ни самих правомочий, ни права собственности в целом. Чтобы раскрыть содержание права собственности, необходимо дать определение каждого из принадлежащих собственнику правомочий [10, С.150].

Характеристику права собственности целесообразно начать с правомочия владения. Это юридически обеспеченная возможность хозяйственного господства собственника над вещью. Речь при этом идет о хозяйственном господстве над вещью, которое вовсе не требует, чтобы собственник находился с ней в непосредственном соприкосновении. Владение вещью может быть как законным, так и не законным. Законным называется владение, которое опирается на какое-либо правовое основание, т.е. на юридический титул владения. Законное владение часто именуют титульным. Незаконное владение на правовое основание не опирается, а потому не является титульным. Вещи, по общему правилу, находятся во владении тех, кто имеет то или иное право на владение ими [11, С.26]. Указанное обстоятельство позволяет при рассмотрении споров по поводу вещи исходить из презумпции законности фактического владения. Иными словами, тот, у кого вещь находится, предполагается имеющим право на владение ею, пока не доказано обратное. Незаконные владельцы в свою очередь подразделяются на добросовестных и недобросовестных. Владелец добросовестен, если он не знал и не должен был знать о незаконности своего владения. Владелец недобросовестен, если он об этом знал или должен был знать. В соответствии с общей презумпцией добросовестности участников гражданских прав и обязанностей, следует исходить из предположения о добросовестности владельца.