Файл: Основные этапы формирования налогового учета в России (ООО «ТД «Орион Пластик»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 131

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Организации самостоятельно определяют приоритетные направления для использования прибыли. Эта функция относится к полномочиям финансово-экономической службы, значимость которой в условиях экономического кризиса усиливаются. Принимаемые же решения имеют большее влияние на деятельность компании по сравнению с периодами экономического подъема. Поэтому вопрос распределения прибыли, в особенности при сокращении ее величины, а точнее ее перевод в денежные потоки в настоящее время приобретает особую актуальность. Распределение прибыли завершившегося отчетного года осуществляется организацией после утверждения годовой отчетности и принятия собственниками соответствующего решения. По времени это обычно соответствует второму кварталу следующего отчетного года. Следовательно, можно говорить о распределении нераспределенной прибыли прошлых лет в части последнего отчетного года[19].

Ранее в плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности, применяемом в РФ, были предусмотрены специальные синтетические счета для учета формирования, распределения и использования прибыли. Кроме того, имели место две самостоятельные системы учета распределения прибыли в зависимости от периода определения рассматриваемых показателей[20]. В связи с этим показатели распределения прибыли находили свое отражение не только в учете отчетного года, но и в последующих годах. Распределение прибыли текущего года показывалось на отдельном счете «Использование прибыли», а направление прибыли на какие-то цели в последующих отчетных периодах отражалось по дебету счета «Нераспределенная прибыль». Полагаем, что такая методика повышала прозрачность и информативность бухгалтерского учета и отчетности. Бухгалтерский учет нераспределенной прибыли (непокрытого убытка) тесно связан с учетом приращенной части собственного капитала, частью которого она является[21].

Организация бухгалтерского и налогового учета, является важной составляющей эффективности и успешности компании. Грамотная организация налогового учета на предприятии позволит эффективно управлять расчетами по налоговым обязательствам компании, а также избежать налоговых рисков и нежелательных финансовых последствий[22].

У государства есть свои определенные задачи и для их выполнения ему необходимы денежные средства. Кроме того, правительство любой страны заинтересовано в том чтобы, страна была экономически развитой. На сегодняшний день в России доля налоговых поступлений в бюджет около 70 %, что показывает их приоритетное место среди всех доходов государства. Поэтому государству необходимо построить эффективную налоговую систему, в которой будет качественно осуществляться налоговый контроль. Реализация налогового контроля главная задача органов налогового администрирования государства. На основании статьи 82 НК РФ налоговым контролем признается операции полномочных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах[23].


Налоговый контроль заключается как в проверке соблюдения законодательства о налогах и сборах, так и в проверке законности исчисления, и уплата налогов и сборов в установленное время, а также в ликвидации выявленных у налогоплательщиков нарушений. Из всего этого вытекает, что без полноценного налогового контроля невозможно эффективное развитие налоговой системы страны, так как эффективное осуществление контроля лишает налогоплательщика возможности уклонится от уплаты налогов и сборов, а значит, стимулирует их уплату, что обеспечивает государственную казну необходимыми денежными ресурсами. Эффективная работа налоговой системы во многом зависит от действенности налогового контроля, который пронизывает всю экономику, а также обеспечивает соблюдение правил законодательных основ налогообложения.

У налоговых инспекторов при произведении налогового контроля определены следующие цели[24]:

выявлять обстоятельства нарушения налогового законодательства, пресекать их, обеспечивать достоверность данных о своевременности и полноте уплаты налогов и сборов;

проверять законности операций и действий, и в случае обнаружения ошибок привлекать к ответственности налогоплательщиков. Благодаря проведению налогового контроля, государство, во-первых, пополняет бюджет и поддерживает порядок, установленный законодательством, во-вторых, дисциплинирует плательщиков налогов, которые, признают неизбежность наказания за правонарушения, и они начинают понимать, что своевременно и в полном объеме платить налоги – их главная обязанность. Наиболее важные задачи при проведении налогового контроля приходится на систему органов Федеральной налоговой службы. Их основные задачи[25]:

проверять соблюдают ли налоговое законодательство лица, которые платят налоги, следят за тем, чтоб они вовремя и полностью вносили в соответствующий бюджет, налоги и другие обязательные платежи;

учет налогоплательщиков;

учет зачисления налогов по категориям и другим критериям;

сообщать органам власти о поступлении налогов, которые поступают в соответствующие бюджеты;

усовершенствовать работу системы налогообложения; осведомлять налогоплательщиков по вопросам налогового законодательства и разъяснять им систему налогообложения. В налоговом кодексе установлены формы и методы налогового контроля, который проводится органами налоговой службы. Совокупность способов, приемов и процедур формирует методы налогового контроля. Одновременно нужно выделить 2 уровня методов налогового контроля[26]:


общенаучные методы (анализ, синтез, статистический метод, моделирование, и т. д.) применяются при реализации любого вида деятельности, в то время как специально-правовые методы характерны только для однозначных видов деятельности, в частности и контрольная деятельность.

специальные методы исследования – (экспертиза, инвентаризация, проверка документов, экономический анализ, осмотр помещений, территорий), могут быть применены для однозначных видов деятельности.

Можно еще выделить методы влияния на проверяемых лиц, таких как убеждение, поощрение, принуждение и др. Формы налогового контроля – это совокупность определённых мероприятий, которые налоговые органы выполняют на постоянной основе. Налоговые инспекторы проводят налоговый контроль в нескольких формах: налоговые проверки; получение объяснений от плательщиков налогов и сборов, налоговых агентов; проверка учета и отчетности; обследование, осмотр территорий или помещений, которые используются для получения выгоды (дохода). В зависимости от временного фактора выделяют три формы налогового контроля: предварительный; текущий; последующий[27].

Цель предварительного контроля, во-первых, предотвратить противоречия, которые могут возникнуть в имеющем силу налоговом законодательстве. Во-вторых, отвратить налоговые нарушения и их неблагоприятные последствия еще тогда, когда они планируются. Цель текущего налогового контроля: исключить нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции; создать условия для того что бы вовремя и правильно были перечислены налоги и другие платежи в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма позволяет вносить изменения и при этом не допускает никаких нарушений. Последующий контроль целью данной формы налогового контроля является проверка законности совершенных плательщиком налога финансовохозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, перечисление налогов полностью и вовремя. А если установлены нарушения предпринять рациональные меры по их устранению, и привлечь к ответственности виновных. Упомянутая форма налогового контроля имеет свои особенности: она позволяет обнаружить недостатки предварительного и текущего контроля, устраняет их[28].

А также одной из самых известных форм проведения контроля налоговыми органами при уплате налогов являются камеральные налоговые проверки. Они осуществляются в отношении всех налогоплательщиков. Камеральная налоговая проверка проводится в том месте, где находятся налоговые органы на основе документов и деклараций, которые налогоплательщик представляет им, и других документов о деятельности налогоплательщика, которые есть у налогового органа. Выездная налоговая проверка – еще одна форма налогового контроля. Она дает возможность отследить точность уплаты налогов и сборов, a также проследить исполняет ли налогоплательщик налогов иные обязанности, возложенные на него законодательством о налогах и сборах. Выездная проверка проводится на том месте, где находится налогоплательщик. И только на основе постановления начальника или его заместителя налогового органа[29].


Первое, что надлежит работникам налоговых органов предъявить в ходе проведения выездной налоговой проверки – это соответственное решение, которое оформлено в соответствии с законодательством. Выездная проверка не может длиться свыше двух месяцев. Но иногда возникают исключительные случаи, когда вышестоящий налоговый орган имеет право превысить срок выездной проверки до четырех и шести месяцев. В случаях, когда проводятся выездные проверки организаций, у которых есть филиалы и представительства, время проведения проверки возрастает на месяц для проведения выездной проверки каждого филиала и представительства. В срок проведения выездной проверки включается время пребывания проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика. Налоговые органы не могут проводить в течение одного года две или больше выездные налоговые проверки по одинаковым налогам за один и тот же период[30].

Результатом окончания выездной налоговой проверки является акт проверки, который необходимо составить в течении 2-х месяцев после составления справки о проведенной выездной проверке, акт подписывается работниками налогового органа, которые проводили налоговую проверку, и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем. После этого акт выездной проверки вручается налогоплательщику или его представителю. Если он не подписывает акт и его получение, то в акте делается соответствующая запись и акт выездной проверки направляется по почте заказным письмом. Датой получения акта выездной проверки в этом случае считается шестой день, начиная с даты его отправки. Налогоплательщик вправе в течении 2-х недель со дня получения акта выездной проверки представить в соответствующий налоговый орган возражения (объяснения) по акту в целом или по его отдельным положениям. Например, если налогоплательщик получает акт налоговой выездной проверки, во вторник, то двухнедельный срок начнет исчисляться со следующего понедельника[31]. Из вышесказанного следует, что налоговые проверки являются одной из наиболее эффективных форм налогового контроля и поэтому налоговой службой стоит задача постоянного усовершенствования форм и методов налогового контроля. Приоритетной целью улучшения форм и методов налогового контроля является повышение его действенности. Но этого невозможно достичь без улучшения работы с кадрами. В данном случае было бы полезно ввести систему бальной оценки работы налоговых инспекторов, которые осуществляют контрольные проверки. Предназначение такой оценки, состоит в том, что налоговому инспектору засчитывается определенное количество баллов за каждое проверенное предприятие исходя из деления на крупные, средние, малые и мелкие, а также отраслевой принадлежности. За отчетный период каждый налоговый инспектор должен набрать определенное число баллов. Сумма набранных баллов дает основание для вывода о его служебном соответствии. Как уже известно, налогоплательщики обязаны вносить налоговые платежи в установленных размерах и в определенные сроки в бюджет РФ[32].


Но в нашей стране исполнение этой обязанности пока оставляет желать лучшего. А то, что плательщики налогов избегают от уплаты налогов легальными и нелегальными методами, что говорит о не безупречности налогового законодательства[33]. А значит, в первую очередь нужно улучшить законодательную базу, которая регулирует организацию и проведение налогового контроля. Для этого не помешало бы взять самое лучшее и подходящее для наших условий из опыта зарубежных государств в этой области. Эффективность контрольной работы налоговой инспекции возрастет, если будут улучшены действующие процедуры налогового контроля[34]:

системы отбора плательщиков налога для проведения проверок;

использование системы оценки работы налоговых инспекторов;

форм и методов налоговых проверок.

Улучшение всех этих основ позволит улучшить организацию налогового контроля в целом. При улучшении работы с кадрами перспективным будет переход на балльную оценку работы налоговых инспекторов. Усовершенствование форм и методов налогового контроля должно происходить по следующим направлениям: нужно увеличить число совместных проверок с органами налоговой полиции; проводить проверки предприятий, которые допускают скрытие налогов в больших размерах; проводить рейды в вечернее и ночное время; проводить перекрестные проверки; применять косвенные методы исчисления налогов. Данный перечень путей усовершенствования, конечно же, не является полным, и нужно искать дальнейшие направления, которые улучшат контрольные работы налоговой инспекции[35].

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый аспект учетной политики позволит безошибочно определить налоговую базу для исчисления налогов, более рационально провести работу по оптимизации налоговой нагрузки организации. При организации налогового учета субъекты хозяйствования должны предусмотреть порядок ведения налоговых регистров. В соответствии с Инструкцией о порядке ведения налогового учета налоговые регистры ведутся с целью обеспечения формирования полной и достоверной информации об объектах налогообложения, показателях, участвующих в определении налоговой базы на основе составления расчетных корректировок.