Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 331
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты
1.1 Понятие воспитательной системы
1.2 Основные компоненты системы воспитания
1.3 Развитие воспитательной системы
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию воспитательной системы
2.1.Изучение уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
2.3.Динамика уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
Параллельно с этой работой учащимся было предложено выбрать для себя одного героя, который больше всего понравился и следовать вместе с ним по всей сказки. Девочки выбрали образ Василисы Прекрасной. Они обращали внимание на образ Василисы Прекрасной: ее характер, качества, поступки, ее образ жизни, имя. Особенно фокусировалось внимание учеников на имени героини. Так как оно включает в себя самые лучшие ее качества: сила характера, трудолюбие, она справляется с любыми трудностями, которые встают у нее на пути. Мальчики решили примерить на себя образ Бабы - яги, но некоторые решили выбрать героя - царя. При подведении итогов ребята делились своими впечатлениями от сказки. Некоторые учащиеся, рассказывая свои впечатления, были не согласны со своими героями и их поступками. Но все дети, были согласны, что Василиса действительно героиня сказки, т.к. ей удалось найти дорогу на тот свет и вернуться оттуда, откуда никто живым не возвращался. За такие испытания её ждёт награда - свадьба. В ходе беседы ребята рассказывали о характере и о ее нравственных качествах героини.
На слайде также была представлена иллюстрация И. Я. Билибина к сказке, которая служила средством усиления восприятия младших школьников. Затем ученики рисовали образ героини сказки. При рисовании они должны были обратить внимание на символы: одежду, линии, цвета и передать характер героини, качества и ее нравственность. Работы получилось оригинальные, яркие.
Следующий урок включал в себя работу над сказкой «Лиса и журавль», которая относится к животному эпосу. В помощь на уроке было оборудование: иллюстрация к произведению, карточки с пословицами. Была приготовлена для учеников иллюстрацию к сказке, при рассмотрении которой они старались предположить содержание текста и образ героев. После того как прошел этап предварительного знакомства с текстом, с содержанием, ученики читали сказку по ролям. Они старались интонацией, голосом показать характер героев и их настроение. Потом класс был поделен на группы и проходила индивидуальная работа. Одна группа (10 человек) должна была нарисовать словесный портрет лисы, а другая (10 человек) - портрет журавля. Учащиеся справились хорошо. В конце урока ученики должны были подумать и рассказать, какими нравственными ценностями они наделили бы героиню сказки - лису. 80% детей утверждали, что лиса должна быть хитрой, но дополнили бы ее образ такими нравственными качествами как сострадание, доброта, ответственность и дружелюбие. Следующее занятие было интегрированным. Первый этап урока - выразительное чтение по ролям, второй - лепка из пластилина героев сказки.
Урок на тему «Кот, петух и лиса» включал в себя выразительное чтение по ролям, работа с поэтикой сказки, рисование понравившегося героя: кота, петуха или лисы. Своеобразием сказки является ее финал. Он отличается от ранее изученных - наличием плохого конца (лисе удается утащить петуха). Это способствовало формированию у детей сочувствия, сострадания, доброты и осознание необходимости помогать другим. Во время работы над композицией, содержанием сказки и ее героями им задавались вопросы, которые затрагивали их эмоционально-чувственную сферу и основную мысль произведения. В итоге получилось, что класс поделился на: 15% - ученики, которые не проявили сострадания к герою. Им его не было жалко (они считали, что он сам виноват), а 85% - ребята, проявившие чуткость и сострадание. Затем я разместила на доске изображение кота, лисы и петуха. Ребятам нужно было оживить рисунок, наделив его качествами и нравственными ценностями, которыми обладали эти герои в сказке. Например, кот - добрый, отзывчивый, способный на подвиг и т.д. Учащиеся хорошо справились с заданием. Потом было предложено учащимся переписать концовку сказки, изменить ее. Это задание было направлено на то, чтобы ученики задействовали воображение и обратили внимание на то, каких качеств не хватает герою, который делает неправильный выбор и на то, что у сказки мог быть другой финал. Заранее были подготовлены карточки с пословицами, которые я положила на парты ребятам. В конце урока они выбирали ту, которая подходит к теме урока и замыслу сказки, и объясняли свой выбор. На этапе рефлексии ученикам надо было выбрать кружочек определенного цвета, который соответствует их настроению сейчас (синий - интересно, красный - нравится, желтый - поучительно, зеленый - запомню, коричневый - легко, фиолетовый - трудно) и положить в рабочую тетрадь. Никто из ребят не посчитал урок трудным и скучным, а большинству он показался интересным, поучительным и легким. Дома им надо было нарисовать понравившегося героя. На следующее занятие ученики презентовали свои работы, а потом вместе с ребятами была оформлена выставку их рисунков.
Следующий урок был направлен на знакомство со сказкой «Белая уточка». Предшествующей работой было прочтение сказки учащимися самостоятельно дома и заучивание стихотворений о маме. Цели и задачи, реализуемые на занятии: провести анализ сказки, помочь ребятам раскрыть тему семьи в произведении, воспитывать такие качества как: взаимопомощь, дружба и любовь к родным. Через анализ композиции сказки, ее символики и поэтики ученики постигали значимые ценности, которыми наделены герои. Занятие проходило в 2 этапа: 1 этап- работа с текстом сказки, раскрытие темы семьи, добра и зла; 2 этап - работа над расширением представлений детей о счастье, беседа о дружбе, добре и взаимопомощи. «Белая уточка» вызвала у ребят большой эмоциональный отклик, так как тема семьи им очень близка. На уроке учащиеся должны были написать небольшое сочинение о своей семье, о традициях и взаимоотношениях. Несколько таких сочинений было прослушано сразу на занятии. Ребята рассказывали о своих семьях радостно и увлеченно. Занятие было завершено обобщением и релаксацией.
Урок по сказке «Каша из топора» был направлен на воспитание у ребят правильного отношения к плохим поступкам, умение отличать добро от зла, а также воспитание чувства гостеприимства. Вначале урока учащимся было предложено прослушивание музыкальной композиции «Сказка входит в дом», которая способствовала подготовке класса к работе на уроке. Затем для усиления положительного эмоционального настроя было прочитано стихотворение «Если очень захотеть» И. Демьянова. Первичное чтение осуществлялось педагогом с последующей беседой об идеи, смысловом содержании и характерах героев сказки. Обращалось внимание учеников на значение слов «хитрый», «скупой», «находчивый», так как они обозначают качества героев. Потом учащиеся читали сказку по ролям и старались голосом и интонацией передать образ каждого героя. Были приготовлены пословицы и поговорки, относящиеся к идее произведения. Ученики должны были объяснить их значение. Ребята справились легко с этим заданием.
Затем учащиеся должны были задействовать воображение и представить, какой могла бы быть старуха. Это задание позволяло выявить уровень понимания младшими школьниками вопроса о наличии и отсутствии у человека нравственных качеств. На этапе рефлексии учащиеся делали попытку самостоятельного обобщения, подведения итогов урока.
На протяжении занятий учащиеся проявляли активность на пути к освоению нового знания. Ответственно подходили к подготовке, так как работа над сказкой включала в себя не только совместную коллективную работу в классе, но и самостоятельную подготовку дома.
Третий блок представлял собой завершающий этап работы, целью которого было закрепление, осознание и принятие на себя нравственных качеств, уход от формализма в воспитании. На уроках осуществлялось подведение итогов, проделанной работы с помощью урока-конкурса «По сказочной тропинке». Он включал в себя задания на умение отличать сказку от басни, рассказа и стихотворения; задание на актуализацию знаний по прочитанным сказкам; задание на обобщение знаний о нравственности и доброте. Урок ученикам понравился. Он был разнообразным по формам работы учащихся: фронтальная и индивидуальная, а также по содержанию заданий.
Последняя работа позволила определить была ли наша цель достигнута. Все учащиеся отмечали, что главное в жизни быть воспитанным и нравственным, а значит добрым, справедливым, чутким, терпимым и т.д.
Таким образом, создание определенных условий, подбор эффективных средств, приемов, форм и методов работы со сказкой значительно способствует совершенствованию процесса формирования нравственных качеств младших школьников.
2.3.Динамика уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
На контрольном срезе были предложены те же методики, что и на констатирующем эксперименте. Они содержали в себе те же цели и задания.
На первой ступени мы использовали диагностику нравственной самооценки (автор Колмогорцева Л. Н.).
Рисунок 5 - Уровень предпочтения переживаний добрых поступков у младших школьников
На представленном рисунке, видно, что экспериментальная группа показала следующие результаты: высокий уровень проявления нравственных чувств показали 9 детей - 45%, когда на констатирующем этапе высокий уровень продемонстрировало всего 5 детей - 25%, например, Костя Е. может полно и четко обосновать свой ответ, дать развернутый ответ на такой вопрос, например, что такое доброта?, отвечая на данный вопрос он дает несколько определений понятия доброта. Средний уровень 11 детей - 55% , а на констатирующем этапе таких детей было 9 - 45%; на низком уровне не оказалось никого, когда на констатирующем этапе их было шестеро - 30%. Теперь ребята могут давать уверенный и полный ответ на вопросы, касающиеся доброты или же других нравственных качеств, не боясь ошибиться.
По итогам исследования нравственных чувств у детей экспериментальной группы можно судить о значительном повышении уровня предпочтения переживаний добрых чувств у младших школьников.
В контрольной группе результаты изменились совсем незначительно: 60 % детей имеют высокий уровень (на констатирующем этапе таких детей было 50%), 40% детей имеют средний уровень, а на констатирующем этапе их было 45%), низкий уровень не выявлен (на первом этапе было 10%).
Второй ступенью контрольного среза было проведение диагностической методики «Галерея сказочных героев» (автор Авдулова Т. П.), которая показала следующие результаты, представленные на рисунке 6.
Рисунок 6 - Уровень наличия знаний о доброте и нравственных поступках
Таким образом, наблюдаем изменения в экспериментальной группе. Теперь 30% (6 человек) имеют высокий уровень знаний о доброте и нравственных поступков, 70% (14 человек) - средний уровень знаний, низкий уровень не выявлен. Учащиеся с высоким уровнем знаний о доброте характеризуются высоконравственной деятельностью и поведением. Такие дети соблюдают правила и нормы принятые обществом и имеют собственные нравственные ценности. 70% - ученики, приближающиеся к высокому уровню. Их отличие в том, что их знания недостаточно полные.
В контрольной группе результаты после повторной диагностики, следующие: на высоком уровне оказалось 55% (11 человек). Эти ребята во время диагностики смогли показать отличные знания. Ребята давали по несколько определений понятиям, по которым их спрашивали, также ребята могли рассказать о своих нравственных поступках, то есть могли привести пример из жизни. На среднем уровне - 45% (9 человек), низкого уровня диагностика не показала.
Третьей ступенью контрольного среза было проведение рисуночной методики «Добро и Зло» (автор Т. П. Авдулова), которая показала следующие результаты, представленные на рисунке 7.
Рисунок 7 - Уровень проявления доброты и заботы младших школьников
Исходя из полученных данных, представленных на рисунке, можно увидеть изменения в экспериментальной группе. 45% (9 человек) имеют высокий уровень. 55% (11 человек) - средний уровень знаний, низкий уровень не выявлен. Учащиеся стали больше проявлять заботу по отношению друг другу, не отказывали в помощи. Некоторые ребята перестали вести себя.
В контрольной группе результаты после повторной диагностики следующие: на высоком уровне оказалось 75% (15 человек). Эти ребята во время диагностики смогли показать отличные знания. Ребята рассказывали о своих нравственных поступках, опираясь на жизненный опыт. На среднем уровне - 25% (5 человек), низкого уровня диагностика не показала.
С целью повторного обобщения данных по всем предложенным методикам и описания итогового уровня воспитания доброты у младших школьников, мы присвоили в каждой методике такие же баллы, как и в констатирующем эксперименте: высокому уровню - 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл. Затем, провели суммирование баллов и ранжировали результаты детей по следующим границам оценки: 8-9 баллов - высокий уровень, 4-7 баллов - средний уровень, 1-3 балла - низкий уровень.
После суммирования баллов за каждую методику, в каждой группе, был получен следующий результат, который мы отразили на рисунке 8.
Рисунок 8 - Итоговый уровень воспитания доброты у младших школьников
Таким образом, на представленном рисунке видно, что уровень развития качества доброты после проведения формирующего эксперимента результаты учащихся значительно повысились. Отсутствует низкий уровень.
Улучшились показатели. Знания о понятиях "добро" и "зло" у ребят расширились. Учащиеся достаточно глубоко стали осознавать свое эмоциональное отношение к нравственным поступкам. Все ребята способны помочь, понять других людей, быть доброжелательными, вежливыми, делать людям радость.