Файл: «Современные воспитательные системы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 249

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

После подсчета баллов, была составлена гистограмма, характеризующая уровень наличия знаний о доброте и нравственных поступках (см. Рисунок 3).

Рисунок 3 - Уровень проявления доброты и заботы младших

школьников

По результатам исследования было выявлено, что в контрольной группе 8 детей (это 40%) имеют высокий уровень, это говорит о том, что учащиеся с уверенностью отвечали на задаваемые вопросы, подробно рассказывали о своем рисунке, рассказ был эмоционально-красочным, также в ходе наблюдения за процессом рисования ребята проявляли заботу к соседу по парте. Например, Амина Х. подробно рассказала о своем рисунке, объяснила выбор цветовой гаммы, также она не проявляла эгоизма, а наоборот старалась помочь соседу по парте. 9 детей (это 45%) имеют средний уровень. На данном уровне ребята неуверенно отвечали на задаваемые вопросы, рассказывали про свой рисунок, также в ходе наблюдения за процессом рисования ребенок относился по доброму к соседу по парте. Так, например, Сергей С. объяснил какие поступки совершили герои его рисунка, но на задаваемые вопросы отвечал с трудом. 3 ребенка (это 10%) - с низким уровнем. Эти учащиеся делали ошибки в ответах на вопросы, также не смогли объяснить свои рисунки, во время рисования были эгоистами. Например, Максим Ч. Не смог дать ответы на вопросы, использовал только один цвет карандаша - черный, что для добра, что и для зла.

Результаты исследования экспериментальной группы получились следующие: 4 детей (20%) имеют высокий уровень, эти ребята смогли рассказать о своих рисунках, выборе цветовой гаммы и дали ответы на вопросы, также проявляли заботу. Например, Семен Я. красочно рассказал о своем рисунке, дал развернутые ответы на задаваемые вопросы, также он делился карандашами, когда его об этом просили, либо, не создавая конфликта, решал все по-доброму. 9 детей (45%) имеют средний уровень. Ребята смогли рассказать о своих рисунках, с небольшими недочетами отвечали на вопросы, в процессе рисования не всегда проявляли заботу, старались мирно решать проблемы с карандашами. А 7 детей (35%) - с низким уровнем. Некоторые ребята вообще отказались выполнять задание, а некоторые дети рисовали больше зла, использовали только темную цветовую гамму.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе дети работают большим интересом, многие ребята уходили в задания с «головой», на их лицах сразу были видны эмоции, когда они рассказывали о своих героях на рисунках. Также ребята всегда стараются относиться друг другу по-доброму и с заботой.


С целью обобщения данных по всем предложенным методикам и описания итогового уровня воспитания доброты у младших школьников, до проведения формирующего этапа эксперимента, мы присвоили в каждой методике высокому уровню - 3 балла, среднему - 2 балла, низкому - 1 балл. Затем, провели суммирование баллов и ранжировали результаты детей по следующим границам оценки: 8 - 9 баллов - высокий уровень, 4 - 7 баллов - средний уровень, 1 - 3 балла - низкий уровень.

Для подсчёта баллов, была составлена таблица (см. Приложение 2) о количестве баллов, которые получил каждый ученик из контрольной и экспериментальной групп.

После суммирования баллов за каждую методику, в каждой группе, был получен следующий результат, который мы отразили на рисунке 4.

Рисунок 4 - Итоговый уровень развития качества доброты в контрольной и экспериментальной группах

Таким образом, на представленном рисунке можно увидеть, что уровень развития качества доброты в 3 «Б» классе выше, нежели в 3 «В». В 3 «Б» 65% (13 человек) на высоком уровне развития качества доброты. 30% (6 человек) - средний уровень. На низком уровне находятся всего лишь 5% (1 человек). Тогда как в 3 «В» 25% (5 человек) - высокий уровень. 50 % (10 человек) - средний уровень и низкий уровень 25% (5 человек).

Вследствие выявления низкого уровня развития качества доброты у младших школьников наш эксперимент перешел формирующий этап.

2.2.Реализация содержания приемов воспитания доброты у младших школьников на уроках литературного чтения

На данном этапе целью является воспитание доброты у младших школьников посредством народной сказки.

Для реализации данной цели мы разработали комплекс уроков, который состоит из 3 блоков: первый блок (ознакомительный) - «Уроки нравственности», второй (основной) - «В гостях у сказки» и третий блок (заключительный) - «Я в мире нравственных ценностей».

Уроки были направлено на решение ряда задач:

  • знакомство учащихся с народными сказками;
  • воспитание доброты и положительного отношения к их проявлениям в поступках и действиях;
  • выработка у учащихся привычки поступать и совершать действия в соответствии с общепринятыми нормами поведения.

Первый блок уроков предназначен для первичного знакомства с понятиями нравственности и доброты, с ценностями, качествами, поведением. Цель первого урока: рассказать учащимся о том, что такое доброта, что значит быть нравственным человеком, какими нравственными качествами он обладает. На уроке использовались этическая беседа, практический метод (прослушивание музыкальных произведений), осуществлялась связь с поэзией (Б. Заходер, И Демьянов), с изобразительным искусством (репродукции картин), а также использовались произведения устного народного творчества (пословицы, поговорки, загадки). Все это являлось стимулом возникновения потребности к прочтению художественной литературы, приобщения к эстетической красоте художественного слова, которое способствует формированию у ребенка нравственных представлений. Первый урок являлся самым сложным, так как учащиеся достаточно плохо ориентировались в определениях нравственности и доброты. У них вызывали затруднения вопросы, относящиеся к ценностям (что такое нравственность; какие качества вам присущи; как выглядит человек, обладающий нравственными ценностями). Но после прочтения отрывка из стихотворения А.В.Костюнина «О нравственности» с последующей беседой о содержании, учащиеся проявили положительный настрой и стали принимать активное участие в работе. Побудителями к деятельности являлась игровая мотивация. Это позволило создать на уроке психологически комфортную атмосферу. Учащиеся путешествовали по городам, выполняли задания. Например, отправившись с ними в вымышленный город «Добра и дружелюбия» была организована работа в группах (4 группы по 5 человек), где ребятам необходимо было составить правила и законы доброго отношения ко всему, что их окружает. Пока они выполняли это задание, на доске были размещены пословицы о дружбе и добре, и каждой группе надо было растолковать их значение и провести связь с жизненным опытом. На протяжении всей работы звучало музыкальное сопровождение, которое создавало положительный эмоциональный настрой у ребят.

Второй блок являлся основным, так как на этом этапе осуществлялось формирование нравственных качеств, которое подразумевает развитие также нравственной оценки поведения и поступка, нравственного отношения к окружающему миру и самому себе. Каждый урок является самостоятельной темой в структуре блока. Используемые формы и методы работы во время учебного процесса: беседа, дискуссия, диалог, дидактические игры, викторина, игра-соревнование, игра-конкурс, инсценирование. Также были использованы интегрированные уроки, позволяющие совмещать различные виды деятельности, но являющиеся достаточно сложной формой работы, которая требует длительной и тщательной подготовки. Интеграция занятий по различным учебным дисциплинам - одна из наиболее эффективных форм познания мира. Перечень сказок, соответствующие формы и методы, используемые в работе, представлены в приложении 1 .


Первый урок в этом блоке проводился с целью введения учащихся в мир сказок. Форма занятия была - конкурс. Учащиеся делились на команды и выполняли задания дружно. Начинался урок с музыкальной композиции «В гостях у сказки». На доске была выставка иллюстраций к сказкам, с которыми им предстояло познакомиться: «Чудесная рубашка», «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», «Василиса Прекрасная», «Лиса и Журавль», «Кот, петух и лиса», «Белая уточка», «Каша из топора». Это служило подготовкой учащихся к восприятию народного фольклора. Урок прошел увлекательно, интересно и в непринужденной обстановке. Ребята говорили о своеобразии сказок, о ее символике, героях (их качествах, поступках). Заканчивался урок на поэтической ноте: стихотворением А. Прокофьева «О сказке». Это стихотворение позволило закрепить в сознании учащихся тот факт, что хоть сказка - своеобразный вымысел о событиях, которых никогда не было, тем не менее, в ней всегда присутствует жизненный урок, моральная сторона, которая несет в себе огромную ценность для младшего школьника.

Урок на тему сказка «Чудесная рубашка». Формы урока:

  1. Эвристическая беседа, направленная на осуществление сюжетного анализа. Использовались последовательно выстроенные вопросы, ответом на которые были рассуждения (текстовые примеры) учеников.
  2. Диалог, направленный на рассмотрение вопросов об образах героев, их нравственности. Ученики прокладывали «маршрут» к новому знанию сами, по тем ориентирам, которые они усвоили и различают, обсуждая правильность этих ориентиров.

Данная сказка интересна тем, что необычность героя, его сверхъестественные способности связаны не с чудесным рождением, а с перерождением. Вариант этого мотива, вызвавший в свое время удивление, дети встречали в сказке «Хитрая наука», где герой, пребывая три года в доме колдуна (в ином мире), обучался у него магии и приобрел чудесные свойства.

Интересный аспект в рассмотрении сказки «Чудесная рубашка» — сравнение двух поединков героя со Змеем, на который было обращено внимание учеников. Цель первого поединка — «сосватать Елену Прекрасную; а о ней по всему свету объявлено: кто победит Змея Горыныча, за того замуж идти». В сказке бой лишь назван, но не изображен: «Иван- купеческий сын напал на Змея Горыныча и победил его». Для сказки же важен новый ход: Змей не был предан смерти, а был помилован и стал слугой-поваром. Здесь появляется новый вариант известного детям мотива — желание погубить соперника. На данном уроке проводилась инсценировка сказки. Ребятам предлагалось выбрать для себя понравившегося героя или того героя, который показался ему близок. После проигрывания отрывка из сказки, ребятам предлагалось провести анализ характера своего героя, рассказать о поступке своего героя.


Таким образом, учащиеся, изучая символику сказки, ее мотивы анализируют поступки героев, их характеры и образы.

Третий урок был посвящен работе со сказкой «Сестрица Аленушка и братец Иванушка». На доске были расположены иллюстрации к данному произведению. Для подготовки восприятия произведения учащимися, я предложила им послушать музыкальную композицию М. Мусоргского «Прогулка», «Избушка на курьих ножках» (Баба-Яга). При прослушивании композиции учащиеся должны были представить картину, которую нарисует им воображение. Затем ребята озвучивали то, что они представили. У Амины Х. картина получилась мрачная и страшная. Ей представился густой и жуткий лес, полный тайн и загадок, а в нем дом Бабы-Яги. Артем К. представил лесную тропинку, которая ведет в чащу леса. А там избушка на курьих ножках и мальчик, который убегает от Бабы-Яги. Картины у некоторых получились оригинальные и креативные. После того как мы сказку прочитали, поработали над поэтикой, композицией и символикой ученики должны были нарисовать иллюстрацию и составить словесный портер Аленушки и Иванушки, акцентируя внимание на нравственности героев, их качествах и ценностях, их поступках.

Ученики не сразу справились с заданием. Им задавались вопросы, которые направляли их, и только тогда они вступили в диалог. Все отметили тот факт, что девочка и мальчик заботились друг о друге, оказывали помощь и не бросали друг друга в беде, совершали добрые поступки. В конце урока мы с учащимися резюмировали то, чем занимались и пришли к выводу, что надо быть добрыми, заботливыми и чуткими.

Урок по сказке «Василиса Прекрасная» был направлен на осознание необходимости проявления заботы о другом человеке, а также воспитание доброты, трудолюбия и усердия. На примере сказки младшие школьники должны понять и принять нравственные качества. Содержанию урока соответствовали слайды презентации, которые сопровождали весь урок. Используемое средство позволило разнообразить урок и вовлечь учеников в учебный процесс. Предварительно учащиеся читали произведение дома. Во время занятия давались определения таким литературоведческим понятиям как художественный мир, художественное пространство, художественное время, герой произведения. Учащимся было интересно рассматривать композицию, символику, поэтику сказки и одновременно изображать карту путешествия героя. В начале урока рассказывалось о собирателях сказок и о видах сказок в литературе. Первая часть занятия была направлена на изучение художественного мира волшебной сказки «Василиса Прекрасная». Обращалось внимание на особенность всех волшебных сказок, где все герои совершают путешествие из родного дома. Таким образом, мир сказочного пространства делится на мир героя и чужой мир, в котором оказывается главный герой.