Файл: «Современные воспитательные системы».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 330

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе заключается в согласовании темпов развития этих двух коллективов таким образом, чтобы педагоги не только не стали тормозом в развитии коллектива учащихся, но и обеспечили педагогическую инициативу в организации его жизни.

Взаимоотношения системы с внешней средой в этот период складываются сложно, особенно с молодежным окружением. Резкое возрастание интереса детей к внутришкольным делам приводит к ослаблению, а порой и разрушению уличных, дворовых компаний; между ними и школой начинается борьба за влияние на личность ученика [23].

в) Этап окончательного оформления системы.

Система окончательно оформляется: каждый компонент занимает своё место, системные связи крепнут, жизнь школы упорядочивается. Идет интеграция учебной и воспитательной, в том числе внеурочной деятельности. Школьный коллектив выступает как единое целое, формируется "чувство школы". Усиливается внимание ученического коллектива к личности. Становится все более интенсивным процесс педагогического воздействия на ученическую среду. система накапливается и передает по наследству традиции, то есть обеспечивается преемственность. Среди педагогов развивается педагогическое творчество, интерес к инновациям [23].

г) Этап обновления и перестройки системы.

Обновление системы может идти двумя путями: революционным и эволюционным. Революционный путь, как правило, вызывается чрезвычайными обстоятельствами в жизни школы и в жизни общества. Эволюционный путь включает постепенное обновление за счет инноваций. При эффективном педагогическим управлением управлении механизмы такого обновления заложены в самой системе. Хорошо поставленная объективная информация о состоянии и функционировании системы, нацеленность педагогов и ученического актива на постоянный творческий поиск делают обновление системы процессом планомерным и управляемым.

Таковы основные этапы развития воспитательной системы, разработанные В.А. Караковским, Л.И. Новиковой и другими учеными и практиками [23].

Любая воспитательная система в своем развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями. Целью и результатом функционирования любой системы, показателем ее совершенства является развивающаяся личность [13, 14 20].

Таким образом, воспитательная система - это упорядоченная целостная совокупность компонентов, взаимодействие и интеграция которых обуславливает наличие у учреждения образования способности целенаправленно и эффективно содействовать развитию личности учащихся. Любая воспитательная система в своём развитии проходит сходные этапы, при этом движущей силой развития выступает противоречие между традициями и новациями, целью и результатом функционирования любой системы, показатели её совершенства является развивающаяся личность.


Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию воспитательной системы

2.1.Изучение уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения

Экспериментальной базой исследования являлась муниципальная бюджетная общеобразовательная школа № 40 городского округа Тольятти Самарской области.

В эксперименте участвовало 2 класса: 3 «Б» (20 человек в возрасте 9-10 лет из них 14 мальчиков и 6 девочек) - контрольная группа и 3 «В» (20 человек в возрасте 9-10 лет из них 10 мальчиков и 10 девочек) - экспериментальная группа.

Цель констатирующего этапа эксперимента: диагностика начального уровня воспитания доброты в двух третьих классах.

Для выявления уровня проявления доброты были выявлены критерии, подобраны показатели и диагностические методики. (см. Таблицу 1):

Таблица 1 - Показатели для определения уровня проявления доброты у младших школьников

Критерии

Показатели

Диагностические

методики

1

Эмоциональный

- предпочтение переживаний добрых поступков

Диагностика нравственной самооценки (автор Колмогорцева Л. Н.)

2

Познавательный

- наличие знаний о доброте и нравственных поступках

Диагностическая

методика

«Галерея сказочных героев» (автор Авдулова Т. П.).

3

Поведенческий

- проявление доброты и заботы

Рисуночная методика «Добро и Зло» (создание проблемной ситуации)

Методика № 1 Диагностика нравственной самооценки (автор Колмогорцева Л. Н.).

Целью данной методики является определить уровень проявления нравственных чувств. Изучение нравственных качеств у младших школьников осуществлялось через анкетирование каждого ученика. Диагностика нравственной самооценки автором, которой является Колмогорцева Л. Н., дает возможность уточнить некоторые детали, получить дополнительные сведения. Для диагностики учащимся были предложены 10 вопросов, которые касались воспитанности детей и их отношения к такой ценности как доброта. В качестве ответа учащимся предлагалось расставить баллы от 1до 4, где 1 балл - совсем не согласен, 2 балла - немножко согласен, 3 балла - больше согласен, чем не согласен, 4 балла - полностью согласен, напротив каждого вопроса. Каждому ученику раздается бланк для ответов. Анкетирование проводилось сначала со всем классом, после индивидуально проводилась беседа с каждым учащимся. Ученики обоих групп не отказывались от выполнения заданий, а наоборот, отнеслись к ним с интересом и ответственностью.


Учащиеся быстро ответили на все вопросы, но возникли трудности с записью ответов, детям было трудно сделать это в виде цифры напротив номера вопроса. Они путались в цифрах. Также некоторые ребята не могли сдержаться, и произносили свои ответы вслух очень громко.

Проведенная диагностика позволила судить о начальном уровне воспитания доброты у младших школьников. Анализ и результат диагностики показали, что уровень воспитания доброты у младших школьников преобладают средний и низкий уровни. Дети не выделяют значимость этого качества, и даже отказываются рассуждать на данную тему. Все дети высказывают мнение о том, что человек должен быть добрым и бескорыстным. На вопрос «Я часто бываю добрым со сверстниками и взрослыми?» - «да» - ответило 10 человек из контрольной группы и 7 человек из экспериментальной группы. Костя Б., Лиза С,. и Карина К,. из экспериментальной группы ответили, что они не всегда по-доброму относятся к людям. Также Тихон К. из контрольной группы считает, что нужно относится к людям так, как они относятся к тебе. 9 человек в экспериментальной группе считают, что относится к людям с добротой не всегда хорошо. Ведь не все люди нравятся нам. 8 человек в контрольной группе считают, что нужно чаще помогать людям, которым нужна помощь. Так на вопрос «Что такое доброта?» ответили все ребята. 13 человек в экспериментальной группе и 8 человек контрольной группы сказали, что доброта - это доброжелательное отношение к другим людям. 5 ребят из контрольной группы попытались дать более развернутый ответ. Например, Артем К. считает, что доброта - это человечность, отзывчивость, чуткость и доброжелательность, умение поступиться своим «я», «хочу» ради «мы». Также Амина Х. считает, что доброта - это готовность разделить невзгоды и радости других людей.

Главное нам удалось выяснить, что у ребят есть представления о доброте и о добрых чувствах.

Таким образом, результаты диагностики таковы: в контрольной группе у 10 ребят (50%) и в экспериментальной группе у 5 ребят (25%) имеют высокий уровень проявления нравственных качеств. Это говорит о том, что эти ребята проявляют искренние и добрые чувства, дарят окружающим заботу. Также у 8 детей (40%) в контрольной группе и у 9 детей (45%) в экспериментальной группе выявлен средний уровень, а это означает, что учащиеся могут отличить добрые поступки от плохих, а также по возможности помогать людям. У 2 ребят (10%) в контрольной группе и у 6 ребят (30%) в экспериментальной группе имеют низкий уровень, а это говорит о том, что эти дети не сопереживают, сами не придут на помощь окружающим пока их об этом не попросят.


После подсчетов результатов, была составлена гистограмма, которая характеризовала уровень воспитания доброты у младших школьников в экспериментальной и контрольной группах (см. Рисунок 1).

Рисунок 1 - Уровень предпочтения переживаний добрых поступков у

младших школьников

На вышепредставленном рисунке можно увидеть, что данные результаты указывают на преобладание детей в контрольной группе с высоким и средним уровнями воспитания доброты.

Сравнивая результаты уровня проявления нравственных чувств у детей в обоих группах, мы выяснили, что контрольной группе он выше.

Таким образом, проведя диагностику нравственной самооценки, мы выяснили, что ребята ценят дружбу, проявляют заботу и доброжелательность друг другу. Им знакомо такое понятие как доброта. Но сожалению, не все дети достаточно понимают значимость этого качества. Поэтому один из выходов в данной ситуации это проводить с учащимися этические беседы, читать литературные произведения, такие как сказки. Кроме того, необходимо использовать внеклассные формы работы с младшими школьниками.

Методика № 2 Диагностическая методика «Галерея сказочных героев» (автор Авдулова Т. П.)

Была отобрана диагностическая методика на выявление точных понятий учащихся о добре и зле «Галерея сказочных героев» автора Авдуловой Т. П.

Цель - выявление наличие знаний о доброте и нравственных поступках.

Детям предлагается распределить добрых и злых героев, начертив на доске вертикальную линию, поделив доску на две половины. Учащимся давались 10 сказочных героев (5 - положительных, 5 - отрицательных). Ребятам предлагалось вспомнить сказки с предложенными им героями и подумать какие поступки совершали эти герои.

После распределения с ребятами индивидуально проводилась беседа, в ходе которой им задавались вопросы, например такие как: «что такое добро? Зло?» «Как они понимают поступки этих сказочных героев?»

После подсчета баллов, была составлена гистограмма, характеризующая уровень наличия знаний о доброте и нравственных поступках (см. Рисунок 2).

Рисунок 2 - Уровень наличия знаний о доброте и нравственных поступках у младших школьников

По результатам исследования было выявлено, что в контрольной группе 11 детей (это 55%) имеют высокий уровень, это говорит о том, что учащиеся разделяют понятия добро и зло, также могут отличить хороший поступок от плохого поступка. Например, Арина М. безошибочно распределила сказочных героев, также смогла развернуто ответить на все заданные ей вопросы. 9 детей (это 45%) имеют средний уровень. На данном уровне ребята могут правильно распределить кто хороший, а кто плохой, но не объяснить, почему они так считают. Так, например, Миша М. правильно распределил героев, но объяснить какие поступки совершили эти герои он не смог. 1 ребенок (это 5%) - с низким уровнем. Этот учащийся сделал ошибки в распределении сказочных героев, также он не ответил на вопросы. Например, Влад Я. ответил, что некоторые отрицательные герои по его мнению, совершили хорошие поступки.


Результаты исследования экспериментальной группы получились следующие: 3 детей (15%) имеют высокий уровень, эти ребята смогли распределить героев и объяснить свои решения. Например, Екатерина Ф. безошибочно распределила героев и также полно ответила на вопросы, например «кто по ее мнению добрый человек?» она ответила, что это тот человек, который помогает людям в беде. 10 детей (50%) имеют средний уровень. Ребята смогли определить положительных и отрицательных героев. А 7 детей (35%) - с низким уровнем знаний о доброте. Некоторые ребята вообще отказались выполнять задание, а некоторые сказали, что для них все герои в сказках хорошие.

Таким образом, можно сделать вывод, что в контрольной группе дети работают большим интересом, многие ребята уходили в задания с «головой», на их лицах сразу были видны эмоции, когда они рассказывали о поступках героев.

Методика № 3 Рисуночная методика «Добро и Зло» ( автор Т. П. Авдулова)

Тематическая рисуночная методика «Добро и зло» направлена на диагностическое исследование и формирование нравственных идеалов, критериев оценки поведения окружающих людей. Проективный рисунок «Добро и Зло» выражает общие принципы отношения к действительности, осознание критериев хорошего и плохого. Беседа по рисунку дает возможность определить уровень нравственных суждений детей.

Ученика предлагается порисовать. Задание дается такое: нарисовать Добро и Зло. Если у ребенка появляются вопросы, то инструкция уточняется, что можно рисовать все что хочешь, как ты сам понимаешь Добро и Зло, оцениваться рисунки не будут.

Младшим школьникам предлагается на листе бумаги набором из семи цветных карандашей (на каждую пару) выполнить рисунок. Время рисования не ограничивается (в среднем требуется 20-40 мин.). Ориентация по выбору ребенка. По окончанию рисования ребенку задаются подобные вопросы: что изобразил ребенок, кто это или что это, что делают герои рисунка, что тебя больше привлекает добро или зло и т.д. Также во время проведения методики для ребят была создана проблемная ситуация. Она заключалась в том, что на парту давалось всего лишь 7 цветных карандашей. В этой ситуации можно увидеть особенности поведения ребят, пронаблюдать, есть ли у них проявления сочувствия, внимания, заботы о сверстнике.

Анализ результатов и выставление баллов происходит следующим образом:

  1. балл — ребенок неуверенно отвечал на вопросы, также не мог рассказать о своем рисунке, также в ходе наблюдения за процессом рисования ребенок думал только о себе и как бы ему скорее дорисовать. (низкий уровень).
  2. балла — ребенок неуверенно отвечал на задаваемые вопросы, мог рассказать свой рисунок, также в ходе наблюдения за процессом рисования ребенок проявлял заботу по отношению к соседу по парте (средний уровень).
  3. балла — ребенок с уверенностью отвечал на задаваемые вопросы, также смог рассказать о своем рисунке, его рассказа был эмоционально­красочным, также в ходе наблюдения за процессом рисования ребенок проявлял заботу к соседу по парте (высокий уровень).