Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 324
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты
1.1 Понятие воспитательной системы
1.2 Основные компоненты системы воспитания
1.3 Развитие воспитательной системы
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию воспитательной системы
2.1.Изучение уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
2.3.Динамика уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
Для того чтобы увидеть динамику развития качества доброты у младших школьников контрольной и экспериментальной групп, результаты можно представить в таблице 2.
Таблица 2 - Сравнение результатов констатирующего и контрольного экспериментов
Уровни (%) |
||||||
Высокий |
Средний |
Низкий |
||||
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
КГ |
ЭГ |
|
Констатирующий эксперимент |
65% |
25% |
30% |
50% |
5% |
25% |
Контрольный эксперимент |
65% |
40% |
35% |
60% |
0% |
0% |
Исходя из полученных данных, можно увидеть, что высокий уровень у детей экспериментальной группы уровень повысился на 15 % (2 ученика), а в контрольной группе остался неизменным. Средний уровень в экспериментальной группе уровень повысился на 10 % (2 ученика), а в контрольной на 5 % (1 ученик). Низкий уровень в экспериментальной группе уровень понизился на 25 % (5 учеников), а в контрольной группе на 5 % (1 ученик).
Следовательно, можно утверждать, что разработанное содержание приемов работы по воспитанию доброты у младших школьников показало свою эффективность.
Результаты опытно-экспериментальной работы полностью подтвердили правильность выдвинутой гипотезы исследования.
Таким образом, вторая глава содержала педагогический эксперимент, который состоял из трех этапов: констатирующий эксперимент, формирующий и контрольный.
На констатирующем эксперименте с помощью трех методик нами был выявлен низкий уровень развития качества доброты у младших школьников. Далее нами был проведен формирующий эксперимент, который был направлен на повышение уровня развития качества доброты. Было реализовано содержание приемов, уроки были распределены на три блока: первый блок (ознакомительный) - «Уроки нравственности», второй (присвоение) - «В гостях у сказки» и третий блок (заключительный) - «Я в мире нравственных ценностей».
Контрольный срез проводился с целью выявления динамики уровня развития качества доброты. Он осуществлялся с помощью тех же методик, которые были применены в констатирующем эксперименте. Эксперимент позволил выявить значительное повышение уровня воспитания доброты.
Заключение
Младший школьный возраст - главный период в жизни ребенка, когда начинается его вхождение в мир социальных отношений, усвоение элементарных морально-нравственных требований, приучение к их выполнению. Особенно в этот период и происходит формирование нравственных ценностей, являющихся важным компонентом нравственной культуры.
На наш взгляд, реализуя полноценное формирование нравственных качеств у ребенка в младшем школьном возрасте, взрослые обеспечивают в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные нравственные качества и высокий интеллектуальный потенциал.
В нашем исследовании нравственные качества рассматриваются как качества человека, одним из главных является доброта. Нравственные качества тесно взаимосвязаны между собой и дополняют друг друга: уважение и заботливое отношение к человеку, доброжелательность, внимательность, терпимость и великодушие, способность к сопереживанию, состраданию и сочувствию, готовность прийти на помощь, отзывчивость, доброта, человечность, ответственность. Они позволяют человеку жить по законам совести и добра,
Нами была изучена философская и психолого-педагогическая литература по проблеме исследования. В результате чего было выявлено определение нравственных качеств, функции и их значение. Далее были выделены критерии и показатели, характеризующие проявление доброты у младших школьников. С младшими школьниками проводилась работа, направленная на выявление особенностей проявления нравственных качеств и уровня воспитанности по трем методикам. Эмпирические данные исследования были систематизированы и представлены в таблицах и диаграммах. После проведения исследования мы обнаружили низкий уровень проявления нравственного качества доброты у младших школьников. Далее с ними проводилась работа на развитие нравственных качеств на уроках чтения посредством сказки. Для реализации данной цели нами была разработана комплекс уроков, который состоит из 3 блоков: первый блок (ознакомительный) - «Уроки нравственности», второй (присвоение) - «В гостях у сказки» и третий блок (заключительный) - «Я в мире нравственных ценностей».
Сказка неотделима от красоты, способствует развитию эстетических чувств, без которых немыслимо благородство души, сердечная чуткость к человеческому несчастью, горю, страданию. Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но откликается на события и явления окружающего мира, выражает свое отношение к добру и злу.
Проведение контрольного эксперимента позволило выявить динамику уровня развития у детей младшего школьного возраста нравственных качеств. Теперь можно говорить о наличии у младших школьников доброты, чуткости, справедливости, отзывчивости, ответственности и т.д. и об эффективности использования содержания приемов в работе со сказками в качестве средства развития у младших школьников нравственных качеств.
Список используемой литературы
1. Анализ воспитательной работы в профессиональном учебном заведении / Под ред. Л.В. Байбородовой. Ярославль, 2003. 58 с.
2. Акульшина В.В., Батманова Л.М. Воспитательная система лицея. // Профессиональное образование. 2004. № 10. С. 33.
3. Воспитательная деятельность педагога: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений/ И.А. Колесникова, Н.М. Борытко, С.Д. Поляков, Н.Л. Селиванова; Под общ. ред.В.А. Сластенина и И.А. Колесниковой. М.: Издательский центр "Академия", 2005. 336 с.
4. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред.Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2003. 128 с.
5. Воспитательная система школы: проблемы управления. Очерки прагматической теории. Под ред.В.А. Караковского, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. / М: Сентябрь 1997. 112 с.
6. Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я: Пособие для учителя / Д.В. Григорьев, И.В. Кулешова, П.В. Степанов; Под ред. Л.И. Виноградовой. М.: Просвещение, 2006. 207 с.
7. Классному руководителю о классном часе. Технология подготовки и проведения личностно - ориентированного классного часа / Под ред. Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2005. 128 с.
8. Личностно - ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.Н. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2004. 128 с.
9. Мониторинг качества воспитательного процесса в образовательном учреждении: Научно-методические рекомендации / А.Н. Иванов, О.А. Лепнева, Л.Е. Омельченко, Е.А. Тимошко. Великий Новгород: НРЦРО, 2003. 64 с.
10. Нечаев М.П. Практика управления воспитанием в школе: Практическое пособие / Под ред. Л.П. Ильенко. М.: АРКТИ, 2005. 152с.
11. Обсуждаем проблемы воспитания: Методические разработки педагогических советов / Под ред.Е.Н. Степанова, М.А. Александровой. М.: ТЦ Сфера, 2004. 160 с.
12. Психолого-педагогический практикум: Материалы к занятиям / Под ред. Л.В. Байбородовой, А.П. Чернявской. Ярославль: Изд-во ЯГПУ им. К.Д. Ушинского, 2002. 116 с.