Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 336
Скачиваний: 11
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Воспитательная система образовательного учреждения: сущность и основные компоненты
1.1 Понятие воспитательной системы
1.2 Основные компоненты системы воспитания
1.3 Развитие воспитательной системы
Глава 2 Опытно - экспериментальная работа по формированию воспитательной системы
2.1.Изучение уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
2.3.Динамика уровня развития качества доброты у младших школьников на уроках литературного чтения
1.2 Основные компоненты системы воспитания
Воспитательная система состоит из совокупности компонентов. К числу основных компонентов системы воспитания школьников можно отнести следующие компоненты:
· Индивидно-групповой;
· Ценностно-ориентационный;
· Функционально-деятельностный;
· Диагностико-результативный;
· Отношенческо-коммуникативный.
Индивидно-групповой компонент представляет собой сообщество детей и взрослых, участвующих в создании, управлении и развитии воспитательной системы образовательного учреждения. Он состоит из нескольких элементов, таких как:
1. администрация, учителя и сотрудники учреждения образования;
2. учащиеся;
3. родители учащихся;
4. другие взрослые, участвующие в воспитательном процессе и жизнедеятельности учебного заведения [16, 19, 20].
Ценностно-ориентационный компонент состоит из следующих элементов:
· ценности сообщества детей и взрослых;
· цели воспитания;
· принципы и ключевые идеи построения воспитательной системы и жизнедеятельности образовательного учреждения.
Этот компонент часто называют ценностно-смысловым ядром воспитательной системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором ее функционирования и развития. Базисные ценности воспитательной системы определяют ее цели, которые, в свою очередь, служат не просто элементами, а важнейшими факторами образования, функционирования и развития этой системы. На пути к достижению целевых ориентиров происходят изменения в жизнедеятельности школьного сообщества, содержания и организации воспитательного процесса. Из совокупности идей, отражающих представления сообщества детей и взрослых о ценностях, целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в учебном заведении, как правило, выделяют одну наиболее важную, определяющую "лицо" и стратегическую линию развития данного учреждения. Эту идею называют ключевой [16, 19].
Функционально-деятельностный компонент складывается из следующих элементов:
· системообразующего вида деятельности, форм и методов организации совместной деятельности и общения;
· основных функций воспитательной системы;
· управления и самоуправления воспитательной системой.
Этот компонент обеспечивает упорядоченность и целостность воспитательной системы, функционирование и развитие ее основных элементов и связей. Его основу составляют совместная деятельность и общение учащихся, педагогов и родителей. В образовательных учреждениях выбираются в качестве приоритетного различные виды деятельности: трудовая, клубная, краеведческая, познавательная и др. Его выбор зависит от следующих факторов: интересы и потребности учащихся, особенности педагогического коллектива, тип учебного заведения, традиции учреждения образования и окружающего социума, финансово-материальные возможности учебного заведения.
Управление (в том числе самоуправление, соуправление) воспитательной системой понимается как процесс реализации управленческих функций для достижения целей наиболее эффективным способом. Процесс управления можно считать системным, если в него включены все субъекты деятельности (учащиеся, родители, педагоги, социальные партнеры) и ни одна из управленческих функций не "выпадает".
Напомним эти управленческие функции: информационно-аналитическая; планово-прогностическая; мотивационно-целевая; организационно-исполнительская; контрольно-диагностическая; регулятивно-коррекционная.
Главной целью управления воспитательной системой является оптимизация функционирования и развития. Как полагают Л.И. Новикова с коллегами, существуют четыре ее основных направления:
1. моделирование строящейся системы;
2. организация коллективной творческой деятельности детей и взрослых;
3. ориентирование в такой деятельности учащихся, педагогов, родителей на общечеловеческие ценности, корректировка возникающих отношений;
4. рациональное использование воспитательного потенциала окружающей социальной и природной среды [9, 16, 19].
Диагностико-результативный компонент включает в себя следующие элементы:
критерии эффективности воспитательной системы
методы и приемы изучения ее результативности
формы и способы анализа, оценки и интерпретации полученных результатов
Под результатами воспитательного процесса понимают те изменения, которые произошли с участниками педагогического процесса и в отношениях между ними. Эффективность воспитательного процесса определяется мерой соотношения поставленных целей, прогнозируемого результата и реально достигнутого [4, 9,12].
Технология мониторинга качества воспитательного процесса:
1. Определение методологических оснований, в том числе целей, критериев и показателей.
2. Определение объектов мониторинга.
3. Подбор комплекса методов и конкретных методик.
4. Планирование мониторинга.
5. Предварительная подготовка.
6. Реализация диагностических методик.
7. Обработка результатов.
8. Фиксация результатов и оформление результатов в форме, удобной для анализа и демонстрации [1, 16, 19].
Отношенческо-коммуникативный компонент состоит из двух элементов:
· отношений в обществе детей и взрослых;
· внутренних и внешних связей воспитательной системы
Отношения проявляются и формируются в общении и деятельности. Являясь внутренней, субъективной основой общения, они отражают внутренние, личностные связи совместной деятельности, взаимодействия.
В педагогике отношения рассматриваются как многоплановый феномен: как субъективный план воспитания, как сущность, как цель, как средство воспитания.
Воспитательный аспект отношений проявляется в развитии социально-ценных отношений (к труду, культуре, политике, образованию, человеку и т.д.). Межсубъектные отношения, как известно, влияют на отношение человека к себе.
В этом плане системная деятельность должна быть направлена на воспитание "культуры отношений" (К.Д. Радина).
Культура отношений отражает умение выстраивать доброжелательные, гуманные отношения, умение понять, принять, сочувствовать, сопереживать, содействовать. В пространстве отношений всегда зарождаются взаимоотношения. Отношения и взаимоотношения в системе класса - существенный компонент, значимый аспект общей проблемы коллектива, воспитания.
Становление ученического коллектива в системной деятельности - и есть становление отношений, взаимоотношений субъектов.
Гуманные взаимоотношения предполагают положительное отношение сторон друг к другу, при этом субъекты существенно влияют друг на друга, что способствует единству ценностных ориентаций, пониманию индивидуальных особенностей друг друга, познанию себя через Другого, развитию себя как некоторого единого целого.
Уровень таких взаимоотношений обусловлен как внутренними (личностными) особенностями взаимодействующих, так и объективными (внешними) условиями. В этом плане реализуется взаимосвязь, взаимообусловленность компонентов системы: "Взаимоотношения - субъекты", "взаимоотношения - деятельность". Тут очень важна педагогически верно организованная деятельность, способствующая становлению эмоционально-нравственного опыта детей, развитию "эмоционального богатства личности" (К.Д. Радина).
Особую роль приобретают взаимоотношения "воспитатель - воспитанник", ведь воспитатель воспринимается и как "источник" деятельности, и как ее участник [9].
1.3 Развитие воспитательной системы
Воспитательная система - не застивший, а постоянно развивающийся феномен. Появляются и исчезают различные идеи, представления, устойчивые способы взаимодействия детей, те или иные виды деятельности, организационные структуры; усложняется и упорядочивается жизнедеятельность коллектива или, наоборот, увеличивается дезорганизация - все эти явления характеризуют процесс развития воспитательной системы.
Воспитательная система не задается сверху, а создается усилиями всех субъектов педагогической деятельности; поэтому она - не застывший, а постоянно развивающийся феномен. Источником развития воспитательной системы является прежде всего разрешение противоречия между нарастающей упорядоченностью системы (процессом интеграции) и ее тенденцией к нарастанию независимости различных элементов (процессом дезинтеграции) [13, 14].
Интеграция выражается в сплочении коллектива, в установлении устойчивых межличностных отношений, стандартизации ситуаций и т.д. Дезинтеграция выражается в нарушении стабильности, нарастании индивидуальных и групповых различий, в появлении ситуаций, противоречащих принятым нормам и ценностям и т.д.
Процесс развития воспитательной системы в значительной степени определяется тем, что она является самоорганизующейся. В результате педагогического управления воспитательной системой и происходящих в ней процессов самоорганизации складываются закономерности ее развития.
Прежде всего, следует отметить, что существует множество путей развития воспитательной системы. Это определяется внутренними свойствами самой системы, особенно если речь идет о перестройке ранее функционировавшей воспитательной системы. Связь "школа - общество" отнюдь не однозначна: к счастью, далеко не все происходящее в школе определяется происходящим в обществе.
Процесс развития воспитательной системы противоречив и нелинеен. В нем бывают и спады, и подъемы, и достаточно длительные периоды стабильности, для него характерны и регрессивные явления, когда система как бы движется вспять, теряет свои позитивные приобретения. Этого не надо бояться, необходимо знать и анализировать причины и последствия таких явлений.
На разных этапах развития воспитательной системы более позитивным процессом может быть как интеграция, так и дезинтеграция. Так, на этапах становления и функционирования системы или послекризисного развития позитивны процессы интеграции, создающие для ребенка и педагога стабильную комфортную среду. На этапе становления системы позитивными бывают дезинтеграционные процессы, удовлетворяющие потребности в новизне, формирующие активность субъектов педагогической деятельности, их креативность.
Противоречия между интеграцией и дезинтеграцией развития воспитательной системы конкретизируются в противоречии между системой и личностью. Личность - активный участник создания системы. Создавая ее, она начинает подчиняться ей. По сути, человек подчиняется той системе, которую творит сам. Поэтому развитие воспитательной системы есть условие развития личности.
Процессы интеграции создают благоприятные условия для социальной адаптации; напротив, дезинтеграционные явления в системе стимулируют процессы социальной автономизации ребенка и педагога. Таким образом, развитие воспитательной системы есть условие социализации ее субъектов.
В.А. Караковский выделяет две группы критериев, по которым можно оценить развитость воспитательной системы школы [13, 14].
Первая группа - критерии факта, позволяющие ответить на вопрос, есть ли в школе воспитательная система. Об этом могут свидетельствовать упорядоченность жизнедеятельности школы, наличие сложившегося единого школьного коллектива, единство воспитательных воздействий в педагогические комплексы.
Вторая группа - критерии качества, отвечающие на вопрос, каков уровень развития воспитательной системы, ее эффективность. Об этом говорят степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции; общий психологический климат школы, стиль отношений в ней, самочувствие детей и педагогов, внутренний комфорт; уровень воспитанности выпускников школы.
В развитии воспитательной системы можно выделить несколько этапов (В.А. Караковский). Безусловно, всякое деление на этапы достаточно условно, потому что на каждом этапе развития системы можно увидеть черты ее завтрашнего дня и, наоборот, отдельные явления прошлого. Знание основных характеристик этапов развития системы позволяет прогнозировать само развитие.
Этапы развития воспитательной системы, как объекта управления:
а) Этап становления системы.
Его содержание - формирование целевой установки, выработка главных ориентиров в организации воспитательного процесса, проектирование коллективных ценностей. В педагогической среде усиливаются разногласия, в ученической среде выделяются лидеры. Система имеет недостаточно прочные внутренние связи, её компоненты работают не зависимо друг от друга. Темпы развития системы на этом этапе должны быть достаточно высокими.
б) Этап, связанный с отработкой содержания деятельности и структуры системы.
Утверждаются виды деятельности, идет отработка наиболее эффективных форм и методов воспитательных воздействий. Происходит бурное развитие ученического коллектива и самоуправления в нем, а также межвозрастного общения. Наблюдается ослабление деятельности классных коллективов. Коллективность на этой стадии выражается в желании детей больше времени проводить вместе. Рождаются коллективные традиции. Педагоги успевают оценить достоинства упорядоченной воспитательной деятельности в школе. Они начинают осознавать роль взаимной зависимости и взаимной ответственности в достижении общих успехов. Однако педагогический коллектив на этом этапе, как правило, еще не представляет единого коллектива. Общность учителей обычно более статична и консервативна, детский коллектив более динамичен и революционен.