Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 110
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОДСВВО): СОДЕРЖАНИЕ,ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ
1.1 История формирования основных аспектов законодательства о несостоятельности (банкротства)
1.2 Первый, второй и третий этапы правового регулирования несостоятельности в современной России
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОДСТВА
2.2 Виды и процедуры банкротства
ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРЫ БАККРОТСТВА И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
• источники сырья, материалов и услуг (с указанием поставщиков), на которые приходится более 10 процентов всех поставок на организацию, и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на обеспеченность организации сырьем и материалами в период реализации плана финансового оздоровления;
• основные направления сбыта продукции (услуг) организации, на которые приходится более 10 процентов выручки, организация системы сбыта и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на сбыт продукции (услуг) организации и др.
Раздел 4. Анализ текущего финансового состояния организации. Анализ текущего финансового состояния организации рекомендуется проводить за период, составляющий не менее 3 лет. В данный раздел рекомендуется включать:
1) анализ активов и пассивов организации (особое внимание рекомендуется обращать на анализ причин, вызвавших изменение отдельных статей баланса на величину, превышающую 10 процентов,
причины возникновения просроченной кредиторской задолженности);
2) анализ финансовых результатов деятельности (используется стандартный набор аналитических финансовых коэффициентов, анализ коэффициентов проводится в динамике; по результатам анализа делается вывод о платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации, а также причинах, вызвавших изменение указанных показателей за анализируемый период);
Раздел 5. План мероприятий по финансовому оздоровлению организации. В данный план рекомендуется включать:
- проект графика погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами с обоснованием возможности ее реструктуризации;
- перечень мероприятий по финансовому оздоровлению, согласованный с акционерами (участниками) организации, кредиторами, федеральными органами исполнительной власти, с указанием необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов для их выполнения и планируемые источники финансирования данных мероприятий;
- описание системы контроля организации за выполнением мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, и анализом возможности финансового оздоровления за счет реализации альтернативных мероприятий;
- прогнозные финансовые показатели, в том числе промежуточные, характеризующие результаты выполнения мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления (рекомендуется использовать коэффициенты и показатели, которые применялись в разделе "Анализ текущего финансового состояния организации"), а также прогноз денежных потоков организации, который базируется на прогнозных финансовых результатах выполнения мероприятий по финансовому оздоровлению;
Раздел 6. Приложения к плану финансового оздоровления. К плану финансового оздоровления рекомендуется прилагать:
- годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность организации за последние три года с необходимыми приложениями и пояснениями;
- аудиторское заключение, подтверждающее достоверность годовой бухгалтерской отчетности организации;
- статистическую, управленческую и иную отчетность, подтверждающую данные, приведенные в плане финансового оздоровления.
Срок реализации мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, зависит от результатов анализа финансового состояния организации, наличия у нее потенциальных возможностей к нейтрализации банкротства и выходу из кризиса, а также характера предлагаемых мер по восстановлению платежеспособности. Рекомендуется, чтобы общий срок реализации мероприятий не превышал 10 лет.
3.6 Санация в системе мер финансового оздоровления
Под санацией понимается система мер по финансовому оздоровлению предприятия, с оказанием ему финансовой помощи юридическими и физическими лицами.
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, ст. 2 дает следующее определение процедуры «санация».
Санация — это меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.
При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнительной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предоставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т. д.
Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.
Санация проводится в трех случаях:
а) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие пытается выйти из кризиса по своей инициативе;
б) если само предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о банкротстве и само же предлагает условия своей санации (такие санации наиболее характерны для государственных предприятий);
в) если решение о санации выносит арбитражный суд по предложениям, поступившим от желающих участвовать в санации и погасить задолженность предприятия перед государством и кредиторами.
Санация проводится, когда использование внутренних механизмов финансовой стабилизации не дало результатов.
Выбор формы санации зависит от особенностей кризисной ситуации, в которую попало предприятие.
Различают две формы санации предприятии:
а) санация посредством реорганизации предприятия;
б) санация посредством реструктуризации долга.
Формы санации посредством реорганизации предприятия:
- Слияние. Под слиянием понимается объединение предприятия-должника с финансово-устойчивым предприятием. Для предприятия-санатора побудительным моментом является достижение эффекта синергизма, для должника — сокращение рабочих мест. Бухгалтерская отчетность консолидируется, должник теряет статус юридического лица.
- Поглощение. Поглощение происходит в результате приобретения предприятия-должника в собственность. Для предприятия-санатора — это одна из форм инвестиций, эффект поглощения также связан с синергизмом.
- Разделение. Разделение используется для предприятий, осуществляющих многопрофильную деятельность. Эффект может быть достигнут за счет снижения затрат на содержание общехозяйственного персонала управления, вспомогательных служб, в связи с чем сокращается доля постоянных издержек, и новые предприятия могут быстрее достичь точки безубыточности, так как возрастает эффект операционного рычага.
- Передача в аренду. Эта форма санации характерна для государственных предприятий. Предполагается, что арендаторы примут на себя долги предприятия.
- Приватизация. По этой форме санируются государственные предприятия.
- Преобразование ЗАО в ОАО. Данная мера обеспечивает дополнительный приток денежных средств. Основное условие такой санации — необходимость обеспечить учредителями минимальный размер уставного фонда, соответствующего законодательству.
Формы санации, направленные на реструктуризацию долга:
- Дотации и субвенции за счет средств бюджета. Чаще всего в такой форме санируются государственные предприятия, но могут и предприятия других форм собственности приоритетных отраслей, в связи с необходимостью конверсии, осуществлением антимонопольных мероприятий.
- Государственное льготное кредитование. Эта форма относится к той же группе предприятий, но кредитование осуществляется по меньшим процентным ставкам, чем на финансовом рынке.
- Государственные гарантии коммерческим банкам.
- Целевой банковский кредит. Так как кредит имеет очень высокий уровень риска, то и ставка максимальна. Для осуществления контроля за использование средств банк может потребовать введения своего представителя в состав руководства.
- Перевод долга на другое юридическое лицо. Это возможно только по согласованию с кредитором. Новый должник может выдвигать против требований кредитора возражения, основанные на договорах между кредиторами и первым должником.
- Реструктуризация краткосрочных кредитов в долгосрочные. Такая форма санации используется только по финансовом кредитам коммерческого банка. При этом ставки по долгосрочному кредиту повышаются.
- Выпуск облигаций и других долгосрочных ценных бумаг. Эмиссия осуществляется банком, обслуживающим предприятие, если предоставление целевого кредита или реструктуризация его долга невозможны.
- Отсрочка погашения облигаций предприятия.
- Списание части долга санатором-кредитором. Эта операция проводится, если требование погашения полного долга нереально или приведет предприятие к финансовому краху. Поэтому списывается часть долга, которая может быть погашена на последующих этапах.
Обоснование вариантов и источников финансирования санации. Если предприятие-банкрот (официально объявленное или фактически несостоятельное) выставляется на продажу, то в этом случае санация преследует цель повысить его рыночную цену. Это является основной задачей и функцией внешних управляющих.
Варианты санации предлагаются внешним управляющим, но выбираются кредиторами, так как санация потребует дополнительных уступок с их стороны, к тому же, отодвинет сроки погашения долгов (момент продажи предприятия).
Санационные мероприятия могут быть трех видов:
- Санация в режиме экономии (стабилизация в период кризиса).
- Санация на основе вновь начинаемых инвестиционных проектов (как правило, с коротким сроком окупаемости и небольшим стартовым капиталом).
- Санация на основе продолжения ранее начатых проектов, на которые не хватило средств и времени, но которые обещают хорошую выгоду.
Первый и третий варианты санации объективно предопределены (либо кризисная ситуация и идет падение всех показателей, либо «завис» проект).
Наиболее интересными и многообещающими могут оказаться санационные меры второго рода, но в том случае, если инвестиционные проекты базируются на инновациях, позволяющих расширить рынок сбыта, сэкономить на издержках, повысить качество продукции, а соответственно, и цену реализации.
При формах санации, направленных на реструктуризацию (реконструкцию) предприятия, основными санаторами могут быть:
• собственники предприятия;
• предприятия-кредиторы;
• сторонние хозяйствующие субъекты — юридические лица;
• трудовой коллектив санируемого предприятия.
Наиболее реальными санаторами выступают сами кредиторы. Для них есть смысл оказать небольшую финансовую помощь должнику, чтобы в последующем получить все долги, или большую их часть (если ликвидируется предприятие-банкрот, то, исходя из практики, кредиторы в лучшем случае получают 10% от долга). При этом кредиторы идут на реструктуризацию долгов на время санации, сущность которой заключается в переносе срока уплаты долга и процентов по нему, либо предоставляют новый заем или поставки в кредит.
Другой формой привлечения средств для осуществления финансового оздоровления предприятий является учреждение венчурных («под проект») дочерних предприятий. Новые предприятия, не отягощенные долгами материнских фирм, способны с большей вероятностью привлечь сторонний капитал (пайщиков, акционеров).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тема банкротства компаний и анализ прогнозирования банкротства приобретает все большую актуальность. Встав на путь рыночной экономики, Россия уже не раз переживала экономические кризисы и их последствия: замедления темпов экономического роста, взлета инфляции, ужесточение кредитно-денежных отношений, спад в отраслях промышленности и многое другое.
Появление Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», принятым Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. означало, по сути, возрождение института несостоятельности в нашей стране. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несостоятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению практически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии внешние признаки несостоятельности и порядок рассмотрения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.
Следующим этапом в правовом регулировании отношений, связанных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота, считается принятие Государственной Думой РФ нового ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 27 сентября 2002 г.) Обновленная редакция ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» связана, прежде всего, с устранением тех противоречий, которые были присуще самому первому законодательному акту в этой сложной сфере хозяйственно-финансовых отношений субъектов экономики и, по сути, способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств.
Несомненно, новый закон о банкротстве юридических лиц намного эффективнее прежнего, так как в сегодняшней экономике обанкротить предприятие намного труднее, а сама процедура стала более сложной, многоступенчатой, подконтрольной. Однако, ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 27 сентября 2002 г.) не устраняет всех проблем судебного произвола, не решает ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства и др.
Современное законодательство о несостоятельности не может решить всех проблем, связанных с банкротством, так как круг этих проблем очень широк и зачастую выходит за рамки законодательства.
На сегодняшний день экономические санкции, которые введены в России и действия против России могут привести к тому, что многие компании и предприятия окажутся в тяжелой финансовой ситуации. Прогнозирование и оценка вероятности банкротства компании и ее платежеспособности представляет интерес не только для органов государственной власти, инвесторов, поставщиков, заказчиков и кредиторов, но и для самой компании и ее акционеров. Во время принятые меры позволят компании быть если не в авангарде, то точно на плаву и продолжать свою деятельность в дальнейшем.