Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 86

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

• источники сырья, материалов и услуг (с указанием по­ставщиков), на которые приходится более 10 процентов всех поставок на организацию, и оценка факторов, которые могут существенно повлиять на обеспеченность организации сырьем и материалами в период реализации плана финансового оздо­ровления;

• основные направления сбыта продукции (услуг) органи­зации, на которые приходится более 10 процентов выручки, организация системы сбыта и оценка факторов, которые мо­гут существенно повлиять на сбыт продукции (услуг) органи­зации и др.

Раздел 4. Анализ текущего финансового состояния ор­ганизации. Анализ текущего финансового состояния органи­зации рекомендуется проводить за период, составляющий не менее 3 лет. В данный раздел рекомендуется включать:

1) анализ активов и пассивов организации (особое внима­ние рекомендуется обращать на анализ причин, вызвавших изменение отдельных статей баланса на величину, превыша­ющую 10 процентов,

причины возникновения просроченной кредиторской задолженности);

2) анализ финансовых результатов деятельности (исполь­зуется стандартный набор аналитических финансовых коэф­фициентов, анализ коэффициентов проводится в динамике; по результатам анализа делается вывод о платежеспособности, финансовой устойчивости и деловой активности организации, а также причинах, вызвавших изменение указанных показате­лей за анализируемый период);

Раздел 5. План мероприятий по финансовому оздоров­лению организации. В данный план рекомендуется включать:

  • проект графика погашения задолженности по налогам, сборам, начисленным пеням и штрафам перед федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами с обо­снованием возможности ее реструктуризации;
  • перечень мероприятий по финансовому оздоровлению, согласованный с акционерами (участниками) организации, кредиторами, федеральными органами исполнительной вла­сти, с указанием необходимых финансовых, материальных и трудовых ресурсов для их выполнения и планируемые источ­ники финансирования данных мероприятий;
  • описание системы контроля организации за выполнени­ем мероприятий, предусмотренных планом финансового оздо­ровления, и анализом возможности финансового оздоровления за счет реализации альтернативных мероприятий;
  • прогнозные финансовые показатели, в том числе промежу­точные, характеризующие результаты выполнения мероприя­тий, предусмотренных планом финансового оздоровления (реко­мендуется использовать коэффициенты и показатели, которые применялись в разделе "Анализ текущего финансового состояния организации"), а также прогноз денежных потоков организации, который базируется на прогнозных финансовых результатах вы­полнения мероприятий по финансовому оздоровлению;

Раздел 6. Приложения к плану финансового оздоровления. К плану финансового оздоровления рекомендуется прилагать:

  • годовую и промежуточную бухгалтерскую отчетность организации за последние три года с необходимыми приложе­ниями и пояснениями;
  • аудиторское заключение, подтверждающее достовер­ность годовой бухгалтерской отчетности организации;
  • статистическую, управленческую и иную отчетность, подтверждающую данные, приведенные в плане финансового оздоровления.

Срок реализации мероприятий, предусмотренных планом финансового оздоровления, зависит от результатов анализа финансового состояния организации, наличия у нее потенци­альных возможностей к нейтрализации банкротства и выходу из кризиса, а также характера предлагаемых мер по восста­новлению платежеспособности. Рекомендуется, чтобы общий срок реализации мероприятий не превышал 10 лет.

3.6 Санация в системе мер финансового оздоровления

Под санацией понимается система мер по финансовому оздоровлению предприятия, с оказанием ему финансовой по­мощи юридическими и физическими лицами.

Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ, ст. 2 дает следующее определение про­цедуры «санация».

Санация — это меры, принимаемые собственником иму­щества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными ли­цами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве.

При этом либо собственники предприятия, либо кредиторы, либо иные лица (в том числе федеральные органы исполнитель­ной власти) оказывают должнику финансовую помощь, предо­ставляют льготные кредиты, льготное налогообложение и т. д.

Основанием для проведения санации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника для продолжения его деятельности.

Санация проводится в трех случаях:

а) до возбуждения кредиторами дела о банкротстве, если предприятие пытается выйти из кризиса по своей инициативе;

б) если само предприятие обратилось в арбитражный суд с заявлением о банкротстве и само же предлагает условия сво­ей санации (такие санации наиболее характерны для государ­ственных предприятий);

в) если решение о санации выносит арбитражный суд по предложениям, поступившим от желающих участвовать в са­нации и погасить задолженность предприятия перед государ­ством и кредиторами.


Санация проводится, когда использование внутренних ме­ханизмов финансовой стабилизации не дало результатов.

Выбор формы санации зависит от особенностей кризисной ситуации, в которую попало предприятие.

Различают две формы санации предприятии:

а) санация посредством реорганизации предприятия;

б) санация посредством реструктуризации долга.

Формы санации посредством реорганизации предприятия:

  1. Слияние. Под слиянием понимается объединение предприятия-должника с финансово-устойчивым предпри­ятием. Для предприятия-санатора побудительным моментом является достижение эффекта синергизма, для должника — сокращение рабочих мест. Бухгалтерская отчетность консоли­дируется, должник теряет статус юридического лица.
  2. Поглощение. Поглощение происходит в результате приобретения предприятия-должника в собственность. Для предприятия-санатора — это одна из форм инвестиций, эф­фект поглощения также связан с синергизмом.
  3. Разделение. Разделение используется для предприятий, осуществляющих многопрофильную деятельность. Эффект может быть достигнут за счет снижения затрат на содержание общехозяйственного персонала управления, вспомогательных служб, в связи с чем сокращается доля постоянных издержек, и новые предприятия могут быстрее достичь точки безубыточ­ности, так как возрастает эффект операционного рычага.
  4. Передача в аренду. Эта форма санации характерна для государственных предприятий. Предполагается, что арендато­ры примут на себя долги предприятия.
  5. Приватизация. По этой форме санируются государ­ственные предприятия.
  6. Преобразование ЗАО в ОАО. Данная мера обеспечивает дополнительный приток денежных средств. Основное условие такой санации — необходимость обеспечить учредителями ми­нимальный размер уставного фонда, соответствующего зако­нодательству.

Формы санации, направленные на реструктуризацию долга:

  1. Дотации и субвенции за счет средств бюджета. Чаще всего в такой форме санируются государственные предприя­тия, но могут и предприятия других форм собственности прио­ритетных отраслей, в связи с необходимостью конверсии, осу­ществлением антимонопольных мероприятий.
  2. Государственное льготное кредитование. Эта форма относится к той же группе предприятий, но кредитование осу­ществляется по меньшим процентным ставкам, чем на финан­совом рынке.
  3. Государственные гарантии коммерческим банкам.
  4. Целевой банковский кредит. Так как кредит имеет очень высокий уровень риска, то и ставка максимальна. Для осущест­вления контроля за использование средств банк может потре­бовать введения своего представителя в состав руководства.
  5. Перевод долга на другое юридическое лицо. Это возможно только по согласованию с кредитором. Новый должник может выдвигать против требований кредитора возражения, основан­ные на договорах между кредиторами и первым должником.
  6. Реструктуризация краткосрочных кредитов в долго­срочные. Такая форма санации используется только по фи­нансовом кредитам коммерческого банка. При этом ставки по долгосрочному кредиту повышаются.
  7. Выпуск облигаций и других долгосрочных ценных бу­маг. Эмиссия осуществляется банком, обслуживающим пред­приятие, если предоставление целевого кредита или реструк­туризация его долга невозможны.
  8. Отсрочка погашения облигаций предприятия.
  9. Списание части долга санатором-кредитором. Эта операция проводится, если требование погашения полного дол­га нереально или приведет предприятие к финансовому краху. Поэтому списывается часть долга, которая может быть пога­шена на последующих этапах.

Обоснование вариантов и источников финансирования са­нации. Если предприятие-банкрот (официально объявленное или фактически несостоятельное) выставляется на продажу, то в этом случае санация преследует цель повысить его рыноч­ную цену. Это является основной задачей и функцией внешних управляющих.

Варианты санации предлагаются внешним управляющим, но выбираются кредиторами, так как санация потребует до­полнительных уступок с их стороны, к тому же, отодвинет сро­ки погашения долгов (момент продажи предприятия).

Санационные мероприятия могут быть трех видов:

  1. Санация в режиме экономии (стабилизация в период кризиса).
  2. Санация на основе вновь начинаемых инвестиционных проектов (как правило, с коротким сроком окупаемости и не­большим стартовым капиталом).
  3. Санация на основе продолжения ранее начатых проек­тов, на которые не хватило средств и времени, но которые обе­щают хорошую выгоду.

Первый и третий варианты санации объективно предопре­делены (либо кризисная ситуация и идет падение всех показа­телей, либо «завис» проект).

Наиболее интересными и многообещающими могут оказать­ся санационные меры второго рода, но в том случае, если инве­стиционные проекты базируются на инновациях, позволяющих расширить рынок сбыта, сэкономить на издержках, повысить ка­чество продукции, а соответственно, и цену реализации.

При формах санации, направленных на реструктуриза­цию (реконструкцию) предприятия, основными санаторами могут быть:

• собственники предприятия;

• предприятия-кредиторы;

• сторонние хозяйствующие субъекты — юридические лица;

• трудовой коллектив санируемого предприятия.

Наиболее реальными санаторами выступают сами креди­торы. Для них есть смысл оказать небольшую финансовую по­мощь должнику, чтобы в последующем получить все долги, или большую их часть (если ликвидируется предприятие-банкрот, то, исходя из практики, кредиторы в лучшем случае получают 10% от долга). При этом кредиторы идут на реструктуризацию долгов на время санации, сущность которой заключается в пе­реносе срока уплаты долга и процентов по нему, либо предо­ставляют новый заем или поставки в кредит.

Другой формой привлечения средств для осуществления финансового оздоровления предприятий является учреждение венчурных («под проект») дочерних предприятий. Новые пред­приятия, не отягощенные долгами материнских фирм, способ­ны с большей вероятностью привлечь сторонний капитал (пай­щиков, акционеров).


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Тема банкротства компаний и анализ прогнозирования банкротства приобретает все большую актуальность. Встав на путь рыночной экономики, Россия уже не раз переживала экономические кризисы и их последствия: замедления темпов экономического роста, взлета инфляции, ужесточение кредитно-денежных отношений, спад в отраслях промышленности и многое другое.

Появление Закона РФ «О несостоятельности (банкротстве) предпри­ятий», принятым Верховным Советом РФ 19 ноября 1992 г. означало, по сути, возрождение института несостоятельности в нашей стране. Об этом этапе обычно говорят как о реформе законодательства о несосто­ятельности (банкротстве), поскольку были подвергнуты изменению прак­тически все основные положения законодательства, регламентирующие как критерии внешние признаки несостоятельности и порядок рассмот­рения дел о банкротстве, так и основания введения и порядок проведения каждой из процедур банкротства.

Следующим этапом в правовом регулировании отношений, связан­ных с несостоятельностью (банкротством) организаций и граждан-участников имущественного оборота, считается принятие Государствен­ной Думой РФ нового ФЗ РФ «О несостоятельности (банкротстве)» (от 27 сентября 2002 г.) Обновленная редакция ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» связана, прежде всего, с устранением тех противоречий, которые были присуще самому первому законодательному акту в этой сложной сфере хозяйственно-финансовых отношений субъектов экономи­ки и, по сути, способствовала созданию в России настоящей индустрии заказных банкротств.

Несомненно, новый закон о банкротстве юридических лиц намного эффективнее прежнего, так как в сегодняшней экономике обанкротить предприятие намного труднее, а сама процедура стала более сложной, многоступенчатой, подконтрольной. Однако, ФЗ РФ «О несостоятельно­сти (банкротстве)» (от 27 сентября 2002 г.) не устраняет всех проблем судебного произвола, не решает ситуацию, когда предприятие попадает под банкротство по вине государства и др.

Современное законодательство о несостоятельности не может решить всех проблем, связанных с банкротством, так как круг этих проблем очень широк и зачастую выходит за рамки законодательства.

На сегодняшний день экономические санкции, которые введены в России и действия против России могут привести к тому, что многие компании и предприятия окажутся в тяжелой финансовой ситуации. Прогнозирование и оценка вероятности банкротства компании и ее платежеспособности представляет интерес не только для органов государственной власти, инвесторов, поставщиков, заказчиков и кредиторов, но и для самой компании и ее акционеров. Во время принятые меры позволят компании быть если не в авангарде, то точно на плаву и продолжать свою деятельность в дальнейшем.