Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 24.05.2023

Просмотров: 112

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРЫ БАККРОТСТВА И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

Нормативный документ, определяющий все процеду­ры банкротства — Федеральный закон от 27 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором определены порядок и условия объявления предприятия несо­стоятельным должником (далее Закон о банкротстве).

В соответствии с Законом о банкротстве производство по делу может быть возбуждено, если требования к организации- должнику составляют не менее 100 тыс. руб. и обязательства не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.

Закон допускает проведение следующих процедур бан­кротства:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

3.1 Наблюдение

Наблюдение — это первая процедура, применяемая в деле о банкротстве. Она вводится арбитражным судом по за­явлению самого должника или же после признания требова­ний кредиторов.

Прежде чем ликвидировать предприятие или проводить меры по его реорганизации, необходимо время на сбор необхо­димой документации, оповещение заинтересованных лиц, под­готовку решения на основе анализа финансового состояния, со­ставление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения необходима так­же в целях обеспечения сохранности имущества должника на период разбирательства. Для проведения процедуры наблюде­ния арбитражным судом назначается временный управляю­щий. По результатам его отчета суд выносит решение о даль­нейших действиях по отношению к кризисному предприятию.

Срок процедуры наблюдения составляет не более семи месяцев.

В отличие от таких процедур банкротства, как финансо­вое оздоровление, внешнее управление, конкурсное произ­водство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве, наблюдение не всегда является обязательной процедурой.

3.2 финансовое оздоровление

Финансовое оздоровление — это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответ­ствии с графиком погашения задолженности.

Действующее законодательство делает акцент на сохране­ние предприятия, находящегося в кризисной ситуации, а не на его ликвидацию. Поэтому одной из процедур банкротства яв­ляется финансовое оздоровление, предполагающее реоргани­зацию кризисного предприятия с оказанием ему финансовой помощи.


С ходатайством о введении финансового оздоровления имеют право обращаться учредители, собственники имуще­ства предприятия-должника, уполномоченный государствен­ный орган и третьи лица по согласованию с должником.

К решению об обращении с ходатайством прилагаются: план финансового оздоровления предприятия (если ходатай­ствуют учредители, участники, собственник); график погаше­ния задолженности; сведения об обеспечении исполнения обя­зательств и другие документы и т. д. (п. 5 ст. 77 Закона о бан­кротстве).

Финансовое оздоровление проводится под руководством административного управляющего, назначаемого арбитраж­ным судом. При необходимости и по ходатайству учредителей, собственников или административного управляющего испол­нительный директор может быть отстранен от руководства предприятием-должником. Финансовое оздоровление вво­диться на срок не более чем два года.

Основанием для назначения внешнего управления яв­ляется реальная возможность восстановить платежеспо­собность предприятия путем реализации части его имуще­ства и осуществления других организационных и экономи­ческих мер.

Внешнее управление имуществом предприятия-должника является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника). Цель проце­дуры внешнего управления — сохранить предприятие посред­ством его оздоровления.

Срок действия внешнего управления составляет 12 меся­цев, но при необходимости возможно продление этого срока еще на 6 месяцев. Кандидатура внешнего управляющего и сро­ки проведения процедуры предлагаются кредиторами (на ста­дии наблюдения), но утверждаются арбитражным судом.

В отличие от административного и временного управляюще­го внешний управляющий полностью заменяет собой руководи­теля. Он получает достаточно широкие полномочия по распоря­жению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.

Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собра­нию кредиторов.

План внешнего управления содержит несколько разделов; он не является типовым и отражает специфику конкретной си­туации банкротства. В его основе — мероприятия по восстанов­лению платежеспособности предприятия:

  • укрепление на предприятии учета и контроля;
  • поиск дополнительных рынков сбыта;
  • перепрофилирование производства;
  • совершенствование организационной структуры, схемы управления,
  • оптимизация численности персонала;
  • оптимизация денежных потоков;
  • график погашения обязательств и т. д.

Внешний управляющий не позднее чем за 15 дней до со­брания кредиторов должен направить план внешнего управ­ления предприятием в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государствен­ной политики в отрасли экономики, к которой принадлежит данное предприятие. Этот федеральный орган дает в арби­тражный суд свое заключение о плане внешнего управления и может до даты утверждения плана собранием кредиторов направить в него ходатайство о переходе к процедуре финан­сового оздоровления.

Формирование и реализация плана внешнего управления требует высокой экономической, финансовой и юридической квалификации разработчиков и больших трудозатрат.

Если в течение четырех месяцев с момента введения внеш­него управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.

3.3 Конкурсное производство

Арбитражный суд, признав должника несостоятельным, принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства.

С этого момента запрещается передача или отчуждение имущества должника, погашение его обязанностей необходимые для существования предприятия (ком­мунальные, например), не прекращаются.

Конкурсный управляющий приобретает право управле­ния имуществом должника. В его обязанности входит:

• изучение обоснованности требований кредиторов;

• работа по взиманию долгов с дебиторов;

• оспаривание в арбитражном суде сделки должника;

• формирование состава ликвидационной комиссии;

• выбор оптимальной формы продажи имущества (конкурс, аукционы);

• удовлетворение претензий кредиторов в соответствии с их очередностью.

Удовлетворение требований происходит в соответствии со следующей очередностью:

1. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются тре­бования по текущим платежам перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании долж­ника банкротом.

2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлет­воряются в следующей очередности:

  1. требования по текущим платежам, связанным с судеб­ными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграж­дения арбитражному управляющему;
  2. требования об оплате труда лиц, работающих по тру­довым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспе­чения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
  3. требования по коммунальным платежам, эксплуатаци­онным платежам, необходимым для осуществления деятель­ности должника;
  4. требования по иным текущим платежам.

Требования кредиторов по текущим платежам, относящи­еся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.

Финансовое обеспечение ликвидационных процедур вклю­чает в себя:

а) оценку имущества по балансовой стоимости;

б) определение объема и состава ликвидационной массы (имущество, предназначенное к реализации). Из балансовой стоимости имущества при этом исключаются:

  • имущество, являющее предметом залога;
  • арендованное имущество;
  • личное имущество работников;
  • объекты жилищного фонда и социальной сферы, ко­торые передаются на баланс органов местного само­управления или государственной власти;

в) оценку имущества, входящего в ликвидационную массу по рыночной стоимости (по цене спроса);

г) определение реальных финансовых обязательств (ана­лизируются претензии кредиторов, составляется список при­знанных и отклоненных претензий, устанавливается очеред­ность их удовлетворения);

д) разработку ликвидационного баланса. Это баланс пред­приятия-банкрота, составляемый ликвидационной комиссий.

Если после удовлетворения всех требований остается часть имущества и предприятие свободно от долгов, то оно может продолжить свою деятельность, если нет, то арбитражный суд объявляет о ликвидации предприятия-банкрота как юридиче­ского лица.

3.4 Мировое соглашение

Мировое соглашение — процедура банкротства, применя­емая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Его целью является прекращение производства по делу о банкротстве пу­тем достижения соглашения между должником и кредитором на основе взаимных уступок. Это один из вариантов заверше­ния процедуры банкротства.

Должник и кредитор договариваются о частичном списа­нии задолженности, отсрочке платежей или постепенном пога­шении долга.

Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Допускается участие в мировом со­глашении третьих лиц (например поручителя), которые прини­мают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.

Мировое соглашение может быть направлено как на со­хранение предприятия-должника, так и на его ликвидацию. В этом случае ликвидация носит частичный характер и про­водится во внесудебном порядке (добровольная ликвидация). Кредиторы передают право ликвидировать активы должника третьей стороне — доверительному лицу. Полученные от про­дажи активов средства передаются кредиторам. В этом случае удается избежать длительного и дорогостоящего судебного разбирательства.


Добровольная ликвидация или, как говорят, развод (bust-up) происходит тогда, когда считают, что продать компанию по частям выгоднее, чем сохранить ее в действующем состоянии. Обычно к этой мере прибегают тогда, когда другие варианты реструктуризации исчерпаны.

На добровольную ликвидацию могут пойти управляющие кризисного предприятия при угрозе поглощения.

Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением требований кредиторов че­рез процедуру финансового оздоровления.

3.5 План финансового оздоровления

План финансового оздоровления организации представля­ет собой перечень, экономические обоснования и сроки испол­нения мероприятий, направленных на улучшение ее финансо­вого состояния и предотвращение банкротства.

Согласно «Методическим рекомендациям по составле­нию плана (программы) финансового оздоровления» (Приказ Минпромэнерго РФ № 57, Минэкономразвития РФ № 134 от 25.04.2007 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления») форма плана должна быть унифицирована и включать следую­щие разделы:

Раздел 1. Резюме плана финансового оздоровления. Здесь дается краткое изложение важнейших положений, со­держащихся в плане финансового оздоровления.

Раздел 2. Общие сведения об организации. Общие сведе­ния содержат информацию о полном наименовании организа­ции в соответствии с уставом; юридический и почтовый адрес; сведения об организационно-правовой форме организации; структуре органов управления и данные о персональном соста­ве органов управления организации; сведения об основных ак­ционерах (участниках) организации, доле государства в устав­ном капитале организации и проч.;

Раздел 3. Сведения о текущей деятельности органи­зации. В данном разделе рекомендуется отражать следующую информацию:

• сведения об отрасли, в которой осуществляет свою дея­тельность организация, включая перспективы развития от­расли на период реализации программы финансового оздоров­ления, уровень конкуренции в отрасли, сведения об основных конкурентах организации;

• сведения о составе и структуре основных производ­ственных фондов организации, загрузке производственных мощностей;

• основные виды, текущие и планируемые объемы произ­водства выпускаемой продукции (оказываемых услуг), обеспе­чивающие более 10 процентов объема реализации (выручки) организации за три года;