Файл: Специфика влияния семейного воспитания на развитие личности ребенка.pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 128
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
2.1 Методическое обеспечение и организация исследования
2.2 Анализ результатов исследования
Введение
Актуальность. Сегодня российская семья претерпевает существенные изменения. Социально-экономические реформы ухудшили положение семьи. Многие родители самоустранились от воспитания своих детей. Разрушается традиционная структура семьи, меняются старые общепринятые нормы поведения, характер взаимоотношений между родителями и детьми.
В психологической литературе как отечественной, так и зарубежной самооценке уделено большое внимание. Вопросы ее онтогенеза, структуры, функций, возможностей направленного формирования обсуждаются в работах Л.И. Божович, И.С. Кона, М.И. Лисиной, А.И. Липкиной, Э. Эриксона, К. Роджерса и других психологов.
В этой связи становится очевидным, что представленная тема исследования является более чем актуальной.
Цель – теоретически обосновать и эмпирически определить особенности влияния семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
Объект исследования: самооценка школьников с нарушениями в психическом развитии
Предмет – процесс влияния семейного воспитания на формирование самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- провести теоретическое исследование по проблеме семейного воспитания и формирования самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии;
- организовать и провести аналитическое исследование формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии в условиях влияния различных стилей семейного воспитания;
- разработать практические рекомендации, направленные на коррекцию самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии;
Гипотеза исследования: мы предположили, что тип родительского воспитания определяет уровень самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии.
Теоретико-методологической основой исследования послужили: принципы системности (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалёв, А.А. Деркач, Б.Ф. Ломов и другие), развития (Л.И. Анцыферова, А.В. Брушлинский, А.В. Петровский, Н.А. Логинова и др.), взаимодействия внешних и внутренних условий, объективных отношений, в которые включается человек (А.В. Брушлинский, К.А. Абульханова-Славская, Л.И. Анцыферова, А.В. Петровский, В.А. Петровский, и др).
Методы исследования:
- теоретические: теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, обобщение, изучение и обобщение передового педагогического опыта;
-эмпирические: беседы с детьми с нарушениями в психическом развитии, их родителями, учителями-дефектологами, наблюдения за детьми с нарушениями в психическом развитии в процессе учебной деятельности;
-социально-педагогические: анкетирование, индивидуальное консультирование, групповая работа, просвещение, активное взаимодействие специалистов и родителей, активное вовлечение родителей в жизнь школы;
-психологические: тестирование.
Источниковая база исследования: информационно-библиографические и периодические издания по психологии, специальной и возрастной психологии, автоматизированные информационно-библиографические системы, справочная литература.
Научная новизна исследования заключается в том, что выявлена взаимосвязь стиля семейного воспитания и формирования самооценки школьников с нарушениями в психическом развитии.
Теоретическая значимость исследования. Проведенное теоретическое обобщение позволило систематизировать и выделить наиболее важные характеристики стилей воспитания, а также представить наиболее типичные их сочетания. На основе анализа развития самооценки ребенка в семье обоснована роль стилей воспитания как составляющей социальной ситуации развития ребенка с нарушениями в психическом развитии.
Практическая значимость исследования. Полученные данные об обусловленности развития самооценки школьника с нарушениями в психическом развитии стилем воспитания его родителей создают необходимый ориентир в работе практикующих психологов, а также родителей, преподавателей, воспитателей для осуществления индивидуального подхода в процессе целенаправленной помощи семье в воспитании ребенка с нарушениями в психическом развитии.
Глава 1. Теоретическое исследование стилей семейного воспитания и самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
1.1 Особенности развития самооценки у школьников с нарушениями в психическом развитии
Изучению самооценки школьника посвящены исследования Б.Г.Ананьева, Т.Ю. Андрющенко, Л.В.Боцмановой, А.В.Захаровой, Г.И.Катрич, А.И.Липкиной, Е.И.Саванько, В.М.Слуцкого и др.
Одним из общепринятых, а также особенно важных вопросов для дальнейшего разъяснения теоретических оснований нашего исследования, является положение о самооценке, или, как пишет М.И.Лисина [38], «выделение её ядерного» образования, отражающего обобщенное представление и отношение человека к себе, и конкретные, частные самооценки, характеризующие отношение к отдельным сторонам личности, успешности отдельных видов деятельности. Иначе говоря, общая самооценка связывается с целостным отношением человека к себе, а конкретная самооценка выражает отношение индивида к успеху своего частного дела. Различение самооценки на обобщенную или глобальную и частную, конкретную, встречается и в работах Р.Бернса [6], Л.И.Божович [8], А.С.Выготского [17], Е.О. Смирновой, И.И.Чесноковой и др.
В работах отечественных психологов Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович [8], А. В. Захаровой [24], А. И. Липкиной [36] и др. самооценка определяется как важнейшее личностное образование, автономная характеристика личности, формирующаяся при активном участии самой личности и отражающаяся качественное своеобразие ее внутреннего мира. Самооценка выступает необходимым условием организации субъектом своего поведения и деятельности.
В исследованиях ученых возрастной и педагогической психологии уделялось значительное внимание самооценке, которая является центральным звеном произвольной саморегуляции, определяет направление и уровень активности человека (у детей дошкольного возраста - Л. Венгер, А. Запорожец, М. Лисина, Н. Подъяков, школьного - П. Г альперин, А. Захарова, Л. Ительсон, А. Маркова и др.); проблема развития самооценки, ее структура, функции, обсуждалась в работах Л. Божович, И. Кона, Е. Эриксона, К. Роджерса и других психологов; закономерности формирования самооценки были исследованы в работах А. Белобрыкиной, Л. Божович, В. Горбачевой, А. Захаровой, В. Мухиной, Е. Савонько, Л. Уманец и др.
Самооценка интерпретируется как личностное образование, которое непосредственно влияет на регуляцию поведения и деятельности, как автономная характеристика личности, ее центральный компонент, формирующийся при активном участии самой личности, который отражает своеобразие внутреннего мира.
В исследованиях И. Боязитовой, Г. Собиева указано, что именно самооценка определяет направленность, уровень активности субъекта, его ценностные ориентации, личностный уровень регуляции. В своем исследовании И. Боязитова отмечает, что независимо от возраста и вида деятельности у детей с высоким уровнем развития саморегуляции преобладает неустойчивая, дифференцированная, адекватная самооценка, высокий уровень ее когнитивного компонента. И, наоборот, у детей с низким уровнем развития саморегуляции доминирует стойкая, недифференцированная, неадекватная высокая самооценка, средний или низкий уровень когнитивного компонента [5, с.72].
Таким образом, анализируя научные исследования по этой проблеме можно утверждать, что на начальном этапе обучения, дети оценивают свою учебную деятельность преимущественно положительно, неудачи связывают только с объективными обстоятельствами. Однако к концу начальной школы возникает более критическое отношение к себе, учебной деятельности - дети в состоянии адекватно оценить как собственные успехи, так и свои неудачи в процессе обучения. То есть, происходит переход от конкретноситуативной формы самооценки к её более обобщенной форме, возрастает ее критичность, самостоятельность.
Актуальность проблемы самооценки детей с НПР сегодня обусловлена запросами психолого-педагогической практики и трансформацией представлений о психогенетической сущности НПР, критериях диагностики, принципах организации, характере и объеме специализированной помощи.
Анализируя научные источники можно утверждать, что дети имеющие данные аномалии в развитии, обнаруживают особенности самооценки, обусловленные спецификой психического развития, что развитие самооценки у детей с НПР происходит с задержкой и отклонениями [24].
Общими проявлениями несформированности самооценки у школьников с НПР являются: низкая частично дифференцированная самооценка, что в основном отражает оценивание школьников взрослыми, сформирован низкий уровень притязаний, характерны неуверенность в себе, завышение своих возможностей, низкая критичность, стереотипность ответов. Эта проблема усугубляется тем, что личностное развитие школьников с НПР, в силу своей специфики крайне уязвимо, неустойчиво, подвержено влиянию.
Признавая важность выше изложенных данных, в следующей главе проведем исследование особенностей самооценки детей школьного возраста с НПР. Понимание особенностей самооценки у детей с НПР позволит определить необходимые способы психологической помощи в развитии и коррекции этого важнейшего психического свойства.
1.2 Подходы к классификации детско-родительских отношений
Семья — это ячейка общества, которая во все времена находится в центре общественного внимания.
В современной педагогике, также как и в народной, всегда отдавался приоритет семейному воспитанию детей. К сожалению, современные родители нередко считают, что главное в воспитании дать ребенку материальные блага и не слишком задумываются о его духовном становлении. Часто родители воспитывают детей, опираясь на интуицию, на то, как их воспитывали, а не на знание педагогики. А между тем, недостаток педагогических знаний и научных представлений может нанести вред воспитываемому ребенку, в особенности таким личностным качествам как развитие собственно самооценки [31].
В настоящее время имеются достаточно убедительные доказательства о принципиальной значимости и, в некоторой мере, незаменимости семьи для формирования личности ребенка [13]. Анализ поведения и психики детей, разлученных с родителями в раннем детстве, говорит о возникновении необратимых искажений личности ребенка как о следствии воспитания ребенка вне семьи. С теоретической точки зрения, семейное воспитание — системное целенаправленное воздействие на детей взрослых членов семьи и всего семейного уклада.
В задачи семейного воспитания входит подготовка детей к жизни в существующих социальных условиях , усвоения ими знаний, умений и навыков, образующих фундамент нормального формирования и функционирования личности. Дальше, чем педагогические исследования, в этом вопросе продвинулись клинико-психологические исследователи, анализирующие типологическую роль различных типов семейного воспитания [24, с.81] (рассматриваются три наиболее общих типа воспитания: отвергающее; гиперсоциализирующее; эгоцентрическое) и роль семейных конфликтов, способных стать условием патологической фиксации невротических реакций, в формировании у детей невротических радикалов личности.
Наибольшее количество накопленного материала касается эмоционального отношения родителей и детей, которое можно подразделить на две группы: