Файл: Процедуры несостоятельности (банкротства) (ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И ЮРИДИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ БАНКРОТСТВА ПРЕДПРИЯТИЯ ).pdf
Добавлен: 24.05.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ (БАНКРОДСВВО): СОДЕРЖАНИЕ,ФОРМИРОВАНИЕ БАЗЫ
1.1 История формирования основных аспектов законодательства о несостоятельности (банкротства)
1.2 Первый, второй и третий этапы правового регулирования несостоятельности в современной России
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ ВИДЫ И ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОДСТВА
2.2 Виды и процедуры банкротства
ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРЫ БАККРОТСТВА И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
ГЛАВА 3 ПРОЦЕДУРЫ БАККРОТСТВА И МЕХАНИЗМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ КРИЗИСНОГО СОСТОЯНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Нормативный документ, определяющий все процедуры банкротства — Федеральный закон от 27 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», в котором определены порядок и условия объявления предприятия несостоятельным должником (далее Закон о банкротстве).
В соответствии с Законом о банкротстве производство по делу может быть возбуждено, если требования к организации- должнику составляют не менее 100 тыс. руб. и обязательства не исполнены в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Закон допускает проведение следующих процедур банкротства:
- наблюдение;
- финансовое оздоровление;
- внешнее управление;
- конкурсное производство;
- мировое соглашение.
3.1 Наблюдение
Наблюдение — это первая процедура, применяемая в деле о банкротстве. Она вводится арбитражным судом по заявлению самого должника или же после признания требований кредиторов.
Прежде чем ликвидировать предприятие или проводить меры по его реорганизации, необходимо время на сбор необходимой документации, оповещение заинтересованных лиц, подготовку решения на основе анализа финансового состояния, составление реестра требований кредиторов, проведение первого собрания кредиторов. Процедура наблюдения необходима также в целях обеспечения сохранности имущества должника на период разбирательства. Для проведения процедуры наблюдения арбитражным судом назначается временный управляющий. По результатам его отчета суд выносит решение о дальнейших действиях по отношению к кризисному предприятию.
Срок процедуры наблюдения составляет не более семи месяцев.
В отличие от таких процедур банкротства, как финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение, которые применяются в делах о банкротстве, наблюдение не всегда является обязательной процедурой.
3.2 финансовое оздоровление
Финансовое оздоровление — это процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.
Действующее законодательство делает акцент на сохранение предприятия, находящегося в кризисной ситуации, а не на его ликвидацию. Поэтому одной из процедур банкротства является финансовое оздоровление, предполагающее реорганизацию кризисного предприятия с оказанием ему финансовой помощи.
С ходатайством о введении финансового оздоровления имеют право обращаться учредители, собственники имущества предприятия-должника, уполномоченный государственный орган и третьи лица по согласованию с должником.
К решению об обращении с ходатайством прилагаются: план финансового оздоровления предприятия (если ходатайствуют учредители, участники, собственник); график погашения задолженности; сведения об обеспечении исполнения обязательств и другие документы и т. д. (п. 5 ст. 77 Закона о банкротстве).
Финансовое оздоровление проводится под руководством административного управляющего, назначаемого арбитражным судом. При необходимости и по ходатайству учредителей, собственников или административного управляющего исполнительный директор может быть отстранен от руководства предприятием-должником. Финансовое оздоровление вводиться на срок не более чем два года.
Основанием для назначения внешнего управления является реальная возможность восстановить платежеспособность предприятия путем реализации части его имущества и осуществления других организационных и экономических мер.
Внешнее управление имуществом предприятия-должника является необязательной процедурой банкротства (вводится арбитражным судом только тогда, когда это может привести к восстановлению платежеспособности должника). Цель процедуры внешнего управления — сохранить предприятие посредством его оздоровления.
Срок действия внешнего управления составляет 12 месяцев, но при необходимости возможно продление этого срока еще на 6 месяцев. Кандидатура внешнего управляющего и сроки проведения процедуры предлагаются кредиторами (на стадии наблюдения), но утверждаются арбитражным судом.
В отличие от административного и временного управляющего внешний управляющий полностью заменяет собой руководителя. Он получает достаточно широкие полномочия по распоряжению имуществом должника. Контролируют его деятельность в рамках закона комитет кредиторов и арбитражный суд.
Не позднее одного месяца с момента своего назначения внешний управляющий должен разработать план внешнего управления, который представляется на утверждение собранию кредиторов.
План внешнего управления содержит несколько разделов; он не является типовым и отражает специфику конкретной ситуации банкротства. В его основе — мероприятия по восстановлению платежеспособности предприятия:
- укрепление на предприятии учета и контроля;
- поиск дополнительных рынков сбыта;
- перепрофилирование производства;
- совершенствование организационной структуры, схемы управления,
- оптимизация численности персонала;
- оптимизация денежных потоков;
- график погашения обязательств и т. д.
Внешний управляющий не позднее чем за 15 дней до собрания кредиторов должен направить план внешнего управления предприятием в федеральный орган исполнительной власти, обеспечивающий реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, к которой принадлежит данное предприятие. Этот федеральный орган дает в арбитражный суд свое заключение о плане внешнего управления и может до даты утверждения плана собранием кредиторов направить в него ходатайство о переходе к процедуре финансового оздоровления.
Формирование и реализация плана внешнего управления требует высокой экономической, финансовой и юридической квалификации разработчиков и больших трудозатрат.
Если в течение четырех месяцев с момента введения внешнего управления арбитражному суду не представлен план внешнего управления, суд вправе принять решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
3.3 Конкурсное производство
Арбитражный суд, признав должника несостоятельным, принимает решение о его принудительной ликвидации и об открытии конкурсного производства.
С этого момента запрещается передача или отчуждение имущества должника, погашение его обязанностей необходимые для существования предприятия (коммунальные, например), не прекращаются.
Конкурсный управляющий приобретает право управления имуществом должника. В его обязанности входит:
• изучение обоснованности требований кредиторов;
• работа по взиманию долгов с дебиторов;
• оспаривание в арбитражном суде сделки должника;
• формирование состава ликвидационной комиссии;
• выбор оптимальной формы продажи имущества (конкурс, аукционы);
• удовлетворение претензий кредиторов в соответствии с их очередностью.
Удовлетворение требований происходит в соответствии со следующей очередностью:
1. Вне очереди за счет конкурсной массы погашаются требования по текущим платежам перед кредиторами, требования которых возникли до принятия заявления о признании должника банкротом.
2. Требования кредиторов по текущим платежам удовлетворяются в следующей очередности:
- требования по текущим платежам, связанным с судебными расходами по делу о банкротстве, выплатой вознаграждения арбитражному управляющему;
- требования об оплате труда лиц, работающих по трудовым договорам, а также требования об оплате деятельности лиц, привлеченных арбитражным управляющим для обеспечения исполнения возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;
- требования по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности должника;
- требования по иным текущим платежам.
Требования кредиторов по текущим платежам, относящиеся к одной очереди, удовлетворяются в порядке календарной очередности.
Финансовое обеспечение ликвидационных процедур включает в себя:
а) оценку имущества по балансовой стоимости;
б) определение объема и состава ликвидационной массы (имущество, предназначенное к реализации). Из балансовой стоимости имущества при этом исключаются:
- имущество, являющее предметом залога;
- арендованное имущество;
- личное имущество работников;
- объекты жилищного фонда и социальной сферы, которые передаются на баланс органов местного самоуправления или государственной власти;
в) оценку имущества, входящего в ликвидационную массу по рыночной стоимости (по цене спроса);
г) определение реальных финансовых обязательств (анализируются претензии кредиторов, составляется список признанных и отклоненных претензий, устанавливается очередность их удовлетворения);
д) разработку ликвидационного баланса. Это баланс предприятия-банкрота, составляемый ликвидационной комиссий.
Если после удовлетворения всех требований остается часть имущества и предприятие свободно от долгов, то оно может продолжить свою деятельность, если нет, то арбитражный суд объявляет о ликвидации предприятия-банкрота как юридического лица.
3.4 Мировое соглашение
Мировое соглашение — процедура банкротства, применяемая на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве, в том числе и после открытия конкурсного производства. Его целью является прекращение производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредитором на основе взаимных уступок. Это один из вариантов завершения процедуры банкротства.
Должник и кредитор договариваются о частичном списании задолженности, отсрочке платежей или постепенном погашении долга.
Сторонами мирового соглашения являются должник и конкурсные кредиторы. Допускается участие в мировом соглашении третьих лиц (например поручителя), которые принимают на себя права и обязанности, предусмотренные мировым соглашением.
Мировое соглашение может быть направлено как на сохранение предприятия-должника, так и на его ликвидацию. В этом случае ликвидация носит частичный характер и проводится во внесудебном порядке (добровольная ликвидация). Кредиторы передают право ликвидировать активы должника третьей стороне — доверительному лицу. Полученные от продажи активов средства передаются кредиторам. В этом случае удается избежать длительного и дорогостоящего судебного разбирательства.
Добровольная ликвидация или, как говорят, развод (bust-up) происходит тогда, когда считают, что продать компанию по частям выгоднее, чем сохранить ее в действующем состоянии. Обычно к этой мере прибегают тогда, когда другие варианты реструктуризации исчерпаны.
На добровольную ликвидацию могут пойти управляющие кризисного предприятия при угрозе поглощения.
Процесс банкротства завершается либо ликвидацией должника, либо удовлетворением требований кредиторов через процедуру финансового оздоровления.
3.5 План финансового оздоровления
План финансового оздоровления организации представляет собой перечень, экономические обоснования и сроки исполнения мероприятий, направленных на улучшение ее финансового состояния и предотвращение банкротства.
Согласно «Методическим рекомендациям по составлению плана (программы) финансового оздоровления» (Приказ Минпромэнерго РФ № 57, Минэкономразвития РФ № 134 от 25.04.2007 «Об утверждении Методических рекомендаций по составлению плана (программы) финансового оздоровления») форма плана должна быть унифицирована и включать следующие разделы:
Раздел 1. Резюме плана финансового оздоровления. Здесь дается краткое изложение важнейших положений, содержащихся в плане финансового оздоровления.
Раздел 2. Общие сведения об организации. Общие сведения содержат информацию о полном наименовании организации в соответствии с уставом; юридический и почтовый адрес; сведения об организационно-правовой форме организации; структуре органов управления и данные о персональном составе органов управления организации; сведения об основных акционерах (участниках) организации, доле государства в уставном капитале организации и проч.;
Раздел 3. Сведения о текущей деятельности организации. В данном разделе рекомендуется отражать следующую информацию:
• сведения об отрасли, в которой осуществляет свою деятельность организация, включая перспективы развития отрасли на период реализации программы финансового оздоровления, уровень конкуренции в отрасли, сведения об основных конкурентах организации;
• сведения о составе и структуре основных производственных фондов организации, загрузке производственных мощностей;
• основные виды, текущие и планируемые объемы производства выпускаемой продукции (оказываемых услуг), обеспечивающие более 10 процентов объема реализации (выручки) организации за три года;