Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Виды предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1.Сущность и понятие предпринимательской деятельности
1.2. Виды предпринимательской деятельности
Глава 2. История возникновения коммерции и предпринимательства в РФ и за рубежом
2.1. История возникновения предпринимательства за рубежом
2.2. История возникновения и развития предпринимательства в РФ
Глава 3.Современные задачи развития малого предпринимательства в РФ и за рубежом
О развитии на Руси предпринимательства как социального института говорит тот факт, что в историческом правовом документе XI века «Русская правда» присутствуют положения о купле-продаже, найме и т. д. Предпринимателями на Руси считались купцы, торговавшие с городами или иными землями. Предпринимательской в «Русской правде» считалась среда вокруг городов – «гостьба», где возникали торговые и промысловые поселения – «погосты», куда сходились купцы, бобровники, бортники, звероловы, смолокуры, лыкодеры и другие «промышленники».
Интеграция русских земель с последующим обретением независимости привела к созданию одного централизованного государства, что не могло не повлиять на предпринимательство того времени. С XV столетия численный состав купечества заметно увеличивается. Вместе с этим некоторые купцы ведут дела с определенными областями государства либо с зарубежными странами[26].
В этот временной промежуток наиболее часто упоминаются суконщики и различные «гости» (московские, псковские и т. д.). Данные названия говорят о том, что идет своеобразное отождествление купцов по роду их деятельности и местности, из которой они поставляют или в которую доставляют товар. Вместе с объединением русских земель в единое государство Москва приобретает статус столицы не только политической, но и торговой. В связи с этим наиболее богатые представители московского купечества получают возможность влиять на ход политических дел. Это объясняется тем, что данные экономические субъекты оказывали услуги по кредитованию царской власти. Характерно и то, что купцы начали активно субсидировать царскую власть[27].
В XVI столетии количество людей, участвующих в предпринимательской деятельности, становится еще больше. Характерным явлением того времени становится появление гостиных дворов. Они служили местом остановок торгового люда, складами, местами заключения сделок и т. д. Гостиный двор обносился каменной либо деревянной стеной для защиты, внутри размещались складские помещения. Для проезда в данные дворы необходимо было внести плату в таможенную избу, которая строилась специально для этих целей. Политика правящей династии по отношению к предпринимателям в XVI веке была неоднозначной.
С одной стороны, Иван Грозный не был скуп на знаки внимания тем представителям торгового сословия, которые поддерживали проводимую им политику и его самого не только в политическом, но и в материальном плане. С другой стороны, жестоким гонениям и физической расправе подверглась другая часть купечества. Когда государство находилось под гнетом опричнины, был разгромлен Новгород. Эта акция носила двойственный характер: за счет разграбления этого крупного торгового города можно было во-первых, пополнить казну, а во-вторых, подавить проявление недовольства среди всех слоев населения[28].
Еще одним серьезным ударом по хозяйствующему сословию становится вынужденный перевод большей части данных субъектов из северных и западных земель в Москву. Данные факты свидетельствуют о том, что политика, проводимая государством в XVI веке, не способствовала развитию феномена предпринимательства в России, а, наоборот, подавляя любое проявление самостоятельности, уменьшая важность инициативы и свободного действия привела к неблагоприятной ситуации, когда самодержавие пыталось насильственно подчинить предпринимателей целям государства. XVII век представляет собой начало отхода от феодальных пережитков с одновременным развитием торгово-рыночных взаимоотношений.
Хотя события, предшествовавшие данному периоду, оставляли желать лучшего: Смутное время, казалось, не способно к созданию стабильности, необходимой для успешного развития предпринимательства. Но, несмотря на все негативные факторы, пережитки прошлого столетия были преодолены. Рыночные реалии того времени способствовали изменению модели поведения купцов: чаще всего они стали выступать в роли перекупщиков. Именно купцы-перекупщики занимают лидирующее положение на рынке, оттесняя даже прямых производителей товаров.
В XVII веке можно выделить две основные формы получения капитала: оптовую торговлю и казенные подряды. Оптовая торговля имела постоянный характер и заключалась в скупке купцами товара у непосредственных производителей для дальнейшей перепродажи. Казенные подряды были привлекательны тем, что государство оплачивало через казну часть стоимости подрядных работ, и эту сумму подрядчик мог тратить по своему усмотрению. Во время правления Алексея Михайловича увеличивается количество мануфактур[29].
Реформы правительства второй половины XVII века закладывают фундамент для развития предпринимательства в государстве. Соборное уложение 1649 года наделяет посадские общины правом заниматься торговой и промышленной деятельностью, а в 1650-е – 1660-е годы создается единая торговая налоговая пошлина, введение которой отвечало интересам отечественных предпринимателей.
Новоторговый и Таможенный акты также свидетельствуют о проведении российскими властями политики протекционизма по отношению к местным купцам и производителям. Это не могло не означать положительных перемен в отношении государственной власти к хозяйствующим субъектам. В 1667 году дипломат и экономист Ордын-Нащекин издал Новгородский устав, определявший направления внешнеторговой политики русского правительства. Данный указ предусматривал меры защиты от нечестной торговли со стороны иностранных купцов. Повышается налог, который платят иностранные торговцы за продажу товаров на внутрироссийском рынке. Также отменяется система мелких сборов, которая создавала затруднения для географического расширения торговых отношений.
Можно сделать вывод, что в XVII веке в экономической жизни российского государства главным направлением становится политика меркантилизма. Основной интерес вызывает внешняя торговля, однако государство, понимая, что базис для экспорта товаров создается внутри страны, поддерживает политику дотаций сельского хозяйства и т. д. Одним из негативных факторов, тормозящих развитие предпринимательства, стало окончательное закрепление крепостничества. Данный фактор отрицательно сказывался на спросе жителей деревень на товары промышленного значения, и, как следствие, замедлялось развитие легкой промышленности. Часть крестьян, занимающихся предпринимательской деятельностью, была крайне мала, а феодальные отношения, имевшие в то время силу, делали практически невозможным накопление нужного капитала для занятий предпринимательством, что, несомненно, являлось сильным ударом по инициативе в крестьянской среде[30].
Все-таки крестьяне-предприниматели занимали определенную нишу на российском рынке. Проявлялось это в основном в виде участия в торгах. Главными проблемами в среде крестьянских предпринимателей были относительно небольшое количество свободных денежных средств, сложности при получении кредитов, отсутствие специализации как таковой. Усугублялось все это жестким контролем со стороны государства как над сословием, так и над представителями торговой группы населения. Заводы того периода представляли собой типичное феодальное имение, ведь главной их целью было получение максимально дешевой продукции путем экономии на затратах на производство.
Таким образом, развитие предпринимательства в нашем государстве было связано с большими трудностями, и главной помехой были феодальные пережитки прошлого. Преобразования были необходимы; этого требовало время. С началом нового этапа в жизни государства все больше назревала необходимость реализации проектов по реорганизации экономической и политической жизни. Приход к власти Петра I стал для России эпохой глубинных преобразований не только внутреннего уклада жизни, но и экономического строя. К одному из главных факторов, способствовавших резкому подъему экономики в петровской России, можно отнести возрастающее количество мануфактур. Не секрет, что мануфактуры появились раньше, в XVII веке, и их главной задачей была работа на интересы правительства и двора. Политика государства требовала наращивания мощности производства, а добиться этого можно было строительством новых мануфактур.
Весь имеющийся на тот момент производственный потенциал не смог способствовать реализации задуманных реформ по созданию в России сильного государства. Петр I ведет преобразовательную политику, которая затрагивает различные аспекты управления страной. Множество преобразований претерпело торговое сословие, которое было представлено по большей части купечеством. Данное сословие выступало основным налогоплательщиком, и требования преобразований в его среде стали необходимыми, поскольку поступление налогов в казну было неудовлетворительным[31].
Помимо ужесточения налоговых сборов усиливается контроль над действиями государственных служащих, главной целью которого становится пресечение злоупотреблений полномочиями. Петровские реформы, направленные на изменение положения купечества, носили не только положительный характер.
Промышленная политика царствования Петра I носила принудительный характер, и первенствующая роль во всех сферах принадлежала главе государства. Одним из главных факторов столь активного вмешательства государства в экономику стало то, что российское государство, по мнению монарха, должно было в сжатые сроки достичь европейских показателей, а поскольку достаточным количеством времени для проведения реформ не располагали, то единственно возможной экономической моделью стала модель активного вмешательства государства. Еще одним фактором усиления вмешательства государства в экономическое развитие была действующая на тот момент политика меркантилизма. По логике данной концепции, каждое государство должно максимизировать количество денежных средств, а средством для достижения этой цели может послужить работающий торговый баланс. Увеличение оборотов внешней торговли привело к поступлению в государственную казну иностранной валюты, но для государства главными были импорт собственной продукции на иностранный рынок и максимальное уменьшение количества иностранного товара на внутреннем рынке. Именно принятие данной политики позволило государству вмешиваться в экономику, стимулируя одни сферы деятельности во вред другим[32].
Военное фиаско наших войск под Нарвой и огромные потери единиц артиллерии определяют дальнейший характер петровской экономической политики. Помимо этого реформы Петра I способствовали появлению нового для России типа собственников. Этот тип, появившийся в эпоху петровских реформ, был способен составить конкуренцию купеческому сословию. Данная прослойка характеризовалась огромным потенциалом и творческими способностями, ведь при наличии несовершенной законодательной базы было необходимо успешно конкурировать с купцами, что являлось особенно трудным для крепостных крестьян. Именно поэтому крестьяне-предприниматели старались наиболее быстрым способом сменить свой статус и стать купцами. Важным фактором, послужившим толчком к развитию торговых и промышленных отраслей, стало введение Петром I компанейской формы ведения дел. Недостаток материальных ресурсов в предпринимательской среде того времени побудил собственников пойти на сближение и создавать компании, которые учреждались при помощи государства. Компании могли получить льготы, но имело место применение средств воздействия.
Например, их нельзя было создавать, не согласовывая это с правительственными органами. Государство проводило патерналистскую политику по отношению к таким компаниям. Так, определялся размер капитала, вносимый учредителями. Если передавалось в использование казенное предприятие, то необходимым условием становилось ежегодное предоставление образцов выпускаемой продукции. Государство само устанавливало цены на ту группу товаров, которые им закупались. Стоит отметить, что Петр I не подавлял инициативу предпринимателей, а, наоборот, поощрял инновации. При этом имело место заимствование опыта из-за рубежа, но акцент ставился на обучение отечественных специалистов. Были случаи, когда их отправляли заграницу за счет государства. Особое внимание уделялось внешним торговым связям[33].
В эпоху Петра I был принят ряд мер по изменению и улучшению их структуры. К таким изменениям можно отнести торговые операции в Архангельске, пошлины, взимаемые с русских и иностранных торговцев, рассмотрение различных жалоб на неправомерные действия со стороны властей как нашего, так и иностранного государства, таможенные тарифы и торговые отношения с Испанией, руководство которыми осуществлялось Коммерц-коллегией. Показателем для установления размера пошлин на ввозимые товары была возможность удовлетворения отечественными товарами нужд внутреннего рынка государства. Наблюдалась прямая зависимость: чем больше товаров определенной группы создавалось местными производителями, тем более высокие пошлины были на ввозимые товары аналогичной группы.
Группы товаров, которые, по мнению ответственных государственных органов, производились в достаточном количестве на внутреннем рынке, запрещались к импорту. В отличие от импорта вывоз с внутреннего рынка товаров, производство которых имело высокие обороты, пошлиной не облагался. Вывоз остальных групп товаров облагался пошлиной в размере около трех процентов, но если купцы осуществляли транспортировку на собственных судах, размер пошлины снижался до одного процента.
Мобилизация всех имеющихся ресурсов привела к тому, что в эпоху правления Петра I в России наступил промышленный подъем, не имеющий аналогов в прошлом. Главным действующим лицом при этом было государство, ведь оно являлось владельцем основных природных ресурсов и его участие в развитии предпринимательства выразилось в создании на собственные средства мануфактур. Поэтому государство взяло на себя роль арбитра и определяло, какие предприятия и в каком количестве необходимо построить, а также осуществляло контроль за качеством выпускаемой продукции.