Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Виды предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 75

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

3. Финансово-кредитное предпринимательство. Финансовое предпринимательство – это особая форма коммерческого предпринимательства, в котором в качестве предмета купли-продажи выступают валютные ценности, национальные деньги (российский рубль) и ценные бумаги (акции, облигации и др.), продаваемые предпринимателем покупателю или предоставляемые ему в кредит. При этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя и это тоже финансовая сделка, а непредвиденный круг операций, охватывающий все многообразие продажи и обмена денег, других видов денежных средств, ценных бумаг на другие деньги, иностранную валюту, ценные бумаги.

4. Посредническое предпринимательство. Посредничеством называют предпринимательство, в котором предприниматель сам не производит и не продает товар, а выступает в роли посредника, связующего гнезда в процессе товарного обмена, в товарно- денежных операциях. Посредник - это лицо (юридическое или физическое), представляющее интересы производителя или потребителя, но сами таковыми не являющиеся. Посредники могут вести предпринимательскую деятельность самостоятельно или выступать на рынке от имени (по поручению) производителей или потребителей.

5. Страховое предпринимательство. Страховое предпринимательство заключается в том, что предприниматель в соответствии с законодательством и договором гарантирует страхователю возмещение ущерба в результате непредвиденного бедствия потери имущества, ценностей, здоровья, жизни и других видов потерь за определенную плату при заключении договора страхования. При этом предприниматель получает страховой взнос, выплачивая страховку только при определенных обстоятельствах. Так как вероятность возникновения таких обстоятельств невелика, то оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.

6. Индивидуальное предпринимательство – это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность гражданина без образования юридического лица, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения услуг и т. д.

7. Социальное предпринимательство – это бизнес, который преследует преимущественно социальные цели, доходы которого направляются главным образом на саморазвитие, общественные дела или на решение острых социальных проблем. Такое предприятие действует по всем законам бизнеса и приносит прибыль, поэтому не считается благотворительной организацией. Социальное предпринимательство чрезвычайно динамично развивается в европейских странах, решая проблемы безработицы, социальной защиты и общественного вовлечения.


Таким образом, сущность предпринимательства заключается в том, что это инициативная, самостоятельно осуществляемая деятельность юридических и физических лиц, с целью получения дохода, прибыли от пользования имуществом, продажи товаров (услуг), осуществляемые от своего имени, под свою имущественную ответственность. В настоящее время в России действуют и развиваются такие виды предпринимательской деятельности, как коммерческое, индивидуальное, социальное, страховое, финансово-кредитное, посредническое, торговое.

Глава 2. История возникновения коммерции и предпринимательства в РФ и за рубежом

2.1. История возникновения предпринимательства за рубежом

Теория предпринимательства развивалась с развитием хозяйственной деятельности человека. Первым теоретиком в области предпринимательства был Ричард Кантильон, работы которого относятся к началу XVIII века. Он первый обратил внимание на расхождения спроса и предложения и нарушения рыночного равновесия, которые позволяют отдельным людям извлекать спекулятивный доход. Он отмечал рисковую деятельность таких людей, гибкость их хозяйственного поведения, нестандартность принимаемых решений[12].

Около 1800 года Жан Батист Сэй следующим образом охарактеризовал предпринимателя: "Предприниматель перемещает экономические ресурсы из области с более низкой в область с более высокой производительностью и результативностью"[13].

Адам Смит считал предпринимателем человека, который использует капитал собственника для извлечения дохода. В конце XIX века произошло разделение понятий "предприниматель" и "собственник на капитал".

В этот период большой вклад в развитие теории предпринимательства внес Й.А. Шумпетер. В своей работе "Теория экономического развития" он рассмотрел экономическую систему не как пассивный процесс обращения фондов, а как постоянно развивающуюся динамическую систему. В основе такого развития лежат новые комбинации факторов производства. Осуществлять эти комбинации и должен предприниматель.


В понятие "осуществление новых комбинаций" Шумпетер вкладывает следующие элементы:

1. Создание новых благ или новых их качеств.

2. Внедрение новых технологий или использование имеющихся технологий, но новым образом.

3. Освоение новых рынков.

4. Получение новых источников сырья и материалов. Эти источники могли существовать и ранее, но не быть вовлеченными в процесс производства.

5. Осуществление соответственной реорганизации производства.

Следующий этап развития теории предпринимательства отражено в работах Найта и Фон Тюнена. Их заслуга заключается в подробной характеристике самого предпринимателя, как обладателя особых качеств. Кроме того, они проанализировали предпринимательский риск и предпринимательский доход[14].

Эти же вопросы рассматривались Мизесом, Хайеком и Кришнером. В современных трактовках предпринимательства выделяются следующие моменты:

♦ умение организовать и управлять производством;

♦ инициативная, новаторская деятельность;

♦ рисковая деятельность.

Наиболее полное современное определение предпринимательства дают Хизреч и Питерс в своей книге "Предпринимательство". Аналогичное определение предпринимательства дано у Стаддарта в книге "Ключи к миру бизнеса". В целом, скомпонованное определение выглядит так: "Предпринимательство это новаторская инициативная деятельность субъектов собственности, направленная на создание экономических и организационных условий с целью производства материальных благ, оказания услуг и получения прибыли"[15].

Таким образом, основными чертами предпринимательства являются:

1. Инициативная деятельность.

2. Новаторская деятельность.

3. Деятельность по организации и управлению производством.

4. Рисковая деятельность.

5. Получение предпринимательского дохода.

В процессе изложения материала многими авторами осуществляется отождествление понятий "бизнес" и "предпринимательство". Такое отождествление с практической точки зрения оправдано, однако с точки зрения научной концепции между этими понятиями существует различие: "бизнес" - это среда предпринимательской деятельности, сфера, в которой действуют предприниматели. Бизнес не организовывает, не управляет, не принимает решений. Предпринимательство же прежде всего это деятельность субъектов[16].

Кто такой предприниматель? Что такое предпринимательство? Что представляет собой карьера предпринимателя? Эти вопросы возникают все чаще, отражая возросший интерес к данной области во всем мире. Тем не менее, четкого общепринятого определения понятия "предприниматель" до сих пор нет. В некоторых источниках приводится история развития самого термина "предприниматель", или, как говорили раньше "антрепренер"[17].


Один из первых примеров посредничества дает нам Марко Поло, великий путешественник, первым из европейцев достигший Китая, стоявший у истоков развития торговли Европы с этой страной. Отправляясь в путешествие, он, как было принято в те времена, подписал контракт с купцом (предком современного капиталиста), и тот дал ему своих товаров для продажи. В те времена кредит торговцу предоставлялся обычно по ставке 22,5%, включая страховку. Роль купца-капиталиста в подобных сделках была пассивной, а торговца - активной. Именно торговец рисковал своей жизнью, отправляясь в дальнее путешествие, именно на его долю выпадали все физические и душевные испытания, связанные с осуществлением всего мероприятия. По завершении вояжа основную долю прибыли (до 75%) капиталист забирал себе, а торговцу приходилось довольствоваться лишь остатком[18].

В средние века термин "антрепренер" употреблялся в двояком смысле применительно к организаторам парадов и различных музыкальных представлений и к руководителям крупных производственных или строительных проектов. Руководитель такого проекта ничем не рисковал он всего лишь руководил всеми работами по его реализации, используя предоставленные ему ресурсы. Такими "предпринимателями" в средние века были, как правило, духовные лица, поскольку именно им обычно поручалось выполнение крупных строительно-архитектурных проектов - возведение замков, фортификационных сооружений, общественных зданий, соборов и монастырей[19].

2.2. История возникновения и развития предпринимательства в РФ

История российского предпринимательства обусловлена совокупностью различных факторов: географических, экономических, политических и т.д[20]. Непродолжительность периода, пригодного для занятий сельским хозяйством, в силу географического фактора, не позволяла производить достаточное количество излишков, а отсутствие крупных рынков сбыта продукции также не служило стимулирующим условием для повышения оборотов в сельском хозяйстве. Все это привело к возникновению целого ряда неблагоприятных для государства условий: географическое положение не способствовало получению излишков от сельского хозяйства естественным образом, из-за этого уровень жизни большинства жителей оставался довольно низким, что замедляло рост покупательской активности, вследствие чего не было дополнительного экономического стимула для занятия сельским хозяйством[21].


Изменение сложившейся ситуации произошло с возникновением возможности получения дохода новыми путями, от занятий различными ремеслами, например, ткачеством. Результаты деятельности работников, занятых ремеслами, обменивались по мере надобности на товары сельского хозяйства. В связи с тем, что в древнерусском государстве производство было ориентировано не на рынок, а в первую очередь на удовлетворение собственных нужд, стартом для развития предпринимательской инициативы выступила торговая деятельность[22]. Именно появление данного феномена послужило предпосылкой для зарождения предпринимательской деятельности на Руси. Как отмечает В. А. Лобызенкова, понятия «предприниматель» и «предпринимательская деятельность» неразрывно связаны с историей развития общества. Всегда существовали люди, отличавшиеся большей активностью как в делах экономики, так и в политической сфере[23].

Рассматривая специфику развития предпринимательства, следует принять во внимание факт географического положения древнерусского государства и огромные финансовые и человеческие затраты, которые были необходимы для охраны границ, захвата и освоения новых территорий. Стабильно развивающееся государство, имея довольно скудные ресурсы, прибегало к большим налоговым поборам, ведь без усиления данного вида экономического дохода содержание многочисленной армии было невозможно. Все это не могло сдерживать позитивные тенденции в развитии предпринимательства. Торговая деятельность является одним из важнейших интегрирующих факторов становления древнерусского государства. Развитие данного вида деятельности способствовало преобразованию разрозненных поселений в места обмена результатов хозяйственной деятельности[24].

Крупными экономическими центрами становятся города, в которых находилось большое количество как ремесленных, так и торговых людей. По мере усложнения производства начинает возникать потребность в реализации товара, для которого были необходимы люди, имеющие склонность к данному виду деятельности, или, иначе говоря, предпринимательские качества или задатки. Внешняя политика древнерусских князей в IX–X веках была направлена на приобретение рынков сбыта за пределами государства и обеспечение охраны путей, по которым шла торговля[25].

Наиболее тесные внешнеэкономические взаимоотношения были у Киевской Руси с Византией. Наибольшим спросом за границей пользовались меха, воск и различные продукты лесного промысла. В свою очередь, купцы привозили шелк, вина, различные изделия из золота. О прочности данных экономических взаимоотношений говорит договор, заключенный между Киевом и Византией в X веке, который стал первым документом международного права для Киевского княжества. В итоге мы наблюдаем активное развитие внешнеторговых отношений между государствами.