Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Виды предпринимательской деятельности).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 76
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1.Сущность и понятие предпринимательской деятельности
1.2. Виды предпринимательской деятельности
Глава 2. История возникновения коммерции и предпринимательства в РФ и за рубежом
2.1. История возникновения предпринимательства за рубежом
2.2. История возникновения и развития предпринимательства в РФ
Глава 3.Современные задачи развития малого предпринимательства в РФ и за рубежом
Введение
Актуальность. Сегодня предпринимательство, или предпринимательская деятельность, является неотъемлемой частью экономической составляющей развития любого региона России, служит показателем его стабильности и благосостояния. Развитие предпринимательства обеспечивает население города новыми рабочими местами и стабильными доходами, существенно расширяет перечень производимых товаров и оказываемых услуг, способствует формированию конкурентной среды и установлению рыночного равновесия.
Целью курсовой работы является исследование возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России.
Задачи курсовой работы:
- исследовать сущность и понятие предпринимательской деятельности;
- рассмотреть виды предпринимательской деятельности;
- рассмотреть историю возникновения коммерции и предпринимательства в РФ и за рубежом;
- изучить современные задачи развития малого предпринимательства в РФ и за рубежом.
Предмет исследования – предпринимательство в РФ и за рубежом.
Объектом исследования является история возникновения и развития предпринимательства в России и за рубежом.
Научно-теоретическая основа работы. При выполнении работы использованы монографии и публикации, посвященные исследованию предпринимательства в России и за рубежом.
Методологическую основу исследования составляют труды ведущих зарубежных ученых-экономистов, посвященных проблемам развития предпринимательства. Сравнительный анализ теоретико- методологических подходов к проблеме предпринимательства позволил выявить общие проблемы и подходы к данному феномену зарубежных авторов, рассмотреть эволюцию понятия «предпринимательская деятельность».
Информационная база исследования представлена действующими нормативно-правовыми и законодательными актами, монографиями и учебными работами ведущих экономистов, материалами периодической печати, материалами конференций, сборниками научных трудов, электронными источниками, актуальными статистическими материалами.
Структура работы. Работа включает введение, три главы, заключение, список литературы.
Глава 1. Теоретические основы предпринимательской деятельности
1.1.Сущность и понятие предпринимательской деятельности
Понятие предпринимательской деятельности (предпринимательства) имеет экономическую, от части психологическую, а также правовую составляющие. С экономической точки зрения предпринимательство немыслимо без таких компонентов, как творчество, деловитость, инициативность, новаторство, хозяйственный риск, ответственность[1].
Психологическая составляющая предпринимательской деятельности предполагает стремление личности к самоутверждению, свободе и самореализации. В связи с многогранностью понятия предпринимательской деятельности закономерен вопрос о том, насколько экономическая и психологическая составляющие данного понятия находят свое отражение при его юридическом закреплении. Экономический оборот реализуется в рамках рыночной или административно-командной систем хозяйствования[2].
Рыночная система хозяйствования предполагает свободу экономической деятельности, характеризующуюся экономической обособленности участников оборота, наличием частной собственности, свободным доступом к предпринимательской деятельности, неограниченным количеством субъектов предпринимательства, конкуренций между ними. В связи с тем, что в течение практически всего прошлого века в нашей стране экономический оборот развивался в рамках административно-командной системы хозяйствования, приоритет в исследовании рыночных механизмов хозяйствования принадлежит экономистам Запада, которые и заложили основы теории предпринимательства[3].
Также необходимо отметить, что до Революции 1917 года рыночная система хозяйствования в России развивалась только в пореформенный период, до этого российскую экономику следует охарактеризовать как феодальную. В связи с этим отечественная экономическая наука до недавнего времени, если и рассматривала проблемы развития предпринимательства, то исключительно в связи с критикой тех или иных буржуазных теорий[4].
Лишь с конца 1980х – начала 1990-х годов, когда начался переход отечественной экономики от административно-командной системы хозяйствования к рыночной, российские экономисты обратились к проблемам предпринимательской деятельности[5].
Анализ работ представителей отечественной экономической науки позволяет констатировать, что теория предпринимательства находиться еще на стадии своего становления. Анализируя подходы зарубежных экономистов к теории предпринимательства, следует отметить, что при определении экономической сущности предпринимательской деятельности на первое место ставиться предприниматель, его личность и интересы[6].
С развитием капитализма в Западной Европе и США представители экономической науки перестают отождествлять собственника капитала и предпринимателя. Последний стал рассматриваться в качестве организатора производства, не обязательно обладающего правом собственности на средства производства[7].
Следует отметить вклад в развитие теории предпринимательства, внесенный И. Тюненом, который определил предпринимателя как обладателя особых качеств: он должен уметь рисковать, принимать нестандартные решения и отвечать за свои действия, а потому может претендовать на незапланированный (непредсказуемый) доход. И. Тюнен подчеркивал, что предприниматель не обязательно является инноватором; главную предпринимательскую функцию он связывал с несением бремени риска и неопределенности в процессе экономического развития[8].
Не смотря на то, что отечественная экономическая мысль находиться на стадии становления теории предпринимательства, российские ученые обратились к данной проблеме раньше европейских. Первым в этом ряду следует назвать И.Т. Посошкова, который еще на рубеже 17-го – 18-го веков рассматривал предпринимательство в качестве решающего условия социально-экономического развития государства и повышения благосостояния его граждан[9].
Как отмечалось выше, в советский период проблемам выявления сущности предпринимательства не уделялось должного внимания. Объясняется это тем, что с 1932 г. в связи с полным огосударствлением экономики в России свободное предпринимательство было объявлено нелегитимным, более того его осуществление признавалось уголовным преступлением.
Ситуация начала меняться лишь во второй половине 1980-х годов, когда стали создаваться необходимые идеологические, политические и правовые основы для возрождения предпринимательской деятельности. Но при этом в большинстве исследований современных российских экономистов рассмотрение сущности данного явления подменяется выявлением отдельных черт (признаков) предпринимательства и его целей. Определение предпринимательской деятельности нередко излишне упрощается. При этом некоторые представители современной российской экономической науки в своих работах только подходят к понятию предпринимательской деятельности, близкому по своей сущности к позициям основоположников теории предпринимательства[10].
Подводя итог рассмотрению экономической составляющей понятия предпринимательской деятельности, необходимо акцентировать внимание на следующие принципиальных моментах.
1. Предпринимательская деятельность предполагает творчество, деловитость, инициативность, новаторство, хозяйственный риск, ответственность предпринимателя.
2. К признакам предпринимательской деятельности относиться наличие права собственности на средства производства. Но при этом предприниматель не всегда является собственником. Еще в прошлом веке произошло обособление капитала-собственности от капиталафункции. Принятие управленческих решений все чаще переходит от собственника капитала к управляющему.
Все это приводит к подъему предпринимательской активности. В силу того, что предпринимательская деятельность порождает специфические общественные отношения, объективно нуждающиеся в правовом регулировании, недостаточно уяснить экономическую сущность данного явления. Задача юриста состоит в определении тех признаков предпринимательской деятельности, которые позволили бы формализовать ее с позиции права и обеспечить надлежащую регламентации соответствующих общественных отношений.
Соответствующая норма, закрепленная в ст. 2 ГК РФ не может быть признана отвечающей данной цели. Фактически она представляет собой простое перечисление несвязанных между собой признаков (характерных черт). В ней не прослеживается общая концепция предпринимательской деятельности. Более того, происходит смешение признаков и условий осуществления предпринимательской деятельности. Отечественная юридическая мысль имеет давние традиции исследования предпринимательства. В этой связи достаточно вспомнить имена таких видных отечественных ученых как К.П. Победоносцев, Л.И. Петражицкий, И.А. Покровский, Г.Ф. Шершеневич Д.И. Мейер, М.И. Кулагин и др.
Несмотря на то, что понятие предпринимательской деятельности является одним из ключевых не только для гражданского и предпринимательского права, но и для других отраслей права (административного, уголовного и т.п.), а, следовательно, имеет общеправовое значение, до настоящего времени оно так и не стало предметом комплексного правового исследования. Различные авторы при раскрытии понятия предпринимательской деятельности делают акцент на различных его признаках (характерных чертах).
Признавая допустимость рассмотренных подходов к выявлению признаков предпринимательства, нельзя не обратить внимание на следующие моменты. так, В.Ф. Попондопуло, выделяя признаки, индивидуализирующие предпринимательскую деятельность и отличающие ее от любой иной инициативной деятельности, не учитывает те специфические черты, отражающие сферу осуществления предпринимательской деятельности (использование имущества, производство и реализация товаров, выполнение работ и оказание услуг).
Кроме того, В.Ф. Попондопуло, характеризуя предпринимательскую деятельность, делает акцент на государственной регистрации субъектов предпринимательства. Согласиться с этим нельзя по следующим причинам. Государственная регистрация субъектов предпринимательской деятельности не отражает сущности такой деятельности. Более того, когда речь идет о незаконной предпринимательской деятельности (применительно к административному и уголовному праву) изначально предполагается, что такая регистрация может отсутствовать. таким образом, анализируя действующее законодательство в комплексе, государственную регистрацию субъектов предпринимательской деятельности следует рассматривать не как признак данной деятельности, а в качестве обязательного условия ее осуществления. При этом факультативным условием осуществления предпринимательской деятельности следует признать лицензирование отдельных ее видов. Рассмотренная выше совокупность признаков предпринимательской деятельности является необходимой, но очевидно недостаточной для установления сущности такой деятельности.
1.2. Виды предпринимательской деятельности
Всё многообразие предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным признакам: по виду деятельности, формам собственности, количеству собственников, организационноправовым и организационно-экономическим формам, степени использования наемного труда и прочим. В зависимости от содержания и направленности предпринимательской деятельности, объекта приложения капитала и получения конкретных результатов.
Рисунок 1. Классификация видов субъектов предпринимательства
О.И. Волков выделяет следующие виды предпринимательства[11]: производственное, коммерческое (торговое), финансово-кредитное, посредническое, страховое, индивидуальное, социальное.
1. Предпринимательство является производственным, если сам предприниматель непосредственным образом, используя в качестве факторов орудия и предметы труда, производит продукцию, товары, услуги, работы, информацию, духовные ценности для последующей реализации (продажи) потребителям, покупателям, торговым организациям.
2. Коммерческое (торговое) предпринимательство. Принцип организации торгового предпринимательства несколько отличается от производственного, так как предприниматель выступает непосредственно в роли коммерсанта, торговца, продавая готовые товары, приобретенные им у других лиц, потребителю (покупателю).