Файл: История возникновения и развития коммерции и предпринимательства за рубежом и в России (Виды предпринимательской деятельности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 78

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Предпринимательскую политику петровской эпохи нельзя назвать однозначной и сформировавшейся сиюминутно. Она являлась отражением политики государства в целом и зависела от ряда факторов, в том числе и военного. Например, важнейшим стимулом развития торгового предпринимательства стала Северная война 1700–1721 годов1. Конец XVII века характеризуется политикой активного вмешательства государства в торговые дела, ведь ввоз и вывоз товара, его обороты на рынке были прямым источником доходов в государственную казну, которой требовались средства для ведения войны, строительства флота и т. д. Для наиболее эффективного выполнения поставленных задач и пополнения казны государство ввело монополию на определенные виды товаров.

Одной из первых была установлена монополия на важнейший пищевой продукт – соль. При этом государство не просто прибирало к рукам прибыльную отрасль, но увеличивало цены вдвое, получая стопроцентную прибыль. От табачной монополии в том же 1705 году государственная прибыль составила 800%. Во время Северной войны купечество облагалось не только новыми налогами, но и новыми обязанностями, при этом государство старалось увеличить численность торгового сословия. Доступ в посады и слободы стал открыт абсолютно для всех лиц, занимающихся торговлей и получивших согласие от купеческого самоуправления, будь то крестьянин или городской житель. Ратуши могли отказать в такой записи и даже запретить заниматься торговыми операциями.

По указу 1709 года было разрешено приписывать к посаду всех, кто имел торгу на 100 и более рублей. Можно было оставаться и не приписанным, но следовало уплачивать оброк, который платили посадские люди. За неуплату оброка человек лишался права на торговлю и промыслы под предлогом, что он «торгами своими у посадских людей промыслы отымает». В свою очередь, купеческим и посадским людям путь в другие звания и должности без ведома ратуши был закрыт. Ведя протекционную политику по отношению к купцам, государство требовало взамен оказания ряда услуг в государственных учреждениях. Материально обеспеченных граждан побуждали к созданию торговых компаний, для того чтобы последние строили за свой счет корабли и т. д. Данная политика сопровождалась постоянным увеличением налогов и сборов. Главным подоходным налогом для купеческого сословия была «десятая деньга».

Помимо этого постоянно добавлялись единовременные сборы, а также подушный оклад. Все это негативно сказывалось на экономическом потенциале торгового сословия. Лишь спустя определенное время правительство осознало, что огромные материальные ресурсы торгового сословия были утеряны, но приближающееся окончание Северной войны побуждало к перемене в отношениях между государством и хозяйствующими субъектами. Изменение понятия «предпринимательство» в России во многом зависело от господствующих в то время взглядов, традиций, а также от государственных нужд. Это является общей чертой для всего российского предпринимательства. Выделяя основные направления экономической политики государства, можно заметить и одновременное развитие предпринимательской отрасли, необходимость в которой для государственных нужд в то время была крайне велика.


Глава 3.Современные задачи развития малого предпринимательства в РФ и за рубежом

Малое предпринимательство – это особая сфера предпринимательства, являющаяся специфической общественной формой небольшого (относительно других) производства. Существуют специальные критерии отличия данных форм предпринимательства от других. Они заключены в критериях численности, объема оборота продукции (валовой выручки) и условий создания фирмы, с учетом долей иностранного участия[34].

В Великобритании в малом бизнесе занято 13,6 млн. человек, что составляет 49% общей численности занятых, а благодаря мерам государственной поддержки – малое предпринимательство Великобритании считается самым надежным в странах Европы[35]. На малых предприятиях Германии занято около 70% всего занятого населения, они обеспечивают 41% налоговых поступлений и почти 50% ВВП, в США на малых предприятиях с численностью до 100 чел. занято около 40% всего трудоспособного населения страны обеспечивающих примерно тот же процент ВВП. В малом бизнесе Китая занято около 60% населения, и данный сектор обеспечивает 55% ВВП[36].

Главным фактором развития малого предпринимательства является серьезная государственная поддержка.

Исследуем основные направления стимулирования развития малого предпринимательства в наиболее успешных в данном отношении странах – Китае, Германии, США, Великобритании - и сравним перечень и эффективность программ с российскими аналогами.

Основные направления и факторы развития малого предпринимательства в Китае включают: Во-первых, информационную и консультационную поддержку. В 2001г. по решению Правительства Китая была открыта государственная некоммерческая информационная служба China SME Online – CSMEO. Целью ее создания стало обеспечение комплексного и своевременного информационного обслуживания населения страны и всех государственных органов по вопросам деятельности малого и среднего бизнеса и рыночной ситуации для малого бизнеса. Службой аккумулируется актуальная информация: о законодательстве; о действующих программах поддержки и субсидирования малого предпринимательства; о поставках и потребностях местных и зарубежных рынков, о возможностях финансирования (в т.ч. привлечения венчурного капитала) и т.д.; Во-вторых, нормативно-правовое обеспечение развития малого бизнеса[37].


В 2002 г. был принят «Закон Китайской Народной Республики Китая по содействию малым и средним предприятиям, который призван максимально уравнять малый бизнес в правах с крупными компаниями, в первую очередь за счет обеспечения доступа к финансированию, техническим инновациям, обеспечения поддержки любым компаниям, ВУЗам, обслуживающим малый и средний бизнес[38];

В-третьих, государственное финансирование малого бизнеса. С этой целью создан Государственный фонд развития малого и среднего бизнеса.

В-четвертых, налоговые льготы - вновь созданные компании освобождаются от всех налогов в первые два года своего существования;

В-пятых, обеспечение кредитными гарантиями. Для этих целей создан Кредитный гарантийный фонд, осуществляющий выдачу гарантий субъектам малого предпринимательства;

В-шестых, создание технопарков. Широко распространено создание технопарков и особых экономических зон, что создает предпосылки для инновационного развития, привлечения иностранных инвестиций, венчурного капитала и научно-технических ресурсов.

Несмотря на явные преимущества системы государственной поддержки малого предпринимательства Китая, имеется и существенный недостаток, свойственный также и российской экономике, - это коррупция и повсеместное нарушение авторских прав.

Государственный сектор США взаимодействует с малым бизнесом в следующих основных направлениях[39]:

1. Финансовая поддержка малого предпринимательства, включающая: микрозаймы и кредиты на покрытие значительного долга, финансовая помощь в случае финансовых бедствий;

2. Незначительные налоговые льготы: амортизационная льгота (мелким фирмам разрешено списывать стоимость основного капитала неравными частями или единовременно в течение амортизационного периода), применение специальных режимов налогообложения;

3. Информационные услуги, техническое содействие и тренинг, недорогое обучение начинающим предпринимателям;

4. Размещение госзаказов. Ежегодно Отдел SBA по государственным контрактам помогает малым бизнесам получить примерно 23% из федерального бюджета, отведенного на государственные заказы. Данный отдел также предоставляет малым бизнесам возможности для субконтрактирования, доступ к общественно-просветительским программам и тренингам.

5. Юридическая защита интересов малых бизнесов. Поскольку содержание юристов дорого для малых предпринимателей, в 1978г. при SBA был создан отдел, который тщательно изучает законодательные акты Конгресса, выступает от лица малых предприятий в суде или конгрессе и производит оценку процедурно-правового давления на малый бизнес;


6.Создание бизнес-инкубаторов. Широко развиты в США бизнесинкубаторы (по различным данным от 850 до 1100). В США насчитывается самое большое количество свободных экономических зон в различных вариациях (чуть меньше 300)[40].

Государственный сектор Великобритании в качестве основных направлений воздействия на сектор малого предпринимательства использует создание благоприятных условий для становления и развития стартапов (начинающих или панирующих открыть свой бизнес предпринимателей) и уже существующего малого бизнеса, за счет:

  1. облегчения доступа к финансированию, в том числе:
  • предоставление займов малым предприятиям, разработавшим перспективные бизнес-планы, но не имеющим обеспечения либо кредитной истории для получения коммерческого кредита с помощью государственных гарантий заимодателю;
  • поддержка инвестиционных проектов (выдача грантов, льготных займов на приобретение оборудования позволяющего увеличить производственные мощности, число рабочих мест), реализуемых в экономически неблагоприятных районах;
  • приоритетная финансовая поддержка предпринимателей, участвующих в разработке и коммерческой реализации инновационных идей, обеспечивающих рост производственных мощностей, экономию электроэнергии, сокращение потребления углеводородов, повышение конкурентоспособности и др. национальным и региональным приоритетам;
  • участие государства в капитале венчурных фондов;  финансовый консалтинг на этапе планирования бизнеса, помощь в привлечении акционерного капитала;
  1. бесплатной помощи стартующим предприятиям, обучения, информационной и консультационной поддержки будущих и начинающих предпринимателей:
  • помощь в развитии бизнес-идей, консультации по вопросам составления бизнес-планов, финансовым операциям, совершенствования управления предприятием;
  • помощь в найме работников;
  • бизнес-наставничество, развитие деловых навыков, пропаганда самозанятости и помощь в создании социально ориентированных МСП.
  • патронирование новых предпринимателей и оказание им помощи в сложных ситуациях;
  • помощь в установлении деловых контактов в местном бизнессообществе;
  1. совершенствования методов управления бизнесом, развитие рынка труда, совершенствование производственных процессов:
  • компенсация затрат предпринимателей, нуждающихся в притоке высококвалифицированных работников, на оплату посреднических услуг, кадровых агентств;
  • программы, включающие законодательное, информационное, финансовое и техническое обеспечение, применения ресурсо- и энергосберегающих технологий, включая технологии с низким уровнем выброса углекислого газа в атмосферу. Одновременно стимулируется деятельность по сбору и переработке отходов с целью получения сырья для других производств.

4) поддержка инновационных разработок для создания новых продуктов и услуг: разработан ряд программ по оказанию финансовой помощи для развития сотрудничества в инновационной сфере. На поддержку перспективных инновационных разработок малых и средних предприятий выделяется до 1 млн.фунтов, при этом данные вливания не должны превышать 49% от общего объема требуемых инвестиций. Практически все программы разработаны с ориентиром на приоритетные, быстрорастущие отрасли;

5) развитие экспортных возможностей сектора малого и среднего бизнеса. С целью дальнейшего развития экспортного потенциала сектора BIS и FSB (Федерация малого бизнеса) реализуют несколько программ, направленных на оказание информационной, консультационной и технической помощи малым предприятиям, не имеющим опыта внешнеэкономической деятельности;

6) информационное и консультационное обслуживание малого бизнеса.

7) льготное налогообложение. Применяется дифференцированная ставка налога на прибыль: чем меньше размер прибыли, тем меньше ставка налога на прибыль. Малые предприятия Великобритании освобождаются от уплаты налога на прибыль с инвестиций, направляемых на телекоммуникационные и информационные технологии. 8) Создание бизнес-инкубаторов. Одна из популярных мер поддержки малого предпринимательства – создание бизнес-инкубаторов - возникла именно в Великобритании в 50-х годах ХХ в. В настоящее время насчитывается около 300 бизнес-инкубаторов с годовым оборотом 17 млрд.долл. (в России годовой оборот бизнес-инкубаторов составляет 3 млрд.долл.).

Государственный сектор Германии также активно участвует в развитии малого предпринимательства. Основными направлениями государственного воздействия на малый бизнес являются[41]:

  • Льготное кредитование. Малому бизнесу в Германии предоставляется ряд льготных условий кредитования: возможность освобождения от выплат в первые 2 года; низкие процентные ставки по выдаваемым кредитам; долгосрочное кредитование (до 15 лет); отсутствие санкций за задержку возвращения кредита; возможность долевого финансирования: часть финансируется за счет государственных средства оставшаяся часть финансируется за счет собственных или других заемных средств;
  • Программа поддержки инновационных предприятий. С 2001 года в Германии действует программа поддержки инновационных предприятий под названием «Венчурный капитал для малых технологических компаний». За прошедшие 11 лет через ассоциацию фондов венчурного капитала более тысячи начинающих венчурных предприятий получили более 500 млн. евро. Для стимулирования инновационных разработок в секторе малого и среднего бизнеса создана «Программа инновационной поддержки малого и среднего предпринимательства», которая предполагает сотрудничество малых и средних предприятий с научными учреждениями;
  • Активная информационная поддержка малому бизнесу путем организации всесторонних консультаций для предпринимателей всех стадий развития бизнеса. В Германии данным вопросом занимается Федеральный попечительский Совет;
  • Развитие широкой сети бизнес-инкубаторов при ВУЗах (около 200);
  • Льготное налогообложение малого бизнеса.