Файл: Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 358

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Все расходы экономических субъектов, которые подлежат присоединению, в том числе на процедуру реорганизации, должны быть раскрыты в их заключительной отчетности.

Следующим требованием процедуры присоединения является обстоятельство, при котором у присоединяющихся экономических субъектов изменяется только объем имущества и обязательств. Стоит отметить, что текущий отчетный год не прерывается и как следствие закрытие счетов прибылей и убытков в бухгалтерской отчетности не производится.

На дату государственной регистрации прекращения деятельности присоединяемых экономических субъектов заключительная бухгалтерская отчетность не составляется. Субъект хозяйствования, являющийся правопреемником, составляет бухгалтерскую отчетность на дату внесения в Единый государственный реестр юридических лиц, записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных субъектов.

Далее разберем порядок формирования данных раздела «Капитал и резервы» бухгалтерского баланса присоединяющегося юридического лица. Пели в договоре присоединения указано увеличение уставного капитала экономического субъекта, который принимает в себя новый субъект хозяйствования, то в его бухгалтерской отчетности фиксируется показатель
уставного капитала. Показатель уставного капитала прописывается в договоре.

Заключительным требованием этапа объединения является составление заключительной бухгалтерской отчетности экономического субъекта. Необходимо отметить, что при процедуре слияния формирование заключительной бухгалтерской отчетности проводится за период с начала отчетного года до внесения в ЕГРЮЛ записи о вновь созданном экономическом субъекте. При реализации процедуры присоединения на день, предшествующий записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных экономических субъектов.

Процедура присоединения сопряжена с закрытием счета учета прибылей и убытков и отражением цели использования чистой прибыли, в соответствии с договором учредителей. Расходы, которые возникли в связи с реорганизацией, а в частности присоединением, признаются экономическими субъектами, участвующими в реорганизации, в качестве прочих расходов соответствующего периода. Такие расходы отражаются в бухгалтерском учете экономического субъекта, который осуществил расходы, и в его заключительной бухгалтерской отчетности.

Между датой передаточного акта и датой внесения в ЕНГРЮЛ соответствующей записи о возникших экономических субъектах может пройти достаточно много времени. В этот период реорганизуемый экономический субъект продолжает вести текущую деятельность. При этом доходы и расходы, связанные с финансово-хозяйственной деятельностью, должны быть отражены в заключительной отчетности реорганизуемого, а не нового экономического субъекта[10].


В связи с этим данные передаточного акта отличаются от показателей заключительной отчетности, в пояснительной записке или уточнениях к передаточному акту можно дать пояснения и расшифровки по этому поводу. При реорганизации экономического субъекта учредители определяют величину уставных капиталов создаваемых субъектов хозяйствования.

В зависимости от этого нужно скорректировать соответствующие показатели вступительной бухгалтерской отчетности, корректировка выглядит одинаково для всех субъектов объединительного баланса. Порядок раскрытия отчетности отражен в методических указаниях. Завершающим этапом составления объединительного баланса является составление вступительной отчетности, которая формируется на основании заключительной бухгалтерской отчетности.

Объединительный баланс, или, другими словами, вступительная бухгалтерская отчетность, формируется на основании созданного передаточного акта, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных субъектов хозяйствования. При запуске процедуры присоединения
оформляются типичные данной процедуре документы[11].

В соответствии с положениями нормативных актов и требованиями в учетной политике, созданный субъект хозяйствования должен принять к учету переданные ему обязательства[12]. В этой связи есть необходимость в составлении учетного регистра для перевода принимаемых прав и обязательств, в противном случае возникает несопоставимость заключительного, вступительного балансов и передаточного акта.

1.2. Особенности учета и отчетности при прекращении деятельности

Основным нормативным документом, которым должен руководствоваться бухгалтер при раскрытии информации о прекращаемой деятельности,
является Положение по бухгалтерскому учету 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности»[13]. Также может использоваться международный стандарт финансовой отчетности IFRS 5 «Внеоборотные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность». Однако ПБУ 16/02 применимо не во всех случаях.

Данное ПБУ применимо для раскрытия информации в финансовой отчетности только коммерческих организаций, за исключением кредитных.
Что касается субъектов малого предпринимательства, то они могут не применять ПБУ 16/02, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг. Свое решение относительно применения или неприменения ПБУ 16/02 субъекты малого предпринимательства должны отразить в учетной политике. Если организация прекращает какую-либо деятельность из-за стихийного бедствия (пожара, аварии), принудительного изъятия имущества в соответствии с законодательством, а также при национализации ПБУ 16/02 также не применяется. Не следует руководствоваться этим документом и при временном приостановлении производства товаров, выполнения работ, оказания услуг, если организация намеревается в будущем продолжить эту деятельность. Также стоит отметить, что ПБУ 16/02 не регулирует вопросы раскрытия показателей бухгалтерской отчетности при реорганизации (за исключением реорганизации в форме выделения) и ликвидации юридического лица[14].


Конкретного определения понятия прекращаемая деятельность в ПБУ 16/02 не дается. В нем прописаны только условия, при которых возникает прекращение деятельности, а именно: событие должно носить запланированный характер; органу управления организацией (например, общему собранию акционеров, совету директоров, другому органу управления в соответствии с полномочиями, определенными уставом организации) необходимо принять решение и разработать единую программу прекращения деятельности. В программе прекращения деятельности целесообразно перечислить причины, по которым организация отказывается от ее продолжения (убыточность подразделения, изменение основных направлений развития организации), пути прекращения, сроки осуществления программы, а также предусмотреть меры по ее реализации, в том числе указания службам организации подготовке необходимых расчетов об объемах, сроках и возможной цепе реализации сырья, материалов, оборудования и иною имущества, относящегося к прекращаемой деятельности, количестве высвобождаемых работников и причитающихся им суммах выходного пособия[15].

Организация может прекратить осуществление части деятельности путем продажи имущественного комплекса (представляющего собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности) в целом, либо продажи отдельных активов и урегулирования отдельных обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности, либо путем отказа от продолжения этой деятельности. Кроме того, прекращение деятельности осуществляется при реорганизации организации в форме выделения из ее состава одного или нескольких юридических лиц.

Часть деятельности, которую организация намерена прекратить, должна представлять собой обычный вид деятельности компании. В ПБУ 16/02[16] также сказано, что она может представлять собой операционный или географический сегмент, его часть либо совокупность сегментов, то есть к ней могут быть прямо отнесены активы, обязательства, доходы и расходы, а значит, и прибыль. При этом деятельность будет считаться прекращаемой на дату возникновения наиболее раннего из следующих событий:

1) заключения договоров купли и продажи активов, без которых деятельность практически неосуществима;

2) доведения информации о решении прекращения деятельности до сведения юридических и физических лиц, чьи интересы непосредственно будут затронуты (акционеров, работников организации, поставщиков)[17].


От даты наступления какою-либо из этих событий будет зависеть первоначальное отражение этой информации в бухгалтерской отчетности соответствующею года[18].

После признания деятельности прекращаемой организации необходимо уточнить стоимость активов, учтенных в балансе и относящихся к прекращаемой деятельности, в связи с возможным снижением их стоимости (п.9 ПБУ 16/02). В ПБУ 16/02[19] выделяется три вида активов:

1) активы в составе имущественного комплекса, подлежащего продаже как единое целое;

2) отдельные активы, подлежащие продаже;

3) активы, высвобождающиеся в результате отказа от продолжения деятельности, продажа которых невозможна.

Рассмотрим каждую категорию активов.

Необходимым условием для признания снижения стоимости актива в случае прекращения деятельности посредством продажи имущественного
комплекса является заключение предварительного договора купли-продажи. Па основании условий договора, а также заключения независимого аудитора о составе и стоимости организации, фирма может признать и отразить в бухгалтерском учете на конец отчетного года снижение стоимости определенных активов и возникший вследствие этого убыток[20].

К двум последним категориям активов могут относиться как материально-производственные запасы, так и внеоборотные активы. В ПБУ 16/02 приводится только общая схема признания снижения стоимости активов. Для учета снижения их стоимости необходимо руководствоваться следующими правилами (п. 9 ПБУ 16/02[21]):

1) Порядок признания и оценки величины снижения стоимости активов определяется в соответствии с правилами, установленными положениями по бухгалтерскому учету, применяемыми к этим активам[22].

2) При прекращении деятельности путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию.

3) При прекращении деятельности путем отказа от ее продолжения, в случае невозможности продажи актива, величина снижения стоимости актива будет совпадать с его стоимостью, отражаемой в бухгалтерском балансе[23].

В связи с прекращаемой деятельностью в бухгалтерском учете необходимо отразить оценочные обязательства и уточнить балансовую оценку активов, выводимых из деятельности.


Для обобщения информации об отклонениях учетной стоимости активов от рыночной предназначен счет 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей». Отметим, что эти резервы не относятся к оценочным обязательствам, а классифицируются как оценочные значения (пп. «в» и. 2 ПБУ 8/2010[24], п. 3 ПБУ 21 /2008[25]). Убыток от снижения стоимости активов показывают в составе прочих расходов на конец отчетного периода (п. 17 ПБУ 16/02[26]). При этом в бухгалтерском балансе суммы активов показываются с учетом признанного снижения их стоимости, а сумма снижения стоимости активов раскрывается в отчете о финансовых результатах в составе операционных расходов (за исключением случая, если сумма снижения стоимости активов отражается непосредственно на счете по учету добавочною капитала либо предусмотрен иной порядок отражения указанных сумм). Если процесс прекращения деятельности осуществляется на протяжении нескольких лет, то по состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности организация пересматривает отражаемую в бухгалтерском балансе сумму активов[27].

Далее стоит сделать акцент на признание резервов связанных с прекращением деятельности организации.

Вследствие признания деятельности прекращаемой у организации, как правило, возникают обязательства, обусловленные требованиями законодательства, условиями договоров либо добровольно принятые ею на себя перед физическими и юридическими лицами, интересы которых будут затронуты в результате прекращения деятельности.

Если в отношении обязательств имеется неопределенность, касающаяся сроков исполнения или размеров выплат, организация может образовать резерв. ПБУ 16/02 определяет особенности признания резерва, связанной с прекращением деятельности.

Основной целью ПБУ 16/02 является выделение информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации. Информация по прекращаемой деятельности должна быть отражена первый раз в годовой бухгалтерской отчетности того периода, когда орган управления организацией принял решение о прекращении деятельности и утвердил разработанную программу[28].

В дальнейшем информация по прекращаемой деятельности отражается в каждом годовом бухгалтерском отчете, включая тот отчетный период, в котором программа прекращения деятельности фактически выполнена или организация от нее отказалась[29]. Перечень информации по прекращаемой деятельности, которая раскрывается в годовой бухгалтерской отчетности, приводится в пункте 11 ПБУ 16/02[30]: