Файл: Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 359

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

а) описание прекращаемой деятельности: операционный или географический сегмент (часть сегмента, совокупность сегментов), в рамках которого (которых) происходит прекращение деятельности; дату признания деятельности прекращаемой; дату или период, в котором ожидается завершение прекращении деятельности организации, если они известны или определимы;

б) стоимость активов и обязательств организации, предполагаемых к выбытию или погашению в рамках прекращения деятельности[31];

в) суммы доходов, расходов, прибылей или убытков до налогообложения, а также сумму начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности;

г) движение денежных средств, относящееся к прекращаемой деятельности, в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности в течение текущего отчетного периода.

Первые два пункта раскрываются в пояснениях к годовой бухгалтерской отчетности. Пункты же касающиеся сумм доходов, расходов, прибылей и убытков до налогообложения, сумм начисленного налога на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности, а также движение денежных средств рекомендуется отражать в отчете о финансовых результатах и отчете о движении денежных средств соответственно. Однако эти последние два пункта могут быть отражены также в пояснительной записке. Иными словами, организация, помимо предусмотренных нормативными документами граф, отражающих значения показателей деятельности организации в целом на начало и конец отчетного периода, может включить в перечисленные формы бухгалтерской отчетности дополнительные графы для показателей, характеризующих отдельно продолжаемую и прекращаемую деятельность (например, если
организация принимает решение раскрывать в представляемой бухгалтерской отчетности по каждому числовому показателю данные более чем за два года (три и более)) [32].

Следует обратить внимание на п.19 ПБУ 16/02[33], который предусматривает еще одну особенность отражения прекращаемой деятельности. В случае,
если органом управления организацией принято решение о прекращении деятельности после окончания отчетного года (после 31 декабря), но годовая бухгалтерская отчетность еще не подписана руководителем и главным бухгалтером, то отчетность должна быть уточнена[34].

Для тех активов и обязательств, по которым организация заключила договоры купли-продажи (или иные договоры по выбытию обязательств), в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности раскрываются продажная цепа актива (после вычета расчетных расходов на выбытие), сроки поступления денежных средств и отражаемая в бухгалтерском балансе сумма соответствующих активов и обязательств. Любые существенные изменения в суммах или сроках поступления (выбытия) денежных средств, которые организация планировала получить по таким договорам, также отражаются по состоянию на конец отчетного года в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности[35].


Что касается резерва по прекращаемой деятельности, то его значение отражается в пояснительной записке. Данный резерв подлежит пересмотру и корректировке на конец каждого отчетного года в течение периода от признания деятельности прекращаемой до завершения прекращения деятельности. По завершении очередного отчетного периода указанные суммы перепроверяются по каждой строке. Это позволит избежать ошибок — даже тогда, когда в течение отчетного периода персонал бухгалтерии, производивший расчеты, уволится[36].

Кроме этого, на конец каждого отчетного года до завершения прекращения деятельности в пояснительной записке к бухгалтерскому отчету необходимо раскрывать любые существенные изменения в суммах пли сроках поступления (выбытия) денежных средств, относящихся к активам и обязательствам, а также события, вызвавшие соответствующие изменения[37]

В случае отмены программы прекращения деятельности, данный факт подлежит раскрытию в пояснительной записке. При этом суммы признанных ранее в соответствии с ПБУ 16/02[38] резервов, а также убытков от снижения стоимости активов подлежат восстановлению.

Таким образом, следует отметить, что практическая реализация требований ПБУ 16/02 невозможна без уточнения функциональных обязанностей бухгалтерских работников и развития методологической базы бухгалтерского учета и отчетности в каждой организации, где прекращение деятельности является вероятным.

Выводы

Реорганизация юридических лиц регламентируется частью 1 Гражданского кодекса РФ. Реорганизация юридического лица может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Баланс, который составляется при реорганизации экономического субъекта в форме слияния или присоединения, называется объединительным балансом. Такой баланс содержит общие показатели по обязательствам и имуществу всех субъектов хозяйствования, подвергнутых реорганизации. Следует учесть, что вне зависимости от того, что это реорганизация в форме слияния или присоединения, верное составление данного документа будет основой ведения учета вновь созданного субъекта хозяйствования. От того, насколько грамотно, верно и достоверно будет оформлен объединительный бухгалтерский баланс, зависит дальнейшее развитие экономического субъекта.

Основным нормативным документом, которым должен руководствоваться бухгалтер при раскрытии информации о прекращаемой деятельности,
является Положение по бухгалтерскому учету 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности». Основной целью ПБУ 16/02 является выделение информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации. Информация по прекращаемой деятельности должна быть отражена первый раз в годовой бухгалтерской отчетности того периода, когда орган управления организацией принял решение о прекращении деятельности и утвердил разработанную программу. В дальнейшем информация по прекращаемой деятельности отражается в каждом годовом бухгалтерском отчете, включая тот отчетный период, в котором программа прекращения деятельности фактически выполнена или организация от нее отказалась.


Глава 2. Практические аспекты отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности

2.1. Проблемы отражения в учете и отчетности реорганизации организации

Рассмотрим типичные проблемы, возникающие при учете и формировании отчетности при реорганизации организации.

Достаточно распространен неправильный выбор реорганизационной
процедуры. Эта ошибка возникает, как правило, из-за отсутствия системного
подхода к оценке реорганизационной процедуры и ее прогнозируемого результата. Любая планируемая реорганизационная процедура должна быть детально рассмотрена с правовой, бухгалтерской и налоговой точек зрения.

На практике зачастую неправильно определяется правопреемник. В ходе
реорганизации одни организации прекращают свое существование, другие
возникают либо в виде новых юридических лиц, либо приобретают иное качество. При этом к правопреемникам переходят все права и обязанности.

Искажением статей отчетности реорганизуемых либо реорганизованных
организаций является неверное отражение результатов инвентаризации. Составление передаточного акта и (или) разделительного баланса осуществляется на основании акта инвентаризации. При формальном характере инвентаризации возможно наличие излишков, недостач, пересортицы, что в свою очередь приводит к целому ряду негативных последствий. При наличии недостач, не отраженных в ходе инвентаризации на балансе создаваемой организации, они отражаются как реально существующие активы. Неотраженные излишки могут существенно изменить валюту баланса реорганизуемой организации.

Порядок проведения инвентаризации можно представить в виде алгоритма (рис. 1).

Недостачи товарно-материальных ценностей отражаются в бухгалтерском учете по фактической себестоимости, недостающее амортизируемое имущество — по остаточной стоимости, частично испорченные ценности— по сумме определившихся потерь.


Рисунок 1 – Алгоритм инвентаризации при реорганизации организации

Размер ущерба, предъявляемый к взысканию с виновных лиц, определяется с учетом рыночной цены недостающих ценностей, также принимаются во внимание требования НК РФ. В последующем недостачи относятся либо на счета издержек (при выявлении недостач в пределах норм естественной убыли), либо на виновных лиц с использованием счета 73 «Расчеты с
персоналом по прочим операциям».

Вопросы, связанные с отражением и последующим закрытием счета 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей», должны быть решены до составления передаточного акта и (или) разделительного баланса, поскольку от этого зависит последующее распределение имущества и обязательств. Кроме того, взыскать недостачи с виновных лиц после реорганизации порой оказывается проблематичным.

Необходимо выяснить причины возникшей недостачи и принять решение о списании недостач. По результатам инвентаризации возможны два варианта списания недостач. Если реорганизуемая организация является плательщиком НДС, то при обнаружении в ходе инвентаризации недостачи имущества, которое ранее было приобретено с НДС, необходимо выполнить исправительные проводки. При этом возможны две базовые ситуации. В первой ситуации организация не выполнила одно из условий для отражения налогового вычета (например, ТМЦ не оплачены), и НДС, относящийся к недостающим активам, учитывается по дебету счета 19 «НДС по приобретенным ценностям». В этом случае право на вычет не может быть использовано, и в учете делается запись:

Дебет счета 94 Кредит счета 19.

Во второй ситуации все условия для использования налогового вычета в организации были, в учете произведена запись:

Дебет счета 68 Кредит счета 19.

Выявленная недостача требует уменьшения налогового вычета, поскольку утраченные активы не могут быть использованы для производственных целей. В этом случае производятся бухгалтерские записи:

Дебет счета 68 «Расчеты по налогам и сборам», субсчет «Расчеты по НДС» Кредит счета 19 — методом красное сторно отражен НДС, относящийся к имуществу, оказавшемуся в недостаче;

Дебет счета 94 Кредит счета 19 — восстановлен НДС, относящийся к утраченному (похищенному) имуществу, ранее предъявленный в качестве налогового вычета.

Успешная деятельность созданной либо реорганизованной организации во многом будет зависеть от состояния документооборота. В связи с этим необходимо произвести инвентаризацию бухгалтерской и налоговой документации. Отсутствие документов приводит к ситуации, в которой правопреемник не может организовать ведение бухгалтерского и налогового учета, руководствуясь принципами непрерывности, достоверности, полноты.


В процессе инвентаризации необходимо выяснить подходы к организации аналитического учета, выявить наличие и состояние всех инвентарных карточек, инвентарных книг, описей, ведомостей, накопительных регистров аналитического учета а также технических паспортов или другой технической документации. Кроме того, проверяется бухгалтерская и налоговая отчетность. В ряде случае может потребоваться восстановление учета.

В результате работы инвентаризационной комиссии высший орган
управления юридического лица должен сформировать бухгалтерскую документацию, учетные данные которой полностью соответствуют фактическому наличию имущества и обязательств на дату реорганизации и приступить к документальному оформлению реорганизационных процедур (табл. 1).

Таблица 1

Варианты наделения имуществом и обязательствами
при различных тинах реорганизационных процедур

п/п

Реорганизационная процедура

Имущества и обязательства до реорганизации

Имущества и обязательства после реорганизации

1

Слияние
п. 1 ст. 58

ООО «А» — 2 млн руб.
ООО «Б» — 4 млн руб.

ООО «С» — 6 млн руб.

2

Присоединение п. 2 ст. 58

ООО «А» — 2 млн руб.
ООО «Б»* — 0,5 млн руб.

ООО «А» — 2,5 млн руб.

3

Разделение
п. 3 ст. 58

ООО «А» — 2 млн руб.

В решении о разделении: 40 % — ООО «Б», 60 % — ООО «В»

ООО «Б» — 0.8 млн руб.
ООО «В» — 1,2 млн руб.

4

Выделение
п. 4 ст. 58

ООО «А» — 2 млн руб.
Решение о выделении в самостоятельное юридическое лицо структурного подразделения ООО «Б» с наделением имуществом и несением обязанностей в размере 0,8 млн руб.

ООО «А» — 1,2 млн руб.
ООО «Б» — 0,8 млн руб.

5

Преобразование п. 5, ст. 58

ООО «А» — 2 млн руб.

Принято решение о преобразовании в АО «А»

ОАО «А» — 2 млн руб.

Унифицированные формы передаточного акта и разделительного баланса законодательством не предусмотрены. При их составлении следует руководствоваться приказом Минфина РФ от 06.07.2010 № 66н «О формах бухгалтерской отчетности», Методическими указаниями по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденными Приказом Минфина России от 20.05.2003 №44н, ПБУ 4/99 «Бухгалтерская отчетность организации», утвержденного приказом Министерства Финансов РФ от 06.07.1999 № 43н.