Файл: Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 361

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность. В деятельности каждой фирмы бывают как удачные, так и тяжелые времена. Организации могут вести один или несколько видов деятельности и, например, вести эти деятельности в различных регионах.
Очевидно, что если какая-либо деятельность фирмы перестает приносить прибыль, то мало кто захочет вести такую деятельность себе в убыток. Ликвидация фирмы — не единственное решение в таком случае. В этом случае возможна реорганизация. Кроме того, можно прекратить лишь только ту часть деятельности, которая приносит убытки. В изменчивой коммерческой среде реструктуризация видов деятельности организации, продажа непрофильных активов, представляющих отдельные направления бизнеса - явление достаточно частое. Этим и объясняется актуальность изучения особенностей учета и отчетности в условиях реструктуризации и прекращения деятельности.

Цель работы состоит в исследовании особенностей бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • рассмотреть особенности учета и отчетности при реорганизации организаций;
  • рассмотреть особенности учета и отчетности при прекращении деятельности;
  • выявить проблемы отражения в учете и отчетности реорганизации организации;
  • рассмотреть порядок учета и отражения в отчетности прекращения деятельности.

Предметом исследования является порядок формирования отчетности при реорганизации и прекращении деятельности организаций.

Теоретическую и методологическую основу исследования составили научные труды, представленные в отечественной литературе в области бухгалтерского учета.

Информационной базой исследования послужили: законодательные и нормативные акты по вопросам бухгалтерского учета.

Глава 1. Теоретические основы отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности


1.1. Особенности учета и отчетности при реорганизации организаций

Реорганизация юридических лиц регламентируется частью 1 Гражданского кодекса РФ. Реорганизация юридического лица может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование. Решение о реорганизации принимает учредитель либо орган юридического лица, уполномоченный на это учредительными документами (ч. 1 ст. 57 ГК РФ[1]).

Баланс, который составляется при реорганизации экономического субъекта в форме слияния или присоединения, называется объединительным балансом. Такой баланс содержит общие показатели по обязательствам и имуществу всех субъектов хозяйствования, подвергнутых реорганизации.

Объединительный баланс составляется при объединении нескольких небольших субъектов хозяйствования в один крупный субъект или при присоединении одного или нескольких структурных подразделений к данному субъекту хозяйствования.

Под порядком составления бухгалтерского объединительного баланса понимают совокупность всех необходимых учетных работ, которые проходят в несколько этапов[2].

Принятие решения о реорганизации и оформление необходимых документов. На первом этапе после принятия решения о реорганизации наступает момент оформления всех необходимых документов для реорганизации и составления соответствующей отчетности. На данном этапе происходит утверждение и оформление всех необходимых для реорганизации документов: выписка из решения собрания учредителей по реорганизации; выписка из решения уполномоченных государственных органов; договора о слиянии или присоединении организаций.

Вопрос о реорганизации в акционерных обществах решается на общем собрании акционеров. Подобные вопросы в обществе с ограниченной ответственностью решаются на общем собрании участников. На собрании определяются основные условия и порядок реорганизации, подготавливаются и утверждаются соответствующие документы высшим органом управления[3].

В случае реорганизации путем слияния высший орган управления каждой реорганизуемой фирмы должен утвердить: передаточный акт; заявление о регистрации компании, созданной путем слияния, решение руководства организации о реорганизации; документ об уплате государственной пошлины.

Вторым этапом при реорганизации является составление передаточного акта. Документ, в котором указан весь объем обязательств реорганизуемой организации, возникших у нее перед должниками и кредиторами, которые должны быть включены во вновь создаваемую организацию, называется передаточным актом. В передаточный акт включаются в обязательном порядке и обязательства, по которым есть вопросы и разногласия между организациями[4].


Передаточный акт оставляет каждый экономический субъект, принимающий участие в слиянии. Передаточный акт обычно разделяют на две основные части. В первой части передаточного акта указывается справочная информация об организации. В эту информацию входят данные о наименовании организаций, раскрывается организационно-правовая форма; вид, дата, по которой было принято решение о реорганизации; перечисление всех прилагаемых форм отчетности и другие.

При реорганизации данные об обязательствах, собственном капитале и имуществе реорганизуемого экономического субъекта фиксируются во второй части передаточного акта, которая представляет собой бухгалтерский баланс. В передаточном акте должны быть указаны все положения о правопреемстве - это сведения о суммах дебиторской и кредиторской задолженности, а также об имуществе, переходящем к новой создаваемой организации.

Стоимость имущества по данному акту может быть остаточной, рыночной, первоначальной либо фактической стоимостью себестоимости материально-производственных запасов. В форме передаточного акта никаких ограничений нет, обычно его оформляют в виде обыкновенного бухгалтерского баланса и прикладывают расшифровки по каждой из строк.

Перед реорганизацией в форме присоединения должен быть утвержден договор о присоединении нескольких или одной фирмы к новой, основной организации. Данный договор утверждает высший орган управления[5].

В передаточном акте должен содержаться весь объем передаваемых обязанностей и прав, в виде отражения актива реорганизуемой организации и его составляющих, а также пассива и его составляющих. Должна быть указана общая сумма активов и пассивов. Так же можно расшифровать активы и пассивы по каждому наименованию имущества, кредиторской и дебиторской задолженности в приложении к передаточному акту.

Целью данного действия является то, чтобы в дальнейшем не возникло споров по наличию прав на имущество или прав требования на взыскание задолженности у принимающей организации. Передаточный акт составляется только в определенных формах реорганизации, во всех случаях реорганизации данный акт составлять нет необходимости. При присоединении передаточный акт создает только присоединяемая организация.

Процесс слияния отличается от присоединения тем, что при слиянии передаточный акт составляет каждая организация, которая принимает участие в
реорганизации. Передаточный акт является таким документом, который создается организациями в форме слияния и присоединения теми организация-
ми, которые передают или по-другому отдают свое имущество, права, обязательства вновь возникшей организации.


Бухгалтерский баланс - это неотъемлемая часть и главная составляющая в передаточном акте. В нем должны быть раскрыты только данные по состоянию организации на день реорганизации, а не на последнюю отчетную дату[6]. Показатели, которые числятся на начало отчетного года указывать не нужно.

При слиянии организации должны составлять бухгалтерскую отчетность с учетом следующих указаний.

Первое указание - в соответствии с методическими указаниями в составе заключительной бухгалтерской отчетности организаций, завершивших свою деятельность в результате слияния, подлежат раскрытию следующие расходы: произведение расчетов с кредиторами; начисление заработной платы работникам, осуществление расчетов по налогам и сборам с бюджетом; продажа товарно-материальных ценностей; начисление амортизации по переходящему имуществу; расходы, возникшие в связи с реорганизацией,
произведенные в период с даты утверждения передаточного акта; списание расходов будущих периодов, не подлежащих включению в передаточный акт[7].

Второе указание по составлению бухгалтерской отчетности при слиянии - все указанные выше расходы фиксируются должным образом в бухгалтерском учете организаций, которые заканчивают свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния. Расходы должны быть отражены и раскрыты в заключительной бухгалтерской отчетности.

Третье указание - передаточный акт является основанием, в котором суммируются числовые показатели заключительной бухгалтерской отчетности каждой организации, и создается единая вступительная бухгалтерская отчетность.

И наконец, четвертое указание - полученные в результате реорганизации различные активы отражаются во вступительной бухгалтерской отчетности
нового экономического субъекта. Учет осуществляется в той оценке, в которой они отражены в передаточном акте с учетом числовых показателей заключительной бухгалтерской отчетности реорганизуемых субъектов хозяйствования.

Во вступительной бухгалтерской отчетности экономического субъекта, образовавшейся в результате слияния, данные об уставном капитале формируются в соответствии с договором о слиянии. В договоре фиксируются решения учредителей о порядке конвертации акций экономического субъекта в акции возникшего субъекта хозяйствования.

При составлении данных по разделу «Капитал и резервы» вступительного баланса организации, которая возникла в результате реорганизации, бухгалтер должен проверить величину чистых активов и размер уставного капитала. Если стоимость чистых активов вновь организованного субъекта хозяйствования, окажется отличной от величины уставного капитала, то возникшая разница подлежит раскрытию во вступительном бухгалтерском балансе[8]. Данная информация представляется в разделе «Нераспределенная прибыль». При слиянии вступительный баланс вновь созданной организации создается без отражения каких-либо записей в бухгалтерском учете. При осуществлении реорганизации в форме слияния в момент формирования бухгалтерской отчетности необходимо обратить особое внимание на следующие факторы:


1) при реорганизации в виде слияния на день все реорганизуемые организации, прекращающие свою деятельность, создают заключительную бухгалтерскую отчетность с закрытием счетов учета прибылей и убытков;

2) до момента внесения в реестр сведений о вновь возникшей организации при реорганизации в виде слияния все операции, связанные с текущей деятельностью, необходимо указать в бухгалтерском учете организации прекращающей деятельность.

Также расходы, возникшие вследствие реорганизации, произведенные в период после даты подтверждения передаточного акта, отражаются в бухгалтерском учете организаций, прекращающих свою деятельность.

Все указанные выше расходы должны быть отражены в заключительной бухгалтерской отчетности экономических субъектов, прекращающих свою деятельность в связи с реорганизацией в форме слияния. Данные об основных средствах и нематериальных активах, полученных при реорганизации, вновь возникший субъект при составлении вступительной бухгалтерской отчетности заполняет в оценке, по которой они отражены в передаточном акте.

В договоре о слиянии при конвертации акций по решению учредителей реорганизуемых экономических субъектов в акции вновь созданного субъекта хозяйствования во вступительном балансе отражается вновь сформированный уставный капитал.

При увеличении уставного капитала, созданного экономического субъекта, данный факт увеличения отражается в договоре о слиянии и во вступительной бухгалтерской финансовой отчетности[9].

При слиянии или присоединении организаций необходимо обратить внимание на изменение в уставном капитале. В случае уменьшения уставного капитала по отношению к сумме уставного капитала во вступительной бухгалтерской отчетности вновь созданного субъекта указывается объем уставного капитала, определенный договором о слиянии. Стоит отметить, что различие между уставным капиталом, в данном случае регулируется во вступительном бухгалтерском балансе принимающим субъектом хозяйствования. Отражаются значения в разделе «Капитал и резервы» показателем «Нераспределенная прибыль или непокрытый убыток».

При присоединении экономические субъекты должны составлять бухгалтерскую отчетность с учетом определенных требований. Отчетность составляется в предшествующий день внесения в государственный реестр записи о прекращении финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.

В случае присоединения происходит закрытие счетов прибылей и убытков и распределение суммы чистой прибыли того экономического субъекта, который присоединился. Все, что относится к бухгалтерской отчетности экономических субъектов, которые подлежат слиянию, относится и к субъектам, подлежащих присоединению.