Файл: Особенности бухгалтерской отчетности при реорганизации организаций и прекращении деятельности.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 360

Скачиваний: 11

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

2.2. Порядок учета и отражения в отчетности прекращения деятельности

Рассмотрим практический пример. Руководство OОО «Студент» приняло решение о прекращении выпуска одного из видов продукции, о чем известило поставщиков соответствующею сырья, используемою в этом производстве. Но прекращения каких-либо обязательств не возникает. Основные средства из эксплуатации не выводятся — они обеспечивают производство продукции других наименований. Остатки сырья числятся на балансе по стоимости приобретения 3 500 000 руб., их текущая рыночная стоимость составляет 3 000 000 руб., а предстоящие расходы па их продажу (выбытие), включающие затраты на рекламу, упаковку и транспортировку, оценены в сумме 200 000 руб.

В этой ситуации бухгалтер должен руководствоваться п. 25 ПБУ 5/01 «Учет материально-производственных запасов»[39]. В учете будут сделаны следующие записи:

Дебет 91 Кредит 14

- 500 000 руб. (3 500 000 — 3 000 000) — отражено снижение стоимости сырья, использование которою будет прекращено (на разницу между балансовой стоимостью и текущей рыночной стоимостью);

Дебет 62 Кредит 91

- 3 500 000 руб. - реализовано сырье покупателю;

Дебет 91 Кредит 10

- 3 000 000 руб. — списана учетная стоимость сырья;

Дебет 14 Кредит 91

- 500 000 руб. - списана сумма резерва под «обесценение» сырья в связи с его выбытием;

Дебет 91 Кредит 76

- 200 000 руб. - отражены фактические расходы на выбытие сырья;

Дебет 91 Кредит 99

- 300 000 руб. (3 500 000 + 500 000 — 500 000 — 3 000 000 — 200 000) — выявлен финансовый результат по прекращенной деятельности.

Рассмотрим ситуацию, когда прекращение производства порождает обязательства у общества. Пусть отказ от договора поставки сырья грозит штрафными санкциями в сумме 120 000 руб. В этом случае бухгалтер должен признать оценочный резерв на штраф. При таких условиях бухгалтерские записи принимают вид:

Дебет 91 Кредит 96

- 120 000 руб. — признан резерв на штраф в связи с предстоящим расторжением договора поставки;

Дебет 91 Кредит 14

- 300 000 руб. (3 500 000 — 3 000 000 — 200 000) — признан убыток от снижения стоимости сырья (на разницу между балансовой стоимостью и текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по выбытию);

Дебет 62 Кредит 91


- 3 500 000 руб. - реализовано сырье покупателю;

Дебет 91 Кредит 10

- 3 000 000 руб. — списала учетная стоимость сырья;

Дебет 14 Кредит 91

- 300 000 руб. списана сумма резерва под «обесценение» сырья в связи с его выбытием;

Дебет 91 Кредит 76

- 200 000 руб. - отражены фактические расходы на выбытие сырья (предположим, они совпали с ожидаемыми);

Дебет 91 Кредит 99

- 180 000 руб. (3 500 000 + 300 000 — 120 000 — 300 000 — 3 000 000 —200 000) — выявлен финансовый результат по прекращенной деятельности.

Предположим, что остатки сырья продать невозможно.

ООО «Студент» отказалось от выпуска продукции, а остатки сырья, используемые для ее производства, продать невозможно. В таком случае бухгалтер должен сделать следующую запись:

Дебет 91 Кредит 14

- 3 500 000 руб. — списана с баланса учетная стоимость сырья ввиду невозможности его продажи.

Заметим, что уцененное сырье может продолжать расходоваться между моментами признания деятельности прекращаемой и фактической прекращения производства.

Рассмотрим другой пример. ООО «Венера» занимается производством мебели и дверей. 25 сентября 2014 г. было решено прекратить производство дверей. Руководство известило работников, занятых производством дверей, об увольнении. Размер выходного пособия — 8 500 руб. Неустойка, которую организации придется заплатить поставщикам, - 11 000 руб. Все имущество, которое использовалось в производстве дверей, было решено продать. В ноябре 2014 г. был заключен контракт на продажу остатков неиспользованных материалов в количестве 700 кг по цене 250 руб./кг (без НДС). Передать материалы покупателю предполагается в феврале следующего года. Их фактическая себестоимость — 300 руб./кг.

Исходя из вышеприведенных данных бухгалтер ООО «Венера» начислил неустойку и создал резерв под снижение стоимости материалов. В учете были произведены следующие записи.

Создан резерв под снижение стоимости материалов:

Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы. Прочие расходы»

Кредит 14 «Резервы под снижение стоимости материальных ценностей»:

35 000 руб. = (700 кг *(300 руб./кг - 250 руб./кг))

Начислена неустойка поставщикам:

Дебет 91-2 «Прочие доходы и расходы. Прочие расходы»

Кредит 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами» 7000 руб.

Сумму резерва под обесценение материальных ценностей и затраты по выплате неустойки отражают в строке 2350 «Прочие расходы» Отчета о финансовых результатах.

Выручка от продажи дверей за 2014 г. составила 1 200 000 руб. (без НДС). Себестоимость проданных дверей - 678 000 руб. Коммерческие расходы, связанные с их продажей, — 90 000 руб.


Таким образом, правильное отражение в учете информации по прекращаемой деятельности не менее важно, чем отражение информации по обычной деятельности предприятия, поскольку такая информация необходима для принятия управленческих решений.

Организация самостоятельно определяет отчетность, где отражать информацию по прекращаемой деятельности — в отчете о финансовых результатах, в отчете о движении денежных средств или в пояснительной записке[40].

Информация, отражаемая в каждом из этих бухгалтерских документов, представлена в табл. 2.

Таблица 2

Информация, раскрываемая в отчетности

Форма бухгалтерской отчетности, в которой отражается информация

Содержание отражаемой информации

1

2

Бухгалтерский баланс

Остатки резервов, переходящие на следующий год, (определяются исходя из правил, установленных нормативными актами бухгалтерского учета)

Продолжение таблицы 2

1

2

Отчет о финансовых
результатах
Отчет о движении
денежных средств
Пояснительная записка
к бухгалтерской
отчетности

Доходы и расходы, прибыль до налогообложения и налог на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности.

Суммы, относящиеся к прекращаемой деятельности, которые поступали в кассу или на банковский счет и их расходование.
Изменения в сроках или суммах выбытия (поступления) денежных средств, которые относятся к активам и обязательствам и предназначены для погашения или выбытия.

Отчет о финансовых
результатах

Снижение стоимости активов при их переоценке

Пояснительная записка к бухгалтерской
отчетности

Описание прекращаемой деятельности:

Какая именно деятельность является прекращаемой;

Дата прекращения деятельности и период признания ее прекращаемой;

Географический или операционный сегмент, в рамках которого будет прекращена деятельность;

Продажная цена актива, сроки поступления денежных средств;
Резерва для покрытия долгов по обязательствам на начало и конец периода;

Резерв, списанный в отчетном периоде;

Сумма резерва, неиспользованная в отчётном периоде и отнесенная на прочие доходы организации

Стоимость активов, которые организация собирается продать в процессе прекращения деятельности, и обязательства, которые необходимо погасить в связи с отказом от данной деятельности.


По состоянию на конец каждого отчетного года в течение периода от признания прекращаемой деятельности до завершения прекращения деятельности организация уточняет отражаемую в бухгалтерском балансе сумму активов, исходя из возможного изменения их рыночной стоимости. При повышении текущей рыночной стоимости актива организация признает прочий доход в пределах сумм ранее признанного убытка от снижения стоимости
этого актива.

В следующих отчетных периодах организация по мере того, как она будет погашать свои обязательства и реализовывать активы, должна отражать в пояснительной записке или в отчете о финансовых результатах суммы прибыли или убытка до налогообложения и суммы соответствующего на юга на прибыль, относящиеся к прекращаемой деятельности[41].

Когда деятельность признается прекращаемой, у предприятия возникают определенные обязательства перед физическими и юридическими лицами, интересы которых могут быть затронуты в результате принятого решения о прекращении деятельности.

Выводы.

Искажением статей отчетности реорганизуемых либо реорганизованных
организаций является неверное отражение результатов инвентаризации. Составление передаточного акта и (или) разделительного баланса осуществляется на основании акта инвентаризации. При формальном характере инвентаризации возможно наличие излишков, недостач, пересортицы, что в свою очередь приводит к целому ряду негативных последствий. При наличии недостач, не отраженных в ходе инвентаризации на балансе создаваемой организации, они отражаются как реально существующие активы. Неотраженные излишки могут существенно изменить валюту баланса реорганизуемой организации.

Признание деятельности прекращаемой требует уточнения отражаемой в бухгалтерском балансе стоимости активов организации, относящихся к прекращаемой деятельности, исходя из возможного снижения их стоимости с учетом определенных особенностей.

1. При продаже организации или ее части снижение стоимости активов признается, если предварительно заключен договор купли-продажи, в котором указано, что передача имущества приходится на последующие отчетные периоды. Сумму снижения стоимости актива организация рассчитывает самостоятельно на основании договора купли-продажи.

2. Если деятельность прекращена путем продажи отдельных активов и прекращения (исполнения) отдельных обязательств, величина убытка от снижения стоимости актива определяется как разница между отражаемой в бухгалтерском балансе стоимостью актива и его текущей рыночной стоимостью за вычетом расходов по его выбытию.


3. При отказе от продолжения деятельности организации в случае невозможности продажи актива снижение стоимости актива будет совпадать со стоимостью, которая отражена в бухгалтерском балансе.

4. При прекращении деятельности путем продажи имущественного комплекса (предприятия) или его части, представляющих собой совокупность активов и обязательств, относящихся к прекращаемой деятельности в результате заключения единой сделки, финансовый результат от продажи формируется как разница между доходами, получаемыми в результате продажи, и расходами по ее осуществлению и отражается в бухгалтерском учете на
счете по учету прочих доходов и расходов.

Заключение

Реорганизация юридических лиц регламентируется частью 1 Гражданского кодекса РФ. Реорганизация юридического лица может осуществляться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

Баланс, который составляется при реорганизации экономического субъекта в форме слияния или присоединения, называется объединительным балансом. Такой баланс содержит общие показатели по обязательствам и имуществу всех субъектов хозяйствования, подвергнутых реорганизации. Следует учесть, что вне зависимости от того, что это реорганизация в форме слияния или присоединения, верное составление данного документа будет основой ведения учета вновь созданного субъекта хозяйствования. От того, насколько грамотно, верно и достоверно будет оформлен объединительный бухгалтерский баланс, зависит дальнейшее развитие экономического субъекта.

Основным нормативным документом, которым должен руководствоваться бухгалтер при раскрытии информации о прекращаемой деятельности,
является Положение по бухгалтерскому учету 16/02 «Информация о прекращаемой деятельности». Основной целью ПБУ 16/02 является выделение информации о прекращаемой деятельности в бухгалтерской отчетности организации. Информация по прекращаемой деятельности должна быть отражена первый раз в годовой бухгалтерской отчетности того периода, когда орган управления организацией принял решение о прекращении деятельности и утвердил разработанную программу. В дальнейшем информация по прекращаемой деятельности отражается в каждом годовом бухгалтерском отчете, включая тот отчетный период, в котором программа прекращения деятельности фактически выполнена или организация от нее отказалась.