Файл: «Эффективность менеджмента организации» (ООО «Лето»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 89

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Стратегии раскры­тия способностей работников в трудовом процессе основаны на следующих рекомендациях [28]:

- формирование общих убеждений и ценностей у персонала; создание таких организационных структур, которые, обеспечивая достаточный контроль, не уничтожали бы инициативу и творчество работников;

- обеспечение развития культуры деловых отношений, в которой значимое место занима­ют взаимопонимание в рабочих группах, открытость и доверие, поощрение изобретательства и разумного риска;

- привлечение талантливых людей к постановке и решению долгосрочных целей и задач;

- выбор стратегии отбора и найма талантов, а также их правильной оценки.

Таким образом, эффективность менеджмента является одним основных критериев совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.

Оценка эффективности менеджмента проводится путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Эту оценку можно признать не всегда корректной [28], так как:

1) результатом успешного менеджмента не всегда является прибыли;

2) соизмерение полученной прибыли и затрат на управление чаще всего скрывает роль менеджмента в достижении результата;

3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным или социально-экономическим;

4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.

Таким образом, главной целью эффективного менеджмента организации является обеспечение формирования и функционирования состояния управления организацией, которое в максимальной степени соответствует требованиям внешней среды организации и наиболее эффективному использованию ресурсов и возможностей ее внутренней среды [26].

Анализ понятия эффективности позволяет сделать вывод, что содержание и формы проявления эффективности отражают группы показателей экономической эффективности, выступающих в качестве измерителей и критериев эффективности организации. Такой экономический подход позволяет использовать такие частные показатели, как показатели использования материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда и т.п. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно только в результате повышения экономической эффективности менеджмента управления [31].

Эффективность менеджмента организации можно охарактеризовать количественно (в форме экономического эффекта) и качественно (в форме социального эффекта). К социальной эффективности можно отнести управляемость системы, завоевание общественного доверия, удовлетворённость работников своими трудовыми действиями и т.п.


Эффективность менеджмента зависит от эффективности деятельности работников и, в частности, менеджеров. Эффективность труда менеджеров определяется их вкладом в эффективность управления в целом [14].

Одним из наиболее часто используемых показателей эффективности работы менеджеров является рационализм при проведении любых работ. Рационализм предполагает поиск наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность деятельности менеджера – наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата [2].

Итак, при рассмотрении понятия и сущности эффективности менеджмента организации было выявлено, что она сводится к результативности данной деятельности и степени рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для достижения целей управления.

Эффективность менеджмента организации определяется для отражения уровня и динамики развития управления, а также для характеристики качественной и количественной стороны данного процесса.

Эффективность менеджмента организации может быть отражена с помощью системы показателей.

1.2 Система показателей эффективности менеджмента организации

В современных условиях формируются новые подходы к эффективности менеджмента организации, исходя из изменений внутренней и внешней среды с учетом решения проблем управления, как в рамках крупных промышленных фирм (транснациональных корпораций), так и организаций малого формата [11].

Для измерения эффективности менеджмента организации существует система критериев и показателей.

Критерием называется важнейший отличительный признак, характеризующий качест­венные стороны явления, его сущность. Он выступает выражени­ем цели процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется постро­енная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматривае­мого процесса [16].

Под показателем понимается количественная характери­стика явления, которая позволяет судить о состоянии и динамике явления. Основное требование, предъявляемое к системе показателей эф­фективности, состоит в том, что каждый из них должен работать на критерий, выражать вклад оцениваемого им элемента в дина­мику критерия эффективности [11].


Понятия критерия и показа­теля тесно связаны между собой: выбор критерия на научной основе в значительной степени определяет выбор корректной систе­мы показателей. В свою очередь качество выбранного показателя зависит от того, насколько полно и объективно он характеризует установленный критерий.

Все критерии и показатели эффективности менеджмен­та организации имеют свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Каждый из критериев или показателей можно подвергнуть анализу. Однако только полная совокупность критериев и показателей эффективности менеджмента организации позволяет получить представление о реальном уровне эффек­тивности менеджмента. Совокупность взаимо­связанных и взаимозависимых критериев и показателей эффек­тивности менеджмента организации может быть рассматрена как система форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структу­ру этой категории [28].

При рассмотрении проблемы эффективности менеджмента организации следует принять во внимание то, что система критериев и показателей, отражающих этот процесс, в разных сферах хозяйст­венной деятельности имеет специфические особенности.

Совокупность критериев и показателей эффективности менеджмента организации показана в таблице 1 [16].

Таблица 1

Критерии и показатели эффективности менеджмента [16]

Классификационный признак

Эффективность менеджмента:

критерии и показатели

Содержание эффективности

Экономическая, социальная

Объект оценки

Полная, локальная

Сфера проявления

Внутренняя, внешняя

Уровень управления

Эффективность управления организацией, регионом, государством

Динамичность

Статическая, динамическая

Метод расчета

Абсолютная, сравнительная (относитель­ная)

Целевое назначение

Плановая, фактическая, нормативная (по­тенциальная), проектная, условная

Метод оценки

Ресурсная, затратная

Комплексность оценки

Частная, интегральная

Источник: Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 107 - 109.

Рассмотрим основные критерии и показатели эффективности менеджмента организации в соответствии с классификационными признаками.


По своему содержанию эффективность менеджмента организации подразделяется на экономическую и социальную. Это обусловлено различием целевых установок и спецификой форм эффекта (социального и экономического). В связи с этим возникает необходимость рас­смотрения и анализа экономической и социальной эффективности менеджмента организации раздельно, несмотря на то, что в практической реальности эти понятия разделить невозможно [12].

Вместе с тем с методической точки зрения раздельное рассмотрение экономической и социальной эффективности менеджмента организации вполне допустимо, поскольку при этом возникает возможность содержательного анализа взаимосвязей многообразных общест­венных явлений, с большей обоснованностью подходить к реше­нию практических проблем повышения эффективности менеджмента, ранжи­рованию разрабатываемых мероприятий по их значимости для повышения эффективности менеджмента [16].

При рассмотрении объекта оценки, как классификационного признака эффективность менеджмента организации определяется через показатели полной (общей) и локальной (частной) эффективности менедж­мента. Показатели полной (общей) эффективности менеджмента организации отражают эффективность системы управления организацией в целом, а показатели локальной (частной) эффективности менеджмента организации – эффективность управления каждым отдельным ее подразделением, то есть эффек­тивность использования отдельных видов трудовых, материальных, денежных и информационных ресур­сов управления.

В зависимости от сферы проявления критерии и показатели эффективности менеджмента организации делятся на внутренние и внешние по отношению с исследуемой организации [17].

Рассмотрение критериев и показателей эффективности менеджмента организации в зависимости от уровня управления позволяет выделить эффективность управления на уровне предприятия, отдельного региона и государства в целом.

Динамичность эффективности менеджмента организации отражается показателями статической и динамической эффективности менеджмента [12]. Эффективность менеджмента организации можно рассматривать за один определенный временной период (год, месяц и т. д.). В этом случае она называется статической. Если эффективность менеджмента рассчитывается за ряд временных периодов, то она называется динамической.

Достоверность показателей эффективности менеджмента возрас­тает, если при анализе форм эффективности менеджмента учиты­вают ее динамический аспект. Это объясняется следующим: характеристики социальных и экономических процессов не остаются постоянными во времени: изменяются используемая техника, объемы, структура, качество товаров, применяемые ре­сурсы и т.д.; разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат; существуют временные сдвиги, оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйствен­ных решений. В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассмат­ривать в динамике посредством регистрации и сравнения измене­ний за два или более периода. При этом имеет место «динамиче­ская» эффективность менеджмента. Данный вид эффективности используется, в частности, при проведении коренной реорганиза­ции системы управления организацией [9].


Использование в качестве классификационного признака метода расчета показателей позволяет рассчитывать абсолютную и относительную (сравнительную) эффективность менеджмента организации [11].

В зависимости от такого классификационного признака, как целевое назначение, эффективность ме­неджмента организации может быть плановой, характеризующей запланиро­ванный уровень и динамику на перспективу; фактической, харак­теризующей достигнутый уровень и его динамику; нормативной (потенциальной), определяемой в соответствии с наиболее эф­фективными условиями функционирования системы; проектной, определяемой при проектировании новой системы управления по данным о конкретном объекте и необходимых затратах с целью определения ожидаемой эффективности менеджмента и выявле­ния возможного масштаба ее практического применения [16]. Кроме этого, она может быть условной, которая выявляется по фактиче­ским показателям без анализа посто­ронних по отношению к данному мероприятию факторов. При этом экономический результат осуществляемого мероприятия маскируется отрицательным влиянием действующего параллель­но другого фактора, но экономическая эффективность данного мероприятия заключается в предотвращении ухудшения значе­ний фактических показателей [11].

Метод оценки, как классификационный признак, предполагает определение ресурсной и затратной эффективности менеджмента организации [16].

В зависимости от комплексности оценки рассчитываются частные и интегральные (обобщающие) показатели эффективности менеджмента организации.

Критерии и показатели эффективности менеджмента организации формируются исходя из требований, предъявляемых к системе управления.

К таким требованиям можно отнести следующие [24]:

- экономичность (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами);

- оперативность (своевременность получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений);

- надежность системы управления во избежание потери информации, различных ошибок;

- рациональность, как качественный аспект, характеризующий организованность системы управления;

- результативность, как количественный аспект, характеризующий итоги управления организацией.

Итак, эффективность менеджмента организации определяется с помощью системы критериев и показателей менеджмента. Эти критерии и показатели обуславливают друг друга и тесно взаимосвязаны. В каждом конкретном случае для организации могут быть рассчитаны различные показатели с учетом критериев эффективности менеджмента организации.