Файл: «Эффективность менеджмента организации» (ООО «Лето»).pdf
Добавлен: 26.05.2023
Просмотров: 89
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы эффективности менеджмента организации
1.1 Понятие и сущность эффективности менеджмента организации
1.2 Система показателей эффективности менеджмента организации
1.3. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации
2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Лето»
2.1 Краткая характеристика ООО «Лето»
2.2 Анализ качественных и количественных показателей эффективности менеджмента ООО «Лето»
3. Повышение эффективности менеджмента в ООО «Лето»
3.1 Направления изменений в системе менеджмента ООО «Лето»
3.2 Разработка мероприятий по повышению эффективности менеджмента в ООО «Лето»
3.3 Предложения по повышению эффективности менеджмента ООО «Лето»
Стратегии раскрытия способностей работников в трудовом процессе основаны на следующих рекомендациях [28]:
- формирование общих убеждений и ценностей у персонала; создание таких организационных структур, которые, обеспечивая достаточный контроль, не уничтожали бы инициативу и творчество работников;
- обеспечение развития культуры деловых отношений, в которой значимое место занимают взаимопонимание в рабочих группах, открытость и доверие, поощрение изобретательства и разумного риска;
- привлечение талантливых людей к постановке и решению долгосрочных целей и задач;
- выбор стратегии отбора и найма талантов, а также их правильной оценки.
Таким образом, эффективность менеджмента является одним основных критериев совершенствования управления, который определяется сопоставлением результатов управления и ресурсов, затраченных на их достижение.
Оценка эффективности менеджмента проводится путем соизмерения полученной прибыли и затрат на управление. Эту оценку можно признать не всегда корректной [28], так как:
1) результатом успешного менеджмента не всегда является прибыли;
2) соизмерение полученной прибыли и затрат на управление чаще всего скрывает роль менеджмента в достижении результата;
3) результат управления может быть не только экономическим, но и социальным или социально-экономическим;
4) затраты на управление не всегда можно достаточно четко выделить.
Таким образом, главной целью эффективного менеджмента организации является обеспечение формирования и функционирования состояния управления организацией, которое в максимальной степени соответствует требованиям внешней среды организации и наиболее эффективному использованию ресурсов и возможностей ее внутренней среды [26].
Анализ понятия эффективности позволяет сделать вывод, что содержание и формы проявления эффективности отражают группы показателей экономической эффективности, выступающих в качестве измерителей и критериев эффективности организации. Такой экономический подход позволяет использовать такие частные показатели, как показатели использования материальных ресурсов, основных производственных фондов, капитальных вложений, производительности труда и т.п. Улучшение показателей эффективности деятельности организации возможно только в результате повышения экономической эффективности менеджмента управления [31].
Эффективность менеджмента организации можно охарактеризовать количественно (в форме экономического эффекта) и качественно (в форме социального эффекта). К социальной эффективности можно отнести управляемость системы, завоевание общественного доверия, удовлетворённость работников своими трудовыми действиями и т.п.
Эффективность менеджмента зависит от эффективности деятельности работников и, в частности, менеджеров. Эффективность труда менеджеров определяется их вкладом в эффективность управления в целом [14].
Одним из наиболее часто используемых показателей эффективности работы менеджеров является рационализм при проведении любых работ. Рационализм предполагает поиск наиболее удобных и производительных методов выполнения работы, эффективность деятельности менеджера – наилучший результат, сопоставимый с затратами усилий или ресурсов на достижение этого результата [2].
Итак, при рассмотрении понятия и сущности эффективности менеджмента организации было выявлено, что она сводится к результативности данной деятельности и степени рационального использования материальных, финансовых и трудовых ресурсов для достижения целей управления.
Эффективность менеджмента организации определяется для отражения уровня и динамики развития управления, а также для характеристики качественной и количественной стороны данного процесса.
Эффективность менеджмента организации может быть отражена с помощью системы показателей.
1.2 Система показателей эффективности менеджмента организации
В современных условиях формируются новые подходы к эффективности менеджмента организации, исходя из изменений внутренней и внешней среды с учетом решения проблем управления, как в рамках крупных промышленных фирм (транснациональных корпораций), так и организаций малого формата [11].
Для измерения эффективности менеджмента организации существует система критериев и показателей.
Критерием называется важнейший отличительный признак, характеризующий качественные стороны явления, его сущность. Он выступает выражением цели процесса менеджмента. При этом в практической деятельности используется построенная на его основе система показателей, каждый из которых должен в определенной мере отражать элементы рассматриваемого процесса [16].
Под показателем понимается количественная характеристика явления, которая позволяет судить о состоянии и динамике явления. Основное требование, предъявляемое к системе показателей эффективности, состоит в том, что каждый из них должен работать на критерий, выражать вклад оцениваемого им элемента в динамику критерия эффективности [11].
Понятия критерия и показателя тесно связаны между собой: выбор критерия на научной основе в значительной степени определяет выбор корректной системы показателей. В свою очередь качество выбранного показателя зависит от того, насколько полно и объективно он характеризует установленный критерий.
Все критерии и показатели эффективности менеджмента организации имеют свою целевую направленность, свое содержание и место в оценке системы управления. Каждый из критериев или показателей можно подвергнуть анализу. Однако только полная совокупность критериев и показателей эффективности менеджмента организации позволяет получить представление о реальном уровне эффективности менеджмента. Совокупность взаимосвязанных и взаимозависимых критериев и показателей эффективности менеджмента организации может быть рассматрена как система форм и видов эффективности, образующих вместе с сущностью структуру этой категории [28].
При рассмотрении проблемы эффективности менеджмента организации следует принять во внимание то, что система критериев и показателей, отражающих этот процесс, в разных сферах хозяйственной деятельности имеет специфические особенности.
Совокупность критериев и показателей эффективности менеджмента организации показана в таблице 1 [16].
Таблица 1
Критерии и показатели эффективности менеджмента [16]
Классификационный признак |
Эффективность менеджмента: критерии и показатели |
Содержание эффективности |
Экономическая, социальная |
Объект оценки |
Полная, локальная |
Сфера проявления |
Внутренняя, внешняя |
Уровень управления |
Эффективность управления организацией, регионом, государством |
Динамичность |
Статическая, динамическая |
Метод расчета |
Абсолютная, сравнительная (относительная) |
Целевое назначение |
Плановая, фактическая, нормативная (потенциальная), проектная, условная |
Метод оценки |
Ресурсная, затратная |
Комплексность оценки |
Частная, интегральная |
Источник: Комлев М.Х. Система ключевых показателей эффективности как инструмент совершенствования менеджмента организации // Теория и практика общественного развития. - 2015. - № 20. - С. 107 - 109.
Рассмотрим основные критерии и показатели эффективности менеджмента организации в соответствии с классификационными признаками.
По своему содержанию эффективность менеджмента организации подразделяется на экономическую и социальную. Это обусловлено различием целевых установок и спецификой форм эффекта (социального и экономического). В связи с этим возникает необходимость рассмотрения и анализа экономической и социальной эффективности менеджмента организации раздельно, несмотря на то, что в практической реальности эти понятия разделить невозможно [12].
Вместе с тем с методической точки зрения раздельное рассмотрение экономической и социальной эффективности менеджмента организации вполне допустимо, поскольку при этом возникает возможность содержательного анализа взаимосвязей многообразных общественных явлений, с большей обоснованностью подходить к решению практических проблем повышения эффективности менеджмента, ранжированию разрабатываемых мероприятий по их значимости для повышения эффективности менеджмента [16].
При рассмотрении объекта оценки, как классификационного признака эффективность менеджмента организации определяется через показатели полной (общей) и локальной (частной) эффективности менеджмента. Показатели полной (общей) эффективности менеджмента организации отражают эффективность системы управления организацией в целом, а показатели локальной (частной) эффективности менеджмента организации – эффективность управления каждым отдельным ее подразделением, то есть эффективность использования отдельных видов трудовых, материальных, денежных и информационных ресурсов управления.
В зависимости от сферы проявления критерии и показатели эффективности менеджмента организации делятся на внутренние и внешние по отношению с исследуемой организации [17].
Рассмотрение критериев и показателей эффективности менеджмента организации в зависимости от уровня управления позволяет выделить эффективность управления на уровне предприятия, отдельного региона и государства в целом.
Динамичность эффективности менеджмента организации отражается показателями статической и динамической эффективности менеджмента [12]. Эффективность менеджмента организации можно рассматривать за один определенный временной период (год, месяц и т. д.). В этом случае она называется статической. Если эффективность менеджмента рассчитывается за ряд временных периодов, то она называется динамической.
Достоверность показателей эффективности менеджмента возрастает, если при анализе форм эффективности менеджмента учитывают ее динамический аспект. Это объясняется следующим: характеристики социальных и экономических процессов не остаются постоянными во времени: изменяются используемая техника, объемы, структура, качество товаров, применяемые ресурсы и т.д.; разные варианты мероприятий имеют разнонаправленную по периодам динамику результатов и затрат; существуют временные сдвиги, оказывающие существенное влияние на эффективность вариантов хозяйственных решений. В связи с этим показатели эффективности менеджмента целесообразно рассматривать в динамике посредством регистрации и сравнения изменений за два или более периода. При этом имеет место «динамическая» эффективность менеджмента. Данный вид эффективности используется, в частности, при проведении коренной реорганизации системы управления организацией [9].
Использование в качестве классификационного признака метода расчета показателей позволяет рассчитывать абсолютную и относительную (сравнительную) эффективность менеджмента организации [11].
В зависимости от такого классификационного признака, как целевое назначение, эффективность менеджмента организации может быть плановой, характеризующей запланированный уровень и динамику на перспективу; фактической, характеризующей достигнутый уровень и его динамику; нормативной (потенциальной), определяемой в соответствии с наиболее эффективными условиями функционирования системы; проектной, определяемой при проектировании новой системы управления по данным о конкретном объекте и необходимых затратах с целью определения ожидаемой эффективности менеджмента и выявления возможного масштаба ее практического применения [16]. Кроме этого, она может быть условной, которая выявляется по фактическим показателям без анализа посторонних по отношению к данному мероприятию факторов. При этом экономический результат осуществляемого мероприятия маскируется отрицательным влиянием действующего параллельно другого фактора, но экономическая эффективность данного мероприятия заключается в предотвращении ухудшения значений фактических показателей [11].
Метод оценки, как классификационный признак, предполагает определение ресурсной и затратной эффективности менеджмента организации [16].
В зависимости от комплексности оценки рассчитываются частные и интегральные (обобщающие) показатели эффективности менеджмента организации.
Критерии и показатели эффективности менеджмента организации формируются исходя из требований, предъявляемых к системе управления.
К таким требованиям можно отнести следующие [24]:
- экономичность (способности воздействовать на управляемый объект с наименьшими затратами);
- оперативность (своевременность получения и переработки информации, подготовки, принятия и выполнения решений);
- надежность системы управления во избежание потери информации, различных ошибок;
- рациональность, как качественный аспект, характеризующий организованность системы управления;
- результативность, как количественный аспект, характеризующий итоги управления организацией.
Итак, эффективность менеджмента организации определяется с помощью системы критериев и показателей менеджмента. Эти критерии и показатели обуславливают друг друга и тесно взаимосвязаны. В каждом конкретном случае для организации могут быть рассчитаны различные показатели с учетом критериев эффективности менеджмента организации.