Файл: «Эффективность менеджмента организации» (ООО «Лето»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 84

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Формирование системы критериев и показателей эффективности менеджмента организации производится с учетом факторов, оказывающих на него влияние.

1.3. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации

Стабильное обеспечение эффективности менеджмента организации требует учета влияния на нее различных факторов. Это можно осуществить только тогда, когда все многообразные факторы систематизированы, а среди них выделены основные, или определяющие.

Понятие фактора предполагает какое-либо определенное существенное обстоятельство в процессе или явлении [4].

Эффективность управления формируется под воздействием ряда факторов, которые можно классифицировать по следующим признакам [5]:

  1. по продолжительности влияния;
  2. по характеру влияния;
  3. по степени формализации;
  4. в зависимости от масштаба влияния;
  5. по содержанию;
  6. по форме влияния.

Далее рассмотрим более подробно перечисленные факторы, так как именно они способны оказать на эффективность менеджмента организации существенное влияние [8].

По продолжительности влияния выделяют факторы, влияние которых осуществляется в течение длительного времени (технический уровень производства, стиль управления и др.), а также те факторы, которые действуют непродолжительное время (прогулы, простои, нарушения трудовой дисциплины и т.п.).

По характеру влияния различают интенсивные и экстенсивные факторы. Интенсивные факторы обеспечивают повышение эффективности менеджмента организации за счет мобилизации внутренних ресурсов, например, за счет совершенствования организации труда управленческих работников и улучшения условий их труда, за счет подготовки и переподготовки работников в структуре менеджмента организации. Экстенсивные факторы требуют привлечения дополнительных ресурсов для увеличения эффективности менеджмента организации, таких как увеличение численности управленческого персонала, расширение технического оснащения труда управленцев на качественно неизменной основе и т.п. [5]

По степени формализации факторы, оказывающие влияние на эффективность менеджмента, разделяются на количественно измеримые и количественно неизмеримые факторы.

В зависимости от масштаба влияния, среди факторов, влияющих на эффективность менеджмента организации, можно выделить [18]:


- народно-хозяйственные;

- отраслевые;

- на уровне организаций;

- на уровне подразделений.

По содержанию различают следующие основные группы факторов [5]:

  • научно-технические факторы, включающие уровень механизации и автоматизации труда работников сферы управления в организации;
  • организационные факторы, к которым относят рациональную структуру аппарата управления, оптимальную расстановку кадров, формирование документооборота, трудовую дисциплину;
  • экономические факторы, которые включают сложившиеся в организации системы материального поощрения и материальной ответственности;
  • социально-психологические факторы, главными из которых являются мотивация труда работников и межличностные отношения между ними;
  • технические факторы, связанные с техническим обеспечением деятельности аппарата управления;
  • физиологические факторы, такие как санитарно-гигиенические условия труда менеджеров и др.

По форме влияния различают прямые факторы, включающие, например, квалификацию персонала и состояние оборудования, и косвенные факторы, такие как психологический климат в коллективе или групповая динамика. Прямые факторы непосредственно влияют на эффективность менеджмента организации, а косвенные факторы оказывают опосредованное влияние.

Исходя из приведенной выше классификации факторов, оказывающих влияние на эффективность менеджмента организации, каждый из перечисленных факторов может оказывать воздействие на систему управления в отдельности, а также факторы могут оказывать влияние в совокупности с другими факторами.

Если перечисленные факторы оказывают положительное воздействие, то обеспечивается рост эффективности (результативности), то есть положительная динамика эффективности менеджмента организации, при отрицательном воздействии факторов эффективность менеджмента организации снижается [12].

Целью руководителя организации является планомерное и систематическое воздействие на перечисленные факторы. Управленческая деятельность всегда должна быть сведена к повышению эффективности менеджмента организации [5].

Чем выше результативность воздействия факторов, влияющих на эффективность менеджмента организации, тем соответственно выше сама эффективность менеджмента организации тем более совершенным можно считать менеджмент в этой организации.

Эффективность менеджмента организации определяется, как влиянием перечисленных факторов, так и под воздействием множества других факторов, таких как [13]: характеристики работников, связанные со способностями осуществлять деятельность в сфере менеджмента: средства производства, усиливающие способности работников осуществлять управленческую деятельность; социальные условия жизни работников.


Способности работника осуществлять деятельность в сфере менеджмента сводятся к умственным и физическим возможностям каждого конкретного работника. Эти способности частично даются человеку от рождения, но большую часть таких способностей работник должен сформировать в течение жизни путем обучения и саморазвития [27].

Профессиональный уровень менеджера-руководителя складывается в случае соединения его творческих способностей и накопленного опыта управленческой деятельности. Этот уровень позволяет сформировать способность быстро принимать и внедрять в практику управленческие решения.

Умственные и физические возможности работника аппарата управления могут быть существенно расширены с помощью рационального использования современных средств производства [30].

Эффективность менеджмента организации все в больше степени определяется человеческим интеллектом, внедрением вычислительных систем, информационным обеспечением труда руководителей и специалистов аппарата управления. Вычислительные и информационные системы в настоящее время таковы, что способны существенно увеличить способности работника, как умственные, так и творческие. Это достигается путем соединения достижений науки и техники.

Важным фактором повышения эффективности менеджмента организации можно считать созданные работнику аппарата управления социальные условия. При этом следует иметь в виду, что творческие способности, как отдельных работников, так и управленческих подразделений раскрываются именно под влиянием социальных условий.

Все перечисленные факторы действуют, как в отдельности, так и в совокупности. Причем интегрированное влияние факторов является более сильным, чем влияние отдельных факторов вместе.

Эффективность менеджмента организации испытывает влияние такого фактора, как участие в управленческой деятельности коллектива. Кроме этого важными факторами являются и улучшение качественного состава работников в сфере менеджмента, научная организация труда и др. [20].

Существенным для исследований эффективности менеджмента организации является фактор иерархичности, то есть соподчиненности уровней управления в рамках организационной структуры управления. Факторы, влияющие на эффективность менеджмента организации, оказывают воздействие на каждом уровне иерархии в управлении организацией. При этом зачастую возникают ситуации, когда существенные факторы не находятся в компетенции подразделения, осуществляющего управление специфического характера (несвоевременные поставки по вине поставщиков, которые оказывают отрицательное воздействие на эффективность менеджмента организации) [30].


Эффективность менеджмента организации испытывает влияние фактора мультипликативности, под влиянием которого может быть увеличено или уменьшено влияние отдельных факторов [8].

Все решения в сфере менеджмента проходят последовательно несколько уровней управления, изменяются и становятся конкретными, такими, которые доводятся до исполнителей. Практическая реализация доведенных до исполнителей конкретных решений может отличаться от ожидаемого результата. Это зависит от того, насколько решение понятно исполнителю , а также насколько творчески и энергично он работает [4].

Существуют факторы, которые непосредственно не зависят от деятельности органов хозяйственного управления различного уровня, но оказывают существенное влияние на конечную эффективность менеджмента организации (климатические условия, соотношение цен на рынке, механизм налогообложения и др.)

Итак, эффективность менеджмента организации формируется под влиянием различных факторов, которые могут воздействовать прямо или косвенно, открыто или скрыто (латентно). Те подразделения и работники организации, которые быстро и умело приспосабливаются к изменяющимся условиям, правильно используют факторы, влияющие на эффективность менеджмента, гарантированно достигают лучших результатов.

2. Анализ эффективности менеджмента ООО «Лето»

2.1 Краткая характеристика ООО «Лето»

Анализ эффективности менеджмента организации проведен на базе информации об объекте исследования – общество с ограниченной ответственностью «Лето». Форма организации и правила функционирования ООО «Лето» определены в Гражданском Кодексе Российской федерации [1]. ООО «Лето» имеет рекламное название – гостиничный комплекс ООО «Лето», который находится в центре города Саратов и был создан в 2010 году.

Гостиничный комплекс ООО «Лето» имеет номерной фонд, который состоит из 90 комфортабельных номера категорий «апартаменты», «люкс», «полулюкс» и «бизнес-класс». Вместимость гостиницы 148 мест. Во всех номерах гостиницы есть санузлы, телевизоры, мини-бары, телефоны, бесплатный комплект принадлежностей и косметики для ванной. Уборка номеров производится ежедневно. Смена постельного белья производится 1 раз в 3 дня. Смена полотенец происходит ежедневно. Все номера оснащены рекламно-информационными материалами: информационным справочником, телефонным справочником, перечнем предоставляемых гостиницей услуг, инструкцией по противопожарной безопасности.


Гостиница предоставляет возможность проводить презентации, семинары, конференции, деловые встречи и переговоры. В ней располагается конференц-зал на 40 мест, обустроенный мебелью, экраном и проектором. Также предоставляются услуги факсимильной связи, копировальной техники имеется wi-fi связь.

Лобби-бар расположен на первом этаже гостиницы. Утром здесь накрываются столы для завтрака, который включен в стоимость проживания и представляет собой шведский стол. В баре в наличии большой ассортимент напитков.

Персонал гостиницы носит форменную одежду, вид которой зависит от дифференцирования по должностям.

Организационная структура управления ООО «Лето» является линейно-функциональной (рисунок 1).

Генеральный Директор

Главный бухгалтер

Начальник отдела снабжения

Исполни-тельный директор

Главный инженер

Гараж

Финансовый отдел

Отдел кадров

Служба внутреннего контроля

Парковая служба

Служба размещения и снабжения

Хозяйст-венный отдел

Материальный склад

Техническая служба

Ресто-рация

СПА-салон

Рисунок 1. Организационная структура управления ООО «Лето»

Линейно-функциональная организационная структура управления ООО «Лето» предполагает, что полнота власти находится у линейного руководителя (генерального директора), а разработкой конкретных специфических вопросов занимается функциональный аппарат управления [20]. К таким подразделениям относятся отделы и службы. Вместе с этим существуют линейные подразделения (специальные подразделения при линейных руководителях), а именно ресторация, СПА-салон, материальный склад, техническая служба, хозяйственный отдел.

Выбор линейно-функциональной структуры управления ООО «Лето» определялся преимуществом, суть которого в том, что при такой структуре управления осуществляется лучшая подготовка решений и планов, связанных со специализацией работников [20].

Иерархичность управления ООО «Лето» заключается в сформированной совокупности звеньев управления, которые занимают определенную ступень в управлении гостиничным комплексом [17].

Ступени управления строятся в вертикальном соотношении и подчиняются по иерархии друг другу (рисунок 2).

Совет директоров,

Генеральный директор,

Исполнительный директор,