Файл: Инвестиционная привлекательность предприятия (Краткая характеристика ПАО «ВымпелКом»).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 26.05.2023

Просмотров: 154

Скачиваний: 6

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1.3. Этапы оценки инвестиционной привлекательности предприятия

Процесс оценки инвестиционной привлекательности компании является сложным и длительным. Он включает в себя сбор исходных данных, оценку состояния компании по множеству признаков и последующий анализ полученных результатов. Также, в оценку могут включаться и рекомендации по повышению уровня инвестиционной привлекательности. Сам процесс оценки включает следующие этапы [16]:

  1. Составление общей характеристики предприятия и анализ уровня его экономического развития. Сюда включается анализ имущественного состояния предприятия, то есть определение стоимости активов, анализ их структуры, оценку объема и состава нематериальных и внеоборотных активов.

Помимо этого, требуется провести оценку производственного потенциала предприятия: определить объем производственной мощности, перспектив ее роста и модернизации, уровень развития и использования современных технологий, текущий износ оборудования. Так же, в общую характеристику предприятия включается анализ кадрового уровня предприятия, то есть оценка обеспеченности предприятия сотрудниками, укомплектованность штата персонала, оценка уровня квалификации работников и его соответствия требованиям. [27]

Анализ потенциала компании предполагает оценку наличия и использования в производстве новейших технологий и возможностей внедрения инноваций.

  1. Оценка рыночного потенциала и конкурентоспособности продукции. Для составления данной оценки требуется определить емкость рынка и место, которое на нем занимает данное предприятие. [22]

Сюда входит анализ конкурентной среды, рейтинг компаний данной отрасли, определение сильных и слабых сторон предприятия в сравнении с компаниями-конкурентами, а также возможные меры для усиления позиции предприятия на рынке и ее дальнейшего роста. Вместе с этим проводится анализ ценовой политики предприятия, а в случае необходимости ее корректировка. [26]

  1. Анализ финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия предполагает определение ликвидности активов.

Оценка ликвидности активов позволяет определить способность того или иного предприятия платить по своим краткосрочным обязательствам, предупредить возможность банкротства за счет быстрой реализации отдельных видов активов. Кроме этого финансовое состояние характеризует платежеспособность, рентабельность компании, дает оценку текущей прибыльности, эффективности деятельности предприятия и перспективы его дальнейшего развития.


Анализ финансовой устойчивости позволяет оценить инвестиционный риск, связанный со структурным формированием инвестиционных ресурсов, а также выявить оптимальность финансирования текущей хозяйственной деятельности. [10]

Единого метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия не существует. [36]

Все методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия можно разделить на 2 группы: в первую группу включают методы, результатом использования которых является интегральная оценка финансового состояния предприятия, а во вторую – методы, учитывающие влияние не только внутренних, но и внешних факторов.

Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятия показаны в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная таблица методов оценки

инвестиционной привлекательности предприятия

Методы оценки

инвестиционной привлекательности

предприятия

Достоинства метода

Недостатки метода

1.Метод дисконтирования денежных потоков.

Позволяет учесть динамику рынка, неравномерную структуру доходов и расходов. Применим для случаев нестабильных доходов.

Вероятность ошибки в прогнозировании.

Фактор «симпатии» оценщика.

2.Оценка инвестиционной привлекательности на основе анализа факторов внешнего и внутреннего воздействия.

Оцениваются и внешние, и внутренние факторы воздействия.

Субъективность полученных результатов, снижение точности оценки инвестиционной привлекательности

3.Семифакторная модель

Точное математическое вычисление показателя, служащего критерием оценки инвестиционной привлекательности.

Учитываются только внутренние показатели, проводится оценка только финансового состояния

4.Интегральная оценка инвестиционной привлекательности на основе внутренних показателей.

Объективность полученных результатов.

Сведение всех расчётов к окончательному интегральному показателю.

Ориентированность только на внутренние показатели деятельности предприятия, на оценку только финансового состояния.

5.Комплексная оценка инвестиционной привлекательности предприятия.

Комплексный подход.

Охват большой совокупности показателей и коэффициентов.

Сведение расчётов к единому интегральному показателю.

Субъективный характер данных, который проявляется на этапе выставления экспертами оценок.


Таблица составлена по: Соснина А. Д. Методы оценки инвестиционной привлекательности предприятий / А.Д. Соснина // Молодой ученый. – 2015. – №11.3. – С. 68-71.

Рассмотрим метод дисконтирования денежных потоков. В процессе применения данного метода сравнивается стоимость денег в начале финансирования и стоимость денег при их возврате в виде будущих денежных потоков, причем расчеты производятся с учетом фактора времени. Используя данную методику, можно быстро оценить стоимость компании без громоздких и сложных вычислений. [36] Главным достоинством данного метода является возможность увидеть потенциал предприятия, даже скрытый, а также возможность реалистично оценить привлекательность предприятия для инвестора. К недостаткам данного метода можно отнести сильную зависимость конечных результатов от первоначальных значений денежных потоков и  соответствующих ставок дисконтирования.

При применении метода оценки инвестиционной привлекательности на основе анализа факторов внешнего и внутреннего воздействия следует придерживаться прохождения следующих этапов [36]:

  1. определяют с  помощью метода Дельфи внешние и внутренние факторы, оказывающие на инвестиционную привлекательность предприятия наибольшее влияние;
  2. строят модель влияния выбранных факторов на инвестиционную привлекательность предприятия;
  3. проводят анализ инвестиционной привлекательности предприятия;
  4. разрабатываются рекомендации по увеличению инвестиционной привлекательности предприятия.

Все перечисленные этапы являются взаимосвязанными. [18] Совокупность внешних факторов определяется с помощью анкетирования, следовательно, зависит от объекта исследования. Преимущество данной методики заключается в том, что проводится оценка, как  внешних, так и внутренних факторов воздействия, исследование приобретает комплексный характер. В качестве недостатка при проведении оценки инвестиционной привлекательности этим методом можно отметить факт того, что в связи с анкетированием и проведением опросов все полученные данные субъективны. [38] Снижается точность инвестиционной привлекательности предприятия.

В рамках семифакторной модели оценки инвестиционной привлекательности критерием инвестиционной привлекательности является рентабельность активов.  Данная модель наиболее полно отражает факторы, влияющие на рентабельность активов. Инвестиционная привлекательность фирмы во многом определяется состоянием активов, которыми она располагает, их составом, структурой, количеством и качеством, взаимодополняемостью и взаимозаменяемостью материальных ресурсов, а также условиями, обеспечивающими наиболее эффективное их использование [36].


Семифакторная модель содержит в себе следующие показатели: прибыль от продаж продукции, выручку от реализации продукции, активы, оборотные активы, дебиторскую задолженность, заемный капитал, краткосрочные обязательства, кредиторскую задолженность. [38] По интегральному индексу, который рассчитывается как произведение индексов изменения факторов, определяется уровень инвестиционной привлекательности.

Семифакторная модель позволяет точно математически вычислить показатель, служащий критерием оценки уровня инвестиционной привлекательности, выявить динамику анализируемых показателей, однако, в отличие от оценки инвестиционной привлекательности на основе анализа факторов внешнего и внутреннего воздействия данный метод учитывает только внутренние показатели деятельности предприятия, анализ инвестиционной привлекательности проводится на основе оценки только финансового состояния предприятия, тогда как термин «инвестиционная привлекательность» намного шире. [36]

Метод интегральной оценки инвестиционной привлекательности на основе внутренних показателей основан на использовании внутренних показателей деятельности предприятия, влияющих на его инвестиционную привлекательность. Все внутренние факторы сгруппированы в пять блоков:

  • показатели эффективности использования основных и материальных оборотных средств,
  • финансового состояния,
  • использования трудовых ресурсов,
  • инвестиционной деятельности,
  • эффективности хозяйственной деятельности.

По каждому блоку показателей проводятся расчеты, а затем рассчитывается интегральная оценка инвестиционной привлекательности предприятия. [36] Расчет интегрального показателя состоит из двух этапов:

  • расчёт стандартизированных значений всех показателей или эталонных значений;
  • определение веса показателей в  комплексной оценке и вычисление за все годы потенциальных функций, которые в конце первого этапа сводятся в комплексные оценки инвестиционной привлекательности по каждому блоку показателей.

Вычисление интегральной оценки инвестиционной привлекательности предприятия является итогом второго этапа. Достоинством метода является его объективность, а также сведение всех расчетов к окончательному интегральному показателю, что значительно упрощает представление результатов. [38] К недостаткам метода можно отнести ориентированность методики только на внутренние показатели деятельности предприятия, на оценку только финансового состояния.


Метод комплексной оценки инвестиционной привлекательности предприятия заключается в анализе как внутренних, так и внешних факторов деятельности предприятия и сведению их к единому интегральному показателю. Данный метод объединяет три раздела: общий, специальный и контрольный. [39]

Общий раздел включает оценку: положения на рынке, деловой репутации, зависимости от крупных поставщиков и покупателей, анализ стратегической эффективности предприятия.

Специальный раздел включает этапы оценки общей эффективности; пропорциональности экономического роста; операционной, финансовой, инвестиционной активности; прибыли. [39]

По всем составляющим общего и специального разделов методики выставляются итоговые оценки, далее они суммируются.

Контрольный раздел методики предполагает расчет итогового коэффициента инвестиционной привлекательности, определяемого как сумма произведений ранее проставленных баллов и весовых коэффициентов, по которому и делается окончательный вывод. К преимуществам данного метода можно отнести комплексный подход, охват большой совокупности показателей и коэффициентов, сведение расчетов к единому интегральному показателю. [44]

К недостаткам можно отнести субъективный характер данных, который проявляется на этапе выставления экспертами оценок. Однако, этот недостаток компенсирован анализом большого числа абсолютных и относительных экономических показателей.

Различные подходы при использовании того или иного метода оценки инвестиционной привлекательности предприятия позволяют проводить расчеты в отношении конкретных предприятий и с различными целями.

Итак, проведя исследование этапов оценки инвестиционной привлекательности предприятия и методов, используемых для оценки инвестиционной привлекательности предприятия, можно сделать вывод о том, что все разработанные методы имеют как достоинства, так и недостатки. В настоящее время нет единой сформировавшейся комплексной методики для оценки привлекательности предприятий, которая не имела бы недостатков и помогала бы инвесторам принять верное решение.

Рассмотренные этапы оценки инвестиционной привлекательности предприятия направлены на определение инвестиционной привлекательности предприятия и формирование объективной информации для принятия инвестиционного решения.

От правильности определения вышеуказанных характеристик зависят конечная оценка инвестиционной привлекательности и ее соответствие реальному состоянию предприятия.