Файл: Содержание основных понятий, используемых в Налоговом кодексе РФ.pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 79
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. Сущность, структура и характеристика налогового законодательства Российской Федерации
1.1 Сущность и характеристика налогового законодательства
1.2 Структура налогового законодательства Российской Федерации
2. Понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации
2.1 Понятия и термины, используемые в налоговом кодексе Российской Федерации
2.2 Понятия, связанные с определением, исчислением и уплатой налогов и сборов в РФ
Таким образом, не признается реализацией товаров, работ либо услуг:[36]
1) реализация операций, которые связаны с обращением российской либо иностранной валюты;
1) между взаимозависимыми лицами;
2) по товарообменным (бартерным) операциям;
3) в результате совершения внешнеторговых сделок;
— сезонными и другими колебаниями потребительского спроса на товары (работы, услуги);
— потерей товарами качества либо других потребительских свойств;
— истечением (приближением даты истечения) сроков годности либо реализации товаров;
— реализацией опытных моделей и образцов товаров с целью ознакомления с ними потребителей.
На основании этого Налоговый Кодекс РФ определяет, что подзаконные акты, которые связаны с налогообложением, не могут дополнять либо модифицировать законодательство о налогах и сборах. Особенно необходимо отметить о методических рекомендациях, которые принимаются налоговыми органами; данные рекомендации не выступают источником налогового права, потому как не носят нормативно-правового характера. Они выступают внутриорганизационными локальными актами, которые обязательны лишь для налоговых органов, которым они адресованы. Для налогоплательщиков данные акты не обязательны, но профессиональный юрист должен располагать представлением о них, потому как действия налоговых органов главным образом созданы на данных методических рекомендациях.[10]
Международные акты располагают приоритетом над внутригосударственными актами на основании ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации. Главным образом, к источникам налогового права относятся международные договоры об избежание двойного налогообложения. В настоящее время на территории Российской Федерации заключено чуть более 60 данных договоров, к примеру, с такими странами, как Кипр, Германия и т.д. Данные международные договоры располагают высшей юридической силой в сопоставлении с российскими законами. Наряду с этим позиция, которая высказана ФНС, о надобности пересмотра международных договоров на предмет соответствия их российскому законодательству, выступает противоречащей основным, как началам, так и принципам права.[11]
Внутригосударственные договоры в настоящее время не получили достаточного распространения. Так, в настоящее время пока не принято ни одного внутригосударственного договора, который регулирует налоговые отношения. Однако это не исключает в принципе их из источников налогового права.
Источники всякой правовой отрасли располагают собственными пределами действия. Классическая юриспруденция исследует действие источников как во времени, в пространстве, так и по кругу лиц.
Тем не менее, действие источников налогового права во времени во многом связано со вступлением их в силу. Так, в отношении налоговых законов имеются особенности вступления их в силу. С целью этого нужно соблюдение одного из следующих условий: не ранее чем по истечении 1 месяца со дня их официального издания; не ранее 1-го числа очередного налогового периода; со дня официального опубликования в случае, если они совершенствуют положение налогоплательщика; определение новых налогов - не ранее 1-го января года, который следует за годом принятия.[12]
Отметим, что подзаконные нормативные акты вступают в силу в общем порядке. Вместе с тем необходимо иметь в виду то, что как инструкции, приказы, так и методические рекомендации исполнительных органов власти, которые носят внутриведомственный характер, не выступают источниками налогового права, потому как не носят нормативного характера.[13]
Одной из специфик действия норм Налогового Кодекса РФ во времени выступает возможность их распространения на правоотношения, которые появились до их вступления в силу (так именуемая обратная сила закона). Согласно общему правилу, которое закреплено в статье 57 Конституции Российской Федерации, законы, которые определяют новые налоги либо ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют. Этот принцип наиболее подробно раскрыт в статье 5 Налогового Кодекса РФ.[14]
При этом законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов о налогах субъектов РФ, которые приняты согласно Налоговому Кодексу РФ. Наряду с этим нормативные правовые акты муниципальных образований о местных налогах и сборах принимаются представительными органами муниципальных образований согласно НК РФ.
Указанные законы, а также иные нормативные правовые акты называются в тексте Налогового Кодекса Российской Федерации как «законодательство о налогах и сборах».
Законодательство о налогах и сборах регламентирует властные отношения как по определению, введению, так и по взиманию налогов и сборов на территории Российской Федерации, и отношения, которые возникают в ходе реализации налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
К отношениям как по определению, введению, так и по взиманию таможенных платежей, и к отношениям, появляющихся в ходе реализации контроля над уплатой таможенных платежей, обжалования актов таможенных органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности виновных лиц, законодательство о налогах и сборах не используется, если другое не предусмотрено НК РФ.[15]
Любое лицо должно оплачивать законно определенные налоги и сборы. Законодательство о налогах и сборах базируется на признании всеобщности, а также равенства налогообложения. При определении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога.
Так, налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и по-разному использоваться исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и других схожих критериев.
Тем не менее, не допускается определять дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц либо от места происхождения капитала.
Допускается определение особенных видов пошлин или дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара на основании Налогового Кодекса РФ, а также таможенным законодательством РФ.[16]
Налоги и сборы должны располагать экономическим основанием и не могут быть произвольными. Недопустимы налоги и сборы, которые препятствуют реализации гражданами собственных конституционных прав.[17]
Также не допускается определять налоги и сборы, которые нарушают единое экономическое пространство Российской Федерации и, к примеру, прямо либо косвенно ограничивают свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров (работ, услуг) либо финансовых средств, или иначе ограничивать либо сформулировать препятствия не запрещенной законом экономической деятельности как физических лиц, так и организаций.
Федеральные налоги и сборы определяются, изменяются либо отменяются Налоговым Кодексом РФ.
В результате определения налогов должны быть назначены все элементы налогообложения.
Все неустранимые сомнения, а также противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
Таким образом, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные реализовывать функции по нормативно-правовому регулированию в сфере налогов и сборов и в сфере таможенного дела, органы исполнительной власти субъектов РФ, исполнительные органы местного самоуправления в предусмотренных законодательством случаях в пределах собственной компетенции издают нормативные правовые акты согласно вопросам, которые не могут изменять либо дополнять законодательство о налогах и сборах.
Федеральные органы исполнительной власти, которые уполномочены реализовывать функции, как по контролю, так и по надзору в области налогов и сборов и в области таможенного дела, а также их территориальные органы не вправе издавать нормативные правовые акты по вопросам налогов и сборов.
1.2 Структура налогового законодательства Российской Федерации
Отметим, что структура системы налогов и сборов повторяет структуру бюджетной системы Российской Федерации и при этом обладает тремя уровнями, а именно:[18]
1) федеральные налоги и сборы;
2) региональные налоги и сборы;
3) местные налоги и сборы.
Тем самым правовое регулирование налоговой системы РФ регламентировано Законодательством Российской Федерации, который содержит в себе Налоговый кодекс РФ, а также принятые в соответствии с ним федеральные законы о налогах и сборах; законы и другие нормативные правовые акты о налогах и сборах субъектов РФ; нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах. На основании этого концептуальные положения структуры, а также функционирования налоговой системы нынешней России назначены Налоговым Кодексом РФ и обозначают возрождение нового этапа реформирования.
Главные начала законодательства о налогах и сборах определяют принципы построения российской налоговой системы, которые заключаются в том, что:[19]
1) любое лицо должно уплачивать законно определенные налоги и сборы с учетом фактической способности налогоплательщика к их уплате;
2) налоги должны иметь экономическое обоснование и не могут располагать дискриминационным характером, и нарушать единое экономическое пространство России;
3) все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика;
4) акты законодательства о налогах и сборах, которые ухудшают положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют.
В соответствии с Налоговым Кодексом РФ, законы о налогах вступают в силу не ранее чем с истечением одного месяца со дня их официального опубликования, а также не ранее 1-го числа очередного налогового периода по конкретному налогу.
Федеральные законы, которые вносят изменения в Налоговый Кодекс РФ в части определения новых налогов и сборов, и акты законодательства о налогах и сборах субъектов РФ, а также акты представительных органов местного самоуправления, которые вводят налоги и сборы, вступают в силу не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.[20]
Налоговый кодекс Российской Федерации должен стать в существенной части законом прямого действия. В первую очередь, это касается определения видов налогов, а также их перечня на всех уровнях, а именно на федеральном, субъектов федерации и местном; процедур введения и механизмов выполнения налогового обязательства; обеспечения, как прав, так и обязанностей участников налоговых отношений; реализации налогового контроля, формы его осуществления, ответственности за совершение налоговых правонарушений.
Налог полагается назначенным в случае, когда назначены налогоплательщики и такие основные элементы как: объект налогообложения; налоговая база; налоговый период; налоговая ставка; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога; налоговые льготы.
Особенно значимыми для налогоплательщиков выступают следующие положения Налогового кодекса Российской Федерации. Прежде всего, Налоговый Кодекс РФ включает норму о том, что обязанность по уплате налога полагается выполненной в случае, если налогоплательщик подал в определенный для уплаты налога срок в банк платежное поручение в результате наличия необходимых средств на счете. Во-вторых, Налоговый Кодекс включает положение о невозможности придания обратной силы налоговому законодательству, который ухудшает положение налогоплательщиков, а также требование об опубликовании актов законодательства, как о налогах, так и о сборах не менее чем за один месяц до вступления их в силу.
Так, Налоговый Кодекс назначил специальные налоговые режимы, а именно особенный порядок уплаты налогов и сборов на протяжении назначенного периода времени. Это может быть:[21]
- упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;
- система налогообложения в свободных экономических зонах, в закрытых административно-территориальных образованиях;
- система налогообложения при выполнении договоров концессии и соглашений о разделе продукции.
В правилах выполнения обязанности по уплате налога НК РФ предоставляется понятие реализации товаров, работ либо услуг.
В соответствии с пунктом 1 ст. 39 Налогового Кодекса Российской Федерации, реализацией товаров, работ либо услуг организацией, либо индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездном основании права собственности на товары, результатов исполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в отдельных случаях - на безвозмездной основе.