Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Содержание понятия организационной культуры).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 125
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Содержание понятия организационной культуры
1.2 Организационная культура как фактор развития организации
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ТРИГОН»
2.1 Общая характеристика ООО «Тригон»
2.2 Оценка уровня организационной культуры в ООО «Тригон»
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ТРИГОН»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной культуры ООО «Тригон»
При таком подходе будет уменьшена вероятность введения никому не нужных запретов и ограничений, а во-вторых, будет проведена грань взаимоотношений с контрольно-надзорными органами. Именно поэтому важно привлекать юриста к разработке документов по организационной культуре.
Текущую работу по организации преобразований выполняют специалисты, которые могут работать в рамках временного совещательного органа или постоянного специализированного подразделения. Если уровень квалификации участников процесса недостаточно высокий, возможно привлечение внешних консультантов.
Процесс изменения культуры в организации может занять продолжительное время.
Для совершенствования управления организационной культурой предприятия необходима работа по развитию человеческого потенциала.
Первым этапом должна стать подготовка менеджеров – формирование навыков организационного лидерства, которая предоставит возможность их профессионального роста. Для этого целесообразно проводить тренинги на рабочих местах с приглашением тренера.
Большое значение для развития компании имеет укрепление деловых коммуникаций внутри персонала организации (закрепление положительных отношений между различными подразделениями и иерархическими уровням):
- программы трудового соперничества;
- освещение программ трудового соперничества в материалах внутреннего PR;
- публикации материалов о деятельности отдельных подразделений;
- конкурсы профессионального мастерства.
3.2 Расчет экономической эффективности
Рассчитаем экономическую эффективность по предложенным мероприятиям.
1. Проведение тренингов менеджеров.
Цели, которые необходимо поставить в ходе проведения тренингов:
- Формирование навыков раскрытия внутреннего потенциала для создания команды, способной решать поставленные задачи.
- Формирование из участников носителей и проводников корпоративной культуры ООО «Тригон».
- Формирование внутренней готовности персонала к естественному восприятию философии бизнеса заведения.
Задачи, стоящие перед тренингом:
- Повышение личной эффективности, активизация личностных ресурсов, каждого работника.
- Формирование и закрепление навыков конструктивного лидерства и ассертивного поведения[1].
- Осознание каждым участником своей уникальной роли в деятельности заведения, вторичное позиционирование (видеть свою роль в развитии фирмы), видение стратегии личного развития;
- Появление у руководства информации о личностных ресурсах и управленческом потенциале каждого сотрудника.
Данные цели и задачи помогут сформировать и закрепить у коллектива следующие навыки и качества:
- Навык снятия внутреннего напряжения и активизации личностного ресурса.
- Умения создать психологический комфорт для клиента (чувство психологической территории оппонента).
- Конфликтоустойчивость.
- Лидерские качества, чувство команды.
- Умение конструктивно использовать собственный и командный ресурс.
- Выявление и противостояние манипуляции.
- Целеполагание, концентрация задач, определение методов.
- Навыки принятия решений, разделение ответственности и другие.
Основным результатом проводимых тренингов является повышение отдачи коллектива за счёт повышения личной эффективности менеджеров и компании в целом. Кроме того, тренинг решает задачу устранения синдрома «спящих профессиональных знаний», посредством активизации необходимых личностных качеств и навыков. Это однозначно способствует более полному раскрытию делового потенциала.
Амплитуда наблюдаемых после тренинга положительных изменений индивидуальна для каждого участника и колеблется в диапазоне от единиц до десятков процентов.
Техническое задание и программа тренинга разрабатываются и согласовываются с руководством компании. В результате этой работы формируются критерии оценки результатов тренинга, и появляется инструментарий для последующего отслеживания этих изменений.
Проведение тренингов по профессиональным продажам проводят такие компании, как «21 век», «Гарант Профит» и другие. Продолжительность тренинга зависит от разработанной структуры, как правило, для корпоративных клиентов состоит из трех двухдневных циклов (по 10 часов в день) и двух четырехдневных интервалов. По окончании каждого тренинга для руководства организации формируется отчет с отражением групповой и индивидуальной динамики участников. Каждому участнику выдается соответствующий именной сертификат.
Тренинги проводятся два раза в год, чтобы закрепить полученный результат.
Рассчитаем экономическую эффективность предложенного мероприятия.
Затраты на тренинг составят:
(1)
где Ч – количество часов в один день;
Д – количество дней;
С – стоимость одного часа работы;
N – количество тренингов.
Стоимость проведения тренинга составит:
Количество менеджеров, проходящих тренинг –10 человек.
Повышение производительности при работе с клиентами составит у работников, прошедших тренинг в среднем 4-6 %.
Рассчитаем сумму ожидаемого прироста выручки в результате обучения менеджеров:
(2)
где В1 – выручка на 1 сотрудника, тыс. руб.;
ЧП – численность сотрудников, чел.;
Δ ПТ – рост производительности труда в результате мероприятия, %.
Определим рентабельность продаж:
Рпр. = Ппр / В1 (3)
Прибыль от дополнительной выручки:
(4)
Рассчитаем сумму годового экономического эффекта от внедрения мероприятия:
Ээф3 = 104,2 – 50 = 54,2 тыс. руб.
Экономический эффект от проведения тренингов составит 54,2 тыс. руб.
2. Проведение конкурсов профессионального мастерства.
Современный мир характеризуется переходом к принципиально новому типу общественно-экономического развития, где организации, добивающиеся успеха в новых условиях, отличаются от противоположных им главным образом тем, что имеют более динамичное и эффективное управление, в первую очередь, направленное на развитие внутреннего потенциала организации.
В условиях настоятельной необходимости развития организационной культуры, вопрос о наличии в организации эффективной программы управления развитием трудового потенциала работников перерастает в актуальную проблему.
В этой связи весьма важным является поиск гибких и эффективных инструментов, направленных на развитие трудового потенциала, способствующих реализации стратегии организации, создающих внутриорганизационные условия для вовлечения персонала в процесс постоянного преобразования.
В рамках данной программы все мероприятия должны способствовать достижению следующих качественных параметров:
- достижение высших стандартов профессионального мастерства при выполнении работ в обществе;
- обеспечение повышения престижности работы по ключевым профессиям и должностям Общества для достижения стратегических и оперативных целей общества;
- дополнительное материальное стимулирование наиболее профессиональных работников общества;
- снижение уровня текучести по ключевым профессиям и должностям общества;
- формирование позитивного и привлекательного HR-имиджа общества как работодателя.
Предлагаемая программа может быть реализована через конкурс профессионального мастерства.
В рамках программы «Лучший работник ООО «Тригон»» общество может использовать единовременное премирование для целей поощрения высокого уровня профессионального мастерства и эффективности труда для работников, показавших лучшие результаты в труде и достижении целей общества.
Экономическая эффективность будет получена за счет роста производительности труда работников, которые участвуют в конкурсах. Конкурсы проводятся в нерабочее время, их организация предполагает участие комиссии, выдачу призов, итоговую премию в размере месячного оклада победителям (5 человек по видам основных рабочих профессий).
Данные для расчета эффективности приведены в таблице 4.
Таблица 4
Исходные данные для расчета экономической эффективности мероприятия
Показатель |
Размер |
Численность персонала, чел. |
189 |
Удельный вес работников, участвующих в конкурсах |
0,1 |
Производительность труда 1 работающего, тыс. руб. |
5038,3 |
Среднегодовая заработная плата работающего, тыс. руб. |
131,8 |
Рост производительности труда работников, участвующих в конкурсах, % |
8 |
Размер премии за победу в конкурсе, тыс. руб. |
30,0 |
Количество награжденных, чел. |
3 |
Затраты на организацию конкурса, тыс. руб. |
100,0 |
Прирост выручки за счет роста производительности труда рассчитаем по формуле (2).
Прибыль от продаж составит (формула 4):
Работникам, победившим в конкурсе, будут выплачены разовые премии в размере:
На организацию конкурса будет потрачено:
Экономический эффект составит разницу между прибылью и затратами:
Ээф. = 314,0 – 190 = 124,0 тыс. руб.
Таким образом, экономический эффект за счет проведения конкурса на лучшего работника составит 124,0 тыс. руб.
Общий экономический эффект от внедрения мероприятий по совершенствованию организационной культуры составит:
Э общ. = 54,2 + 124,0 = 178,2 тыс. руб.
Таким образом, общий экономический эффект от предложенных рекомендаций составит 178, 2 тыс. руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе достижения намеченной цели были решены все поставленные задачи. Разработаны рекомендации по совершенствованию организационной культуры ООО «Тригон».
Рассматривая организационную культуру как важный ресурс повышения эффективности деятельности организации, необходимо учитывать все многообразные формы проявления данного феномена.
По мере развития организации пытаются объединить отдельных людей в эффективное целое и адаптироваться к внешнему окружению, чтобы выжить. При решении этих проблем происходит коллективное обучение, которое формирует совокупность разделяемых ценностей и убеждений, называемую «культурой».
В любой организации имеется ряд факторов, которые препятствуют развитию организационной культуры, среди них: постоянство и неизменность межличностного окружения человека и социальных групп, обязанность соблюдать определенные правила поведения, недостаточный уровень культуры людей и т.д.
Для создания новой культуры предприятия требуется формирование новой миссии, целей, идеологии, модели эффективного руководства, использование опыта предыдущей деятельности, укоренившихся традиций, оценку эффективности организации, ее формальной структуры и т. д.
Общество с ограниченной ответственностью ООО «Тригон» работает на рынке продовольственных товаров с 1993 года. На предприятии существует смешанный стиль управления: командно-административный с элементами демократического стиля. Элементы демократического стиля проявляются в совместном принятии решений руководителя и подчиненных по вопросам стратегии продаж, разработки правил и инструкций в повседневной работе. Квалификация менеджеров и торговых представителей имеет достаточно высокий уровень, что позволяет им справляться с вопросами планирования и контроля. Квалификация персонала в целом соответствует текущим и будущим задачам предприятия.
Оценка уровня организационной культуры проводилась с помощью анкетирования.
В результате проведенного исследования и осуществленного анализа полученных результатов сделали основные выводы по четырем значимым характеристикам организационной культуры: адаптивность, миссия, вовлеченность и взаимодействие. Исследуемое предприятие способно эффективно собирать и анализировать сигналы, поступающие из внешнего окружения, но, к сожалению, не способно достаточно быстро трансформировать эту информацию в конкретные изменения внутри предприятия, способствующие более эффективному ведению хозяйственной деятельности.
Объективным фактором, препятствующим развитию предприятия, является отсутствие либо недостаток внимания к стратегическому планированию. При руководстве обществом основной акцент делается на краткосрочную перспективу.
Трудовой коллективы организации в целом хорошо скоординирован и сплочен в команду. Это является хорошим конкурентным преимуществом перед другими предприятиями. В большинстве случаев основные корпоративные ценности разделяются сотрудниками и являются ориентиром для работы. Основным недочетом при управлении персоналом является недостаточное внимание к развитию человеческого потенциала.