Файл: Организационная культура и ее роль в современных организациях (Содержание понятия организационной культуры).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ОРГАНИЗАЦИИ
1.1 Содержание понятия организационной культуры
1.2 Организационная культура как фактор развития организации
2. АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ТРИГОН»
2.1 Общая характеристика ООО «Тригон»
2.2 Оценка уровня организационной культуры в ООО «Тригон»
3. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОРГАНИЗАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ В ООО «ТРИГОН»
3.1 Мероприятия по совершенствованию организационной культуры ООО «Тригон»
Для совершенствования организационной культуры предложено проведение тренингов менеджеров и конкурсов профессионального мастерства. Общий экономический эффект от внедрения мероприятий составит 178,2 тыс. руб.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Аксененко, Ю.Н. и др. Социология и психология управления/ Ю. и др. – Ростов: Феникс, 2012. – 512 с.
- Астафьева, О.В. Анализ факторов внешней и внутренней среды организации, обосновывающих значимость организационной культуры как инструмента управления // Научный вестник МГИИТ. –2015. –№ 2. – С. 48-53.
- Бас, В.Н. Корпоративная культура как инструмент формирования системы корпоративного поведения // Экономические науки. – 2012. – № 3.
- Виханский, О.С., Наумов А.И. Менеджмент / О.С. Виханский.- М.: Гардарики, 2013. – 670 с.
- Горшкова, Л.А., Поплавская В.А. Методика управления организационной культурой крупного промышленного предприятия // Экономический анализ: теория и практика. –2015. –№ 4. –С. 33-36.
- Демидова Е.В. Организационная культура и ее влияние на организационную эффективность // Экономика и политика. –2014. –№ 2. – С. 37-42.
- Зарубина, В.Р. Оценка организационной культуры организации через систему сбалансированных показателей // Экономика и политика. –2015. –№ 2. –С. 49-52
- Зверева, Т.В. Основания, принципы, признаки и элементы корпоративной культуры // Кадры. –2014. –№ 4. –С. 64-67.
- Ищенко, А.А. Организационная культура – действенный инструмент управления организацией // Вестник КГУ. –2015.– № 1. –С. 116-118.
- Капитонова, В.В., Галиахметов Р.А. Организационная культура как основа существования организации // Вестник ИжГТУ. –2012.– № 3. –С. 90-93.
- Конарева, Л.А. Путь к успеху современной компании: подход методологии И.Адизеса / Л.А. Конарева // Век качества. – 2014. – № 5. – С. 18-22.
- Коровина, О.Ю. К вопросу о содержании понятия «организационная культура», основных ее функциях и методах оценки // Вестник КГУ. –2015. –№ 2. –С. 64-69.
- Королева, Н.А. Культура управления и принцип комплексности в разработке ее функционирования / Н.А. Королева // Менеджмент и бизнес-администрирование. – 2013. – № 3. – С. 115 – 128.
- Кузьмин, А. Организационная культура и управление фирмой// Финансовый бизнес. – 2015. - №12. – С. 31-34.
- Липатов, С. А. Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестник Моск.. Ун-та. Сер. 16. Психология.. - 2014. - № 4. -С. 55-65.
- Мильнер, Б.З.Теория организации / Б.З. Мильнер. – М.: Инфра-М., 2012. – 480 с.
- Рахманкулов, И.Ш. и др. Социально-экономические проблемы управления персоналом / И.Ш. РАхманкулов, З.А. Халдеева // Вестник КГФЭИ. –2013. –№ 3. –С. 86-89.
- Резник, С.Д. Организационное поведение / С.Д. Резник; М.: ИНФРА-М, 2013. – 430 с.
- Рогожин, С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. – М.: Изд-во «Экзамен», 2012. – 320 с.
- Тихомирова О.Г. Организационная культура: формирование, развитие и оценка / О.Г. Тихомирова // Вестник ИТМО. – 2014. – С. 1 - 148
Приложение 1
Эволюция организационной и корпоративной культуры
Индустриальное общество |
Постиндустриальное общество |
||
Организационная культура |
Корпоративная культура |
||
Тейлоризм Начало XX в. |
«Человеческие отношения» 30 -50-е гг. |
«Социальная система»50-70-е гг. |
«Постэкономическая система» 70-е гг. по настоящее время |
Естественнонаучная парадигма инструментальной организации как хорошо отлаженной машины (приоритет внутренней среды) |
Парадигма превращения организации в инструмент для человека (приоритет внутренней среды) |
Парадигма организации как инструментальной системы: части подчинены функционированию целого (релевантная внешняя среда) |
Парадигма организационной постинструментальной системы: целостность сочетается с автономностью частей (приоритет интересов общественности вне и внутри организации) |
Жесткая, бюрократическая организация |
Штабная (линейная) организация |
Матричная и проектно-ориентированная организация |
Свободно связанные организационные сети (дивизионная организация, вертикально-интегрированная корпорация) |
Разъединение экономического и социального факторов |
Обращение к социальному фактору |
Соединение экономического и социального факторов |
Социально-этический менеджмент и маркетинг |
Экономический рационализм любой ценой |
Экономический рационализм с учетом человеческого фактора |
Экономический рационализм за счет масштабов организации |
Экономический рационализм на основе высоких технологий |
Специализация труда |
Производственное взаимодействие всех работников |
Профессиональная квалифицированность |
Творчество, активность на рабочем месте |
Жесткая технологическая кооперация и координация («работник-винтик») |
Использование неформальных структур как активной силы |
Коллективные переговоры работников (профсоюзы) с управляющими (согласие, сотрудничество) |
Соучастие, принятие работниками ответственности (социальное партнерство) за состояние дел в организации |
Управление качеством (шаблоны, инспекция, штрафы) |
Управление процессами: контрольные карты, предупреждение дефектов, усложнение мотивации |
Всеобщее управление качеством в организации (стандарт, сертификация, мотивация) |
Менеджмент ориентированный на качество, охрана окружающей среды (гарантирование качества продукции и безопасности) |
Работа с общественностью: пропаганда, реклама |
Работа с общественностью: пресс-служба, институциональная реклама |
Работа с общественностью: воздействие с учетом обратной связи |
Работа с общественностью: двусторонняя модель, консультирование, кризисные ситуации |
Приложение 2
Определение содержания понятия «организационная культура»
Автор |
Определение понятия «организационная культура» |
Акцент в определении понятия |
О.С. Виханский [4, с. 117]; |
набор наиболее важных предположений, принимаемых членами организации и получающих выражение в заявляемых организацией ценностях, задающих людям ориентиры их поведения и действий |
заявляемые организацией ценности задают людям ориентиры их поведения и действий |
В.В. Капитонова [10, с. 90]; |
совокупность норм, правил, обычаев и традиций, которые поддерживаются субъектом организационной власти и задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации |
нормы, правила, обычаи и традиции задают общие рамки поведения работников, согласующиеся со стратегией организации |
О.Ю. Коровина [12, с. 64]; |
социально-духовное поле компании, формирующееся под воздействием материальных и нематериальных, явных и скрытых, осознаваемых и неосознаваемых процессов и явлений, определяющих единство философии, идеологии, ценностей, подходов к решению проблем и поведения персонала компании и позволяющих организации продвигаться к успеху |
социально-духовное поле компании, формирующееся под влиянием материальных и нематериальных явлений и процессов |
С.В. Рогожин, Т.В. Рогожина [19, с. 49]; |
система норм, правил и моральных ценностей, регламентирующих отношения между членами организации |
регламентация отношений между членами организации |
Приложение 3
Функции организационной культуры
Автор |
Наименование функций |
Т.О. Соломанидина |
Познавательная, ценностно-образующая, коммуникационная, нормативно-регулирующая, мотивирующая, инновационная, стабилизационная |
И.В. Грошев и др |
Адаптивная, регулирующая, ориентирующая, мотивирующая |
А.В. Карпов |
Компенсаторная |
К.А. Кравченко |
Регулирования, ориентирования и программирования организационного поведения на символическом уровне |
Ю.Г. Семенов |
Креативно-творческая, инновационная |
Б.З. Мильнер |
Охранная, интегрирующая, регулирующая, заменяющая, образовательная, развивающая, управления качеством, адаптации хозяйственной организации к нуждам общества |
Приложение 4
Методы оценки организационной культуры организации
Автор |
Методы оценки организационной культуры (ОК) |
Р.Ф. Дафт |
Под силой культуры подразумевается степень согласия членов организации относительно важности некоторых специфических ценностей; если все члены организации согласны, что эти ценности важны, культура сильна и способна объединять работников, но если согласия относительно основных ценностей мало, то культура слабая |
Л.А. Горшкова |
Соотнесение силы организационной культуры с уровнем развития коллектива: «Песчаная россыпь» – слабая; «Мягкая глина» – умеренно слабая; «Мерцающий маяк» – средняя; «Алый парус» – умеренно сильная; «Горящий факел» – сильная. |
О.Ю. Коровина |
Критериями анализа организационной культуры являются следующие показатели: «толщина» ОК, «разделяемость» взглядов, «широта» ОК, «конфликт» ОК, «сила» ОК |
Т.В. Зверева |
При оценке степени влияния социокультуры на деятельность организации учитываются три фактора: направленность, широта, сила |
Э. Шейн |
Структурная стабильность, глубина, широта, соединение элементов или интеграция |
Приложение 5
Организационная структура управления ООО «Тригон»
Приложение 6
Основные поставщики ООО «Тригон»
- ООО «Доширак Рус» (ТМ «Доширак», ТМ «Koya»)
- ООО «Фес продукт» (ТМ «Доширак», ТМ «Квисти»)
- ЗАО «Русскарт» (снеки ТМ «Русская Картошка»)
- ООО «Русский Бисквит»
- ООО «Интерагросистемы» (соки ТМ «Вико», ТМ «Сочная долина»)
- ООО «Орион» (ТМ «Чоко-пай», ТМ «Чоко Бой»)
- КФ «Волшебница»
- КФ «Богатырь»
- КФ «Ламзурь»
- ООО «Уральский кондитер» (печенье)
- ООО «Сладкая Слобода» (печенье)
- ООО «Любимый край» (печенье)
- ООО «Сибирский вкус» (пряники)
- ООО «Линд» (шоколад ТМ «Линд»)
- ООО «Риттер спорт шоколад» (шоколад ТМ «RitterSport»)
- ООО «Шторк» (ТМ «Мерси», ТМ «Мамба»)
- ООО «Монетный Двор» (шоколад)
- ООО «Ударница»
- ООО «МОК» (ТМ «Джаз», ТМ «Столичные штучки»)
- ООО «Фаретти» (ТМ «Фаретти) (торты ТМ «Фаретти»)
- КД «Хорс»
- ООО «Продуктсервис» (кофе ТМ «Лебо»)
- Компания «RG BRANDS» (Чай ТМ«Пиала», соки ТМ «Солнечный»)
- ООО «Конфитрейд» (детский ассортимент)
- ООО «Ассопторг – ЭВР» (детский ассортимент)
- ООО «День игрушки» (детский ассортимент)
- ООО «ФрешТойс» (детский ассортимент)
- ООО «Волшебный Кондитер» (детский ассортимент)
- ООО «Свит Стар» (детский ассортимент)
Приложение 7
Структура и характеристика разделов анкеты для исследования культуры организации
Характеристики |
Сущность |
Раздел I. Адаптивность |
Характеризует склонность организации к нововведениям, изменениям, ориентация компании на потребителя |
1. Перемены в компании |
Указывает, в какой мере организация способна к созданию эффективных механизмов по удовлетворению потребностей в переменах |
2. Ориентация на потребителя |
Показывает, насколько компания хорошо знает своих клиентов и быстро реагирует на их потребности и предложения |
3. Организационное обучение |
Говорит о том, способна ли компания интерпретировать сигналы внешней среды и трансформировать их в реальные действия по повышению эффективности бизнеса |
Раздел II. Миссия |
Данный раздел позволяет определить степень понимания сотрудниками предназначения организации |
4. Стратегическое планирование |
Отражает наличие четко сформулированных стратегических целей, которые придают действиям организации целенаправленный характер |
5. Постановка целей |
Характеризует наличие ясных и четких целей и задач, которые согласуются с миссией и стратегией организации |
6. Видение |
Показывает, насколько компания имеет четкое представление о перспективах развития и своем состоянии в будущем |
Раздел III. Взаимодействие |
Определяет уровень интеграции и координации, эффективность и согласованность действий различных сотрудников и подразделений |
7. Координация |
Указывает на то, способны ли различные подразделения эффективно взаимодействовать для решения совместных задач |
8. Согласие |
Свидетельствует о том, насколько сотрудники способны достичь консенсуса в спорных ситуациях |
9. Ценности |
Показывает, насколько сотрудники организации разделяют единые принципы поведения и набор ценностей |
Раздел IV. Вовлеченность |
Характеризует степень личной ответственности сотрудников за общие результаты деятельности |
10. Развитие способностей |
Характеризует, на каком уровне осуществляются инвестиции в развитие навыков и способностей персонала |
11. Работа в команде |
Отражает, в какой мере сотрудники ориентированы на сотрудничество и взаимную поддержку, а не на конкуренцию между собой |
12. Ответственность и полномочия |
Характеризует ситуацию, когда сотрудники инициативны, когда имеют достаточно возможностей для того, чтобы оказывать влияние на рабочий процесс |