Файл: Проблемы диагностики и управления организационной культурой (Исследование и диагностика организационной культуры сотрудников).pdf
Добавлен: 27.05.2023
Просмотров: 261
Скачиваний: 5
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические основы проблемы организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры
1.2. Этапы формирования и составляющие элементы организационной культуры
2. Исследование и диагностика организационной культуры сотрудников
2.1. Организация, методы и анализ полученных результатов
2.2. Роль руководителя в формировании и развитии организационной культуры
ВВЕДЕНИЕ
Трудно недооценить важность влияния культуры на результаты деятельности компании.
На стиль работы компании влияет множество внешних и внутренних факторов, таких как активность клиентов, изменение законодательства и технологий, смена стратегии, разнородность рабочей силы и разнообразие стилей жизни людей, но важнейшим неизменно остается конкуренция.
Организационная культура - один из ключевых факторов, определяющих успех компании. Современный менеджмент рассматривает организационную культуру как мощный стратегический инструмент, позволяющий ориентировать все подразделения и работников на общие цели. Поэтому проблема диагностики и управления организационной культурой является актуальной на сегодняшний день.
Разработанность в науке. Проблему организационной культуры изучали такие авторы как: О. И. Карпухин, М. Магура, М. Курбатова, Е. Н. Сарибекян, Т. Соломанидина, В. Кишеня, Т. Тарелкина, Э. Х.Шейн и др.
Цель исследования: изучить проблему диагностики и управления организационной культурой.
Объект исследования: организационная культура.
Предмет исследования: проблема диагностики и управления организационной культурой.
Гипотеза исследования: уровень организационной культуры зависит от базовых ценностей организации.
Задачи исследования:
1. Раскрыть понятие организационной культуры.
2. Описать этапы формирования и составляющие элементы организационной культуры.
3. Провести исследование организационной культуры сотрудников компании.
4. Проанализировать роль руководителя в формировании и развитии организационной культуры.
Методы исследования: изучение научной литературы по теме исследования, качественный анализ полученных показателей.
Методика исследования:
1. Тест «Уровень организационной культуры» (Т. П. Галкина).
Практическая значимость исследования заключается в использовании материалов исследования в практической деятельности менеджеров, руководителей и штатных психологов.
Структура работы: введение, основная часть, заключение, список использованных источников, приложения.
1. Теоретические основы проблемы организационной культуры
1.1. Понятие организационной культуры
Первые труды, в которых встречается термин «организационная культура» либо «культура фабрики», предстали в начале 50-х годов XX века. Сам же вопрос природы и сущности организационной культуры серьезное внимание ученых привлек лишь в конце 1970-х годов.
Существуют основные этапы зарождения организационной культуры.
В 1977 году Томас Дж. Питере первый рассмотрел компонент символического руководства для притягивания внимания к теории «майнстрим» в организационной концепции.
Далее он вместе с Робертом Уотерменом в 1982 году показал достоинства организаций с сильнейшей идеологией на обширных ценностных установках, что, несомненно, придало хороший толчок в изучении организационной культуры.
Спустя год Луис Понди с группой исследователей обозначился редактором первого системного анализа убеждений на вопросы символического руководства.
В том же году Линда Смирчич изучала, как система принятых терминов формируется и поддерживается в организациях посредством символических организационных процессов и продемонстрировала, как данные термины описывают единство организационной культуры и характерные черты сотрудников организации.
Томас Серджовани и Джон Корбалли в 1984 году написали первый сборник докладов, получивший широкое признание на тему о перспективе организационной культуры. В данном сборнике были ясно описаны основные термины организационной культуры и перспективы символического руководства.
Алан Уилкинс в собственных научных работах продемонстрировал, что сложно, однако можно внести изменения в компоненты организационной культуры, не разламывая уже бытующие положительные стороны культуры.[1]
Немалую роль в создании критериев оценки организационной культуры сыграли ассоциативно составленные по желанию Рональда Рейгана и Мэлколма Болдриджа документы, а кроме того сами компоненты, представленные в правилах присуждения премии Malcolm Baldrige Award. Джон Коттер и Джэймс Хескет в 1992 году показали присутствие явной связи между культурой организации и ее прибыльностью.
Главными критериями культуры они полагали: максимальное внимание к потребителям, ко всем сотрудникам творческого процесса, распределение функций и верность постоянному улучшению деятельности.
Существует много мнений насчет организационной культуры, но более часто можно встретить последующие дефиниции организационной культуры.
П. Вейл считает, что организационная культура - это «уникальная общая психология организации».
Д. Ньюстром и К. Дэвис видят в данном термине «комплекс допущений, убеждений, ценностей и норм, которые делятся между сотрудниками организации».
М. Х. Мескон, М. Альберт и Ф. Хедоури под организационной культурой полагают доминирующие традиции, нравы, ожидания организации.
У. Э. Джакуса полагает: «Культура предприятия - это привычный, ставший обычным образ мыслительных процессов и способ поведения, который в наибольшей либо наименьшей степени разделяют все сотрудники организации и который обязан быть понят и хотя бы отчасти принят новыми работниками, чтобы новые члены трудовой группы стали «своими»».
По мнению Д. Элдриджа и А. Кромби, культура организации – это «уникальный комплекс норм, ценностей, убеждений, образцов поведения и т.п., которые устанавливают метод объединения коллективов и конкретных персон в организации для того, чтобы достичь поставленные перед ней задачи».[2]
Российские авторы В. А. Гневко и И. П. Яковлев полагают, что организационная культура является конкретной картиной наиболее либо наименее одинаковых и согласованных друг с другом образов, значений и обобщений. Они зачастую не видны, однако функционируют в рабочем процессе и распределяются между разными категориями профессионалов, направляя их и придавая смысл их труда в конкретной системе.
Н. С. Злобин в собственных трудах отмечает, что организационная культура является «творческой, созидательной деятельностью организации как прошлая, воплощенная в ценностях, обычаях, стандатах, так и настоящая, базирующаяся на опредмечивании данных ценностей, стандартов и обычаев».
В каждом обществе индивидов, объединенных едиными задачами, формируется собственный метод труда, при этом невзирая на то, что обращаем ли мы на это внимание, стремимся ли как-то на него воздействовать либо нет.
На любом предприятии невзирая на его численность и область труда имеется особая культура, даже если она проявляется только посредством недоверия и сформировалась стихийно, М. Коул отмечается по данному вопросу следующее: «Культура появляется везде, где индивиды в течении какого-то отрезка времени задейственны в коллективный труд».[3]
Изучения в сфере организационной культуры проводятся достаточно давно.
Возникновение понятия «организационная культура» и его подробное исследование возможно найти в 70-ые гг. ХХ в. Потому как появились новые условия хозяйствования, динамизм, растущая неопределенность внешней среды, научно-технический прогресс, рост образования сотрудников, изменение мотивации сотрудников.
Можно выделить несколько школ исследований организационной культуры, которые отличаются осознанием ее сути и направлением изучения.
Первая школа называется «поведенческой». Авторы этой школы в исследовании организационной культуры исходили из поиска и разссмотрения законов формирования единых ценностей, терминовй, правил и стандартов поведения сотрудников в ходе своего труда в организации (к примеру, Р. М. Сайерт и Дж. Г. Марч; Д. Хэмптон).
Вторая школа имеет название «школа эффективности». Она делала акцент на воздействии организационной культуры на результативность работы организаций (Т. Дил и А. Кеннеди; Томас Дж. Питерс и Роберт Уотерман, и др.).
В третьей школе - «школе моделирования» - организационная культура анализируется как отдельный объект изучения. Авторами создаются модели ее развития, предоставляются методы оценки, составляется систематизация типов культур и т.п. (Э. Шейн, Ч. Хэнди, К. Камерон и Р. Куинн и др.).[4]
Специфические изучения, адресованные организационной культуре, начали проходить в США еще в 60-е года ХХ века. Традиционно причиной повышающего интереса к организационной культуре полагается противоборство западной и японской моделей руководства организациями.
Успех японских организаций на фоне снижения в американской экономике в 70-х - начале 80-х гг. пояснялся характерными особенностями японского склада ума, национальной культуры и обычаев, во многом устанавливающим организационную культуру организаций (сплоченность сотрудников, их верность компании, приоритет интересов организации над персональными интересами, др.).
К концу 80-х гг. вопрос организационной культуры стал одним из основных в вопросах руководства компаниями в США и Западной Европе. Это сопряжено, в основном, с возникновением на международном рынке очень сильного конкурента в сфере наукоемкой продукции: телекоммуникаций, информационных технологий, электроники, автомобилестроении и т.д. - японских компаний.
Практики и теоретики руководства США и Западной Европы были одними из первых, кто сконцентрировал внимание на организационную культуру как нематериальный фактор эффективной конкуренции в силу их экономического благополучия, которое вынудило производителей поиска новейших методов привлечения покупателей.
Кроме объективных причин (перемена рыночной конъюнктуры, жесткая международная и внутренняя конкуренция, доступность информации, угроза кризисов и т.п.). Такой повышенный интерес к организационной культуре в США и Западной Европе был порожден обдуманным продвижением самой идеи увеличения результативности труда компаний за счет формирования этических ценностей, идеологии руководства, которые сплачивают коллектив, гуманизации организаций и т.д.[5]
В СССР бытующее однообразие в руководстве, унификация, контроль, бюрократия, низкая степень жизни, государственные монополии в промышленной сфере не требовали нужды задумываться о имидже, репутации, культуре организаций.
Фактором, объединяющим индивидов, была политическая партия и ее цели. Таким образом выражалась похожесть советских предприятий с японскими: приоритет целей и интересов организации над персональными, успешность организации сравнивался к успехом страны в целом.
В данной цепочке не было личности, сдерживалась инициатива и индивидуальность, поэтому на сегодняшний день в России отмечается иная крайность - приоритет персонального, индивидуального благосостояния, увеличенная ценность денежных средств, причем цели постоянно оправдывают средства, что поощряет формирование криминального бизнеса.
Направление на будущее, развитое в советские времена, на сегодняшний день изменилось в приоритет сиюминутной выгоды. Зачастую в организациях нет точного плана формирования на стратегическую перспективу (за исключением постоянных сфер - нефтедобывающих, энергетических и т.п.).
Но возможно отметить, что и советские предприятия по-собственному уделяли внимание организационной культуре. Более яркие примеры - социалистическое соревнование, борьба за обладание переходящего знамени, желание перевыполнять план - годовой, пятилетки; приурочивание каких-либо перемен и достижений в организациях к памятным национальным годовщинам; доски почета, коллективное празднование разных праздников и т.п.
Все это соединяло коллектив, формировало особенную внутреннюю атмосферу и психологический климат, создавало особый имидж и репутацию организации в социуме. А это и есть организационная культура.[6]
Организационная культура, как и культура человечества, развивается в ходе коллективного труда индивидов в организации. Но основное различие организационной культуры от культуры в общем смысле в том, что культура развивается самопроизвольно в процессе формирования, жизни и труда человечества. Организационная культура, в связи с тем, что организации планируются и формируются индивидами, также обязана формироваться через сознательное конструирование с последующим руководством ее развития.