Файл: Проблемы диагностики и управления организационной культурой (Исследование и диагностика организационной культуры сотрудников).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 271

Скачиваний: 5

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Главной из собственных задач общественной организации по защите прав детей является привлечение внимания власти, правоохранительных органов, преподавательского общества, родителей и широкой общественности к вопросу защиты прав детей и подростков.

Целью организации является многосторонняя поддержка и активное участие в формировании обстоятельств для нормальной жизни и всестороннего развития детей, поддержка приоритета семейных ценностей.

В собственной работе организация решает последующие вопросы:

- привлечение внимания государственных структур и социума к проблемам детей;

- участие власти, гражданского социума и бизнес общества для разрешения вопросов, которые сопряжены с повышением качества жизни подрастающего поколения, формированием и углублением сотрудничества в области изучения и решения вопросов детства;

- сбор финансовых, материальных и других средств для осуществления уставных задач и оказания помощи и поддержки многодетным и общественно незащищенным семьям, которые нуждаются. А кроме того помощь больным детям, детям с ограниченными возможностями здоровья, детским домам и садам, детским больницам и отделениям, школам-интернатам, реабилитационным центрам для несовершеннолетних, детским объединениям и другим учреждениям, которые решают детские проблемы;

- поддержка детей и подростков в формирование умственных и креативных способностей, формирование обстоятельств для формирования молодых талантов;

- создание и реализация благотворительных и мероприятий для детей и подростков, а также совместных праздничных и реабилитационных мероприятий для детей с ущемленными возможностями здоровья и их здоровых ровесников;

- нравственное воспитание молодых людей, воспитание у детей и подростков любви к своему городу, республике, её культуре и обычаям.

Общественная организация неизменно выступает за укрепление семьи и поддерживает всех участников семейных отношений. Кроме того уделяет особенное внимание проблеме защищенности детей от психологического, физического и сексуального насилия.

Отсутствие реальных механизмов подключения государственных социальных служб к проблемным ситуациям в семьях и неотработанная система обратной связи не позволяют защитить ребенка, когда он в этом нуждается. Несформированная правовая основа социальной политики в отношении несовершеннолетних препятствует осуществлению комплексного влияния и конкретно-практического воздействия на семью, непосредственное окружение детей и заинтересованные социальные институты.


Предметом особого внимания организации являются права детей-инвалидов, массовые нарушения которых отмечаются в Специальных докладах Уполномоченного по правам человека в РМ. Пробелы в законодательстве, которые обеспечивают права детей-инвалидов; неадекватные размеры государственной помощи семьям, имеющим детей-инвалидов; нарушения прав детей-инвалидов на образование; острый дефицит квалифицированных кадров - коррекционных педагогов, психологов, воспитателей и социальных педагогов - отражают несоответствие деятельности государственных органов по правам ребенка.

Серьезным современным вызовом считается все более активное вовлечение несовершеннолетних в сексуальный и порнографический бизнес, секс-туризм, в открытые и завуалированные разновидности проституции.

Для изменения ситуации к лучшему нужно не только ратифицировать международные документы, которые касаются торговли детьми, детской проституции и детской порнографии», но и реализовывать эффективное межведомственное взаимодействие, включая учет и предупреждение всех способствующих этим явлениям факторов, меры по наказанию виновных лиц, защиту прав и законных интересов детей, ставших жертвами подобных преступлений.

В эксперименте приняли участие 15 сотрудников организации.

Цель исследования: изучить проблему диагностики и управления организационной культурой.

Гипотеза исследования: уровень организационной культуры зависит от базовых ценностей организации.

Методика исследования:

1. Тест «Уровень организационной культуры» (Т. П. Галкина).

Рассмотрим детальнее используемую методику.

Цель методики: изучить уровень организационной культуры.

Инструкция: «Ниже представлена серия утверждений, составляющих организационную культуру предприятия, сгруппированных в четыре секции: работа, коммуникации, управление, мотивация и мораль. При оценке используется десятибалльная шкала. Если утверждение полностью совпадает с вашим мнением, то поставьте 10 баллов, если противоречит вашим установкам - 0 баллов и т. д.».

Обработка и интерпретация результатов.

1. Подсчитайте общий балл. Для этого надо сложить показатели всех ответов.

2. Подсчитайте средний балл по секциям:

- работа - 1,5,9, 13, 17,21,25;

- коммуникации - 2, 6, 10, 14, 18, 22;

- управление - 3, 7, 11, 15, 19, 23, 26, 28;

- мотивация и мораль - 4, 8, 12, 16, 20, 24, 27, 29.

Индекс «ОК» определяется по общей сумме полученных баллов. Наибольшее количество баллов – 290, наименьшее – 0. Показатели свидетельствуют о следующем уровне «ОК»:


290 – 261 - очень высокий;

260 – 175 - высокий;

174 – 115 -средний;

ниже 115 - имеющий тенденцию к деградации.

Узкие места «ОК» определяются по средним величинам секций. Показатели в баллах по секциям свидетельствуют о следующем состоянии в коллективе:

10 – 9 - великолепное;

8 – 6 - мажорное;

5 – 4 - заметное уныние;

3 – 1 - упадочное.

Таким образом, для исследования организационной культуры сотрудников организации была проведена следующая процедура исследования: диагностика уровня организационной культуры.

В процессе диагностики организационной культуры сотрудников общественной организации были получены результаты, которые представлены в Приложении 1.

Качественный анализ полученных данных, позволил составить следующую таблицу 1.

Таблица 1

Показатели организационной культуры сотрудников

Уровень организационной культуры (Индекс «ОК»)

Кол-во

сотрудников

Показатели в %

Очень высокий

0

0

Высокий

3

20

Средний

10

66,7

Низкий

2

13,3

Как видно из таблицы 1, у 66,7% сотрудников организации наблюдается средний уровень организационной культуры. Это говорит о том, что в организации имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников. Однако система заработной платы вызывает  нарекания работников. Кроме того, рвение и инициатива работников не поощряются.

У 20% сотрудников отмечается высокий уровень организационной культуры. Это свидетельствует о том, что работники вполне удовлетворены культурой организации.

Однако у 13,3% работников организации отмечены низкие показатели организационной культуры. Это выражается в том, что работники организации не участвуют в принятии решений, рабочие  места  не достаточно обустроены, взаимоотношения с коллегами и руководством желают лучшего.

Полученные результаты наглядно представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. Показатели организационной культуры сотрудников

Таким образом, как представлено на рисунке 1, у большинства сотрудников общественной организации зафиксирован средний уровень организационной культуры. Это говорит о том, что в организации имеются четкие инструкции и правила поведения всех категорий работников. Однако система заработной платы вызывает  нарекания работников. Кроме того, рвение и инициатива работников не поощряются.


2.2. Роль руководителя в формировании и развитии организационной культуры

При рассмотрении процессов формирования организационной культуры в качестве её источника рассматривается опыт членов организации. Однако не менее важным источником является культура лидеров.

Формирование  и изменение организационной  культуры происходит под влиянием многих факторов. Один из признанных специалистов в области организационной культуры, Эдгар Шейн, считает, что существует пять первичных и пять вторичных факторов, которые определяют формирование организационной культуры. В соответствии с его концепцией к первичным относятся следующие факторы.

1. Точки концентрации внимания высшего руководства. Обычно  то, на что обращают серьезное внимание руководители, о чем они часто  говорят как об имеющем важное значение для организации, постепенно превращается в предмет внимания и заботы сотрудников и включается в число норм, на базе которых складывается база критериев поведения людей в организации.

2. Реакция руководства на критические ситуации, возникающие в организации. В случае, когда в организации  возникают критические ситуации, сотрудники организации испытывают  обостренное чувство беспокойства.

Поэтому то, как руководство подходит к разрешению проблем кризисной ситуации, чему оно при этом отдает предпочтение, находит свое дальнейшее проявление в формировании системы ценностей и верований, которые приобретают характер реальности для членов организации.

3. Отношение к работе и стиль поведения руководителей. В силу того, что руководители занимают особое положение в организации и  на них обращено внимание сотрудников, стиль их поведения, их отношение  к работе приобретают характер эталона для поведения в организации.

Работники организации сознательно или неосознанно подстраивают свои действия под ритм работы руководителя, дублируют его подход к выполнению своих обязанностей и тем самым как бы формируют устойчивые нормы поведения в организации.

4. Критериальная база поощрения сотрудников. На формирование организационной культуры большое  влияние оказывает то, по каким  критериям происходит поощрение  сотрудников.


Члены организации, осознав  то, за что они получают вознаграждение либо же наказание, достаточно быстро формируют для себя представление о том, что хорошо, а что плохо в данной организации. Усвоив это, они становятся носителями определенных ценностей, закрепляя тем самым и определенную организационную культуру.

5. Критериальная база отбора, назначения, продвижения и увольнения из организации. Так же, как и в случае с поощрением, критерии, используемые руководством при отборе на работу в организацию, при продвижении сотрудников  и их увольнении, оказывают очень  сильное влияние на то, какие ценности будут разделяться сотрудниками организации, и следовательно, играют существенную роль при формировании организационной культуры.[11] 

В группу вторичных факторов в соответствии с концепцией Шейна входят следующие  факторы.

1. Структура организации. В зависимости  от того, как сконструирована организация, как распределяются задачи и функции  между подразделениями и отдельными сотрудниками, насколько широко практикуется делегирование полномочий, у членов организации складывается определенное представление о том, в какой мере они пользуются доверием у руководства, о том, насколько в организации присутствует дух свободы и ценится инициатива сотрудников.

2. Система передачи информации и организационные процедуры. В организации  поведение сотрудников постоянно регламентируется различными процедурами и нормами. Люди коммуницируют определенным образом и по определенным схемам, заполняют определенные циркуляры и формы отчетности, с определенной периодичностью и в определенной форме отчитываются о проделанной работе.

Все эти процедурные моменты в силу регулярности и повторяемости создают определенный климат в организации, который глубоко проникает в поведение ее членов.

3. Внешний и внутренний дизайн и оформление помещения, в котором располагается организация. Дизайн  помещения, используемые принципы размещения сотрудников, стиль декорирования  и тому подобное создают у членов организации определенное представление  о ее стиле, об их позиции в организации  и, в конечном счете, о ценностных ориентирах, присущих организации.

4. Мифы и истории о важных событиях и лицах, игравших и играющих ключевую роль в жизни организации. Бытующие  в организации легенды и рассказы о том, как создавалась организация, какие выдающиеся события были в  ее истории, кто из людей и каким образом оказал сильное влияние на ее развитие, способствуют тому, что система устойчивых представлений о духе организации сохраняется во времени и доводится до членов организации в яркой эмоциональной форме.