Файл: Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 93

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Существенной частью экономики современных государств является малый бизнес, независимо от той части валового внутреннего продукта, которую он генерирует, поскольку этот сектор реально обеспечивает экономическую свободу граждан, создает новые рабочие места, часто является колыбелью новых прорывных технологий. Следовательно, задачей государства в области налогообложения является с одной стороны соблюдение своих фискальных интересов, а с другой формирования налоговой системы, которая позволяет развиваться малому бизнесу.

Специальные налоговые режимы направлены на создание благоприятных условий хозяйствования для малого бизнеса и обеспечения возможности его развития и расширения, что определяет значимость их изучения.

Объект исследования - специальные налоговые режимы как средства государственного регулирования национальной экономики в условиях рыночной экономики.

Предмет исследования - принципы, формы, методы построения и введение специальных налоговых режимов.

Целью работы является изучение механизма действия специальных налоговых режимов.

Задачи исследования были сформулированы в соответствии с ее целями и состоят в:

  • Определении сущности упрощенной системы налогообложения;
  • Изучение объектов налогообложения УСН;
  • Определение сущности единого налога на вмененный доход;
  • Изучение порядка перехода на ЕНВД;
  • Характеристика налогообложения при разделе продукции.

Прикладная значимость. В исследовании рассмотрен действующий механизм налогообложения при применении специальных налоговых режимов.

На сегодняшний день вопрос разработки, внедрения и применения специальных налоговых режимов является предметом активных дискуссий среди отечественных и зарубежных ученых и практиков. Проблемам теории и практики применения механизмов государственного регулирования экономики, налоговых рычагов влияния на экономическое развитие страны посвящено немало научных трудов ученых-экономистов. Среди ученых, внесших значительный вклад в разработку основных механизмов государственного регулирования экономики, элементов налоговой системы и системы налогообложения, принципов их построения, механизмов и инструментов налогового регулирования экономики, можно выделить Косолапова А. И., Гартвич А., Попову, Л.В., Сименихина А.В., Козлову Т.Н., Малахову Ю.В., чьи научные труды были использованы при изучении темы исследования.


1.Упрощенная система налогообложения как вид специальных налоговых режимов

1.1 Определение сущности упрощенной системы налогообложения

Специальный налоговый режим, в соответствии Налоговым кодексом РФ, является системой мероприятий, определяет особый порядок налогообложения отдельных категорий хозяйствующих субъектов и может предусматривать особый порядок определения элементов налога и сбора, освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов.[1]

Специальные налоговые режимы, являясь одним из важнейших элементов налоговой системы, обеспечивая дифференцированное налогообложение, учитывающее экономический потенциал субъектов предпринимательской деятельности, направлены на реализацию не столько фискальной, сколько социальной функции налогов.[2]

Действующее законодательство содержит определение и основные признаки специального налогового режима, которые, хотя и не являются совершенными, однако позволяют установить налоги и сборы и режимы налогообложения, должны принадлежать к специальным налоговым режимам.[3]

Признаками специального налогового режима, которые были определены нами в ходе предыдущих исследований, являются:

1) отдельная система мер по налогообложению;

2) преимущественно выступает подсистемой в рамках общего режима налогообложения;

3) касается отдельных категорий хозяйствующих субъектов;

4) касается особых групп объектов налогообложения;

5) может применяться к определенной территории или отрасли экономики;

6) предусматривает применение альтернативных налогов и наряду с ними дополнительных сборов, увеличивают налоговую нагрузку для отдельных категорий плательщиков, следствием чего является особый порядок определения элементов налога и сбора, в том числе освобождение от уплаты отдельных налоговых платежей;

7) применяется в соответствующий налоговый период, которым, как правило, период, на который для плательщика действует специальный налоговый режим.

Упрощенная система налогообложения, согласно гл. 26.2 НК РФ, организациями и индивидуальными предпринимателями применяется наряду с иными режимами налогообложения, пре­дусмотренными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.[4]


Вопрос упрощенной системы налогообложения является одним из важных для субъектов малого предпринимательства. Он также является важным и для государства, поскольку во внешнеэкономическом пространстве ему необходимо обеспечить стабильное экономическое развитие малого предпринимательства как одного из важных элементов рыночной системы.[5]

Для перехода на упрощенную систему налогообложения субъект хозяйствования подает соответствующее заявление в налоговый орган.

Переход осуществляется только с начала нового налогового периода. При этом уведомление не может быть подано ранее 1 октября и позднее 31 декабря. Если налогоплательщик опаздывает с подачей уведомления, он не сможет перейти на УСН в следующем налоговом периоде.[6]

Если налогоплательщик перед переходом на УСН применял ЕНВД, то при подаче уведомления он освобождается от обязанности указывать свой вмененный доход (фактические доходы на этом виде налогообложения не подсчитываются). Кроме того, перейти на УСН можно уже в том месяце, в котором у налогоплательщика исчерпались обязательства по уплате единого налога, рассчитанного от вмененного дохода.

Организация имеет право перейти на УСН, если по итогам 9 месяцев того года, в котором организация подает заявление о переходе на УСН, доходы, определяемые в соответствии со ст. 248 НК РФ, не превысили 15 млн руб.[7]

Уведомления (сообщения) налогоплательщика и налоговой службы оформляются по установленным образцам. Все формы документов, которые подаются в ИФНС и отправляются налоговым органом налогоплательщику, утверждены приказом ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829.[8]

Налогоплательщик может подать уведомление тремя способами:

  1. непосредственно руководителем юридического лица / индивидуальным предпринимателем или его представителем на основании доверенности;
  2. почтой путем отправки корреспонденции с описью вложения ценным письмом;
  3. в электронной форме.

Налоговое законодательство России не предусматривает обязанности налоговой службы подтверждать право применения или перехода на УСНО в ответ на подачу налогоплательщиком уведомления. Более того, налогоплательщики сами должны контролировать сроки подачи соответствующих уведомлений и следовать установленным законом требованиям.

Налоговый орган сможет проверить, имел ли налогоплательщик право применять УСН после подачи им уведомления, только при получении налоговой декларации или проведения в дальнейшем налоговой проверки.[9]


В случае обнаружения нарушений, о которых налогоплательщик своевременно не сообщил, ему доначислят все неуплаченные налоги, а также штрафы и пени.

Ответные сообщения от налоговой службы можно получить лишь в том случаях:

  • если показатели, указанные в уведомлении не соответствуют тем, которые дают налогоплательщику право применять УСНО;
  • если налогоплательщик подал уведомление о переходе на УСН с опозданием.

Также налоговая служба может направить налогоплательщику в ответ на его запрос информационное письмо, в котором будет указана дата подачи заявления на переход на УСНО и предоставлены декларации по УСН за запрашиваемые годы. Такое письмо в большинстве случаев требуется не самому «упрощенцу», а его контрагентам.

Применение УСН организациями предусматривает их освобождение от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций и единого социального налога.[10]

1.2 Документы при УСН

Работая на упрощённой системе налогообложения, предприниматели и организации сталкиваются с необходимостью использования различных форм документов, которые касаются не только учёта доходов и расходов, но и непосредственно применения упрощённой системы налогообложения.

Для перехода на УСН необходимо подать уведомление в налоговый орган. Форма уведомления утверждена приказом ФНС России №ММВ-7-3/829@ от 2 ноября 2012 г.[11]

Вновь созданные организации и ИП могут подать уведомление о применении УСН в течение 30 дней со дня постановки на учёт в налоговом органе.[12]

ИП и ООО имеют право перейти на упрощённую систему налогообложения с другого режима налогообложения. Для перехода необходимо подать уведомление в налоговый орган до 31 декабря года, предшествующего году, с которого налогоплательщики желают перейти на УСН. Если день подачи уведомления выпадает на выходной, то днём окончания срока считается первый рабочий день. Если уведомление направлено позже установленного срока, налогоплательщик получит отказ в применении УСН.

Характер перехода на УСН является уведомительным. Другими словами, никакого подтверждения о возможности применения упрощённой системы налогообложения от налоговой инспекции налогоплательщик не получает.

В то же время можно отправить запрос в произвольной форме о подтверждении применения специального налогового режима.


Совершаемые на УСН операции подтверждаются первичными документами. Без подтверждающих документов учесть расходы нельзя. Особенно это важно для УСН по объекту «доходы минус расходы», так как налог напрямую зависит от суммы расходов.[13]

Учет своих доходов и расходов при применении УСН следует вести в специальной книге. Показатели деятельности регистрируются в ней на основании первичных документов в хронологическом порядке.

При применении УСН 6% в книге заполняются только сведения о доходах в разделе 1, и оплаченных страховых взносах в разделе 4.

Те, кто работает на УСН 15%, в разделе 1 помимо доходов заполняет информацию о своих расходах, повлиявших на расчет налога. В разделе 2 они отдельно должны отразить сведения о затратах на приобретение основных средств и нематериальных активов. При этом типе УСН у предпринимателей есть возможность переносить свои убытки на будущее. Это означает, что если по итогам года получен убыток, его сумму в последующие годы можно будет учесть как расход. Перенесенные на следующие годы убытки следует указывать в разделе 3 книги.

Распечатанная книга по окончании года прошивается, ее листы нумеруются и опечатываются. Количество листов книги заверяется подписью руководителя и печатью. Заверять КУДИР в налоговой инспекции не нужно.

По итогам года на основании данных книги учета доходов и расходов заполняется декларация по УСН.

Если в отчетном году деятельность была приостановлена и временно не велась, отчет сдается в стандартной форме и в стандартные сроки. Но вместо числовых показателей в нем будут прочерки. Такая декларация называется нулевой.[14]

Декларацию по УСН, как следует из ст. 346.23 НК РФ, налогоплательщики представляют по истечении налогового периода. В п. 1 ст. 346.19 НК РФ налоговый период по УСН определяется как промежуток в 1 календарный год.[15]

Организации-упрощенцы обязаны подавать декларацию по итогам регулярной деятельности не позднее 31 марта после окончания года. ИП имеют возможность отчитаться немного позже. Крайний срок сдачи декларации по УСН для них - 30 апреля.[16]

Кроме того, необходимо сдать декларацию по УСН в органы ФНС до 25-го числа месяца, наступившего после факта прекращения деятельности по упрощенной системе, не дожидаясь окончания периода. Утрата права на дальнейшее использование этого спецрежима подразумевает сдачу декларации по УСН до 25 числа месяца, следующего за кварталом утраты данного права.