Файл: Упрощенная система налогообложения. Система налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 102

Скачиваний: 4

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Исчисление и уплата иных налогов и сборов, в том числе в отношении видов предпринимательской деятельности, не подлежащих налогообложению ЕНВД, осуществляются налогоплательщиками в соответствии с иными режимами налогообложения.[33]

2.3 Налогообложение при разделе продукции

Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции применяется в отношении организаций, являющихся инвесторами по соглашениям о разделе продукции в соответствии с Законом о СРП.[34]

Систему налогообложения при выполнении соглашения о разделе продукции (СРП) отличает как раз соглашение, заключаемое государством с частным инвестором. Это специальный договор, в соответствии с которым Российская Федерация предоставляет субъекту предпринимательской деятельности (инвестору) на возмездной основе и на определенный срок исключительные права на поиски, разведку, добычу минерального сырья на участке недр, указанном в соглашении, и на ведение связанных с этим работ, а инвестор обязуется осуществить проведение работ за свой счет и на свой риск.[35]

СРП определяет не только взаимоотношение сторон, но и правила налогообложения, на основании которых осуществляется раздел между государством и инвестором произведенной продукции в натуральном и (или) стоимостном выражении.

Глава 26.4 НК РФ предусматривает возможность применения двух режимов налогообложения на условиях раздела продукции: "прямого" раздела продукции, когда она делится на долю государства и долю инвестора, и "традиционного" в виде системы налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.[36]

Название говорит само за себя, и все же для целей налогообложения есть отдельное определение. Прибыльная продукция - произведенная за отчетный (налоговый) период при выполнении соглашения продукция за вычетом части продукции, стоимостный эквивалент которой используется для уплаты налога на добычу полезных ископаемых, и компенсационной продукции.

В свою очередь, последняя представляет собой часть продукции, которая не должна превышать 75%, а при добыче на континентальном шельфе РФ - 90% общего объема продукции, передаваемой в собственность инвестора для возмещения понесенных им расходов (возмещаемые расходы) (ст. 346.34 НК РФ).[37]


При разделе прибыльной продукции уплачиваемыми и не возмещаемыми инвестору налогами являются НДПИ и налог на прибыль. Уплачиваемыми и возмещаемыми считаются НДС и акцизы, платежи за пользование природными ресурсами, государственная пошлина и таможенные сборы, земельный и водный налоги, а также суммы платы за негативное воздействие на окружающую среду.[38]

Инвестор не уплачивает налог на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, которые находятся на балансе налогоплательщика и используются исключительно для осуществления деятельности, предусмотренной соглашениями.[39]

Если указанное имущество применяется инвестором не для целей, связанных с выполнением работ по соглашению, оно облагается налогом на имущество организаций в общеустановленном порядке. Также инвестор не уплачивает транспортный налог в отношении принадлежащих ему транспортных средств (за исключением легковых автомобилей), используемых исключительно для целей соглашения. При использовании транспортных средств не для целей соглашения уплата транспортного налога осуществляется в общеустановленном порядке.

Все налоги, уплачиваемые инвестором в рамках специального режима, рассчитываются по правилам, предусмотренным в соответствующих главах НК РФ и подзаконных нормативных актах. При этом для отдельных налогов определен ряд особенностей, по сути льготирующих налоговые обязательства инвестора, в частности для НДС, НДПИ и налога на прибыль.[40]

Налогоплательщиками признаются организации, которые являются инвесторами такого соглашения. Налоговая база определяется по каждому документу индивидуально и представляет собой денежное выражение прибыли, подлежащей налогообложению.[41]

При выполнении соглашения уплачивается налог на прибыль. Объектом обложения считается доход, который получен налогоплательщиком в текущем периоде. Доходом признается стоимость прибыльной продукции, которая принадлежит инвестору, с учетом условий соглашения. Общую стоимость прибыльной продукции рассчитывают с учетом расходов, которые предусмотрены порядком работ и сметой расходов.

Налоговой базой для исчисления налога на прибыль организации признается денежное выражение подлежащей налогообложению прибыли, полученной инвестором в отчетном периоде. При этом налоговая база определяется по каждому соглашению отдельно.


Налоговые ставки по доходу на прибыль взимаются согласно статье 284 НК РФ. При выполнении соглашения инвестор должен уплатить налог на прибыль организации, налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ), НДС, единый соцналог, плату за негативное воздействие на окружающую среду, сборы за пользование природными реcурсами, водный и земельный налог, таможенные сборы, государственную пошлину, акцизы (статья 346.35 НК РФ).[42]

Особенность соглашения о разделе продукции состоит в том, что выездная налоговая проверка может охватить в течение срока действия соглашения любой период с учетом норм статьи 87 НКРФ, которые запрещают проведение повторных проверок.

Инвестор освобождается от уплаты налога на имущество организаций в отношении основных средств, нематериальных активов, запасов и затрат, находящихся на балансе налогоплательщика. Если имущество подрядчика используется не для осуществления деятельности, оговоренной в соглашении, то оно облагается налогом. Также не уплачивается транспортный налог в отношении средств, которые принадлежат налогоплательщику и используются в рамках соглашения, за исключением легковых автомобилей.

В особых случаях решением законодательных органов субъекта РФ или местного самоуправления инвестора обязывают уплатить страховые взносы во внебюджетные фонды, ряд таможенных сборов, НДС, внести сумму госпошлины взамен на освобождение от уплаты ряда региональных и местных налогов и сборов. Освобождаются от уплаты таможенной пошлины товары, ввозимые на таможенную территорию РФ для осуществления работ в рамках соглашения, а также продукция, которая предусмотрена соглашением на вывоз через таможенную границу РФ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Порядок функционирования УСН определен в Главе 26.2 НК РФ «Упрощенная система налогообложения», которая была введена в действие ФЗ № 104-ФЗ от 24 июля 2002 года.

Налогоплательщиками являются организации и ИП, которые в установленном Налоговым Кодексом России порядке перешли на УСН и применяют ее в порядке, установленном главой 26.2 данного кодекса. Объектом налогообложения могут быть как доходы, так и доходы за минусом расходов. Статьей 346.19. НК РФ установлено, что налоговый период – календарный год, а отчетные периоды – 1й квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.

Согласно ст. 346.20 НК РФ налоговые ставки по единому налогу применяются следующие: 6 % (объект налогообложения – доходы), 15% (объект налогообложения – доходы, уменьшенные на расходы). С 1 января 2009 года в некоторых субъектах РФ могут применяться дифференцированные ставки единого налога в диапазоне от 5 до 15 % в зависимости от категорий налогоплательщика.


Для перехода предприятия на упрощённую систему налогообложения необходимо соблюдение следующих условий: средняя численность работников за налоговый период не превышает 100 человек; по итогам 9 месяцев года, в котором подаётся заявление о переходе на УСН, доход от реализации продукции не превышает 45 млн. рублей.

Не имеют право использовать УСН следующие организации и ИП: имеющие филиалы и представительства; страховщики; банки; ломбарды; инвестиционные фонды; негосударственные пенсионные фонды; профессиональные участники рынка ценных бумаг; организации и ИП, производящие подакцизные товары, а также добывающие и реализующие полезные ископаемые, исключение составляют общераспространенные полезные ископаемые; организации и ИП, работающие в игорном бизнесе; частные адвокаты; частные нотариусы; организации – участники соглашений о разделе продукции; организации и ИП перешедшие на единый сельскохозяйственный налог.

Как правило, специальные налоговые режимы предусматриваются для малого и среднего бизнеса, чтобы им облегчить налоговую нагрузку: вместо сразу нескольких традиционных налогов уплачивается один.

Как правило, каждый специальный режим имеет свои отличительные особенности. Упрощенная система налогообложения является неким аналогом традиционной системы, предназначенным для малого бизнеса, поэтому можно заметить отдельное сходство расчета единого налога при применении УСНО и налога на прибыль для организаций, применяющих общий режим.

При выполнении соглашения о разделе продукции используется особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов, установленный гл. 26.4 НК РФ. Описанный в ней порядок предусматривает замену отдельных налогов и сборов не другим налогом, а неналоговым платежом, размер которого определяется в договоре. Представляет он собой передаваемую в пользу государства долю произведенной продукции (п. 6 ст. 346.35 НК РФ). При этом продукция делится согласно соглашению, заключенному между государством и инвестором, занимающимся добычей сырья.

Отличительными чертами специальных режимов налогообложения как комплексных механизмов налогового регулирования являются:

  • в рамках каждого специального режима одновременно применяется комплекс взаимосвязанных налоговых льгот, которые принадлежат к разным налогов и сборов (в основном НДС, налог на прибыль, пошлина и плата за землю);
  • специальные налоговые режимы вводятся на определенный установленный законодательным актом период;
  • специальные режимы направлены на стимулирование развития регионов или областей посредством создания соответствующих условий для интенсификации инвестиционной и инновационной (преимущественно в рамках технопарков) деятельности;
  • для каждого специального налогового режима устанавливаются приоритетные виды и специальные условия для осуществления предпринимательской деятельности (например ограничивается минимальный объем инвестиций), что и определяет круг плательщиков;
  • для средств налогового регулирования этой группы характерно объединение налоговых льгот с другими мерами неналогового регулирования предпринимательской деятельности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации от 05.08.2000 года N117 ФЗ (ред. От 15.03.2016) URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW (дата обращения .21.03.2016)
  2. Федеральный закон от 30.12.1995 N 225-ФЗ (ред. от 29.06.2015) "О соглашениях о разделе продукции" URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_8816/ (дата обращения .21.03.2016)
  3. Приказ ФНС России от 2 ноября 2012 года № ММВ-7-3/829 Об утверждении форм документов для применения упрощенной системы налогообложения URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/3993746/ (дата обращения 21.03.2016)
  4. Гартвич А. Упрощенка с нуля. Налоговый самоучитель / А. Гартвич. - СПб.: Питер, 2014. - 208 с.
  5. Козлова Т.Н., Малахова Ю.В. Специальные налоговые режимы / Т.Н. Козлова Учеб. пособие / Т.Н. Козлова, Ю.В. Малахова. – Пенза: Изд-во ПГУ, 2010. – 67 с.
  6. Косолапов А. И. Специальные налоговые режим. Учебное пособие / А.И. Косолапов. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», 2008. - 212 с.
  7. Лыкова Л. Налоги и налогообложение / Л. Лыкова. - М.: Юрайт, 2015. – 354с.
  8. Майбуров И.А. Теория и история налогообложения / И.А. Майбуров. - М.: ЮНИТИ, 2012. – 422с.
  9. Маршавина Л.Я. Налоги и налогообложение : учебник для прикладного бакалавриата / под ред. Л. Я. Маршавиной, Л. А. Чайковской. - М. : Издательство Юрайт, 2014. - 503 с
  10. Попова, Л.В. Специальные налоговые режимы. / Л.В. Попова. – М.: Дело и сервис, 2011. – 288с.
  11. Рыманов А.Ю. Налоги и налогообложение: Учеб. Пособие / А.Ю. Рыманов. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 331 с
  12. Сименихин А.В Упрощенная система налогообложения / А.В. Сименихин. – М.:Налоговыйвестник, 2010. – 106 с.

Приложения

Виды деятельности, которые потенциально могут быть переведены на ЕНВД:

  • оказание бытовых услуг населению — местные органы власти сами выбирают, какие именно бытовые услуги будут переведены на ЕНВД;
  • оказание ветеринарных услуг;
  • оказание услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автотранспортных средств;
  • оказание услуг по предоставлению во временное владение или в пользование мест для стоянки автотранспортных средств, а также по хранению автотранспортных средств на платных стоянках;
  • оказание автотранспортных услуг по перевозке пассажиров и грузов — для этого у предпринимателя должно быть на праве собственности или праве пользования, владения или распоряжения не более 20 транспортных средств, предназначенных для оказания таких услуг;
  • розничная торговля через магазины и павильоны с площадью торгового зала не более 150 кв. м по каждому объекту;
  • розничная торговля через объекты стационарной торговой сети, не имеющей торговых залов, а также через объекты нестационарной торговой сети;
  • оказание услуг общественного питания через объекты организации общественного питания с площадью зала обслуживания посетителей не более 150 кв. м по каждому объекту;
  • оказание услуг общественного питания, осуществляемых через объекты, не имеющие зала обслуживания посетителей;
  • распространение наружной рекламы с использованием рекламных конструкций;
  • размещение рекламы на транспортных средствах;
  • оказание услуг по временному размещению и проживанию, если в каждом объекте предоставления данных услуг общая площадь помещений для временного размещения и проживания не превышает 500 кв. м;
  • оказание услуг по передаче во временное владение или в пользование торговых мест, расположенных в объектах стационарной торговой сети, не имеющих торговых залов, объектов нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания, не имеющих зала обслуживания посетителей;
  • оказание услуг по передаче во временное владение или в пользование земельных участков для размещения объектов стационарной и нестационарной торговой сети, а также объектов организации общественного питания.