Файл: Налоговые отношения (Сущность и содержание налоговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 60

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Тема выступает весьма актуальной потому, как в Российской Федерации налоговые отношения занимают значимое место в реализации финансовой деятельности всего государства в целом.

Также актуальность избранной темы определяется тем, что налоги выступают основным инструментом перераспределения доходов и предоставляют мобилизацию финансовых ресурсов. Несомненно, что вопросы правового регулирования налогообложения сегодня относятся к количеству более актуальных как в экономической, так и в социальной жизнедеятельности Российской Федерации. Тем самым налоговое регулирование выступает одной из форм управления современной рыночной экономикой. Осуществление современных рыночных преобразований на территории Российской Федерации невозможно без формирования эффективной системы налогообложении.

Так, налоговые отношения в РФ, с уверенностью отнести к одному из старых видов публично-правовых отношений. Как известно из общей теории права, налоги представляют один из главных признаков государства. Они всегда выступали главным, но и не единственным, источником покрытия государственных расходов, которые связаны с реализацией им публично-правовых функций.

Наряду с этим выделение круга участников налоговых отношений предоставляет особенное как теоретическое, так и практическое значение, потому как они, а также их деятельность входят в сферу правового регулирования законодательства о налогах и сборах. Наряду с этим они наделяются правовым статусом, которые образуют совокупностью прав, обязанностей и ответственности за их невыполнение.

Значимыми элементами, которые назначают особенность всякого правового отношения, выступают субъекты отношения, таким образом, нужно четко отграничивать субъектов налогового отношения от других лиц, которые участвуют в правоотношении.

Степень разработанности темы курсовой работы подтверждается работами таких авторов как А.А. Исаев, Д.В. Винницкий, М.В. Карасева, И.И Кучеров, А.А. Соколов, С.Д. Цыпкин, В.А. Яговкина и др., которые раскрывают в своих работах сущность и характеристики налоговых отношений.

Целью курсовой работы является рассмотрение и раскрытие налоговых отношений.

Объектом исследования являются общественные отношения, которые возникают в ходе определения, введения, взимания налогов, реализации налогового контроля, обжалования актов налоговых как органов, так и действий либо бездействия их должностных лиц и привлечения к ответственности за нарушение налогового законодательства.


Предметом исследования выступают нормы права, которые регулируют общественные отношения.

С целью реализации главной цели курсовой работы необходимо выполнить ряд таких основных задач как:

  • раскрыть сущность и содержание налоговых отношений;
  • рассмотреть структуру и классификацию налоговых отношений;
  • выявить основополагающих участников налоговых отношений;
  • определить признаки налоговых отношений и их главные особенности.

Методологической основой курсовой работы выступают методы, анализа и синтеза.

Практическая значимость курсовой работы заключается в возможности более глубокого изучения темы, которая посвящена налоговым отношениям.

1. Основные аспекты налоговых отношений: их сущность, содержание, структура и классификация

1.1 Сущность и содержание налоговых отношений

Прежде всего, скажем, что характеристика налогового отношения предоставляется в Налоговом Кодексе Российской Федерации, согласно с которой законодательство о налогах и сборах регулирует властные отношения, которые складываются в ходе определения, введения и взимания налогов и сборов в РФ, а также реализации налогового контроля, обжалования актов налоговых органов и действий их должностных лиц, привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.[1]

Налоговые отношения представляют собой урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, которые возникают по поводу взимания налогов, как с юридических, так и с физических лиц, иных категорий налогоплательщиков. Тем самым налоговое отношение выступает одной из основных категорий налогового права, отображающей его оригинальность и место в правовой системе Российской Федерации.

И.И. Кучеров назначает налоговые отношения как разновидность финансово-правовых отношений, которые урегулированы нормами налогового права, и выделяет главные налоговые правоотношения и производные от них. К главным налоговым отношениям он относит отношения, как по определению, так и по взиманию налогов и сборов. При этом к производным налоговым правоотношениям относит: отношения по введению налогов и сборов; отношения, которые возникают в ходе реализации налогового контроля; отношения, которые возникают в ходе обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц; отношения, которые возникают в ходе привлечения к ответственности за совершение налоговых правонарушений.[2]


Тем не менее, Д.В. Винницкий исследует налоговые отношения как "общественные отношения по распределению бремени публичных расходов среди членов общества, созданные на принципах равенства, всеобщности, экономической обоснованности (соразмерности), располагающие организационно-имущественным характером, которые способны реализовывать лишь в правовой форме, сформировывающиеся между субъектами, которые располагают властными полномочиями (публичными субъектами) и не располагают таковыми (частными субъектами)".[3]

Так, главным содержанием налогового отношения выступает обязанность налогоплательщика внести в бюджетную систему либо внебюджетный государственный фонд денежную сумму в соответствии с определенными ставками, а также в предусмотренные сроки, а обязанностью компетентных органов выступает обеспечить уплату налогов. Неисполнение налогоплательщиками собственной обязанности влечет за собой причинение материального ущерба государству, а также ограничивает его возможности по исполнению, как функций, так и задач. Таким образом, законодательство предусматривает строгие мероприятия влияния к лицам, которые допустили данное правонарушение с целью, чтобы обеспечить исполнение данных обязанностей.

При этом более распространен в литературе взгляд на финансовые отношения как на общественные отношения, которые характеризуются четырьмя характерными признаками, а именно такими как:[4]

1) возникают и развиваются в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований;

2) одной из сторон всегда выступает государство, уполномоченный государством орган либо муниципальное образование, что придает этому правоотношению властный характер;

3) характеризуются публичным характером;

4) выступают имущественными, а именно в конечном итоге, всегда возникают по поводу денежных средств.

Наряду с этим налоговые отношения располагают также индивидуальными признаками, свойственными лишь данным отношениям и дают возможность не только раскрыть их сущностные черты, однако и отграничить от смежных отношений.

Так, налоговые отношения, во-первых, возникают, модифицируются, прекращаются лишь на основании норм законодательства о налогах и сборах. При этом общественные отношения в сфере налогообложения могут возникать и существовать лишь в правовой форме, лишь на основании норм законодательства. Конституция Российской Федерации предусматривает обязанность уплачивать лишь законно определенные налоги и сборы. В этом состоит одно из значительных отличий налоговых отношений от частноправовых отношений. Таким образом, гражданско-правовые отношения могут появляться и при наличии причин, которые прямо не предусмотрены гражданским законодательством, однако не противоречащих ему. Помимо этого, исторически гражданские правоотношения складывались фактически и только впоследствии признавались государством.


Во-вторых, налоговые отношения существуют в сфере налогообложения, а также призваны воплотить возможности, заложенные в экономической категории "налог".

Третьим характерным признаком налоговых отношений выступает их опора на имеющуюся систему принципов налогового права, которые традиционно относятся к подотраслевым. Вместе с тем основными принципами налогового права в соответствии с НК РФ выступают всеобщность налогообложения, податное равенство, экономическая обоснованность налогов и сборов, конституционность налогообложения, законность определения налогов и сборов.[5]

Налоговые отношения представляют собой урегулированные нормами налогового права общественные финансовые отношения, которые возникают по поводу взимания налогов с юридических и физических лиц, иных категорий налогоплательщиков.

Отметим, что в налоговых отношениях участвуют: налогоплательщики, органы государственной налоговой службы и кредитные органы - банки, принимающие и зачисляющие налоговые платежи на счета соответствующих бюджетов. Они выступают носителями юридических прав и обязанностей в этих отношениях, а именно субъектами налогового права.

Однако в Законе об основах налоговой системы в Российской Федерации в первый раз представлен обобщенный перечень прав и обязанностей участников налоговых отношений. При этом при характеристике налогоплательщиков Закон не разделяет их на юридические и физические лица, тем самым закрепляя их статус общими нормами. Конкретизируются же права и обязанности налогоплательщиков в законодательных и других актах, которые относятся к любому определенному налоговому платежу.

На основании всего выше сказанного, можно сформулировать вывод о том, что налоговые отношения выступают одной из основных категорий налогового права, отображающие его своеобразие, а также место в правовой системе РФ.

1.2 Структура и классификация налоговых отношений

Налоговое отношение располагает собственной структурой, а именно совокупность составляющих его взаимосвязанных элементов: субъект, объект, содержание (субъективное право и юридическая обязанность). Наряду с этим все элементы структуры налогового отношения ориентированы на достижение основных целей налоговой деятельности государства — как своевременное, так и полное поступление обязательных платежей в казну в результате одновременного соблюдения права налогоплательщиков. Наряду с этим любой элемент исполнят и самостоятельные, лишь ему характерные функции, определенные особенностью определенного налогового отношения, в области которого данный элемент действует. При этом в налоговом отношении все элементы тесно взаимосвязаны между собой и лишь в совокупности они способны вызывать к жизнедеятельности и предоставлять функционирование налоговых отношений. Наличие данного состава дает возможность налоговому отношению исполнить все функции, которые возложены на него в механизме налогово-правового регулирования.


Тем не менее, налоговое отношение, как уже говорилось, является способом осуществления нормы налогового права и в данном качестве исполняет такие основные функции как:[6]

- детализирует круг лиц, на которых распространяет собственное действие норма налогового права, придающее налоговому отношению индивидуальную определенность;

- переводит налоговые права и обязанности в плоскость налогово-правового статуса определенных субъектов; спецификой налоговых отношений здесь может выступать надобность либо возможность изменения состава налогового отношения с учетом назначенных условий его реализации;

- формирует определенные ситуации с целью осуществления мероприятий государственного принуждения, а также реализации налогово-правовых санкций в случаях нарушения налогового законодательства.

Стоит отметить, что объектом налоговых отношений выступает все то, по поводу чего между субъектами налоговых отношений создается конкретная правовая связь. Любой налог располагает самостоятельным объектом налогообложения, который определяется с учетом положений статьи 38 части первой НК РФ и в соответствии с частью второй НК РФ. Тем самым в соответствии с названной нормой объектами налогообложения могут выступать операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (исполненных работ, оказанных услуг) или другой объект, располагающий стоимостной, количественной либо физической характеристикой, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает появление налоговой обязанности.[7]

Наряду с этим закрепленный ст. 38 Налогового Кодекса Российской Федерации перечень объектов налогообложения не выступает исчерпывающим, потому как в любом назначенном налоговом отношении объект детализируется на основе положений соответствующих глав части второй НК РФ. Следовательно, положения ст. 38 НК РФ выступают общими, а нормы части второй НК РФ, определяющие объект налогообложения по любому отдельному налогу — специальными. Тем не менее, в качестве основы налоговых отношений может выступать практически всякий объект, который располагает денежной (стоимостной) оценки, который выражен в каких-нибудь единицах измерения, а также закрепленный нормой налогового законодательства.

Статья 3 НК РФ определяет, что любой налог должен располагать самостоятельным объектом налогообложения. Надобность правового закрепления объекта налогообложения подчеркивается в п. 1 ст. 53 НК РФ, в соответствии с которым налоговая база - это стоимостная, физическая либо иная характеристика объекта налогообложения. Таким образом, обязанность исчислить налоговую базу появляется только в случае, если объект налогообложения прямо указан в качестве такового в налоговом законодательстве применительно к определенному налогу.[8]