Файл: Построение организационных структур (Сущность и содержание организации).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 87

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Введение

Актуальность курсовой работы. Организация производства направлена на создание условий для эффективного использования всех элементов производства с целью достижения наибольших производственных результатов с наименьшими затратами.

Современные теоретики менеджмента высоко оценивают значимость организационных структур и их влияние на эффективность деятельности предприятия, потому что устройство предприятия всегда был одним из главных приоритетов управления

Руководство высшего звена большинства предприятий постоянно находится в поиске такой организационной структуры, которая бы позволяла эффективно использовать ресурсы и достигать поставленных целей. При этом организационная структура каждого предприятия, имея общие признаки по обеспечению последовательности и постоянства производственного процесса и адаптации предприятия к условиям внешней среды, является индивидуальной.

Предприятия создаются и реконструируются менеджерами высшего уровня, поэтому структура всегда отражает приоритеты и ценности ее руководства (а не работников или потребителей). В структуре реализуется воображение руководителя о бизнесе, эффективность отдельных структурных подразделений и о способах управления ими.

Степень разработанности темы курсовой работы. Данному вопросу посвящено множество работ ведущих экономистов, таких как - Немчинов, А. М., Авдулова, Т., Чаусов, Н. Ю., Валигурский, Д. И., Суша, Г. З. и др. Которые в своих работах достаточно подробно рассмотрели тему исследования.

Предмет курсовой работы. В качестве предмета исследования взята организация как определенная структура, состоящая из основных компонентов и стабильных связей между ними.

Объект курсовой работы – принципы построения организации и ее сущность.

Цель курсовой работы - провести анализ особенностей построения организационных структур.

Задачи курсовой работы были определены в соответствии с целью работы и состоят в рассмотрении следующих вопросов:

  • Сущность и содержание организации;
  • Определение динамической системы организации;
  • Характеристика организационного построения.

Теоретическая основа курсовой работы базировалась на учебных материалах по организации производства, менеджменту и экономики предприятий.

Практическая значимость курсовой работы состоит в том, что было дано определение сущности и содержанию организации, определен характер организационного построения. Материалы, полученные в ходе написания работы можно использовать при более детальном изучении темы исследования в процессе написания дипломной работы.


Методы исследования. При написании курсовой работы были использованы методы анализа, синтеза и обобщения.

1. Сущность и содержание организации

1.1 Организация как процесс и функция управления

Внутренняя организация рассматривается как процесс структурного упорядочения и функционирования, который происходит в зависимости от целей и задач, которые ему присущи. Внутренней организации присущи:

  • цели и общие функции;
  • единство принципов образования, построения и деятельности;
  • структурное единство;
  • упорядоченность и другие иерархические связи и отношения;
  • принятие нормативно обусловленных управленческих решений, согласование их между собой[1].

В современной парадигме управления есть два аспекта организационного процесса. Один из них - разделение организации на подразделения.

В процессе внутреннего строения организации осуществляется специализированное разделение труда. Под специализированным разделением труда понимают закрепление определенной работы за специалистами, т.е. теми, кто способен выполнить ее лучше всех с точки зрения организации как единого целого.

Специализированное разделение труда происходит в зависимости от специфики выполнения умственной деятельности, в основном по функциональному признаку, или решаемым задачам.

Вертикальное разделение труда, характеризуется как отделение работы по координации от непосредственного выполнения задач, необходимых для успешной групповой работы. Вертикальное разделение труда необходимо для осуществления контроля исполнения. Количество лиц, подчиненных одному руководителю, представляет собой сферу контроля.

Сфера контроля - это важный аспект организационной структуры органа государственной власти.

Если одному руководителю подчиняется довольно большое количество людей, то речь идет о широкой сфере контроля, обусловленной плоской структурой управления. Если сфера контроля узкая, то есть каждому руководителю подчиняется мало людей, можно говорить о многоуровневой структуре. В целом большие организации с плоской структурой имеют меньше уровней управления, чем организации такого же размера с многоуровневой структурой. На практике сфера контроля в государственной организации существенно отличается как по уровням управления, так и по функциональным отраслям.


Другим, хотя часто менее ощутимым аспектом устройства организации, являются взаимоотношения полномочий, которые связывают высшее руководство с низкими уровнями работающих, которые обеспечивают возможность распределения и координации задач.

Невозможно понять организационный процесс без предварительного понимания делегирования и связанных с ним полномочий и ответственности.

С делегированием тесно связаны еще два срока управления: ответственность и организационные полномочия.

Ответственность - это обязательство выполнять поставленные задачи и отвечать за их удовлетворительное разрешение. Под обязательством понимают то, что от индивида, когда он занимает определенную должность в организации, ожидается выполнение конкретных рабочих требований. Фактически индивид заключает контракт с организацией на выполнение задач определенной должности в обмен на получение определенного вознаграждения[2].

Ответственность означает, что работник отвечает за результаты выполнения задачи перед тем, кто передает ему полномочия. Делегирование реализуется только в случае принятия полномочий, и собственно ответственность не может быть делегирована. Руководитель не может размывать ответственность, передавая ее подчиненному. Хотя лицо, на которое возложена ответственность за решение любой задачи, не обязано выполнять его лично, оно остается ответственным за удовлетворительное завершение работы. Если предполагается, что какое-то лицо примет ответственность за удовлетворительное выполнение задачи - организация должна предоставить ему нужные ресурсы. Руководство осуществляет это путем делегирования полномочий вместе с задачами.

Полномочия - это ограниченное право использовать ресурсы организации и направлять усилия некоторых ее сотрудников на выполнение определенных задач. Полномочия делегируются должности, а не индивиду, который занимает ее в этот момент. Когда индивид меняет работу, он теряет полномочия старой должности и получает полномочия новой. Лимиты полномочий внутри организации, как правило, определяются политикой, процедурами, правилами организации[3].

Делегирование как термин, используемый в теории управления, означает передачу задач и полномочий лицу, которое принимает на себя ответственность за их выполнение.

Теоретики менеджмента отмечают, что часто путают полномочия и власть. Полномочия определяют как делегированное, ограниченное право использовать ресурсы организации, присущее данной должности. В отличие от этого, власть - это реальная способность действовать или возможность влиять на ситуацию. Можно иметь власть, не имея полномочий. Полномочия определяют, что имеет право делать лицо, которое занимает какую-то должность. Власть определяет, что она действительно может делать.


Система организационных полномочий в органах государственной власти и органах местного самоуправления, в основном, зависит от правового статуса соответствующего органа.

Организация как процесс предполагает также систематическую координацию задач, формальных взаимоотношений людей, их выполняющих. Без соответствующей формальной координации различные уровни, функциональные зоны и отдельные лица легко могут сосредоточиться на обеспечении собственных интересов, а не на интересах организации в целом, что особенно опасно для государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления. Возможность разделения и координации задач обеспечивается обоими аспектами организационного процесса:

  • разделением организации на подразделения;
  • определением отношений полномочий.

Одним из направлений разделения труда в организации является формулирование задач. Задача - это заранее нормативно определенная серия работ или часть работы, которая должна быть выполнена заранее установленным способом в заранее оговоренные сроки. С технической точки зрения задачи определяются не для работника, а для конкретной должности. На основе решения руководства о структуре каждая должность включает определенный перечень задач, которые рассматриваются как необходимый вклад в достижение целей организации.

1.2 Структура как внутренняя организация системы

Структура - это множество частей или форм, которые находятся во взаимодействии и специфическом порядке, необходимом для реализации определенных функций. Структура системы - одна из основных категорий системного анализа, характеризующая устойчивую упорядоченность в пространстве и времени элементов системы и их связей. С точки зрения методологии научных исследований часто под структурой понимают рисунок, видимое внешнее изображение явления или объекта исследования. В изображении явления или объекта исследования изначально предполагается определенная целостность.

Итак, структура - это устойчивое отражение взаимных отношений элементов целостного объекта. Исходными понятиями в анализе структуры объекта является понятие формы и содержания. С современной точки зрения можно сказать, что форма - это структура содержания.

Под структурой системы понимают ее устойчивую упорядоченность и связи между элементами и подсистемами. Структура воспроизводит существенные связи между элементами и подсистемами, которые мало изменяются при изменениях в системе и которые обеспечивают существование как системы, так и важнейших ее свойств[4].


Для определения структуры системы необходимо провести ее последовательную декомпозицию, т.е. выделить в ней подсистемы всех уровней, которые доступны для анализа, и их элементы, которые в соответствии с задачами исследования не делятся на составные части. Важнейшей задачей декомпозиции является упрощение системы. Благодаря иерархичности структура данных систем может быть подана через структуру их частей - от подсистем до элементов.

Структура системы может характеризоваться типами связей, которые в ней преобладают. Простейшими связями являются параллельные и последовательные. В зависимости от характера внутренней организации системы и связей между элементами выделяются основные типы структур: линейная, матричная, сетевая, скелетная, иерархическая, древовидная.

Любой объект, явление, процесс, всегда может быть представлен как система. Для того, чтобы на начальном этапе познания представить объект как систему, необходимо так или иначе расчленить его, выявить, например, пространственно отделенные части или другие формы расчленения, а затем констатировать существование отношений этих частей в целостной картине объекта. Подавая объект как систему, исследователь получает предварительную картину его составных частей в их взаимоотношениях и взаимодействии. Система часто определяется как определенная совокупность отношений подсистем или элементов, и такое определение способствует четкому формулированию задачи исследования с тем, чтобы дальше перейти к структурному анализу системы.

Переход от системы к структуре может быть очень длительным процессом, в котором элементы системного и структурного анализа переплетены и неотделимы друг от друга.

Собственно, структурный анализ системы начинается с выявления состава системы, детального исследования частей, определения их неделимости в определенном отношении, которое рассматривается как структурное. Структурный анализ ведет от понятия части к понятию элемента. При этом сначала оказываются части системы, исследуется ее состав, а дальше уточняются эти знания и осуществляется переход к поиску элементов.

Проявляя структуру объекта, его прежде всего рассматривают как систему, то есть как комплекс частей.

Системный подход - одно из главных направлений методологии специального научного познания и социальной практики, цель и задачи которого заключаются в исследованиях определенных объектов как сложных систем. Системный подход способствует формированию соответствующее адекватной формулировки сути исследуемых проблем в конкретных науках и выбора эффективных путей их решения[5].