Файл: Налоговые отношения (Сущность и содержание налоговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Имеются межрегиональные инспекции ФНС России, они занимают особенное место в системе налоговых органов, потому как они функционируют также и с проблемными налогоплательщиками.

Так, проблемные налогоплательщики представляют как юридические, так и физические лица из количества крупных налогоплательщиков, в отношении которых имеются подлежащие проверке вместе с правоохранительными органами данные о возможном умышленном уклонении от уплаты налогов и сборов посредством полного либо частичного сокрытия объектов налогообложения, получении не контролируемых налоговыми органами (теневых) доходов, а также признаки других противоправных действий, которые препятствуют полному и своевременному внесению в бюджет и внебюджетные фонды соответствующих налоговых и иных обязательных платежей. К количеству проблемных налогоплательщиков отнесены также предприятия и организации, которые заняты в сфере как производства, так и реализации этилового спирта, спиртсодержащей, алкогольной и табачной продукции.

Отметим, что полномочия межрегиональных инспекций ФНС России утверждаются приказами ФНС РФ. Деятельность органов базируется на Конституции РФ. Конституционные положения занимают основное место в механизме правового регулирования этого вопроса.

Тем не менее, согласно Налоговому Кодексу Российской Федерации налоговый агент признается самостоятельным субъектом налоговый отношений. И хотя организация может выступать одновременно налогоплательщиком и налоговым агентом, нужно четко разделять те отношения, в которых организация является налогоплательщиком, и в те, в которых она выступает как налоговый агент. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с НК РФ возложена обязанность уплачивать налоги и (или) сборы.[16]

Основное и значительное отличие налогоплательщика от налогового агента заключается в том, что на налогоплательщике находится обязанность уплачивать налоги и сборы, а на налоговом агенте - исчислять и удерживать у налогоплательщика сумму налога, и перечислять удержанный налог в бюджет. Собственно, таким образом, при толковании норм нужно исходить из того, что положения НК РФ о налогоплательщиках применяются к налоговым агентам лишь в результате наличия прямого указания об этом.

Можно сделать вывод о том, что обязанности налогового агента выступают производными от обязанностей налогоплательщика, а именно они вторичны. Другими словами, если у налогоплательщика не возникла обязанность по уплате налога, тогда не могут появиться обязанности и у налогового агента при условии, что налоговый агент и налогоплательщик различные лица.


Налоговый агент выступает посредником между налогоплательщиком и государством. Наряду с этим появляется вопрос: наделяет ли налоговое законодательство какими-нибудь властными полномочиями налогового агента по отношению к налогоплательщику, потому как изначально налоговый агент и налогоплательщик вступают в гражданско-правовые отношения, которые созданы на равенстве сторон. Другими словами, вопрос состоит в том, достаточно ли одной обязанности налогового агента для удержания налога, либо необходимо согласие налогоплательщика.

Так, на налогового агента законодательством о налогах и сборах возложена обязанность удерживать налог из средств, которые выплачиваются налогоплательщикам. Налоговым кодексом Российской Федерации регулируются властные отношения в сфере налоговых правоотношений, таким образом, всякие отношения, которые вытекают из норм НК РФ, необходимо признавать налоговыми (властными). Конституцией РФ определено, что права и свободы граждан могут быть ограничены федеральным законом, это правило в полной мере относится и к юридическим лицам. Исходя из данных предпосылок можно сформулировать вывод, что налоговый агент наделяется властными полномочиями по отношению к налогоплательщику, а именно с целью удержания налога достаточно наличия соответствующей обязанности налогового агента.

Подводя итог всему выше сказанному, хотелось бы сказать, что объектом налогового отношения выступает налог как обязательный взнос в бюджет, потому как по своей как сущности, так и природе он выступает тем материальным благом, предоставлением и применением которого удовлетворяются интересы правомочной стороны налогового отношения – государства. А субъектом налоговых отношений выступают реальные участники налоговых отношений.

2.2 Признаки налоговых отношений и их главные особенности

Формальная определенность полагает достаточную точность налоговых отношений, а также одинаковое их осмысление всеми участниками.

Тем самым связь участников налоговых отношений юридическими как правами, так и обязанностями, потому как их участники выступают по отношению друг к другу и как управомоченные, и как правообязанные лица, при этом интересы одного могут быть осуществлены только посредством действий другого.


Однако волевой характер, выражающий в том, что налоговые отношения появляются и осуществляются только в результате наличия воли хотя бы одной из сторон.

Тем не менее, индивидуализация участников, которая заключается в выделении определенного участника налоговых отношений среди всех иных участников, и собственно выделение участника содействует более четкому и рациональному соотношению, как прав, так и обязанностей определенных участников налоговых отношений.

Отметим, что охрана налоговых отношений государством посредством определения санкций за нарушение определенного порядка поведения.

Налоговое отношение, как и всякое иное отношение, состоит из последующих основных элементов.[17]

Субъект налогового отношения представляет собой лицо, чье поведение может быть подвержено регулированию нормами налогового права.

Объектом налогового отношения выступает то, по поводу чего возникает это отношение, — обязательный безвозмездный платеж (взнос), размер которого назначается в соответствии с определенными налоговым законодательством правилами.

Содержание налогового правоотношения, как и всякого иного отношения, раскрывается посредством прав и обязанности субъектов отношения. Наряду с этим налоговые отношения могут существовать исключительно в правовой форме. Большое количество налоговых отношений возникает на основе действия норм налогового права. В случае если отношения в иных отраслях права главным образом возникают по инициативе самих субъектов, то в налоговом праве — на основе прямого предписания закона. Отдельные налоговые отношения возникают в результате волеизъявления одной из сторон. Помимо этого, налоговые отношения могут возникать на основе решений правоприменительных органов.

Стоит сказать, что налоговые правоотношения располагают свойствами, которые характерны всем налоговым отношениям, а также наделены свойственными спецификами, а именно: [18]

1) возникают в ходе налоговой деятельности государства и муниципальных образований;

2) выступают разновидностью имущественных отношений, потому как связаны с денежным платежом в казну;

3) одной из сторон в них выступает государство в лице органов государственной власти, муниципальных образований, налоговых, таможенных органов и иных лиц, функционирующих от имени государства;

4) выступают властными отношениями, потому как одна сторона находится во властном подчинении у иной стороны, тем самым стороны субординационно друг другу не подчинены.


Итак, все налоговые отношения можно разделить на такие виды как: [19]

1) согласно содержанию:

а) материальные;

б) процессуальные;

2) по кругу участников:

а) общие (одна сторона назначает, определяет либо вводит налоги, другая сторона — неперсонифицирована);

б) конкретные (стороны индивидуально определены).

Вместе с тем, в налоговых отношениях более отчетливо, в сопоставлении со всеми иными формами финансовых отношений, прослеживаются государственно-властная, а также имущественная стороны. Отношения пошлин и налогов выступают властно-имущественными.

При этом государство наделяет компетентные органы властными полномочиями, а также контролирует поступление средств в бюджет. С иной стороны, поступление налогов выступает одним из главных каналов формирования объектов собственности государства. Рассматривая эту проблему, Соколов А.А. обращал внимание на резкое проявление властного характера, который отделяет финансовое право от иных отраслей.[20]

Так, конкретизация налоговых отношений полагает два главных элемента:

1) реализацию воли государства как собственника средств;

2) назначенное поведение участников налоговых отношений.

Налоговые отношения, касающиеся самых разнообразных субъектов (государства, юридических, физических лиц), между которыми формируется определенная подчиненность. Несомненно, что обязанность плательщика обладает безусловным характером, в результате которого нет равенства сторон.

Итак, подведем итог всему сказанному и отметим, что налоговые отношения - это отношения, которые возникают согласно налоговым нормам, тем самым регулируют определение, изменение, а также отмена налоговых платежей и юридических фактов, участники данных отношений наделены субъективными правами и располагают юридическими обязанностями, связанные с уплатой налогов и сборов в бюджеты и фонды.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Налоговое отношение представляет общественное отношение, которое урегулировано нормой права, участники которого наделены как субъективными правами, так и обязанностями.

Главной спецификой налогового отношения выступает регулирование отношений, которые возникают наряду с взиманием налогов.

Иная специфика налоговых отношений заключается в тесном переплетении в них как публичного, так и частного интересов, в высокой доле экономико-финансовых параметров, осуществления их как управленческой функции государства, зависимости их от состояния всей финансово-экономической системы государства, а также и ее места в мировом хозяйстве.


Так, законодательство Российской Федерации в сфере исчисления налогов, неустанно улучшаются, в этом плане и улучшаются налоговые отношения между их субъектами. Но качественно налоговое законодательство не развивается. В ходе взимания налогов возникают налоговые отношения между государством в лице органов законодательной власти, управления, а также между налогоплательщиками. Наряду с этим система регулирования налоговых отношений представляет собой совокупность как законодательных, так и нормативных актов разнообразного уровня, которые содержат налоговые законы, а также нормы: федеральных законов, законов и актов субъектов РФ, ведомственных нормативных актов и актов местного самоуправления. В настоящее время имеется большое число налогов, что для налогоплательщика вызывает обусловленные сложности, когда и какие налоги уплачивать. Тем самым налоговый кодекс должен быть простым, а также весьма понятным налогоплательщику. Когда любой месяц выходят новые инструкции, дополнения и письма к законам о налогах, которые отменяют предыдущие инструкции, а также дополнения возникает путаница и прекрасная возможность для налоговых служб налагать дополнительные штрафы на налогоплательщиков.

Таким образом, для Российской Федерации с целью нормального развития экономики нужен новый налоговый кодекс понятный, а также наиболее упрощенный, нужно значительно понизить налоги, а также ввести наиболее жесткий контроль за их уплатой. Также налоги должны стимулировать развитие бизнеса, а не отбивать у людей желание предпринимательства.

Не стоит забывать и о том, что особо значимую роль в налоговых отношений, играет их система, потому как собственно четко назначенная система выступает эффективным процессом становления всех налоговых процедур.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Налоговый кодекс Российской Федерации N 117-ФЗ от 05.08.2015 г.

2. Винницкий Д.В. Российское налоговое право: проблемы теории и практики. СПб.: Издательство "Юридический центр Пресс", 2003. - 187 с.

3. Исаев А.А. Очерк теории и политики налогов. – М., 2004. - 29 с.

4. Карасева М.В. Финансовое правоотношение. – М., 2001. - 84 с.

5. Кустова М.В. Налоговое правоотношение. Налоговое право. Общая часть. – М.: Юристъ, 2007. – 462 с.

6. Кучеров И.И. Налоговое право России: Курс лекций. М.: Учебно-консультационный центр "ЮрИнфоР", 2001. - 236 с.