Файл: Налоговые отношения (Сущность и содержание налоговых отношений).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 64

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Так, наличие объекта налогообложения выступает предпосылкой и надобным условием появления налогового отношения. При этом обязанность по уплате налога может возникнуть лишь при наличии объекта, который подлежит налогообложению. Необходимо различать ситуации, в которых налоговая обязанность не возникает в виду отсутствия объекта налогообложения, и ситуации, когда налоговая обязанность не возникает ввиду предоставления налогоплательщику налоговых льгот.

Потому как налоговые отношения могут не только материальными отношениями, однако и процессуальными, тогда объектом налоговых отношений может выступать поведение участников этого правоотношения, урегулированное с целью осуществления фискальной функции государства.

Тем самым субъектов налогового права, вероятно, систематизировать согласно следующим основаниям.[9]

1. Согласно способу нормативной определенности:

а) зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений;

б) не зафиксированные налоговым законодательством в качестве субъектов налоговых отношений.

2. По характеру фискального интереса: частные субъекты, публичные субъекты.

3. Согласно степени имущественной заинтересованности в возникновении налоговых отношений:

а) располагающие непосредственным собственным имущественным интересом в налоговых отношениях;

б) не имеющие непосредственного собственного имущественного интереса в налоговых отношениях.

Стоит отметить и то, что налоговый кодекс Российской Федерации закрепляет понятие «участники отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах», а именно статья 9 настоящего кодекса, к числу которых относятся:

- налогоплательщики — организации и физические лица;

- налоговые агенты;

- налоговые органы — Федеральная налоговая служба в ведении Министерства финансов РФ и ее территориальные подразделения в Российской Федерации;

- таможенные органы — Федеральная таможенная служба в ведении Министерства экономического развития и торговли РФ и ее территориальные подразделения;

- сборщики налогов и сборов — государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, иные уполномоченные ими органы и должностные лица, реализовывающие в определенном порядке кроме налоговых и таможенных органов прием и взимание налогов и (или) сборов, а также контроль за их уплатой налогоплательщиками и плательщиками сборов;


- финансовые органы — Министерство финансов РФ, министерства финансов республик, финансовые управления (департаменты, отделы) администраций субъектов РФ;

- органы государственных внебюджетных фондов,

- Федеральная служба по экономическим и налоговым преступлениям МВД России;

- другие уполномоченные органы — органы, которые наделены компетенцией относительно решения вопросов об отсрочке и о рассрочке уплаты налогов и сборов и иных вопросов, которые предусмотрены Налоговым Кодексом Российской Федерации.[10]

Установленный статьей 9 НК РФ круг участников отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, не охватывает всех как потенциальных, так и реальных субъектов налогового права. Тем самым фактически налоговые отношения затрагивают огромное число субъектов, потому как определение, введение и взимание налогов в доход государства, реализация налогового контроля, а также привлечение к ответственности за совершение налогового правонарушения вызывают привлечения других физических и юридических лиц, органов власти и местного самоуправления, которые прямо не обозначены в качестве участников налоговых отношений, однако наделены налоговым законодательством соответствующими правами и обязанностями и в назначенных случаях несут полную налоговую ответственность.

К количеству подобных субъектов относятся эксперты, свидетели, специалисты, понятые и переводчики, которые принимают участие в процессе налоговой проверки (ст. 90, 95—98 НК РФ). Налоговые отношения, которые складываются по поводу учета налогоплательщиков, вызывают присутствия регистрационных органов, исполняющих назначенные функции (ст. 85, 86 НК РФ). Отношения, которые возникают относительно расчетных операций по перечислению налогов и сборов, осуществляются путем участия банков (ст. 60 НК РФ). Наряду с этим налогоплательщик располагает право вступать в налоговые отношения посредством законного либо уполномоченного представителя (ст. 27, 29 НК РФ). [11]

В зависимости от исполняемых функций налоговые отношения разделяются на регулятивные и охранительные.

Так, регулятивные налоговые отношения характеризуются такими спецификами как:

- возникают на основании регулятивных норм права;

- обеспечивают функционирование правомерного поведения субъектов;

- носят позитивный характер, а именно в них определяются позитивные налоговые права и обязанности субъектов; в их рамках реализовываются положительные функции налогового права (регулятивная и экономическая);


- служат средством упорядочения, закрепления и развития общественных отношений имущественного характера, которые связаны с созданием казны государства.

Регулятивные налоговые отношения могут быть разделены на абсолютные и относительные.

Абсолютные налоговые отношения индивидуализированы лишь по одной стороне — той, у которой имеется право-требование. Остальные субъекты обязаны не нарушать ее право или выполнять возложенные обязанности. В абсолютных налоговых отношениях данным управомоченным лицом выступает государство либо муниципальное образование. В отношениях данного рода управомоченному лицу в качестве обязанной стороны противостоит всякий и любой субъект.

Необходимо отметить, что абсолютные отношения не часто складываются в налоговом праве. Более свойственны для налогового права относительные правоотношения. Данные правовые связи двусторонне индивидуализированы, в них уполномоченному лицу противостоит конкретно назначенный субъект с известным набором юридических обязанностей. Зачастую в данных отношениях управомоченное лицо располагает правом-требованием, которому корреспондирует обязанность индивидуально назначенного субъекта. К относительным налоговым отношениям относятся отношения по постановке на налоговый учет, уплате в бюджет либо государственный внебюджетный фонд конкретно назначенных видов налогов, возврату из бюджета излишне уплаченного налога, предоставлению отсрочки по уплате налога, обеспечению исполнения налоговой обязанности, осуществлению налоговой проверки и т.д.

Помимо всего этого, налоговые отношения в зависимости от основ систематизации могут быть разделены: согласно структуре их юридического содержания на простые и сложные; по собственному объекту на имущественные и неимущественные; по юридическому характеру взаимоотношений участников на вертикальные и горизонтальные; по форме проявления на двусторонние и многосторонние; зависимости от принадлежности к какому-либо налогово-правовому институту на отношения по поводу установления, введения, исчисления, уплаты налогов, налогово-учетные отношения, налогово-контрольные, отношения по правовому регулированию определенного налога и т.д.

2. Участники, признаки и особенности налоговых отношений


2.1 Основополагающие участники налоговых отношений

Налоговые органы и налогоплательщики выступают участниками налоговых отношений.

Налоговые органы представляют собой единую систему контроля за:[12]

1. соблюдением налогового законодательства Российской Федерации;

2. правильностью исчисления, а также полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и других обязательных платежей, определенных законодательством Российской Федерации;

3. соблюдением валютного законодательства Российской Федерации, реализовываемого в пределах компетенции налоговых органов.

Все участники налоговых отношений показаны на рисунке 1 Приложения курсовой работы.

Так, действующее законодательство оперирует понятием "налоговые органы" в узком и широком смысле. Тем самым в узком смысле под ними постигается единая централизованная система, которая состоит из Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и его территориальных органов. Под налоговыми органами в широком смысле слова в соответствии с НК РФ следует разуметь Федеральную Налоговую Службу России и ее территориальные органы, а также государственные органы, которые наделяются полномочиями налоговых органов.

К последним НК РФ относит таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов.

Однако, в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, данные органы пользуются правами, а также несут обязанности налоговых органов, которые предусмотрены НК РМ.

Федеральная Налоговая Служба РФ, а также его территориальные органы относятся к федеральным органам исполнительной власти и представляют собой единую централизованную систему налоговых органов с подотчетностью нижестоящих органов вышестоящим органам.

При этом ФНС России занимает верхнюю ступень в иерархической лестнице системы налоговых органов и выступает звеном федерального уровня, реализовывая возложенные на него как функции, так и полномочия непосредственно, а также через собственные территориальные органы.

Они реализовывают функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за верностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов, в случаях, которые предусмотрены законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей, за производством и оборотом табачной продукции, а также функции агента валютного контроля в пределах компетенции налоговых органов.[13]


Служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которые реализовывает государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, которые обеспечивают представление в делах о банкротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обязательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам. При этом они находится в ведении Министерства финансов Российской Федерации.

Отметим, что участниками отношений, которые регулируются законодательством о налогах и сборах, выступают: 1) организации и физические лица, которые признаются в соответствии с НК налогоплательщиками или плательщиками сборов; 2) организации и физические лица, признаваемые в соответствии с НК налоговыми агентами; 3) налоговые органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и его территориальные органы); 4) таможенные органы (федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области таможенного дела, подчиненные ему таможенные органы РФ).[14]

Помимо этого понятие организаций и физических лиц определено НК РФ: организации представляют собой юридические лица, которые образованы в соответствии с законодательством РФ, а также иностранные юридические лица, компании и иные корпоративные образования, располагающие гражданской правоспособностью, сформированные в соответствии с законодательством иностранных государств, международные организации, филиалы и представительства указанных иностранных лиц и международных организаций, созданные на территории РФ; физические лица – граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства; индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в определенном порядке и реализовывающие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

В соответствии с НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом РФ возложены обязанности по исчислению, а также по удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации.[15]

Тем самым Федеральная таможенная служба выступает уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, который реализует в соответствии с законодательством РФ функции по выработке государственной политики, а также по нормативному правовому регулированию, контролю и надзору в области таможенного дела, и функции агента валютного контроля и специальные функции по борьбе с контрабандой, иными преступлениями и административными правонарушениями.