Файл: Система психофизиологического профессионального отбора и диагностики профпригодности (Теоретические основы формирования системы оценки профпригодности).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 27.05.2023

Просмотров: 92

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Влияние возраста на склонность к риску.

Склонность

к риску

2

1,3,4

15-16 40 50 65 возраст

В менее рискованных ситуациях мужчины становятся более рискованными. А в более рискованной ситуации – женщины.

Тип характера определяет рациональное отношение к работе:

Гипертивный – повышенный фон настроения не вызванный, какими либо причинами.

Положительные черты: первое хорошее впечатление, хорошо организует людей, позитивно влияет на психологический климат.

Отрицательные черты: склонен не доводить до конца работу, не учитывает интересы других людей, склонен к не оптимальным решениям.

Гипотивный – пониженный фон настроения не связанный, с какими либо причинами.

Положительные черты: лояльность, обязательность, законопослушность.

Отрицательные черты: производит не благоприятное впечатление, боязнь ответственности, боязнь руководить.

Циклоидный – постоянные переходы от одного к другому.

Тревожно-мнительный – постоянное чувство тревоги, не вызванные какими-либо причинами.

Положительные черты: практически не совершают ошибки, повышенное чувство ответственности, не провоцируют конфликты, прекрасно все планируют.

Отрицательные черты: постоянные попытки оттянуть начало работы, попытки как можно скорее закончить работу, патологическая не любовь к инновациям.

Демонстративный – повышенное желание обратить на себя внимание.

Положительные черты: актерские способности, эффектная работа на виду, любят защищать других людей.

Отрицательные черты: не переносят одиночество, не могут выполнять не престижные функции, меняют свое мнение по ситуации.

Агрессивный – склонность к спонтанным агрессивным реакциям.

Положительные черты: высокая работоспособность, умение управлять не зрелым персоналом, умение достигать цели любым путем.

Отрицательные черты: отрицательное отношение к интеллектуальному труду, склонны подчиняться только к жесткой дисциплине, склонны к правонарушениям.

Зависимый – подражание более удачливым людям.

Положительные черты: полная бесконфликтность, могут брать ответственность за чужие ошибки, никогда не врут

Отрицательные черты: ленивые, могут работать только под жестким контролем, любое развлечение предпочитают работе.

Аутичный – отсутствие интереса к внешним событиям.

Положительные черты: склонность к расчетам, способен работать без вознаграждения, генерируют в нестандартные идеи.

Отрицательные черты: дисгармоничные движения, не тактичное поведение, такие лица склонны к абстрактной жалости.


Общие понятия о цветовом тестировании.

Тест имеет много названий: Цветовой тест, Швейцарский тест, Базельский тест.

Каждый человек подсознательно отождествляет явление природы с каким-то цветом. В зависимости от структуры личности одни явления нравятся, а другие вызывают негативные эмоции.

Цвет, связанный с приятными для вас явлениями кажется красивым, а не с приятным кажется не красивым.

Преимущество теста:

Не специалисту трудно соврать.

Тест проводится быстро

Расшифровке теста легко научиться

Дешевизна теста

Недостатки теста:

Требует хорошего естественного освещения

Тест плохо срабатывает для выходцев из восточной Азии

На тест не всегда хорошо отвечают верующие мусульмане

Тест определяет скрытые латентные черты личности, с которыми человек часто не соглашается

Порядок тестирования:

  1. Перед человеком раскладываются одинаково удобно для взгляда 8 разных цветов
  2. Темно синий
  3. Сине-зеленый
  4. Красно-оранжевый
  5. Желтый
  6. Фиолетовый
  7. Коричневый
  8. Черный

0 серый

  1. Задается вопрос о состоянии человека.
  2. Предлагают найти тест, на который приятно смотреть глазами и убрать и так все цвета по приятности (4,3,2,5,1,6,0,7).
  3. Респондента отвлекают каким-то посторонним вопросом.
  4. Процедура делается заново(4,3,1,2,5,6,0,7).
  5. Для оценки персонала используется только второй выбор.
  6. Разница между первым и вторым выбором используется

А) для ранней диагностики психических заболеваний

Б) для оценки избыточно хорошего настроения (2,3,4 сдвигается вперед)

В) для оценки негативных эмоций (6,7,0 – сдвигаются вперед)

Общие понятия цветового тестирования:

  1. + Первые 2 цифры служат какого-то предпочтения: желаемая цель в будущем; способы деятельности, которые у человека развиваются; прогноз развития личности
  2. Х группа простого предпочтения: достигнутая жизненная цель; основной способ деятельности.
  3. = Группа безразличия: цель деятельности, которой он может достичь, но она ему не нужна; способ деятельности которой человек владеет, но не любит применять; скрытые способности
  4. – группа отвержения: отвергаемая цель деятельности; способ деятельности, к которой человек никогда не прибегает; подавленные потребности
  5. Вторая цифра в паре обозначает цель деятельности
  6. Первая цифра в паре обозначает способ достижения цели

Экспресс расшифровка теста:


Проходит по первой цифре теста.

  1. Тип реагирования: наиболее вероятная реакция человека на внешнее воздействие. Цвета:
  2. Сензитивность – пассивное обдумывание ситуации
  3. Сопротивление – пытается защититься от воздействия
  4. Лидерство – пытается перехватить инициативу
  5. Спонтанность – зависит от настроения
  6. Хорошее настроение = 3, а в плохом = 1
  7. Хорошее = 3, плохое = 2
  8. = как 3, но агрессивно

0) не ясная реакция

  1. Ведущий мотив: основной фактор определяющий выбор деятельности
  2. Избежание неудач
  3. Ригидность: все по своему делают
  4. Достижение успеха
  5. Эмоциональная вовлеченность: делают, то что интересно
  6. Хорошее настроение = 3, а в плохом = 1
  7. Хорошее = 3, плохое = 2
  8. = как 3, но агрессивно

0) не ясная реакция

  1. Ведущая эмоция: эмоция как следствие от работы
  2. Пессимистичность: ищет негатив в работе
  3. Удержание позиции: ему хорошо, когда ничего не теряет на работе
  4. Агрессивность: работает, как соревнуется
  5. Оптимистичность: всегда все хорошо
  6. Хорошее настроение = 3, а в плохом = 1
  7. Хорошее = 3, плохое = 2
  8. = как 3, но агрессивно

0) не ясная реакция

  1. Жизненная позиция: на что человек пытается быть похожим
  2. Женственность: типичные черты поведения, которые приписываются женщинам
  3. Зрелость: человек ведет себя более взросло
  4. Мужественность: типичное мужское поведение
  5. Инфантилизм: свойственно людям более молодого возраста
  6. Хорошее настроение = 3, а в плохом = 1
  7. Хорошее = 3, плохое = 2
  8. = как 3, но агрессивно
  9. не ясная реакция

Значение отдельных цветов:

  1. СИНИЙ:
  2. основная потребность: глубокая привязанность, к какому либо объекту
  3. основные тенденции в деятельности: достижение внешней защиты, стремление к эмоциональному покою
  4. дополнительная расшифровка по первой позиции: тип темперамента чаще всего меланхолик, слабый тип нервной системы, интроверты в основном, сильная аффилетивная потребность (человек не переносит одиночество и не любит, когда его не замечают)
  5. не желательные сочетания: регистрируется только в первой половине теста. 1.0 – психастения (нервное напряжение вызывает физическую слабость); трудности общения из-за застенчивости; 1.6 – склонность к психосаматике (нервное напряжение вызывает дисфункцию самого слабого органа); 1- 3+ - комплекс донжуана (повышенный эмоциональный интерес к лицам противоположного пола); 1.2 – гармоничное сочетание.такой человек может контролировать негативные ситуации
  6. СИНЕ – ЗЕЛЕНЫЙ.
  7. Основная потребность: отстаивание собственной позиции.
  8. Основные тенденции в деятельности: оборонительность, агрессивность защитного плана
  9. Дополнительная расшифровка первой позиции: смешанный тип нервной системы, амбициозность, настойчивость, очень часто демонстративный характер, тропизм (склонность к точным данным и доказательствам)
  10. Нежелательное сочетание: 2.0 – трудность общения из-за конфликтности; 2.5 – всех подозревает в чем-то плохом (мнительность); 2.6 – высокая раздражительность; 2.7 – повышенная недоверчивость; гармоничное сочетание – 2.4. все плохое забывает.
  11. КРАСНО – ОРАНЖЕВЫЙ.
  12. основная потребность: обладание властью
  13. основные тенденции в деятельности: агрессивность, целенаправленность, высокая поисковая активность.
  14. дополнительная расшифровка по первой позиции: сильный тип нервной системы, по типу темперамента основная часть сангвиники, экстраверты, часто агрессивный характер
  15. не желательные сочетания:7+ 3- безудержные протестные реакции; 3.1 – психастения; 3.0 – нарциссизм; 3.7 – навязчивые действия; 3.5.7. в любом порядке – это склонность к антисоциальному поведению; гармоничное сочетание 3.5 – все плохое от красного подавляет.
  16. ЖЕЛТЫЙ
  17. основная потребность: активность, эмоциональная вовлеченность, движение
  18. основные тенденции в деятельности: переживание, общение
  19. дополнительная расшифровка по первой позиции: сильный тип нервной системы, по типу темперамента чаще всего холерики, экстраверты, гиперстеник (потребность к движению)
  20. не желательные сочетания:4.5 – демонстративность, склонны к истерическим реакциям; 4.1 – циклоидный характер, резкие перепады настроения; Х4.1 – полная зависимость работоспособности от настроения; 1+4- – тенденция к бегству в себя; 4.3.2, 4.2.3 – гармоничное сочетание, контролирует желтый цвет.
  21. ФИОЛЕТОВЫЙ
  22. основная потребность: уход от реальной действительности
  23. основные тенденции в деятельности: индивидуалистичность, нереальность интересов и желаний
  24. дополнительная расшифровка по первой позиции: беременность, не зрелость личности, в пожилом возрасте означает шизофрению, у беременных и подростков фиолетовый цвет на первой позиции не анализируют
  25. не желательные сочетания: + 5.4 – склонность к психическим расстройствам; 5.2 – высокая осторожность; 5.3 или 3.5 – склонность к гомосексуальному поведению; гармоничное сочетание 5.1 или 5.0.
  26. КОРИЧНЕВЫЙ
  27. основная потребность: снижение тревоги
  28. основные тенденции в деятельности: стремление любой ценой достичь психического или физического комфорта
  29. дополнительная расшифровка по первой позиции: повышенная тревожность, тревожно-мнительный характер, чаще всего меланхолик, самотизация тревоги, ипохондрия – повышенная забота о своем здоровье, коричневый цвет на первой позиции не тестируется при резкой смене образа жизни
  30. не желательные сочетания:6.0 – пониженная стрессоустойчивость; 6.1 – избыточный конформизм (у человека нет своего мнения); 6.3 – патологическая не уверенность в себе; гармоничное сочетание – любое положение во второй половине теста.
  31. ЧЕРНЫЙ
  32. основная потребность: достижение независимости через бунт, протест
  33. основные тенденции в деятельности: негативизм
  34. дополнительная расшифровка по первой позиции: сангвиник, очень сильная нервная система, агрессивность, ригидность
  35. не желательные сочетания:7.3 – высокая агрессивность; 7+3- - затаенная агрессия; 7.4 – навязчивые страхи; 7.5 – крайний субъективизм (не воспринимает ничего чужого); гармоничное сочетание – любая позиция на последнем или предпоследнем месте.
  36. СЕРЫЙ
  37. основная потребность: покой и отдых
  38. основные тенденции в деятельности: пассивность
  39. дополнительная расшифровка по первой позиции: склонность к аутизму, быстрая утомляемость, лень
  40. не желательные сочетания:0.7 –осторожность от проблем; 6.0.7 – выраженный стресс по самым не значительным причинам; 0.3 – стремление избегать конфликтов любой ценой; гармоничное сочетание – 5.0.

2.3 Диагностика психических состояний

Оценка работоспособности.

2,3,4 – рабочая группа

Если начинается с 2, то работоспособность мотивируется повышением статуса. Если рабочая группа начинается с 3, работоспособность мотивируется материальным стимулированием. А если с 4, то работоспособность мотивируется эмоциональным интересом.

Если рабочая группа заканчивается 2, то работа прекращается, когда человек понимает ее бессмысленность. Если рабочая группа заканчивается 3, о работа прекращается при физическим истощении. Если рабочая группа заканчивается 4, работа прекращается, когда теряется эмоциональный интерес.

Оценка тревожности:

Группа тревожности – 6,7,0

Работа: тревожность = 17:3=5.6

Если показатель больше 1.5, такой человек может работать без внешнего контроля. 1 – 1.5 – нужен эпизодический внешний контроль. Если меньше 1, то такой человек не может работать без внешнего контроля.

Оценка уровня адаптации:

1,2,3,4 – основные

6,7,0 – дополнительные

Основной цвет на последней позиции получает 3 штрафный балла, на предпоследней 2 штрафный балла, а на третем с конца 1 штрафной балл.

Когда дополнительный на 1 – 3 балла, на 2 – 2, 3 – 3.

А = 100 (100+сумма штрафных баллов)

От 50 и выше повышенный уровень адаптации, такие лица быстро приспосабливаются, но быстро рвут старые связи.

Меньше 25 – пониженный уровень адаптации.

Диагностика актуальных проблем:

Наличие основного цвета на последней позиции. Актуальная проблема соответствует основной потребность, которая отражает данный цвет. Человек компенсирует актуальную потребность за счет сильно выраженных основных тенденций, которая отражает самый красивый цвет.

Трансформация трудового поведения под влиянием системы мотивации.

Изменение восприятия размера материального вознаграждения

Восприятие

денег

зарплата

Искать

ценности

+

-

Незаметно

100

50

1

Мало

500

200

10

Средне

1500

1000

100

Много

5000

3000

1000

Чем ниже вероятность получения денег тем более значимыми они кажутся. Люди более эмоционально реагируют на материальные наказания, а не на поощрения.


Прогрессивная ( 1 000, 2 000,…, 30 000)

Регрессивная (40 000, 35 000,….,30 000) (за каждое нарушение наказываются)

Регрессивное вычисление заработанной платы вызывает рост производительности. Но регрессивная система снижает лояльность персонала.

Влияние на поведение форм оплаты.

Повременная система:

Плюсы:

  • Стабильность
  • Простота
  • Не снижает качество

Минусы:

  • Персонал стремится повысить свою численность
  • Производительность консервируется на минимальном допустимом уровне
  • На работе начинаются правонарушения
  • Карьерный рост
  • Подсиживание

Сдельная система:

Плюсы:

  • Рост производительности
  • Нет лишних людей
  • Рост заработной платы
  • Более справедливая заработной платы

Минусы:

  • Случайные факторы
  • Профзаболевания
  • Конфликты у персонала
  • Неритмичность
  • Конфликты с руководством
  • Снижается качество

Стандартное сечение заработной платы

Стабильный компонент + полустабильный компонент + нестабильный

25 – 30% 40 – 60% 20 – 25%

Увеличение стабильного компонента резко снижает мотивацию к росту производительности.

Полустабильный компонент: отклонение в меньшую сторону снижает производительность. Отклонение в большую сторону вызывает конфликтность.

Если нестабильная часть меньше 10% она не влияет вообще. А когда больше 70% подлизывание.

Оценочный показатель.

  1. Квалификация

Минусы:

  • Конфликты
  • Покупка дипломов
  1. Время (аккордный оклад) вызывает ускорение любых работ

Минусы:

  • Халтура
  • Когнитивный диссонанс
  • Не замечаются отвлекающие факторы
  1. Участие в прибыли

Плюсы:

  • Рост лояльности
  • Экономия

Минусы:

  • Прибыль фальсифицируют
  1. Объем деятельности

Плюсы:

  • Рост производительности
  • Рост квалификации

Минусы:

  • Выгодная и не выгодная работа
  • Тратят как можно больше

Не денежные материальные стимулы

Плюсы:

Персонал не экономит на здоровье и внешности

Лояльность

Чем ниже материальный уровень персонала, тем меньше надо ему платить и больше давать бесплатных услуг, это вызывает рост лояльности и добросовенности

Влияние на поведение избыточных наказаний

Персонал склонен к латентному мщению

ИБД

Люди склонны не работать сами, а контролировать друг друга

Персонал любит легкую работу